Как составить план урока?
samuil 10-01-2019, 23:39 1 226 Субботняя школаКлассический вариант плана, который известен большинству еще со школьной скамьи - это
1) короткое, привлекающее внимание вступление;
2) три блока основной части;
3) заключение.
Цель вступления - переключить на себя внимание слушателей и вызвать интерес к предлагаемой теме. Классическим вступлением к нашим урокам с начала 2000-х считается так называемая «ломка льда» - простой вопрос о жизни, который помогает начать беседу. Его цель создать - непринужденную, доверительную атмосферу. Обычно это просьба поделиться тем или иным опытом из своей жизни, не подразумевающая размышления или обращения к Писанию. Типа, «какими источниками света вы пользовались в детстве?» или «был ли в вашей жизни период, когда вы длительное время провели в уединенном месте?».
Но не стоит «ломку льда» считать единственным вариантом вступления. Тем более, что она изначально рассчитана на «холодную» аудиторию - людей не погруженных в тему. В то время, как в церкви люди уже подготовлены и общей атмосферой богослужения, и вступлением к уроку, сделанным с кафедры. Но в любом случае, по форме оно не должно быть сложным и загружающим; его цель - вызывать интерес и любопытство; по содержанию оно должно подводить к подводить к следующему за ним основному вопросу. Это может быть рассказ какой-либо истории, небольшой опыт из собственной жизни, постановка проблемы - в чем важность поднимаемой темы, афоризм или цитата, интересный факт из истории или новостей и т.д. Ну и не стоит в начале своего урока извиняться или оправдываться, даже если это ваш первый урок.
Основная часть обычно состоит из трех блоков. В пособии их пять. Но обычно для полноценной дискуссии в классе пять - это много. Лучше планировать три основных и иметь 1-2 вопроса про запас. Каждый из основных блоков подобен айсбергу - он обозначается одним вопросом, но подразумевает целый пласт вопросов и комментариев, которые должны раскрыть эту тему. Вот почему раздача учителям готового плана бывает не эффективной - они получают лишь маленький, поверхностный кусочек того, что имел в виду того, кто этот вопрос готовил.
Классическая схема основного блока: 1) погружение в текст; 2) выводы (что это означает?); 3) как это применить в практической жизни.
Крайне желательно, чтобы каждый из трех блоков был основан на одном библейском отрывке. Чтобы он включал в себя вопросы, побуждающие углубиться в библейский текст: сопоставление одних частей с другими, раскрывающие нюансы значения конкретных слов, выявление того, что может быть непонятным или противоречивым и пр.
Что касается выводов из изучения текста, то всегда лучше, если их сделают ученики, а учитель лишь дополнит и направит. Применение, влияние Слова на нашу повседневную жизнь - это важнейшая часть, можно даже считать ее конечной целью изучения. Поэтому этот момент учителю важно продумать заранее. Смоделировать ситуации, в которых можно применить изучаемый библейский принцип. Не бояться раскрывать напряжение между Словом и реаьной жизнью. Побуждать учеников делиться свидетельствами или приводить примеры из личной жизни.
Идеально, если между тремя основными блоками вы подберете гармоничные связки. Но все же урок - не выверенная до мелочей ораторская речь и в ходе живой дискуссии многие вещи упрощаются. Чаще всего не будет проблемой, если в качестве связки вы просто скажете: «А теперь давайте пойдем дальше и прочитаем следующий библейский отрывок».
Что касается заключения, его задачами могут быть - подвести итоги, вдохновить и вызвать интерес к изучению следующего урока. Не стоит его растягивать, тем более, что будет еще общее заключение урока с кафедры. Небольшой заряд позитива и вдохновения - пожалуй, лучшее, чтобы вы можете передать своим слушателям в заключении.
Похожие новости
Евгений Герасимов. Апостолы и закон
11 урок «Апостолы и закон» Этот урок представляет грани соблюдения закона, на которые желают
09.06.14
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Конец закона - Христос
7 урок «Конец закона - Христос». На этот раз тема урока практически повторяет предыдущую, поэтому
13.05.14
Субботняя школа
Субботняя школа 2014. Урок 2. Ученичество через метафору
Разбор уроков Субботней Школы от Евгения Герасимова.
06.01.14
Субботняя школа