Регистрация

Урок 9 - Субботняя школа из Германии - II квартал 2021

Александр Серков 22-05-2021, 10:54 335 Субботняя школа » Александр Серков
0


В этом девятом уроке предстоит нам рассмотреть историю возникновения субботы. Неужели она имеет свое начало лишь на Синае, как утверждают многие христиане? И главное, что нам следует рассмотреть, так это: каким образом суббота является знамением завета? Конечно, сам памятный стих, который дан к этому уроку, если подходить к нему фрагментарно, то он может ввести нас в заблуждение. Я цитирую его:

«И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх.31:16).


Да, здесь говорится о субботе, которая несет на себе радикальную нагрузку, как вечный завет. Но если не подходить к этому тексту комплексно, основываясь на всех высказываниях о субботе во всем Писании, то может показаться, что это указание дано сугубо «сынам Израилевым», это им дано повеление праздновать субботу, значит, и завет был заключен только с ними, и вечный он лишь в их роды, в роды израильтян. Так многие христиане и понимают, и это печально. Давайте посмотрим, так ли это на самом деле?

I Происхождение субботы


Неоднократно мы слышим от христиан такие выражения, как: «Это древняя еврейская суббота» или «суббота была дана евреям, а нам она не нужна». Что можем мы ответить подобным заявителям на их ложные представления о сути и назначении субботы, и о ее значимости также и для нас сегодня? Здесь нужно показать им историю субботы, историю ее возникновения. Прочитаем пару текстов из Писания:

2 Завершив к седьмому дню Свою творческую деятельность, после всего того, что Он создал в шесть дней, после всей проделанной работы, в седьмой день Бог пребывал в покое.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, сделав его особым днем, потому что в этот день Он пребывал в покое от всех дел Своих (Быт.2:2-3 ПС).


11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх.20:11).


Прочитав эти тексты, мы приходим к ясному выводу, что суббота была учреждена, когда еще евреев на земле не было. Это произошло в самом начале, сразу после творческого акта в Эдеме. Ключевыми здесь являются три выражения:

«Бог пребывал в покое»;
«Бог благословил седьмой день» и
«Бог освятил этот день».

Пребывая в покое, Бог показал пример нам людям. Нет, нет, в покое Он пребывал не потому что устал, Он наслаждался тем, что было Им сотворено. Он просто любовался тем, о чем Он же Сам констатировал: «Хорошо» или даже «весьма хорошо». Если мы будем в день субботний любоваться природой, сотворенной Богом и славить за это Всевышнего, это будет весьма благословенное времяпровождение субботнего дня.

С той первой субботы этот день стал благословенным, потому что благословил его сам Бог. А что Бог благословляет, то человеку отменять не позволено.

Освятив этот день, Бог отделил его от всех остальных дней. Поэтому не оправданы те заявления людей, что, мол, какая разница, в какой день поклоняться Богу. Да, Богу мы поклоняемся всегда, все семь дней недели, но этот день отделен для особого служения. Бог в Своей любви призвал человека на следующий день после их сотворения для общения в покое, чтобы они могли установить близкие отношения с Тем, по Чьему образу они были сотворены.

Этот день не был ознаменован каким-либо сверхъестественным признаком, это обычный день, который также, как и все остальные дни недели, начинается с заходом солнца и заканчивается также с заходом солнца. Как и во все остальные дни, в этот день не только светит яркое солнце, но может разразиться дождь, гроза или начаться пурга. Нет, нет, внешне этот день не отличается от других дней, как, возможно, и дерево познания добра и зла не отличалось от других деревьев в саду. Человек просто должен быть послушным Богу.

Но проблема заключается в том, что до Потопа не было письменности, я, конечно, не против такой версии, что, может быть цивилизация допотопная и имела письменность, но мы сегодня не имеем артефактов, подтверждающих эту концепцию. Во всяком случае, Божью волю народ Божий передавал из уст в уста, и так она передавалась из поколения к поколению.

А когда народ израильский находился в египетском рабстве, он утратил, можно сказать, всякое представление в полном объеме о воле Божьей к человеку. Вот тут-то и нужно было дать ему письменный закон со всеми его оттенками и нюансами. Поэтому, заявление, что закон был дан израильтянам на Синае впервые, совершенно не оправдано. Закон был, но он был в устной форме, а написанным он появился лишь на Синае. Вот так будет точней. В подтверждение этой мысли я приведу Библейский текст:

5 Это за то, что Авраам следовал Моим словам и поступал так, как Я велел, повинуясь Моим заповедям, предписаниям Моим и законам Моим» (Быт.26:5 ПС).


Был дан закон людям до Синая? Да, был. Каким образом? Он был дан в устной форме.

II Суббота между выходом из Египта и Синаем

Прочитаем текст Писания:

23 И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра.
24 И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем.
25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле;
26 Шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в этот день.
27 Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли.
28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? (Исх.16:23-28).


Прочитав этот текст, мы не видим, чтобы Бог давал им какой-то новый закон, до этого им не известный, Он просто напомнил, что «завтра покой, святая суббота Господня», и уточнил, что в этот день можно делать, а чего нельзя. Народ в это время не работал ни на производстве, ни на полях, его единственной проверкой на верность в то время было собирание манны. Чудесный дар манны послужил поводом научить народ вечному дару субботы. А этот дар заключается в следующем:

1. Ежедневно можно использовать только обычную порцию манны, но
на шестой день нужно было собрать двойную порцию.
2. В субботу манна не выпадала.
3. Дополнительная часть, необходимая для субботы, была сохранена
с шестого дня, и она не портилась, как это было бы в обычный день. И так длился этот непрекращающийся цикл чудес, пока они странствовали по пустыне.

Для полного уяснения возьмем еще один текст Писания:

4 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет (Исх.16:4).


Этот текст еще раз подчеркивает, что до Синая закон о субботе уже был, суббота была известна им ранее, здесь была проверка их верности этому закону. Это все то же самое установление, которое было учреждено Богом сразу после сотворения земли.

Что мы узнали о субботе из 16-й главы Исхода?

1. Шестой день - подготовительный (стихи 22, 29).
2. День после шестого - суббота (стихи 22-23).
3. Суббота - это седьмой день (стих 26).
4. Суббота - это дар Господа (стих 29).
5. Суббота - это «день торжественного покоя» (стихи 23, 30).
6. Суббота «свята» (стих 23).
7. Суббота - это день покоя (стих 30).
8. Суббота - это не день поста, а день, в течение которого
Бог обеспечил народ пропитанием (стих 29).
9. Суббота - это день, в который проверяется верность Богу (стихи 4, 27).
10. Суббота - это день, заповеданный Богом. Это закон (стих 28).
11. Шесть дней предусмотрены для работы, но седьмой день суббота «Господу» (стих 25).
12. Существительное «суббота» впервые встречается в Священном Писании, а именно в Исх.16:23.

Явное невежество народа в отношении субботы, несмотря на все наставления Моисея относительно нее, и тот факт, что некоторые пытались найти свежий запас манны в субботу, показывают, что израильтяне в значительной степени потеряли из виду Божий святой день во время своего пребывания в Египте.

Все приготовления пищи должны были быть закончены до начала субботы. Позже Моисей велел людям даже не разжигать огонь в день субботний (гл. 35:3), и по крайней мере один раз человек был забит камнями до смерти за нарушение этого правила (Числ. 15:32-36). Этот принцип заключался в том, что в субботу не должен был совершаться никакой труд, который с таким же успехом можно было бы выполнять и в другое время. В теплом климате пустыни не было необходимости для здоровья есть теплую пищу в день субботний. Если бы это было необходимо, Бог разрешил бы это в согласии с принципом, что суббота была задумана для блага человека (Марка 2:27-28), и что «законно делать добро в субботние дни», поскольку без выпечки и варки можно было обойтись без вреда для здоровья. Бог учил народ, чтобы они научились «отличать чистое от нечистого» (Иез. 22:26). В наши дни все, что можно сделать в пятницу для подготовки к субботе, должно быть сделано, но в то же время субботняя еда должна быть и здоровой, и аппетитной.

Большая часть народа повиновалась и испытала новое чудо, когда в той части, которая была отложена на субботу, не разводились черви. В течение 40 лет эта еженедельная процедура учила людей делать пятницу днем подготовки к субботе и делать саму субботу поистине днем покоя.

III Суббота – знамение и печать завета


Прочитаем текст Писания:

16 И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;
17 Это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх.31:16-17).


Это один из четырех текстов Священного Писания, в котором суббота обозначается как знамение. Что такое знамение? Давайте начнем с русского языка. Это знак, символ. А что такое символ. Символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Например, голубь – символ мира; якорь – символ надежды. Есть символ и у государства – государственный герб, флаг, гимн.

В оригинале אוֹת‎ произносится «оуф» - знамение, знак, указание.

На древнегреческом σημεῖον симИОн – знамение, знак, признак, знамя, флаг, печать, межевой знак.

Как видите, значение этого слова многообразно. Сам факт того, что Бог использует здесь язык, явно приспособленный к человеческому опыту, показывает, как искренне Он хотел внушить Своему народу его обязанность перед Ним и необходимость следовать Его примеру. Не может быть более убедительной причины для выполнения Божественного повеления, чем то, что Сам Бог подал пример через Иисуса Христа, о чем мы читаем следующее:

13 Вы называете Меня Учителем и Господом; и это правильно, потому что Я и есть Учитель и Господь.
14 Так вот, если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.
15 Я подал вам пример, чтобы и вы поступали так же, как Я поступил с вами (Иоан.13:13-15 ПС).


21 К этому вы и призваны, поскольку и Христос пострадал за вас, тем самым дав вам пример, чтобы и вы шли по стопам Его (1Петр.2:21 ПС).


Каину Бог тоже дал знамение, некий знак, который имел противоположное значение, чтобы всякий, встретивший Каина, не вздумал поступить так, как поступил он. Об этом мы читаем:

15 И сказал ему Господь: «Нет, так не будет. Всякий, кто убьет Каина, получит семикратное возмездие». И дал Господь знамение Каину, чтобы все знали, что он находится под защитой Господа, и не посмели убить его (Быт.4:15 ПС).


Это знамение функционирует как внешний знак, или объект, или условие, предназначенное для передачи отличительного сообщения. Суббота является знаком завета. Мы читаем об этом:

13 Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас (Исх.31:13).


Когда Бог заключал завет с Ноем, там была другая обстановка. Внешний, физический знак находился в облаках. Он напоминал и подтверждал, что Бог соблюдает Свой завет, чтобы не навести больше всемирного потопа.

Обрезание также было внешним знаком, сделавшим потомков Авраама мужчинами, отделившимися от своих соседей-язычников. Это было для того, чтобы увековечить завет Бога с потомками Авраама, и оно служило для того, чтобы укрепить их духовные отношения с Богом, и оно же указывало на духовное обрезание сердца. Народ в этом знаке должен был представлять и духовные отношения, основанные на праведности веры, действующей через любовь. Вот что пишет ап. Павел:

11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность (Рим.4:11).


Видите, как важно то или иное знамение. Какое значение имеет для нас суббота как знак между нами и Богом? Мы увидели, что суббота была учреждена еще в Эдеме. Человек, соблюдающий субботу в правильном духе, свидетельствует тем самым, что он пребывает в искупительных отношениях с Богом. В качестве знамения суббота наделяет верующего прежде всего знанием о том, что Господь является его Богом завета. Она также указывает на то, что Господь «освящает» Свой народ.

Субботу можно рассматривать как знамение и в другом смысле. Она служит знаком отделения, указывая людям других вероисповеданий или людям, не соблюдающим субботу, что между Богом и Его народом, соблюдающим субботу, существуют уникальные отношения.

IV Суббота – знамение освящения


Прочитаем текст Писания:

13 Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас (Исх.31:13).


Полный текст о субботе с 12 – 17 стихи. Это сообщение следует сразу после указаний Господа о строительстве святилища и порядке его обслуживания (Исх.25:1 до 31:11). Он объединяет субботу и святилище. Мы так и читаем:

30 Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь (Лев.19:30).


Благоговение участвует в обоих повелениях, о которых мы прочитали в этом тексте. Некоторые соблюдают субботу, но не проявляют должного почтения к святилищу. Есть и другие, которые почитают святилище, но не субботу. Истинная религия требует почитания обоих, потому что оба они святы.

Одной из поразительных особенностей, заключенных во многих главах книги Исход, является повторяющееся увещевание к священному соблюдению седьмого дня. Это свидетельствует о великой важности этого дня, потому что ни одна другая заповедь Десятисловия не упоминается так. Все тексты в книге Исход на соблюдение субботы – это не просто повторение подобных замечаний; это свидетельствует о том, что суббота является важным элементом, знаком между Богом и Его народом и предупреждает, что наказание за нарушение субботы - смерть.

Суббота свята, поэтому грех вносить в ее священные часы то, что является общим, обыденным, совершение какой-либо ненужной работы. Суббота дана, чтобы в этот день освящаться, а не для того, чтобы своими ненужными делами мы оскверняли этот день. Конечно, как и в любом деле, не следует здесь впадать в крайность, ни в фарисейскую, ни и в либеральную. В этот день не запрещаются акты неотложного милосердия. Если у соседа, например, загорелся дом в субботу, мы не можем отложить помощь на другой день; а вот помочь соседу починить забор можно и в другое время.

Обычно любители придирок начинают спрашивать: «А вы зубы в субботы чистите»? «А вы умываетесь, причесываетесь, едите и так далее…?» «О, значит вы нарушаете субботу. А раз вы зубы в субботу чистите, значит можете и на завод в субботу идти». Эти колкости всегда были, это слишком поверхностное отношение к соблюдению субботы и к тому, чего Бог ожидает от Своих последователей. Суббота – это день, в который мы, общаясь с Богом и с ближними, освящаемся сами и влияем на освящение наших ближних. Суббота – это не просто «палец о палец не стуканье», но это и не вседозволенность. Все, водимые Духом Святым, сами почувствуют баланс между этими двумя крайностями.

V Помни день субботний


Прочитаем текст Писания:

8 Помни день субботний, чтобы святить его (Исх.20:8).


Так начинается заповедь о субботе. В слове «помни» заключены несколько аспектов значения. Это повеление направляет наш взор как в прошедшее время, так и в будущее. Начнем с прошедшего.

Чтобы не утерять значимости этого дня, его предназначение и авторитетность, надо размышлять об учреждении этого дня, кто первый покоился в этот день, с кем Бог провел этот первый день отдыха. Для Бога это был седьмой день, а для людей – первый. Прежде, чем окунуться в жизненную ситуацию в Эдеме, Адам и Ева общались с Богом и воодушевлялись на предстоящую неделю.

Если бы мы чаше свой взор направляли в прошлое, мысленно представляя, как Бог общался с первым человеком в день седьмой, мы бы по-другому относились к сегодняшнему нашему отношению к дню субботнему. Мы бы не заявляли: «Какая разница, в какой день поклоняться Богу!» В таких случаях я привожу пример, как парень назначает невесте свидание, например, в четверг, в 7 часов вечера в парке на первой скамейке справа. Время свидания прошло, невеста не явилась. Подруги ее спрашивают: «Ты же говорила, что у тебя сегодня свидание!» На что она ответила: «Ах, какая разница, сегодня или завтра, схожу завтра, подумаешь!» А что было бы, если бы жених пришел на свидание, а невеста уже лежит на лавочке и спокойно, похрапывая слегка, спит себе на здоровье? И так она все свидание и проспала. Это я в отношении сна в день субботний. Здесь тоже не надо впадать в крайность. Надо учитывать возраст, состояние здоровья, иногда полчаса сна в обед дает бодрость на весь оставшийся день. А как вам такое, если кто-то заявит: «Надо мне сейчас в субботу хорошенько выспаться, а как только солнце сядет, я включу свет и буду достраивать свой дом». Вот это уже равносильно тому, как невеста проспала все время свидания.

О чем еще свидетельствует суббота? Она направляет нас вперед. Человек, помнящий и соблюдающий субботу, имеет многообещающее, насыщенное и значимое будущее с Господином субботы. Такой человек остается в отношениях завета, потому что пребывает в Господе. Если мы понимаем завет, как отношение между Богом и людьми, тогда суббота, которая может во многом помочь укрепить эти отношения, приобретает особое значение.

В личном смысле суббота является напоминанием того, что среди насущных жизненных забот мы не должны забывать Бога. Полностью войти в дух субботы – значит найти ценную помощь в соблюдении остальной части Декалога. Особое внимание и преданность, уделяемые в этот день покоя Богу и вещам вечной ценности, дают запасную силу для победы над злом, против которого нас предостерегают другие заповеди. Суббота хорошо сравнивается с мостом, перекинутым через бурные воды жизни, по которому мы можем пройти, чтобы достичь противоположного берега, связующим звеном между землей и небом, прообразом вечного дня, когда те, кто верен Богу, навсегда наденут одеяние бессмертной святости и радости.

Дух истинного соблюдения субботы поможет человеку улучшить свои священные часы, стремясь лучше понять характер и волю Бога, более полно ценить Его любовь и милосердие и более эффективно сотрудничать с Ним в служении духовным нуждам своих собратьев. Все, что способствует достижению этих основных целей, соответствует духу и цели субботы. Все, что в первую очередь способствует удовлетворению личных желаний или преследованию собственных интересов, является частью истинного соблюдения субботы не более, чем обычный труд. Этот принцип применим как к мыслям и словам, так и к действиям.

Суббота указывает нам на совершенный мир, в котором мы обитаем в давние времена, хотя он уже во многом деградировал (Быт 1:31; 2:1-3), и напоминает нам о времени, когда Творец снова «сделает все новым» (Откр 21:5). Тот, кто входит в истинный дух соблюдения субботы, таким образом, будет иметь право на получение печати Божьей, которая является Божественным признанием того, что Его характер в совершенстве отражается в жизни (Иез. 20:20). Это наша счастливая привилегия раз в неделю забывать все, что напоминает нам об этом мире греха, и «помнить» то, что приближает нас к Богу. Суббота может стать для нас маленьким святилищем в пустыне этого мира, где мы можем на время освободиться от его забот и войти, так сказать, в радость неба. Если субботний покой был желателен для безгрешных существ в раю (Быт 2:1-3), то насколько же он необходим заблудшим смертным, готовящимся вернуться в эту благословенную обитель!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, за шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, в день седьмой Он пребывал в покое. Он также, как следствие этого, благословил седьмой день и освятил его. Десять заповедей исчерпывающе и фундаментально определяют отношения между Богом и людьми и между людьми друг с другом. В середине Декалога заповедь о субботе. Она особым образом определяет Господина субботы и указывает на сферу Его власти и владения.

Обратите внимание на эти два аспекта:

(1) личность Божества – Яхве, Который является Творцом.

(2) сфера Его собственности и власти – «Небеса и земля, море и все, что в них».

В этих двух аспектах заповедь о субботе имеет характеристики, типичные для печатей, которые ставились на международные древние ближневосточные договорные документы. Эти печати обычно находятся в центре договорных документов, а также содержат (1) личность божества (обычно языческого бога) и (2) сфера собственности и полномочий (обычно ограниченная географическая
область).

Суббота действует как «знамение» и как печать отношений между Богом и Его собственным народом завета. Это имеет большое значение для нас, христиан, потому что, соблюдая седьмой день субботу, как это делал наш Господь в конце творческой недели, мы признаем Его Создателем нашей земли. Мы также признаем владение и власть Бога над всем творением, включая также и нас самих.

Пусть Господь благословит нас в правильном соблюдении нами дня субботнего, чтобы это соблюдение принесло нам обильное благословение.

Божье вам благословение, дорогие мои читатели и слушатели.

telegram

Похожие новости

Почему я считаю субботу особым днем?

Прежде всего, я считаю так потому, что Бог повелел святить его. Он Сам дал в библии такую заповедь:

05.08.18 Духовные размышления
Виталий Олийник. Завет

Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №11, «Завет» (12 декабря 2015)

11.12.15 Субботняя школа
Виталий Олийник - Христос, закон и заветы

Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №10, «Христос, закон и заветы» (7 июня 2014)

06.06.14 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2021 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть