Александр Серков - «Христос... умерщвлен по плоти, но ожив духом, проповедовал духам»
Александр Серков 13-05-2017, 13:03 3 490 Духовные размышления » Александр СерковПрочитаем текст Писания, затем рассудим, о чем говорит в нем Петр:
18 Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1Петр 3:18-20).
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом (1Петр 4:6).
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1Петр 3:18-20).
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом (1Петр 4:6).
Довольно-таки странный текст. Не так ли? Оказывается, не только у Павла есть неудобовразумительные высказывания, мы видим, что и Петр, который подчеркивал неудобовразумительность Павла (см. 2Петр 3:16), сам написал нечто весьма непонятное, и богословы, по-разному понимая этот текст, не одно столетие уже спорят, доказывая свою правоту. Чем неудобен этот текст для понимания? Какие высказывания автора заставляют нас задуматься?
Первая часть 18 стиха в общем-то понятна: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных». Но вот дальше мы читаем несколько непонятных выражений:
1) «Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».
2) «Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал».
3) «Ибо для того и мертвым было благовествуемо».
4) «Чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом».
Вы заметили здесь повторяющееся противопоставление плоти и духа: «Умерщвлен по плоти, но ожив духом» и «подвергшись суду плотью, жили духом»? И в центре этого - проповедь о спасении. Это общий план этой мысли. Давайте разберем теперь этот текст подетально, что это все значит.
«Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».
Сразу начнем с неправильного понимания. Те, кто верит в бессмертие души (и духа), говорят, что Христос ожил духом, чтобы спуститься в ад для проповеди и три дня - в промежутке между смертью и воскресением - там проповедовал, об этом говорит якобы и последующий стих. То есть, умерщвление по плоти и оживание духом, по их понятиям, происходило одновременно, и пункт А, в таком случае, – это поверхность земли, где Иисус умер, а пункт Б, куда Христос спустился и где проповедовал три дня, - это глубины земли, где находятся бестелесные духи нечестивых людей. Но что тогда получается, и что в итоге такой концепции мы имеем? Тогда у нас выходит, что часть человеческого естества Христа из трех (дух, душа и тело), а именно дух был у Него при жизни мертв, если он ожил только при умерщвлении тела. А если до Своей смерти Христос был полностью жив (и дух, и душа, и тело, что является нормой для любого живого существа), то в таком толковании нет никакой логики, ведь не может же ожить то, что живо. Нет, так толковать не пойдет. Значит здесь другое время оживания духом, не тогда, когда умерщвлен Он был по плоти, а именно при Его воскресении. То есть, Христос умер плотью, а через три дня ожил духом, и иначе здесь понимать нельзя.
Но тут же у нас возникает другой вопрос: как понять «ожил духом»? О каком духе идет речь? Может о Духе Святом, Который воскресил Христа? А может о Его Божественной природе, которая не умирала и которой Он воскресил Свое тело? Греческое слово «пн`эумати», переведенное как «духом», потенциально может относиться к третьей Личности Божества, действием и силой Которого мог быть оживлен Христос, но оно может также относиться и к человеческому духу Христа, в отличие от Его человеческого тела. Можно вложить понятие и в отношении Его Божественной природы. А может «ожил духом» относится еще к чему-то другому? Давайте поймаем «ниточку» или, говоря на языке богословия, возьмем контекст, чтобы понять, о чем, собственно, говорит здесь Петр. Контекст начинается с 13 стиха. Цитирую:
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
И сразу же он пишет:
«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (18 стих).
Начинает автор эту мысль с призыва жить благочестивой жизнью, за что можно и пострадать, и тут же он ободряет: ведь и Христос пострадал, ведя праведный образ жизни. Но словами «праведник за неправедных» автор этого текста прокладывает некий «мостик» к более глубокой мысли. Он теперь иллюстрирует принципы, изложенные в стихах 13-17, и приводит - в качестве совершенного примера - Христа, Который страдал за то, что делал добро (2:14). Его безгрешная жизнь вызывала неоправданно враждебное отношение к Нему со стороны людей. Но Он не боялся их, поскольку вверил Себя Богу. Христос ясно заявил о Своей цели и посвятил Себя делу, ради которого пришел на землю. Он умер за людей, сохранив Свою совесть чистой (2:23). И вот получил Он величайшее благословение и награду - в воскресении Своем и последующей славе. Ключевыми словами к пониманию выражения «ожил духом» являются именно эти: «за грехи наши», это те грехи, за которые в Ветхом Завете нужно было приносить жертву искупления. Но, в отличие от ветхозаветного времени, когда жертвы следовало приносить ежегодно в День искупления, Христос пострадал однажды, т. е. раз и навсегда, и это свидетельствует о совершенстве Его жертвы. На заместительный характер смерти Иисуса Христа указывают слова «праведник за неправедных». А раз Он взял грехи всех людей на Себя, значит Он - Праведник - стал условно неправедным (грешным), чтобы нам неправедным стать условно праведниками. Видите, какая здесь запутанная, но логически правильная система. А раз Он умер грешником (взяв на Себя грехи мира), то воскрес Он духом. Вот эти два антонимичных слова фигурируют в Писании: «плотский и духовный»; «жить по плоти - жить по духу». Жить по плоти – это негативное явление, а жить по духу – это позитив.
В Синодальном переводе стоит «ожив духом». Это искаженная мысль. Слово «духом» предлагает искать ответ на вопрос: кем? – чем? Но, согласно древней рукописи, чтение «духом» не имеет основания. Последняя часть стиха поэтому должна быть переведена: «умерщвлен в плоти, ожив в духе». Не плотью и не духом, а в плоти и в духе. Давайте посмотрим другие современные переводы, как это место переводят:
«Они убили Его тело, но Он был оживлен в Духе» (перевод Слово Жизни).
«Быв умерщвлён во плоти, но оживлён в духе» (перевод Макария-Кассиана).
«Умерщвленный во плоти, Он к жизни был возвращен в духе 'Своем'» (перевод ИПБ).
«Быв умерщвлён во плоти, но оживлён в духе» (перевод Макария-Кассиана).
«Умерщвленный во плоти, Он к жизни был возвращен в духе 'Своем'» (перевод ИПБ).
Что это значит? Восприняв на Себя человеческую плоть, ослабленную грехом, Он понес нашу греховность. Воскрес Он снова «в духе», в духовном естестве – в противоположность плотскому. Этот контраст от плоти к духу мы можем сравнить со словами Павла. Цитирую:
3 О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем (Рим 1:3-4).
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем (Рим 1:3-4).
Воплотившись, Христос стал человеческим существом; после же воскресения, хотя Он и сохранил Свою человеческую природу, Он стал снова духовной личностью. Сам Христос подтвердил эту мысль словами:
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24).
Также Павел пишет:
16 А тайна благочестия воистину велика: во плоти был Он явлен, в духе 'Своем безгрешном' оправдан, 'по воскресении' ангелы узрели Его, в народах Он возвещен, в мире верою принят и во славу 'небес' вознесен (1Тим 3:16 ИПБ).
Здесь тот же контраст: «во плоти» и «в духе». Что Петр хотел этим сказать своим читателям? Вы страдаете или вам предстоит пострадать за истину, но вы мужайтесь, и Христос страдал. Он победил в этой битве, и Его победа посредством страданий является для вас гарантией вашей победы в «огненном испытании». В виду всего этого, читатели Петра не должны были стыдиться страдать как христиане (1Петр 4:16), но радоваться, зная, что, когда Его слава будет открыта, они возрадуются и восторжествуют. Они могут почитать себя счастливыми, когда их злословят за имя Христово. Но благодаря смерти Христа и Его воскресению, когда Он снова принял прославленное Свое естество, и вы вместе со всеми искупленными будете иметь также новые прославленные тела при вашем воскресении. Так что, не бойтесь, если вас убьют за имя Христа и за истину Божью. Или другими словами: факт, что Христос действительно умер «в плоти», не означает конец Его существования вообще. Через воскресение Он сделался вновь живым, хотя теперь Его природа стала более совершенной или «духовной природой», чем, когда Он жил на земле, как человек среди людей. Факт, что распятый Христос живет, представлен здесь Петром как заверение тем, которые приняли участие в Его страданиях. Нет нужды страшиться, что гонение и страдание навсегда прекратят их существование.
Вот теперь эту мысль мы можем сразу же увязать с текстом, который многие тоже неправильно толкуют:
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом (1Петр 4:6).
Вот видите, - говорят, - Христос умер, и между смертью и воскресением Он духом спускался в ад и там проповедовал. На самом деле, мертвым было благовествуемо не тогда, когда они были уже мертвы, но когда они были еще живы. Говорят же, например, «мой покойный отец говорил то-то и то-то». Это же не означает, что покойник что-то говорил. Говорил отец, когда он был еще жив, но ныне он покойный. Так и мертвым было благовествуемо, когда они были живы, потому что, после смерти нет жизни - ни дух, ни душа без тела не живут.
О чем было проповедано мертвым? Чтобы они осудили свою жизнь по плоти и стали жить по Богу духом. То есть, им была напоминаема воля Божия и предложено жить не по плотским влечениям, а по велению духа, им предлагалось оставить плотскую жизнь и стать духовными личностями. К чему Петр провел эту мысль? Он дальше напишет, что речь идет именно о людях, живших перед потопом во дни Ноя. Эти люди не приняли весть стать духовными, и их печальный конец был предостережением для тех, кому писал Петр, что и с ними будет тоже самое, что и с допотопными жителями, если они не оставят дела плоти.
И наконец, последняя и главная мысль:
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1Петр 3:19-20).
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1Петр 3:19-20).
Этот текст, в отрыве от учения всего Писания, также толкуют неправильно. Некоторые понимают его так, что Дух Христа сошел в преисподнюю, в период между Его смертью и воскресением, с тем, чтобы там предложить людям, жившим до потопа, вторую возможность спастись. Однако, Писание не подтверждает такого толкования, после смерти человека нет никакой жизни до самого Второго Пришествия Христа, когда мертвые праведники будут воскрешены, а мертвые нечестивые воскреснут только через тысячу лет. Да и вообще, не лицеприятен ли дух Христа, что проповедовал только допотопным духам?! А как остальные духи нечестивых? И еще, неужели духи не праведных людей в преисподней находятся отдельными поселениями: допотопные, послепотопные? В общем, нет здравого смысла в таком толковании.
Другие полагают, что Христос сошел в ад после Своей смерти с тем, чтобы провозгласить о Своей победе падшим ангелам, при этом они ссылаются на 2Петр 2:4-5, приравнивая ангелов к «Сынам Божиим», о которых говорит Моисей (см. Быт 6:1-2). Однако, несмотря на то, что многое говорит в пользу такого толкования, все же речь здесь идет не об ангелах, а о людях, и как мы уже говорили, Христос ожил в духе только при воскресении, поэтому никуда Он не спускался, ни в какие преисподние места земли. Но текст говорит: «сойдя, проповедовал» и говорит, кому Он проповедовал: «находящимся в темнице духам» и дальше конкретизирует: «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега». Вот оказывается куда Христос спускался для проповеди, пункт отправки и пункт прибытия не А – поверхность нашей земли, Б – преисподняя земли, а А – небеса, Б – наша земля. Когда это было? Между смертью и воскресением Христа? Нет. А когда? Во дни Ноя.
Теперь остается непонятным выражения: «в духе» (в чем?), в котором Христос воскрес, и Он во дни Ноя проповедовал «духам» (кому). Вот в этом-то и вся неудобовразумительность Петра. Если у Павла путаница происходит со словом «закон», так как он пишет не об одном законе, и многие, запутавшись в разных законах, отвергают Божий десятисловный закон. Так и у Петра с духами происходит какая-то путаница. Давайте вникнем в это слово и во все оттенки его значения. Словарное определение дает нам тринадцать значений слова «пн`эума». Среди тринадцати есть такие, которые нам не понадобятся, это, например, грамматическое слово «придыхание», или риторическое «нарастание, градация», или «чутье животных». Поэтому рассмотрим основные значения: «ветер», «веяние, дуновение, порыв», «дыхание», «дух, жизнь» и философское значение «духовное начало, дух».
Почему такое разнообразие понятий этого слова, что их объединяет? Дух – это то, что невидимо, но видны его действия. Например, ветер мы не видим, но узнаем о наличии движения воздуха по предметам, на которые он действует. Как писал Пушкин: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Вот и получается, если это «пн`эума» - «тихое веяние, дуновение», то кораблик в царство славного Салтана доберется не очень-то и быстро. А если порыв ветра большой, а это то же самое слово «пн`эума», то и скорость корабля будет соответственной, если ветер, конечно, попутный.
Этим же словом «пн`эума» обозначено и «дыхание». А дыхание, это то же самое ритмичное движение воздуха, в легкие и из легких. Поэтому это дыхание названо еще «духом жизни». Выражение «испустить дух», а о животных говорят «издох», - означает, что последним был выдох, а вдох больше не произошел, а значит – наступила смерть. Начало жизни произошло в обратном порядке:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7).
Есть еще одно значение этого слова: «духовное начало, дух». Приведу Библейский пример:
«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1).
Видите, если ап. Павел ставит в тупик начинающих исследователей его посланий словом «закон», например,
«Законом я умер для закона» (Гал 2:19).
Вот и гадайте, каким законом Павел умер, и для какого закона он умер? Многозначность слова «закон» надо учитывать при толковании этого места Писания. То же самое происходит и у ап. Петра со словом «пн`эума»: «ожил в духе» (в чем?), которым проповедовал «духам» (кому?). Говоря о духах, которым проповедовал Христос, почему-то у людей есть тенденция считать, что проповедование происходило в каком-то подземном царстве, где существуют духи умерших людей. Спроси сегодня на улице любого человека: когда Вы слышите что-либо о д`ухах, что Вам сразу же приходит на ум? Обычно начинают сразу рассказывать о каких-то привидениях и потусторонних силах. Это не удивительно, Священное Писание тоже дает понятию «духи» какой-то потусторонний оттенок. Я цитирую несколько текстов Писания:
«Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан 3:86).
«И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий» (Мк 3:11).
«Однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк 10:20).
«Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись» (Деян 8:7)
.«Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).
«Это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр 16:14).
Словом «духи» (пн`эумата) (именно во множественном числе) обычно называют сверхъестественных существ, но, надо заметить, по крайней мере, один раз этим словом названы в Новом Завете человеческие духи:
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам [пн`эумаси]праведников, достигших совершенства (Евр 12:22-23).
23 К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам [пн`эумаси]праведников, достигших совершенства (Евр 12:22-23).
Речь здесь идет о зрелых, совершенных христианах. Слова «вы приступили» обращены к живым христианам, как явствует из контекста. Автор не обращается к умершим праведникам прошлых веков, как если бы они действительно были собраны пред «судьей всех» людей на «горе Сионе» в «небесном Иерусалиме». Все согласятся, что это сказано лишь в образном смысле, что живые христиане могут собраться перед троном Божиим как изображено в стихах 22-24. В таком же самом смысле сказано в гл. 4:16, где он приглашает их «приступить с дерзновением к престолу благодати». В таком же образном значении живые христиане изображены «духами» всех других «достигших совершенства», собранных там в духе, а не в воображаемом, бестелесном состоянии. Если принять, что «духи праведников, достигших совершенства» - ссылка на предполагаемых бестелесных - «духов», обозначает поставить автора послания к Евреям в противоречие с ясными заявлениями Священного Писания относительно состояния человека в смерти (см. Еккл 3:21; 12:7; Ин 11:11).
Но мы снова попадаем в некое затруднительное положение, рассматривая послание Петра. Да, духи праведников, это те, которые живут не по плоти, а по духу, это, в отличие от плотских, духовные люди. Но тогда нам не понятно, почему Петр жителей дней Ноя называет тоже д`ухами? «находящимся в темнице духам [пн`эумасин], сойдя, проповедал». Мы уже говорили о многозначности слова «пн`эума», и как у Павла «законом умер для закона», так и у Петра «духом» проповедовал «духам». В данном случае, дух допотопного человека, это сознание человека. Есть такой текст Писания:
«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим 8:16).
Бог говорит нашему сознанию не через рецептор слуха, а напрямую воздействуя на наше сознание. Так и на сознание допотопных людей, на их духи (ум, сознание) Иисус воздействовал, чтобы привести их к покаянию. Почему «духом» и на «дух человека», потому что это невидимая сила воздействовала на невидимую мыслительную способность человека. Это не была прямая проповедь Ноя, Ной не ходил по земле с проповедью. Но сам факт строительства ковчега сто двадцать лет далеко от воды и при том, на возвышенной местности, работал над духами, над умами человеческими, чтобы объяснить им, что это все значит. Они, естественно, задавали Ною вопросы, и Ной отвечал им, что Бог повелел строить ковчег, ибо придет на землю большой потоп и нераскаявшиеся в своих грехах погибнут. Вот так дух Христа, дух праведный, говорил духам грешным, чтобы привести их к покаянию, потому что они были в темнице греха, в рабстве дьявола.
Но для чего Петр проводит эту мысль, связывая смерть и воскресение Христа с потопом? Рассматривая главу до конца, мы видим:
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Ной не боялся людей и был послушен Богу, проповедуя о Нем делом и словом. Он служит здесь примером человека, который, ради сохранения доброй совести перед Богом, не отступал от своего дела, несмотря на то, что непрестанно подвергался оскорбительным насмешкам. Наградой ему за то, что, страдая несправедливо, он сохранил свою совесть чистой, было спасение - его и всей его семьи; они были спасены от потопа в ковчеге, «в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды».
Петр призывал и христиан не страшиться тех, кто их преследует за проповедь Евангелия и за благочестивую жизнь. Ной страдал, проповедуя и был спасен; Христос умер за праведную жизнь, но был воскрешен в духе, и вы не бойтесь гонящих вас, свою награду получите и вы в явление Иисуса Христа.
Такое объяснение, по-видимому, согласуется с темой этого раздела (1Петр 3:13-22) в целом - хранить добрую совесть и перед лицом незаслуженных преследований.
Похожие новости
Иисус в посланиях Петра
Центр духовного просвещения, субботяя школа, урок №8, «Иисус в посланиях Петра» (20 мая 2017)
19.05.17
Субботняя школа
Жизнь для Бога
Центр духовного просвещения, субботняя школа, урок №5, «Жизнь для Бога» (29 апреля 2017)
28.04.17
Субботняя школа
Александр Серков - Урок 5. Жизнь для Бога
Начнем этот урок с вопроса: «Испытываем ли мы духовный голод по общению с Богом и Его Словом?».
25.04.17
Субботняя школа » Александр Серков