Первая в отечественной науке монография о происхождении, формировании и современном состоянии церкви христиан - адвентистов седьмого дня.
Читайте также: Кто такие Адвентисты Седьмого Дня?Место адвентизма в истории христианства. Возникновение адвентизма в США, а впоследствии - в странах Западной Европы и в России. Социальные, культурные и религиозные предпосылки новейшего адвентизма. Периоды развития адвентизма в России.
Также рекомендуем вместе с книгой Григоренко А.Ю. читать книгу Василия Юнака - «
Критические заметки на книгу: А. Ю. Григоренко. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность.»
Книг по адвентизму на русском языке не так много, и потому каждая публикация вызывает немалый интерес среди самих адвентистов, равно как и среди других людей, так или иначе заинтересованных в адвентизме. При этом, всегда хочется видеть достаточно объективное и точное освещение предмета.
Книга Андрея Юрьевича Григоренко, которую мы решили проанализировать, представляет достаточный интерес именно потому, что автор претендует на объективность. И он действительно постарался подойти к предмету строго по научному. Хотя в этом как раз и заключается одна из проблем данной работы. Но об этом несколько позже.
Данная работа по критическому анализу книги изначально предполагалась как серия заметок в помощь автору. Книга Григоренко, изданная тиражом в три тысячи экземпляров, вероятно, будет переиздана. Имея это в виду, и обнаружив при чтении некоторые досадные огрехи, нам захотелось предупредить автора и подсказать ему те места, которые нуждаются в исправлении. Все это делалось исключительно с желанием помочь, ведь нет совершенного человека, кто не допускал бы ошибок. Да и сам, будучи автором, я с удовольствием принимаю критические замечания и указания на мои ошибки и опечатки. И потому, так хочется увидеть второе издание этой книги, в которой уже не будет неточностей и ошибок. Конечно же, есть также пожелание доверить текст книги профессиональному корректору – на мой взгляд, отдельные моменты грамматики, в частности пунктуации, могут быть значительно улучшены, но я оставлю эту часть филологам.
Значительная часть книги посвящена истории эсхатологических движений и милленаристским настроениям в различных религиозных группах на протяжении истории мира. Я не силен в этой области, потому оставлю и этот раздел тем, кто может оценить по достоинству тот колоссальный труд, который совершил автор, собирая по крупицам разрозненный материал.
Для меня ближе история адвентизма, потому я постараюсь отметить все те места, которые требуют уточнения, изменения или доработки. Но прежде, чем я приступлю к этому, хотелось бы сделать еще несколько общих замечаний, а также высказать свое мнение на взаимосвязь тех самых эсхатологических и милленаристических идей в христианстве и других религиях мира со становлением адвентистского движения. Этому я посвящу следующую главу.
Что же касается истории адвентизма как такового, то весьма прискорбно, что автор основывается практически на одном лишь издании – на книге автора, критически настроенного против Церкви Адвентистов Седьмого Дня, хотя и стремящегося быть объективным. В третьей главе своей книги Григоренко буквально пересказал, подчас переписывая слово в слово, значительную часть книги «Адвентизм в Америке», которую он упомянул первой в своем списке «наиболее обстоятельных и фундаментальных источников информации» (стр. 7) 1 . Конечно же, время от времени он вкрапляет мысли и цитаты, взятые также и из других источников, но влияние этого труда преобладает. В то же время, многие поистине фундаментальные, в том числе и многотомные труды по истории адвентистской церкви, написанные самими адвентистами, остались вне поля зрения автора.
Ходят слухи, что труд А. Ю. Григоренко был совершен по заказу одной из организаций Церкви АСД в России. Если это действительно так, то остается только удивляться, что «заказчик» не потрудился снабдить автора серьезными источниками информации, а впоследствии не проверил выполненную работу. Но хочется верить, что это всего лишь сплетни досужих людей. Именно поэтому я предпринял эту работу, чтобы ознакомить автора, равно как и других читателей, с тем, что, так или иначе, оказалось ущемленным.
Конечно же, я не проводил тщательной вычитки и сверки всех дат, имен и событий. Я просто читал книгу для себя, и по ходу чтения делал отметки на полях там, где я точно знал или просто сомневался в точности представленной информации. Потому, я с уверенностью могу сказать, что я «выловил» далеко не все огрехи в этой книге. И для того, чтобы этот труд обрел настоящую историческую и научную ценность, его все еще следует тщательно выверить.
Тем не менее, несмотря на все эти замечания, полагаю, что анализируемый труд А. Ю. Григоренко действительно заслуживает внимания хотя бы потому, что это практически уникальное издание, происходящее из вне адвентистской церкви, но предпринимающее попытку объективного исторического анализа адвентизма в России.