Адвентистский антитринитаризм и Александрийское богословие
samuil 14-07-2018, 22:35 1 096 РазноеВ 2001 году, сжимая в руках недавно полученный диплом по теологии от Университета Эндрюса, я вернулся на регулярное служение в Австралии. Проведя восемь лет в Эндрюсе, погруженный в книги, тексты и богословские дебаты, я несколько потерял связь с современной адвентистской (и австралийской) культурой и ее богословскими тенденциями. Однако я не ожидал многих проблем, по крайней мере, теологического характера. Не знал я, что одна из церквей, к которой я относился, недавно стала вовлеченной в активные богословские дебаты, касающиеся природы Божества.
Основной вопрос, волновавший их — природа божественности Иисуса Христа. Как это часто бывает, церковь разделилась на два лагеря. Большинство поддерживало нынешние адвентистские учения. Меньшинство, состоящее из думающих, честных и искренних членов церкви, считало, что адвентистская церковь свернула в сторону, когда в конечном итоге приняла тринитарную доктрину. Эта группа агитировала за возвращение к учениям адвентистов-пионеров. В течение двух дней после моего прибытия в город у моей двери оказался пакет, содержащий материалы, собранные последней группой, за которыми последовал встревоженный старший пресвитер. Хотя моя голова все еще кружилась от недавнего межконтинентального перелета, я потратил время на тщательное рассмотрение материалов, которые лежали у моей двери.
Вечное подчинение
Основная идея этих материалов заключалась в том, что Библия утверждала, что Христос существует в подчинении Богу-Отцу: не только когда Он был здесь на земле, но всегда, когда Он был и Он будет от вечности прошлого и будущего. Более того, Христос был обязан Своему бытию Отцу, в жизни которого Он принял участие. Кроме того, тринитарные изменения второго и третьего века нашей эры представляют собой отход Католической Церкви от ясного учения Писания и введение языческих идей в христианство. Принятие тринитаризма в начале XX века подвергло опасности адвентистскую церковь и сделало ее уязвимой для дальнейшего вторжения еретических доктрин, таких, например, как воскресное богослужение и экуменизм. Единственная надежда адвентизма заключалась в том, чтобы вернуться к идеям пионеров, которые явно поддерживали доктрину подчинения.
Авторы этих более поздних антитринитаристских брошюр фактически не выступают за возвращение к раннему адвентистскому христологическому мышлению, где многие считали Христа возвышенным существом, которое отличалось количественно, а не качественно от всех других существ. Урия Смит, например, недвусмысленно считал, что Христос был «первым сотворенным существом», … намного раньше любого другого созданного существа или вещей«. Брошюры, которые мне принесли, утверждают более изощренную позицию, в которой, вместо того, чтобы быть сотворенным, Христос был образован (или порожден) Богом Отцом в прошлом, с началом в вечности, и практически его можно считать вечным, хотя и не равным.
Другие мыслители-адвентисты во время Генеральной конференции в Миннеаполисе (1888), такие как Э. Дж. Ваггонер и А. Т. Джонс, придерживались аналогичных позиций, хотя все же был ясный сдвиг, удаленный от самого раннего адвентистского представления о Божестве.
Александрийская школа
Аргументы, столь красноречиво защищающие идею происхождения Христа, Его со-вечность, но не равенство, не сильно отличаются от учения александрийской школы теологии, которая процветала во втором и третьем веках нашей эры. Не все утверждения александрийского и современного адвентистского антитринитаризма накладываются друг на друга, причем последние более основаны на Писании, чем первые; но эти два, по-видимому, находятся в существенном согласии о происхождении и роли Христа.
Климент Александрийский (около 150 г. — 215 г. н.э.) и Ориген (около 185 г. — около 254 г. н.э.), главные мыслители Александрийской школы, были сильно подвержены влиянию греческой философии, которую они считали своим естественным союзником в борьбе с язычеством. Их субординитаристские взгляды были в общем согласии с другими христианскими мыслителями эпохи после Нового Завета и считались более совместимыми с монотеизмом Ветхого Завета. Кроме того, их позиции напоминали греческое мышление о божестве и его посреднике «Логос», что делает христианство понятным для языческой аудитории: евангелическое стремление существенно повлияло на выводы Климента и Оригена.
Эти александрийские мыслители сосредоточили свое учение на утверждении абсолютного единства и трансцендентности Бога и необходимости посредника. Этот посредник, Логос, был источником всего знания о Боге для человечества. Климент и Ориген очень высоко отзывались о Логосе, указывая на его безгрешность и непорочность и называя его «мудростью Бога», «источником всех благ» и «Богом в человеческом образе». Несмотря на такой высокий язык, Александрийские мыслители не решались приписывать Логосу верховную, подчеркнутую божественность, которая сделала бы Его равным с Богом. Тема о происхождении Логоса была под вопросом.
В прошлом, в вечности, как утверждали в Александрии, Логос исшел («исшел» или был «порожден») от Отца, а Ориген объяснил отношения между Отцом и Сыном в терминах «вечного происхождения». Это позволило ему невозмутимо говорить о Христе, как разделившем со-вечное существование с Отцом и, таким образом, имевшим участие в Его природе, не делая его равным с Богом. После первого этапа Его существования, когда Логос «был с Богом», Христос воплотился в человеческой форме Иисуса.
Подчинение и спасение
Жизнь Христа как воплощенного Логоса была продолжением его совершенного союза с Богом. В то время как на земле Христос передавал знание о Боге и через Свой пример показал человечеству путь к спасению. Способ угодить Богу и получить спасение заключался в подражании совершенному послушанию Христа на земле и достижению стадии совершенной безгрешности.
Таким образом, ни Клемент, ни Ориген не оставили достаточно места для смерти Христа на кресте, сосредоточившись вместо этого на своих человеческих достижениях, поощряя «обожение» или «становление богоподобным» (эквивалентное освящению), как метод спасения. Для них обоих спасение было ответственностью отдельных верующих, которые, будучи совершенно свободными и обладая врожденной способностью выбирать между добром и злом, были призваны Христом и Святым Духом пройти этапы освящения, пока они не станут совершенными.
Александрийское богословское увлечение греческой философией не только приводило к субординационалистическим тенденциям, но сопровождалось еще более зловещим результатом, связанным с сотериологией, что вызывало несколько важных вопросов: было ли совпадением, что александрийские мыслители были приверженцами теории подчинения, которые верили в освящение как способ спасения? Или подчинение было неотъемлемой частью их христологии, где основное внимание было уделено земным достижениям человека-Христа? Будет ли это основной причиной, почему в александрийских писаниях значение креста преуменьшено в пользу совершенного освящения?
Последствия
Как это относится к современным адвентистским антитринитаристам? Как было сказано выше, очень немногие современные адвентистские антитринитаристы согласятся с Урией Смит, хотя они разделяют его мнение о Христе как менее чем равное с Отцом. Александрийская концепция происхождения как решения вопроса о происхождении Христа классифицирует современных адвентистских антитринитариев с древними александрийскими мыслителями как субординационалистов или, чтобы использовать свой собственный термин «Фонтаниарии» (Бог Отец — «фонтан», из которого все источники жизни).
Влияет ли их подчиненность / фонтанизм на их сотериологию? Тщательное изучение анти-тринитарной адвентистской литературы (в основном самопубликованной) показывает интересную тенденцию: центральным элементом их сотериологии, по-видимому, является жизнь Христа на земле и пример, который Он предоставил верующим. В то время как смерть Христа на кресте и ее последствия упоминаются только иногда, эти авторы сосредоточены главным образом на достижениях Христа на земле и Его подчинении Богу-Отцу. Следуя Его примеру, верующие могут и должны, как утверждают некоторые антитринитарии, — стремиться к жизни безгрешного совершенства.
Это не значит, что мы, христиане, не должны следовать примеру Христа или воспользоваться Его способностью вести благочестивую жизнь. Однако становится проблематичным, если освящение, а не жертвенная смерть Христа исключительно, становится видимым средством или основанием для спасения. Такая сотериология восходит к доНикейским учениям ранних отцов церкви, особенно тех, которые связаны с александрийской школой теологии и, в конечном счете, с греческой философией.
Дарий В. Янкиевич
Биография: Дарий Янкиевич — преподаватель Исторического Богословия в Теологической Семинарии Адвентистов седьмого дня. У него и его жены Эдиты двое детей, Кэйтлин (19) и Эшли (17).
Похожие новости
Адвентистская церковь на Ямайке организовала первую общину глухих
Недавно созданная адвентистская церковь глухих началась в ноябре со специального служения
26.12.16
Новости АСД в мире
Уинстон Крэг - Лекции по здоровью
Профессор диетологии Университета Эндрюса (США) Уинстон Крэг. Лекции по здоровью: Жизнь в синих
30.07.11
Здоровье
Первое звание доктора религии, присвоенное слепому студенту Адвентистской Семинарии Университета Эндрюс
Спустя десять лет после начала учебы на степень доктора, слепой студент получил звание доктора
02.09.10
Новости АСД в мире