Александр Серков - Урок №2. Богословский антагонизм
Александр Серков 8-10-2017, 17:34 1 623 Субботняя школа » Александр СерковПраведность по вере или праведность согласно делам? Интересный вопрос. Эта тема не оставляла равнодушными христиан не только первого столетия, когда возник богословский антагонизм между иудействующими христианами и христианами из язычников; антагонизм между христианами накалился и во дни Лютера. Закончился ли он сегодня? Не является ли и ныне концепция спасения праведностью по вере – проблемой среди христиан? На сессии Генеральной конференции в Миннеаполисе в 1888 году возник серьезный антагонистический накал в церкви АСД. Сатана, должно быть, испытывает великую радость, зная, что такое замечательное, изменяющее жизнь учение может стать причиной таких раздоров. Я не думаю, что Павел желал подобного противостояния в церкви. Совсем наоборот. В конце своего послания он пишет: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1). Далее он продолжает: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:7).
Изучая этот урок, не будем забывать совет Павла. Не будем отворачиваться от верующих, убеждения которых могут отличаться от наших. Не будем терять уверенность в том, что Бог по милости Своей не перестает трудиться в сердце и жизни Своих детей, и что Святой Дух всегда старается привести нас к еще большему духовному свету. Если другие верят не так, как мы, будем помнить, что Дух Божий не закончил еще Свою работу ни в них, ни в нас.
I Лучшее обетование
Прочитаем текст Писания:
6 Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях (Евр.8:6).
В чем суть этого противопоставления? «Сей Первосвященник» - первосвященники в земном святилище. «Служение превосходнейшее» - служение в земном святилище. «Ходатай лучшего завета» - нежели ветхий завет. «Лучшие обетования» - обетования привилегий на земле.
Вся суть антагонизма (противостояния) первых христиан из евреев и язычников заключалась в том, что язычники приняли весть о спасении такой, какая она есть во Христе; а евреи пытались зацепиться за спасение во Христе без отрыва от того, к чему они привязались, и очень крепко. Говорят же, что легче человека чему-то научить, чем его переучивать. Его предвзятость всегда мешает принять что-то для него новое.
Трудно было евреям понять суть Нового Завета, потому что они неправильно понимали суть Ветхого. Правильное понимание завета не сводится к противопоставлению спасения по делам закона в Ветхом Завете спасению по благодати в Новом Завете. В любом случае, такое противопоставление неверно. Идея завета хорошо выражена в прообразах Ветхого Завета, указывающих на искупительное служение Христа в Новом Завете. Ветхозаветные верующие, имея перед глазами прообразы и обетования, взирали на будущее служение Христа. Верой новозаветные верующие могут видеть то, что Бог совершил для их спасения, послав на землю Христа. Прискорбно сознавать, что во времена апостола Павла в мышление Божьего народа незаметно проникли ложные представления. Некоторые начали верить в то, что спасение основывается на делах закона, а не на вере.
По мере того как раннехристианская Церковь пыталась понять, что означает быть последователем Иисуса, начала формироваться более ясная картина Божьего плана спасения. Павел пытается объяснить евреям, что Христос является Ходатай лучшего завета, утверждённого на лучших обетованиях. Вот он и пишет о более превосходнейшем служении. Фактически он начинает рассуждение о Христе как «ходатае лучшего завета». Основание для более превосходного служения здесь демонстрируется фактом, что Он является Ходатай лучшего завета, утверждённого на лучших обетованиях. Ходатай – это греческое слово «мэс`итис» имеет значение «судья», «арбитр», «посредник», тот, кто посредничает между двумя сторонами, чтобы устранить несогласие или достичь общей цели. Это слово встречается в Новом Завете шесть раз, и четыре раза со ссылкой на Христа. Христос является Посредником между Богом и человеком и простирает Свою миссию на обоих. Как Бог, Он понимает Бога и может говорить к Нему. Как человек, Он понимает человека и может сочувственно служить вместо него перед Отцом.
Это естественно, если существует лучший завет, основанный на лучших обетованиях, есть, должно быть, и нарушенные завет и обетование, которые предшествуют завету лучшему. Мы видим, как в следующих стихах эти два завета начинают раскрываться. Первый завет, или ветхий, был внешним проявлением (физическим принесением агнца в жертву), призванным привести к внутреннему изменению, личному знанию о Божьем спасении и вере в него. В Евр.8:7 говорится, что в первом завете был недостаток – Божий народ не соблюдал его. Однако Бог по Своей безграничной мудрости и милости предусмотрел лучший, новый завет. Этот завет должен был быть вписан в сердце каждого представителя Его народа (см. Евр.8:10). Бог изменил завет — вместо внешнего проявления, которое призвано было привести к внутренним переменам, появился новый завет, начинавшийся с внутреннего изменения (закон Божий был записан в сердце Его народа). Это должно было, в свою очередь, привести к внешнему проявлению соблюдения закона. Таким образом, по причине того, что Бог пишет Свой закон в наших сердцах, будем соблюдать заповеди не для обретения спасения, но потому, что уже имеем это спасение через веру в Иисуса.
II Иудейские законы и правила
Свод законов, который имели Израильтяне, не имел конкретную классификацию по основным разделам, хотя на мелкие разделы он был разбит, например,
Левит 6:14 Вот закон о приношении хлебном.
Левит 6:25 скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех.
Левит 7:1 Вот закон о жертве повинности.
Левит 7:11 Вот закон о жертве мирной.
Левит 7:37 Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех, о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной.
Левит 11:46 Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле.
Левит 13:59 Вот закон о язве проказы на одежде шерстяной или льняной, или на основе и на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, как объявлять ее чистою или нечистою.
Левит 14:2 вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику.
И так далее.
Но классифицировать законы мы можем, это явно вырисовывается, хотя эта классификация будет искусственной. Моральный закон стоит особо и внимание ему уделено также особое. Его пишет Бог собственноручно, он помещен для хранения в ковчег в отличие от церемониального закона, помещенного рядом с ковчегом.
Второзаконие 10:2 и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.
Второзаконие 31:26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя.
Кроме морального и обрядового законов существовал и гражданский закон, он предусматривал наказание за различные нарушения. Был и санитарный закон, который хотя и классифицировался как определитель церемониальной чистоты, но базировался он на принципах гигиены и здоровья. Хотя евреи рассматривали все эти законы как одно большое наставление от Бога, они все же проводили различие между ними. Сам Бог передал Десять заповедей народу. Это обстоятельство, естественно, переводит их в ранг особо важных. Другие законы были переданы через Моисея.
Что изменилось со временем прихода Мессии? Неужели санитарный закон потерял свою актуальность? Да, нет, только медицина шагнула вперед, и мы имеем теперь современные средства гигиены и не надо, например, женщине отсиживаться теперь дома в свои критические дни или после родов. А больные с заразной болезнью и сегодня изолируются в отдельные боксы.
Что произошло с гражданским законом? Народ Израильский потерял свою государственность в рамках компетенции Божьего правления, поэтому народ Божий соблюдает гражданские законы той страны, в которой он живет.
А Закон Божий, что с ним произошло? Лишь изменился его статус. До пришествия Мессии он был детоводителем ко Христу, теперь же Бог вписывает его в сердца верующих. Но его функция регулирования взаимоотношений по вертикали (человека с Богом) и по горизонтали (человека с человеком) – осталась.
А что произошло с церемониальным законом? Он утратил свою значимость по причине того, что тень встретилась с телом, символ осуществился в служении Христа.
Все это очень трудно усваивали иудеи, и Павел писал им целые послания, чтобы вразумить их, тугих на понимание истины во Христе.
III По обряду Моисееву
Прочитаем текст Писания:
1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян.15:1).
Весьма категоричное заявление. Вот отсюда и богословский антагонизм, то противостояние, борьба в понятиях по вопросу спасения. Евреи всегда гордились своим служением, установленным Богом. Многие из обратившихся в христианство евреев считали, что, поскольку в прошлом Бог уже обозначил для евреев способ поклонения, Он едва ли одобрит малейшие отклонения от него. Они настаивали на включении в христианскую практику еврейских законов и обрядов. Они еще не осознали, что все жертвоприношения прообразно указывали на смерть Сына Божьего и что все эти прообразы встретились с реальностью, после чего потеряли всякий смысл.
Иудеи во главу полемики ставили не только вопрос обрезания, но и соблюдение всего церемониального закона. А обрезание они включали в церемониальную систему, хотя обрезание дано было еще Аврааму, и имело оно значение принадлежности к особому народу, который Бог избрал быть отделенным народом от остального мира для света этому миру. Знак обрезания плотского имел тоже свой символ обрезания сердца. То есть символ того, что этот народ соблюдает Закон Божий, который должен быть вписан в сердца верующих. Со смертью Христа все символические ритуалы потеряли свое значение, в том числе и обряд обрезания.
Сегодня некоторые христиане задаются вопросом, насколько мы должны следовать иудейскому закону в наше время? Что ж, в этом они не одиноки. Отцы - основатели христианской церкви - тоже искали ответ на этот вопрос, все еще считая себя иудеями по плоти. Поэтому и возникла у них проблема. Петр пытался исправить эту проблему. Он писал:
«И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян.15:8–10).
Это «иго» было иудейским законом, который они соблюдали. Петр говорит о том, что иго иудейского закона не могли понести ни отцы их, ни они (см. Деян.15:10). Для современных христиан это должно стать уроком.
Апостолы, даже те, кто больше всех провел время вместе с Иисусом Христом, признали, что не могли вынести ига иудейского закона. Если даже для них закон был непосильным бременем, таким он, несомненно, является и для нас.
Иисус пришел, чтобы спасти всех людей. Его благодать, милость и бесконечная любовь предназначались для всех, независимо от их национальности, цвета кожи, традиций, существующих в обществе, и так далее. Евреи всегда считали себя единственными, кто был достоин Божьей любви и Его благословений. Они думали, что другие народы - язычники и, конечно же, ненавидимые ими самаряне — в глазах Божьих занимают последнее место, и отношение к ним со стороны иудеев должно быть соответствующим. Многие считали, что принять язычника евреи смогут, только если он приобщится ко всем иудейским традициям и обычаям. Но дело обстоит иначе. Христос пришел, чтобы спасти и язычников, и иудеев, не делая между ними никакого различия. Причина этого заключается в том, что все мы — дети Божьи. Он любит всех нас бесконечной любовью, превосходящей различные традиции и законы иудеев, за которые они так отчаянно держались.
Разве трудно принять истину о том, что Бог пришел спасти всех людей — и иудеев, и язычников. В конце концов, Павел все свои силы отдал благой вести язычникам. Евреям того времени крайне нелегко было с этим согласиться.
IV Верующие из язычников
Как решился вопрос конфликта между иудейскими христианами и христианами из язычников? Лука описывает это в 15 главе Деяний. Не смотря на всю сложность этого вопроса, решение все же было принято. Иерусалимская церковь и апостол Павел дали ответ: «никто не может спастись через послушание церемониальному закону». Однако, заявляя об этом, Павел ясно дал понять, что моральный закон все еще является стандартом христианского поведения. Таким образом, в данной дискуссии были затронуты сразу несколько интересных вопросов, о которых стоит поговорить.
Вместо ненужного «затруднения» язычников, подчеркивает Иаков, им нужно написать письмо, содержащее этические наставления, - такие, которые не задели бы чувств иудеев, «глубоко укорененных» в Ветхом Завете. Язычникам следует написать, конкретизирует Иаков, чтобы воздерживались от трех вещей:
а) от пищи, оскверненной идолами,
б) от распутства (блуда) и
в) от употребления в пищу мяса удавленных животных и крови (удавленина - удавленное животное, из которого не была выпущена кровь).
Сразу же возникает серьезный вопрос: неужели это и все, что требуется христианам из язычников, а значит и нам с вами?
Есть такие моменты в жизни человека, когда кому-то следует оставить сугубо им излюбленный порок, и тогда заостряется внимание именно на нем, например, «Дядя Ваня, тебе стоит только оставить выпивку, и ты будешь золотым человеком». Это не значит же, что дяде Ване разрешено теперь красть, убивать и вести распутный образ жизни. Нет, он не замечен в других пороках, кроме пристрастия к алкоголю, и ему надо этот порок оставить.
Что-то подобное произошло и с язычниками, принявшими христианство. Особо выпячивались три порока, к которым они привыкли и которые для них не считались зазорными.
Так, под «оскверненным идолами» понималось, судя по стиху 29, мясо, предварительно принесенное в жертву идолам (сравните 21:25). Согласно упомянутой точке зрения, здесь подразумевается то же, о чем писал Павел коринфянам (1Кор. 8:10).
Под «воздержанием от блуда» они понимают соблюдение «брачных законов», записанных в Лев. 18:6-20.
И запрещение «есть кровь» тоже связано с законами, записанными в Лев. 17:10-14. Все три запрещения таким образом рассматриваются как вытекающие из иудейского церемониального закона.
Но представляется, что правильнее понимать эти запрещения как носившие нравственно-этический характер. И «осквернение идолами» понимать в том смысле, какой оно имеет в Откр. 2:14,20. Ведь у язычников принято было в храмах их богов (идолов) устраивать пиршества. И Павел осуждал участие в таких пирах христиан (1Кор. 10:14-22). Что касается внебрачных связей, то они среди язычников имели такое распространение, что даже грехом не считались.
Итак, все три запрещения, записанные в Деян. 15:20, лучше всего понимать в этическом или нравственном смысле. И в таком случае с христиан и сегодня не снимается ответственность за то, чтобы следовать им - вплоть до неупотребления в пищу ничего, что содержит кровь, включая сырое мясо. Не посещая храмовые пиршества, не вступая во внебрачные связи и не употребляя в пищу мяса с кровью, христиане из язычников держались бы в повседневной жизни высоких моральных стандартов и не оскорбляли бы чувств своих иудейских братьев, веровавших, как и они, во Христа. Слова: «Чтобы не делали другим того, что себе не хотят» - это лишь напоминание того, что высказал в Нагорной проповеди Христос (хотя этих слов во многих древних рукописях вообще нет).
V Павел и галаты
Прочитаем текст Писания:
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:6-12).
7 которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:6-12).
И в двадцать первом веке есть люди, которые все еще полагаются на Евангелие человеческого, а не Божественного происхождения. В своем Послании галатам Павел отметил существование похожей тенденции. Он пишет:
«Удивляюсь, что вы так быстро оставляете того, кто призвал вас жить по благодати Христа, и переходите к иной благой вести, которая фактически благой вестью совсем не является. Несомненно, есть люди, смущающие вас и пытающиеся извратить благую весть Христа» (Гал.1:6-7 иной перевод).
Во времена первоапостольской церкви многие люди считали, что для спасения язычника требуется, чтобы он сначала стал иудеем. Позже это мнение было отвергнуто, однако многие по-прежнему придерживались данной позиции. Не кажется ли вам, что даже сегодня, в 2017 году, люди твердо стоят на том, что все сначала должны стать адвентистами, и только тогда они смогут обрести спасение?
При слове «неадвентист» у нас в голове как будто загорается красная аварийная лампочка, хотя мы должны были бы относиться к подобным ситуациям как к возможности благовествовать. «Неадвентист» - не означает язычник. Под этим словом можно понимать христианина, верующего, который не относится ни к какой деноминации, или того, кто просто ищет ответы и пока не отождествляет себя с какой-то одной религией. Божья любовь и спасение основываются не на подписи в сертификате о крещении. У Его любви нет границ, и простирается она за пределы закрытых дверей нашей церкви. Не замечали ли вы, что когда «неверующие» приходят в церковь, мы приветствуем их улыбками, но что происходит вне церковных стен?
Мы служим милосердному, доброму, любящему, прощающему и поистине замечательному Богу. Мы служим Ему и любим Его, мечтая о том дне, когда сможем встретиться с Ним лицом к лицу. Наш Бог поручил нам миссию — рассказывать о Его любви всем людям, независимо от того, обращенные они или нет, пришли они в церковь адвентистов или нет.
Заключение
Итак, с того самого времени, как Павел написал свои страстные и местами трудные для понимания послания, рассматривая проблему закона и благодати, некоторых христиан не перестают волновать определенные вопросы. Например: «Если я спасаюсь только через веру в Иисуса, до какой степени мне нужно соблюдать закон?». Еще один вопрос: «Как мне общаться с теми, кто претендует на звание верующего, но чьи взгляды и поступки далеки от того, что для меня является истиной, и от тех религиозных традиций, которые я считаю важными?». Ответ заключается в том, чтобы не отводить взгляда от Иисуса, зная, что Его одного и силы обещанного Им Духа для победы достаточно.
Похожие новости
Антагонизм
Мир так тесен, но прекрасен. Среди тьмы горит свеча. Меж берез скучает ясень. Любим… бьем вдруг
30.07.11
Стихи » Александр Серков
Подходящее благословение. Тема недели «Посему принимайте друг друга!»
Называя Бога Богом терпения, апостол имеет в виду, что Он помогает Своим детям все терпеливо
23.09.10
Субботняя школа
Тема недели «Посему принимайте друг друга!»
Осматривая прекрасное архитектурное строение, его внешнее и внутреннее убранство, мы можем не
18.09.10
Субботняя школа