Александр Серков - Урок 3. Единство Евангелия
Александр Серков 11-07-2017, 07:03 1 817 Субботняя школа » Александр СерковВ первые три века своего существования Церковь подверглась воздействию язычества. Невзирая на все реформации, это язычество в значительной степени сохраняется в ней и ныне. Епископы рассчитывали одержать верх над язычеством, ослабив строгость евангельских принципов. На самом же деле подлинным результатом стала испорченность церкви.
То же происходило и в Галатии. Люди извращали Евангелие. Но Павел искал благоволения не у людей, а у Бога. Цель данного урока помочь понять подлинное основание единства верующих, которые имеют различия между собой, подобно иудеям и язычникам. Помочь ощутить степень напряжения в ранней церкви по вопросу обрезания, рассматриваемому в свете Евангелия благодати и побудить принять решение твердо держаться основополагающих доктрин о вере и благодати. Приступим к рассмотрению этого урока.
I Важность единства
Прочитаем текст Писания:
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1Кор 1:10–13).
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1Кор 1:10–13).
Один часовой мастер, живший еще в 19 веке, решил добиться того, чтобы все часы, которые принесли ему клиенты на ремонт, «говорили» разом «тик» и одновременно «так». Как он не пытался это сделать, но ничего у него так и не выходило - уже через пол минуты одни часы «говорили» «тик», а другие в это время – «так». Однако, все часы исправно шли и были пригодны для эксплуатации.
Многое было сделано в попытке объединить разные группы людей и сообщества, чтобы свести к минимуму проблему утраченного единства. И если мир решительно настроен сделать все возможное для объединения стран и народов, разве не должны христиане приложить еще больше усилий ради достижения этой цели? Христос очень желал, чтобы Его народ был един, и благодаря этому Благая весть могла распространиться по всему миру. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы ради достижения такого желанного единства мы не поступились принципами Евангелия. Если одни говорят «тик», а другие «так», это пол беды, а вот если часы остановятся и будут выдавать ложное время, это уже сложная проблема.
В Послании галатам Павел также затрагивает все эти вопросы. Он делает акцент на единстве верующих, потому что осознает, что появляются разногласия и начинают возникать вопросы, связанные с церковной иерархией. Эта проблема существовала задолго до Павла, существует она и сегодня. Именно поэтому Иисус сказал: «Да будут все едино (Ин 17:21). У такого наказа было много причин. Церковь более эффективно будет выполнять свою функцию, если ее члены будут едины в вере, делах и целях.
Среди людей, заявляющих о том, что они служат Богу, не должно быть разногласий. Церковь призвана налаживать отношения между Богом и людьми, и эта задача достигается любовью. И люди смогут увидеть определенный замысел в том, как церковь выполняет эту роль. Если в церкви не будет порядка, то недоумение неверующих будет вполне обоснованно. Итак, единство помогает нам представлять Бога перед людьми, которые еще не знают Его, но открыты для принятия истины.
Это подводит нас к богословскому аспекту вопроса. Церковь представляет Бога, поскольку является Его Телом на земле. Тело функционирует за счет гармоничной работы множества органов, и в этом отношении церковь выражает сущность Христа. Если церковь призвана представлять Бога, то она должна стать гармоничным единством разных личностей. Если церковь не является таковой, если она не стремится постоянно к этому идеалу, она становится еще одной человеческой организацией, нацеленной на самоутверждение и служение собственным интересам.
В то же время христианское единство — нечто большее, чем гармоничные отношения между членами церкви. Христианское единство — это единство во Христе. В ранней церкви большинство разногласий происходило от чрезмерной привязанности к человеческим руководителям. Проблема ошибочного доверия также имела место в Галатии. Противники Павла знали, что могут бросить тень сомнения и подозрения на его личность и укрепить доверие к себе благодаря своей харизме, личным качествам или самоуверенности. В отличие от них Павел сосредоточил внимание на истинном Евангелии — единственной силе, способной объединить христиан.
Исходя из вышеприведенного текста, апостол Павел обращается к Коринфянам как к людям, которые не враги, а братья друг другу, и делает это именем Иисуса Христа, т. е., опираясь на высший в глазах христиан авторитет. Это уже десятое упоминание имени Иисуса Христа в первых десяти стихах послания, так что не остается сомнения, что именно Тот, в Кого уверовал Павел, должен стать источником и средоточием единства коринфских верующих. Не уничтожения различий между ними хотел апостол, а гармонических взаимоотношений. Существует понятие единства в разнообразии. Его-то и хотел Павел. Это можно сравнить с искусно сделанным лоскутным одеялом: разноцветные и разнообразные по форме лоскутки сливаются в гармоничное целое.
Однако «одеяло» в Коринфе разрывалось по швам, как это явствовало из сообщения домашних Хлоиных, поскольку раздоры в церкви были печальной реальностью. Павел ставит три риторических вопроса, каждый из которых подразумевал отрицательный ответ. «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» Вселенское тело Христа не подлежит разделению, а поэтому недопустимо, чтобы разделялась в себе и поместная церковь.
II Обрезание и лжебратья
Прочитаем текст Писания:
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал 5:2-6).
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал 5:2-6).
Сегодня вопрос обрезания не стоит перед церковью, у нас свои проблемы и свои лжебратья. Но во времена Павла вопрос обрезания стоял очень остро. Чтобы вполне понять эту проблему и уразуметь, кто был прав во дни первых христиан, надо изучить этот вопрос в его концептуальном значении. Впервые вопрос об обрезании крайней плоти появился, когда Авраам прожил уже не малую часть своей жизни. Этот обряд не был учрежден ни при жизни Адама, ни Еноха, ни Ноя, а только при жизни Авраама. Воссоздайте в своей памяти, как это произошло, прочитав 17 главу Бытие.
Когда Авраму было 99 лет, Господь заключил с ним завет обрезания и дал ему новое имя — Авраам. Это означало, что Авраам будет отцом множества народов. С Саррой произошло чудо, потому что она, будучи раньше не в состоянии зачать ребенка, родила сына, которому дали имя Исаак. Согласно завету, связанному с обещанием Аврааму, что он станет отцом множества народов, каждый ребенок мужского пола в его доме должен был пройти обряд обрезания.
На совете в Иерусалиме некоторые верующие стали утверждать, что язычники не могут обрести спасение, пока не будут обрезаны буквально. Павел и Варнава взяли на себя заботу о решении этого спора, отметив, что не следует усложнять жизнь язычникам, которые идут к Богу. Ради них было принято особое постановление, благодаря которому они тоже могли наслаждаться всеми преимуществами общения с Богом. Это решение было основано на понимании того, что обрезание сердца важнее, нежели физическое обрезание. Вот к этому обрезанию (обрезанию сердца) и вел Бог Свой народ. Если жертвоприношения, как наглядные примеры, указывали на смерть Христа, то и обряд обрезания напоминал, что вы – народ Божий, не впадайте в идолопоклонство.
Однако потомки Авраама ошибочно считали, что автоматически получают спасение благодаря принадлежности к этому роду. Так называемые иудействующие хотели, чтобы обращенные из язычников в христианство стали иудеями. Некоторые объясняют данное утверждение так: иудействующие хотели, чтобы обращенные в христианство язычники обрезывались и соблюдали другие, более сложные, иудейские обычаи. Иисус развеял это заблуждение, объяснив, что каждый, совершающий грех, есть раб греха. Таким образом, спасение не передается по семейной линии, потому что единственным способом обрести вечную жизнь был и является Христос.
Христианская церковь в то время еще не пришла к единому мнению относительно того, как следует поступать с обращенными язычниками, но такая категория существовала и играла важную роль в жизни раннехристианской церкви. На основании Библии мы можем заключить, что церковные лидеры в Иерусалиме, хотя были иудеями и повиновались иудейским законам и обычаям, не принимали активного участия в наметившемся противостоянии. Иудействующие же, с которыми Павел боролся в Галатии, взяли на себя задачу «улучшить» обращенных язычников, предлагая им возможность «подняться» на более высокий уровень, обратившись в иудаизм. Эти люди предлагали язычникам стать частью духовной элиты.
Павел осознавал, что эти требования подрывают единство церкви и ставят под сомнение равенство всех перед Богом. Иудействующие искажали Евангелие, полагая, что его можно улучшить и усилить чем-то еще. Они ошибочно считали, что решившиеся на обрезание люди автоматически заняли более высокое положение. Именно поэтому Павел утверждает, что обрезание из таких соображений не приносит никакой пользы и даже может повредить духовной жизни человека.
III Единство в многообразии
Прочитайте текст Писания: Гал 2:1-10
В книге Деяний говорится о пяти посещениях Павлом Иерусалима после его обращения: 1) визит, который он совершил из Дамаска (Деян 9:26-30; Гал 1:18-20); 2) визит во время голода (Деян 11:27-30); 3) посещение им Иерусалимского собора (Деян 15:1-30); 4) посещение апостолом Иерусалима в конце его второго миссионерского путешествия (Деян 18:22); 5) последний визит Павла туда, завершившийся взятием его под стражу в Кессарии (Деян 21:15 - 23:25). Во второй главе галатам, скорее всего, речь идет о посещении Павлом Иерусалима в связи с начавшимся там голодом.
Итак, во второй раз Павел посетил Иерусалим по откровению. Другими словами, он пошел туда по повелению Бога, а не потому, что старейшины Иерусалимской церкви повелели ему прийти или «вызвали его на ковер» за проповедь среди язычников. Под откровением Павел, возможно, имел в виду пророчество Агава относительно грядущего голода, которое и натолкнуло его и Варнаву на мысль пойти в Иерусалим, чтобы предложить помощь верующим в этом городе (Деян 11:27-30).
Заодно Павел воспользовался случаем, чтобы в частном порядке обсудить с другими апостолами содержание и характер своего благовествования язычникам. Это не означает, что Павел нуждался в одобрении или уточнении ими этой истины, потому что она была открыта ему Богом. Скорее он хотел выяснить, насколько соответствует ей то Евангелие, которое проповедовали «знаменитейшие», ведь если бы оказалось, что руководители в Иерусалиме настаивают на необходимости обрезания для обращенных из язычников и исполнения ими других требований церемониального закона, то труд среди них апостола Павла мог бы оказаться напрасным. Дело, конечно, не в том, что апостола беспокоили какие-то сомнения или опасения относительно истинности Евангелия, которое он проповедовал уже 14 лет (Гал 2:1), он опасался другого - что его служение в прошлом и настоящем могло быть объявлено иудаистами безрезультатным.
Теперь становится ясно, почему Павел взял с собою в Иерусалим Тита. Это было своего рода испытание. Станут ли иерусалимские апостолы настаивать на том, чтобы и он прошел через обряд обрезания, будучи верующим из язычников? Павел знал, что Бог принимает всякого, кто верует в Иисуса Христа, - как иудея, так и язычника, не делая различия между ними, и что так же должна поступать и церковь. И вот он дает понять, что истина эта нашла подтверждение в Иерусалиме, поскольку они и Тита, хотя и эллина, не принуждали обрезаться.
Однако эта победа досталась нелегко. Лжебратья настаивали на том, чтобы Тит был обрезан (сравните 2Петр 2:1). Несомненно, это были иудаисты, главный тезис которых изложен в Деян 15:1 «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». Эти лжебратья были подобны шпионам или «пятой колонне», проникающим в стан неприятеля в поиске слабых мест у него. Они «вкрались», т. е., не будучи приглашенными, скрытно проникли на частное совещание апостолов. Цель их при этом была двоякой: «подсмотреть за нашею свободою во Христе». То есть, с недобрыми намерениями хотели они «подсмотреть», действительно ли апостолы чувствуют себя свободными от закона Моисея и от вытекающей из него идеологии законничества.
Кроме того, они стремились вновь поработить верующих, другими словами, опять наложить на них узы церемониальных обрядов. Особенно настаивали они на обрезании Тита. Однако Павел был непреклонен, поскольку речь шла об евангельской истине, как проповедовалась она галатам и христианской церкви в целом. Подвергнуть обрезанию Тита означало бы обесценить благовестие о спасении только по вере и провозгласить, будто необходимо еще что-то совершать для того, чтобы быть принятым Богом. Речь, таким образом, шла о самой сущности евангельской истины, и потому Павел «не уступил ни на час».
В свете того, что целью Павла в этом месте послания было подчеркнуть свое единство с другими апостолами, наилучшее объяснение этого тона видится в том, что иудаисты, желая дискредитировать Павла, всячески превозносили иерусалимских старейшин, и вот с некоторой иронией Павел заявляет, что не собирается благоговеть перед прошлыми или настоящими заслугами и положением Иакова, Петра и Иоанна.
Нужно заметить, что Петр и Павел проповедовали одно и то же Евангелие - только двум разным группам людей и в разных обстоятельствах. И Петру и Павлу Бог даровал преуспеть в проповеди; из этого-то и сделали апостолы вывод, что Он наделил их равными полномочиями. Словно скрепляя это печатью, Иаков, Петр и Иоанн подали Павлу и Варнаве руку общения - в знак соглашения и взаимного доверия, а также к сведению всех присутствовавших, что они приветствуют такое разделение труда, согласно которому иерусалимским апостолам назначено благовествовать иудеям, а Павлу - нести евангельскую весть язычникам.
IV Противостояние в Антиохии
Прочитаем текст Писания:
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием (Гал 2:11-13).
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием (Гал 2:11-13).
Речь здесь идет о сирийской Антиохии. Когда Павел посетил Иерусалим, то Петр и другие апостолы «подали ему руку общения», но, когда Петр пришел в Антиохию, Павел лично противостал ему. Неизвестно, когда именно Петр побывал в Антиохии. В Деяниях Апостолов об этом ничего не сказано, но можно предположить, что его визит туда состоялся вскоре после того, как Павел, Варнава и Тит вернулись в этот город из Иерусалима.
Так или иначе, но поведение Петра в Антиохии привело к резкому столкновению между вождями христианства. Павел почувствовал, что обязан обличить и осудить Петра за его действия, защитив тем самым Евангелие и вновь продемонстрировать как свою независимость от других апостолов, так и равное с ними положение. А что явилось причиной этого столь громкого конфликта на уровне руководителей церкви?
Петр обнаружил, что местные верующие - как иудеи, так и бывшие язычники, вместе собираются за трапезами. Видите, как трудно иудеям, принявшим христианство, принимать все новые и новые постулаты, которые были для них весьма чужды. Ну, ладно, не только мы-иудеи спасемся, раз Бог хочет, пусть и язычники спасаются, но только пусть принимают все иудейские обряды и обычаи. С трудом было это «отвоевать», чтобы на язычников не накладывать иудейские традиции. И Петр с этим уже смирился. А тут, прибыв в Антиохию, он увидел еще какое-то новшество: надо же, иудеи сидят с язычниками за одним столом и вкушают пищу! Но и с этим Петр смирился, он тоже с ними ел, но только в отсутствие других братьев из Иудеев. Когда же прибыли от Иакова братья, он стал остерегаться вкушать пищу вместе с христианами из язычников. А это уже лицемерие.
Что-то подобное было в христианстве уже в 18 – 19 столетиях по отношению к афроамериканским христианам. Вот что значит годами и столетиями укоренившееся стереотипное мышление. Вот так и между христианами 1 столетия возникла брешь, когда в Антиохию прибыла из Иерусалима группа иудеев. Павел обличил Петра за то, что тот как бы учил, что церковь Христа разделяется на две части: иудейскую и языческую, что было бы ересью. Но почему Петр создал эту брешь? Конечно, не потому, что изменилась его богословская концепция, а просто из страха. Когда-то, после своей проповеди язычнику Корнилию, Петр мужественно защищался перед иерусалимскими церковными вождями (Деян 11:18), однако на этот раз он капитулировал перед своими иудейскими друзьями.
Лицемерие Петра повлекло за собой лицемерие «прочих иудеев» и даже Варнавы. Сильным должно было быть давление на него, если и он примкнул к лицемерившим, - ведь Варнава был с Кипра, где господствовало язычество, и там-то он участвовал в миссионерской работе Павла, стараясь донести до язычников благую весть. И вот теперь все они - Петр, другие христиане из евреев и Варнава - оказались повинными в лицемерии, потому что, исповедуя и уча, что во Христе они - одно с язычниками, поведением своим они эту истину опровергали.
Одна из важных тем в посланиях Павла — достойное христианское поведение. Следуя за Иисусом, мы должны отказаться от пристрастий, в которых не виден характер Христа. Например, вступая в брак, два человека становятся одним целым (см. Быт 2:24). Вполне естественно, что они отказываются от старых знакомств, которые могли бы разрушить их союз. Они воздерживаются от старых привычек, которые могли бы помешать их отношениям друг с другом. В браке есть свои правила, нарушение которых приводит к разводу. Следовательно, эти правила существуют не для того, чтобы ограничивать свободу. Они, скорее, нужны для того, чтобы сохранить отношения.
Мы с вами иногда ошибочно индивидуализируем Евангелие. Мы склонны полагать, что лучше знаем библейские истины и понимаем их более точно, нежели те, кто был обращен в христианство в поздние годы своей жизни. Это представляет собой еще одну классовую систему внутри церкви. Таковые люди уничтожают евангельскую истину, добавляя к ней свои условия, подобно тому, как это делают современные христиане.
Христос призывает нас быть светом миру (см. Мф 5:14). Поэтому мы должны твердо придерживаться Его принципов и не отступать от них ни на шаг. Пренебрегая какой-либо из Божьих заповедей, мы выставляем Его характер в неправильном свете и заявляем, что Бог несовершенен.
Заключение
Итак, христианская церковь росла, и Павел заметил, что появилась необходимость побуждать верующих продолжать трудиться всем вместе. Их должна была объединить одна общая цель — искреннее и страстное желание распространять Благую весть, в которой так отчаянно нуждался мир. И сегодня, спустя почти две тысячи лет со времени написания Павлом его посланий, мы все еще видим острую актуальность вести о единстве верующих. Но, несмотря на то, что всех нас связывают общие основополагающие истины и доктрины, достичь единства порой бывает трудно, так как всемирная церковь насчитывает более 18 миллионов человек, живущих в разных странах с разными культурными традициями и обычаями. Однако, когда люди состоят в гармоничных отношениях с Богом, они более склонны пребывать друг с другом «в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10).
Похожие новости
Истоки Евангелия - Тема недели «Авторитет Павла и Евангелие»
Возмутители спокойствия в Галатии заявляли, что Павел благовествует из-за желания получить
06.10.11
Субботняя школа
Евангелие Павла. Тема недели «Авторитет Павла и Евангелие»
Одна из уникальных особенностей посланий Павла заключается в том, как в приветственных строках он
04.10.11
Субботняя школа
Наследники по обетованию. Тема недели «Облеченные во Христа»
Облечься во Христа — это больше, чем просто получить законное положение в глазах Бога. Христиане
19.06.11
Субботняя школа