Субботняя школа, урок №5 Только Библия — Sola Scriptura. Протестантский лозунг Sola Scriptura подразумевает некоторые фундаментальные принципы толкования библейского текста, которые являются необходимым условием для правильного понимания Божьего Слова. Как протестанты мы должны относиться к Библии как к наивысшему доктринальному авторитету.
Читайте также: Субботнняя школа - что это?Второй квартал 2020 года - Как толковать ПисаниеУрок от Виталия ОлийникаI. Писание как главное мерило (ВС).
1. В чем смысл тезиса Sola Scriptura? («Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов, как сказано в Пс. (118:105): “Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей”. И как говорит Св. Павел: “Но если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1:8). Другие же писания древних или современных учителей, кем бы они ни были созданы, не должны расцениваться как равные Святым Писаниям, но все они вместе взятые должны быть подчинены им» (Формула Согласия в лютеранстве, 1577); Писание – мерило всего!)
2. Прочитайте Ис. 8:19,20 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какие источники информации противопоставляются? (19 ст. – оккультисты и Бог)
б. Каким образом узнать волю Божью? (20 ст. – «обращайтесь к закону и откровению»)
в. Что обозначают эти термины? (закон – תּוֹרָה (тора) – термин с устоявшимся значением – Пятикнижие; откровение – תְּעוּדָה (тэуда) – 16 и 2 ст. – откровение, данное Богом и записанное по Божьей воле Исаией – Божьи откровения после Торы)
г. Какую функцию исполняет Писание? (мерило истины)
3. В чем разница между Sola Scriptura и Solo Scriptura? (строго лингвистически вторая фраза нарушает согласование родов: Scriptura на латыни – ж. р., потому и Sola – окончание ж. р.; но в современном христианском богословии вторым понятием обозначают радикальный взгляд, налагающий запрет на любые книги, кроме Библии)
II. Целостность Библии (ПН).
1. Прочитайте Евр. 1:1,2 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Сколько авторов у Библии? (один; а писателей – около 40!)
б. Через кого говорил Бог? (через пророков и Сына)
в. Какова природа Сына? (соучастник творения – см. Евр. 11:3)
г. Какова природа Библии? (она целостна, ибо от одного Автора)
2. Что видно из сравнения Мф. 5:39 и Пл. Иер. 3:30? (Христос повторяет тезис, открытый через Иеремию!)
3. Какова для вас практическая значимость целостности Библии?
III. Ясность Священного Писания (ВТ).
1. Прочитайте Авв. 2:2 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какова главная мысль этого повеления? (ясность текста)
б. Проверьте концовку этого стиха в иных переводах («чтобы даже тот, кто пробегает, прочитал его» (Восстановительный))
2. Прочитайте 2Кор. 1:13 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что имел ввиду Павел, когда диктовал свои послания? («не иное, как то, что вы читаете или разумеете»)
б. Какова надежда Павла? («надеюсь, до конца уразумеете»)
3. Верите ли вы в то, что всю Библию возможно понять?
IV. Писание изъясняет само себя (СР).
1. Прочитайте 1Кор. 2:12,13 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что дано Духом? (13 ст. – слова!)
б. Как переводится слово συγκρίνω (сюнкрино) – «соображая» – во 2Кор. 10:12? (сравнивать!)
в. Объясните фразу «соображая духовное с духовным» (букв. «духовные [с] духовными сравнивая/соединяя»; речь идет о словах, данных Духом – слова Писания)
2. Прочитайте Откр. 12:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Каковы распространенные толкования образа жены? (дева Мария; христианская церковь)
б. Какое толкование даст принцип «Писание изъясняет само себя»? (см. Быт. 37:9,10 – семья Израиля; Мессия рождается в Израиле)
3. Как этот тезис выглядит на латыни? (Scriptura sui ipsius interpres)
V. Sola Scriptura и труды Эллен Уайт (ЧТ).
1. Что Откр. 16:6 говорит о даре пророчества? (будет до конца!)
2. Как соотносятся труды Э. Уайт с Библией, согласно ее словам?
«Вы плохо знаете Писания. Если бы вы задались целью изучить Слово Божье, захотели бы соответствовать библейским нормам и устремились к христианскому совершенству, то вам не пона-добились бы Свидетельства [Э. Уайт]. Но именно потому, что вы пренебрегали богодухновенной Книгой, Господь попытался достичь ваших сердец простыми, прямыми свидетельствами» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 605).
«Сегодня я превозношу перед вами драгоценное Слово. Не повторяйте того, что я произнесла, и не говорите: „Сестра Уайт сказала это“ или: „Сестра Уайт сказала то“. Узнайте, что говорит Господь Бог Израилев, и затем делайте то, что Он повелевает» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 3, с. 33).