Регистрация

Урок №5 - II квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 24-04-2022, 11:20 4 908 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Приветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на очередном уроке субботней школы. Чем обрадует нас тема этого урока? Изучая события прошлого урока, мы надеялись увидеть обновленный мир в новом мировом порядке, заточенном на исполнении Божьей воли. К сожалению, в этом уроке мы увидим, что снова пошло все как-то не так. Какие-то проблемы начались с Ноем и его сыном (или даже внуком), а затем вавилонская проблема. Но на фоне всего этого вновь и вновь раскрывается Божий любвеобильный характер. На этот раз Он проявляет еще больше терпения и толерантности к человеку, не желая его уничтожать. Его главная цель реформировать народ, отступивший от Него и привести его снова в союз с Собой.

Итак, давайте обо всем этом по порядку.

I Проклятие Хама


Прочитаем текст Писания:

20 Ной начал заниматься сельским хозяйством. И насадил он виноградник.
21 Как-то случилось – он выпил изрядно вина и в состоянии опьянения лежал обнаженным в своем шатре.
22 И увидел Хам – отец Ханаана – наготу отца своего и, выйдя из шатра, рассказал об этом двум братьям своим.
23 И взяли тогда Сим и Иафет накидку, положили ее себе на плечи и, идя задом, накрыли отца своего; чтобы не видеть его наготы, их взоры были обращены в другую сторону.
24 Протрезвев от вина, Ной узнал, что сделал над ним младший сын его.
25 И сказал Ной: «Проклят Ханаан; служить он будет братьям своим как последний из их слуг» (Быт.9:20-25 ПС).


Вот такую краткую информацию мы имеем о самом начале послепотопной жизни. Читая этот текст, я скажу вам прямо, здесь столько вопросов, на которые, кроме гипотез, выдвинуть ничего невозможно. И все это потому, что Библия очень кратко описывает все то, что происходило в те древние времена. А мы же привыкли чуть что, заявлять: «А где такое написано в Библии?» Ну, если следовать этому принципу: «Чего в Библии нет, того и не было», тогда и Христос никогда не спал, только один раз в лодке прилег, и едва уснул, ученики Его тут же разбудили, потому что на море начался шторм и они были в опасности. Поэтому нам дан разум делать какие-то выводы из той информации, какую мы имеем в Библии. Так нам придется делать и здесь. Начнем со стихов 20-21.

Здесь мы видим четыре глагола, это четыре действия Ноя:

Он начал заниматься сельским хозяйством;
Он насадил виноградник;
Он выпил вина;
Он лежал обнаженным в своем шатре.

Давайте проанализируем: что греховное сделал Ной, и в чем нет совершенно никакой его вины? То, что после потопа он стал возделывать землю и заниматься сельским хозяйством, это хорошо, и то, что насадил виноградник, тоже не плохо. Но это не говорит о том, что кроме виноградника он ничего больше не насаждал. Виноградник здесь упоминается в связи с последующими событиями, но вовсе не исключает возделывание земли для других целей. Тем, что насадил он виноградник, Ной ничем не согрешил. Виноград – одна из благородных культур, созданных Богом. Христос приводил его в пример, чтобы показать Свое взаимоотношение с церковью. Он ценил его плод, вкушая от него в последнюю ночь Своего земного служения. Чистый виноградный сок для человеческого тела весьма полезен.

Следующий третий глагол или третье действие Ноя является греховным. «Он выпил вина». То, что он опьянел, это фактически следствие выпивки вина (перебродившего). И четвертое – он лежал обнаженным в шатре своем. В этом нет ничего греховного. Он лежал не на площади, не на людном месте, он лежал «в шатре своем» — в своей спальне. По всей видимости, в те времена не было нижнего белья, да и верхняя одежда была проще, чем у нас; и стоило ему во сне перевернуться, накидка откинулась, и он уже обнаженный, не надо было его в буквальном смысле раздевать, или ему самому совершать какие-то кропотливые действия, как это совершаем мы, имея нашу одежду в нашей цивилизации с молниями и пуговицами. Ну, и что тут такого в том, что он спал раздетым в своем шатре? Разве сегодня все спят в своей собственной спальне в пижамах?

Давайте остановимся на том, что греховно. Многие толкователи Библии пытаются идеализировать Ноя и делать его совершенно безгрешным. На прошлом уроке мы говорили, что значат слова о том, что он был «непорочным в поколении своем». Это не значит, что он жил в состоянии безгрешности, но по отношению к своему поколению его нравственность была все-таки на высоте. А как в отношении вина? Проанализируем комментарий Жака Дюкана. Я цитирую его:

«Брожение (ферментация) сока плодов не было частью Божьего изначального творения. Брожение, ведущее к опьянению, могло произойти вследствие изменившихся после потопа экологических условий. До потопа климат по всей земле был одинаковым и приятным для жизни, поэтому виноградный сок не портился и не бродил. Следовательно, Ной мог выпить перебродивший виноградный сок, не зная, к каким последствиям это приведет. Если бы Ной знал об этом, то был бы виновен». (Конец цитаты).

Трудно согласиться с этим комментарием, даже невозможно. Здесь возникает огромный вопрос, и даже несколько. Брожение – это что? Это действие микроорганизмов. Или я ошибаюсь? Полторы тысячи лет до потопа микробы, производящие брожение и гниение, что ли не были активированы, они ничем это длительное время не питались? Если питались, значит происходило и брожение, и гниение. Или микробы могут жить, размножаться, а значит и чем-то питаться только в климате, когда сменяются: лето и зима, весна и осень? А если климат одинаковый и благоприятный для растений круглый год, тогда это убийственно для микроорганизмов? Я не могу с этим согласиться. А вы, как хотите.

Я быстрей всего предусматриваю, что в благоприятном допотопном климате, когда деревья не засыпали на зиму и давали плоды круглый год, в том числе и виноградник, нужды не было в том, чтобы виноградный сок сохранять впрок, виноград можно было есть свежим или давить его в любое время и всегда пить тоже свежевыжатым. Поэтому до потопа просто могли и не знать, что сок виноградный бродит, потому что они его не сохраняли.

Еще один аргумент: если бы брожение не происходило с виноградным соком, то и продукты до потопа не были бы подвержены брожению и гниению; и тела животных и людей тоже не разлагались бы, и так было бы до самого потопа.

Выглядит как-то наивно и то, что Ной выпил вино и опьянел. Во-первых, это не яд, который ты выпил с парой глотков воды, и он произвел свое действие. А виноградный перебродивший сок – это не яд и не спирт, и даже не водка, и, как не удивительно, не современное вино, которое разбавляют спиртом до 18 градусов или чуть больше. Перебродивший виноградный сок может набрать несколько градусов и для того, чтобы стать пьяным до предела, сколько такого перебродившего сока надо было выпить? Не одну кружку, это уж точно. И после каждой кружки голова взвинчивалась сильней и сильней. Допустим, перед первой кружкой он не знал, что после потопа виноградный сок делается алкогольным, то перед второй и последующими – он пил сознательно, ему, значит, нравилось это состояние, и он продолжал увлекаться этим пойлом до тех пор, пока не отключился.

Посмотрим, что же произошло дальше. Обратим внимание на следующие два стиха:

22 И увидел Хам – отец Ханаана – наготу отца своего и, выйдя из шатра, рассказал об этом двум братьям своим.
23 И взяли тогда Сим и Иафет накидку, положили ее себе на плечи и, идя задом, накрыли отца своего; чтобы не видеть его наготы, их взоры были обращены в другую сторону (Быт.9:22-23 ПС).


Эта информация настолько скудна, что трудно разобраться, что же произошло на самом деле. Два действия со стороны Хама: 1. Увидел наготу отца. 2. Рассказал об этом двум братья своим. В чем грех? «Увидел» или «рассказал?» И какова цель автора? Видимо его желанием было сообщить о чем-то гнусном, но он не хотел распространяться и описывать все подробно, этим давая нам самим домысливать, что там произошло на самом деле.

Помните фильмы в советские времена? Обнялись парень с девушкой, поцеловались, и вот показывают небо, плывут облака, птички летят, и сразу в следующих кадрах показывают: они идут счастливые, и вскоре еще через пару кадров она сообщает молодому человеку, что у них будет ребенок. Прямого видимого показа из близости не было, но об этом можно догадаться.

Люди часто заявляют: «А где в Писании об этом сказано»? Они хотят, чтобы Писание обо всех своих героях сообщало все-все со всеми подробностями. Но Писание очень кратко. Вот так и в описании того, что случилось с Ноем. Юридически мы ничего не докажем, аксиому не выведем, что именно с ним произошло. В отношении парня и девушки вывод можно сделать однозначный, а вот в отношении Ноя и его сына или даже внука уже трудней сделать однозначный вывод, мы можем лишь перебрать несколько предположений, но все же это так и останется в рамках гипотезы, в параметрах наших предположений. Давайте проверим те гипотезы, которые можно выдвинуть и которые выдвигают люди.

1 гипотеза. Почему Хам заглянул в шатер отца? Возможно он был удивлен тем, что солнце уже высоко, а отец до сих пор спит и не встает, и решил поинтересоваться, что же там с отцом произошло? И вот он видит его обнаженным и спящим. Он пошел и рассказал об этом братьям, которые пошли задом и накрыли отца, не увидев его наготы. С одной стороны, этот вариант очень мягко вписывается в то сообщение, которое мы имеем. Ну, точно так, как в фильме: обнялись, поцеловались, и птички по небу летают. Докажи что-то другое.

Но давайте поразмыслим, в чем тут грех Хама? Он что ли знал, что отец лежит обнаженным, он совершенно случайно столкнулся с этим фактом. В этом нет никакого греха. Если считать, что его вина в том, что он об этом рассказал братьям, то здесь кроется больше намек на то, что он увидел нечто большее, чем просто лежащего обнаженного отца, потому что в просто обнаженном отце нет ничего удивительного: человек лежит в своем шатре, да и все тут. Это равносильно тому, что заглянуть в кабину туалета, которая случайно оказалась не закрытой, и увидеть человека, сидящим на унитазе. Неудобно как-то получится, но в этом нет ничего ни греховного, ни зазорного. Не побежит же он всем рассказывать, что видел человека, пусть даже своего отца, сидящим на унитазе.

Не знаю, как там было сразу после потопа, но сегодня не считается зазорным отцу с сыновьями, а матери с дочерями мыться в бане. Сейчас конечно общественные бани потеряли всякий смысл, так как в каждой квартире и в собственных домах имеется душ или ванна или то и другое. В далекие советские времена, где-то еще в пятидесятые годы, на колонку за водой надо было ходить за несколько кварталов, не говоря уже о личных банях и саунах. Все ходили в общественные бани, да и мусульмане, которые к религии очень строги. Были мужские и женские бани.

Однако на базе случившегося с Ноем многие сегодня как раз и заявляют, что нельзя отцу вместе с сыновьями мыться в общественной бане, видите, говорят они, какое проклятие произошло от того, что сын увидел отца голым. Это фанатизм, текст предполагает нечто другое. Так что ничего здесь криминального я не вижу, если случайно Хам увидел своего отца в его шатре и рассказал об этом своим братьям. Вот то, что он рассказал им, это настораживает.

Поэтому рассмотрим еще одну гипотезу, которую выдвигают люди, что, мол, Хам оскопил своего отца. Основанием для такого поступка выдвигают вообще фантастическое: типа Хам боялся, что престарелый Ной вдруг нарожает такое количество детей, что территория Земли не поместит всех живущих на ней. Поэтому решил вот так ограничить рождаемость.

Эту гипотезу я тоже сразу же отодвигаю в сторону. Вы думаете, что отец не кричал бы от боли, даже если он был и пьян? Там такая паника поднялась бы среди всех родственников. И что получилось бы: оскопил отца и бежит сообщать братьям. У отца кровь, ему надо как-то помочь, а они идут задом и накрывают его окровавленного от оскопления своей одеждой. Выбросьте эту гипотезу из головы, как совершенно не подходящую в данном случае. Да и вообще, быстрей бы братья поубивали друг друга (или оскопили друг друга), чтобы не тесно им было на нашей «маленькой» земле, чем додумался бы кто-то из них сделать это с престарелым отцом.

Возьмем следующие два стиха:

24 Протрезвев от вина, Ной узнал, что сделал младший сын его.
25 И сказал Ной: «Проклят Ханаан; служить он будет братьям своим как последний из их слуг» (Быт.9:24-25 ПС).


Что нас здесь настораживает? Читая эти слова, у нас возникает не один вопрос. Во-первых, «младший сын его»; и во-вторых, здесь стоит глагол «сделал». А что сделал младший сын его? «Увидел» и «рассказал?» Больше никакой информации в тексте мы не имеем. Неужели это такой великий грех, достойный проклятия целого поколения? Может здесь вопрос стоял гораздо серьезней? И почему «младший сын его?» А разве Хам был не средним его сыном? И при чем тут проклятие Ханаана, он же не сын Ноя? В отношении «меньшего сына» можно предположить, что это не Хам, а Ханаан, четвертый сын Хама. Мы читаем:

«Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан» (Быт.10:6).


Если предположить, что Бог хотел все же проклясть Хама, и не только его, но и его поколение, то Он через Ноя проклял бы первенца Хама Хуша. Почему же Он проклял самого младшего сына Хама Ханаана? Не задействован ли был в этом инциденте не только Хам, но и его младший сын Ханаан?

Дело в том, что в те времена сыном называли не только буквального сына, но и внука. Ханаан был самым младшим членом семьи Ноя на то время, и быстрей всего под словами «меньший сын его» имеется в виду «меньший внук».

Здесь следует учесть еще один нюанс: проклятие, произнесенное над Ханааном, значит скорее всего не наказание, а как пророчество. Ни Ханаана, ни других потомков Хама пророчество не заключает в рамки неизбежной судьбы. Это просто предсказание того, что Бог предвидел и что возвестил через Ноя.

Тут выплывает на поверхность еще одна гипотеза, которая связана с сексуальным насилием или хотя бы попыткой совершить этот гнусный грех. Но Писание не всегда сексуальные действия описывает прямым текстом, но о них можно вполне догадаться. Например, «Адам познал Еву, жену свою, и она родила…». Глагол «познал», это что? Ответ здесь однозначный. 20 глава Левит имеет ряд сексуальных извращений, о которых тоже описано символично, но однозначно выражением: «Открыл наготу». Это выражение идентично выражению «познал».

Возвращаясь к Ною, вариант присутствия в этом инциденте сексуальной подоплеки более всего подходит, на мой взгляд, чтобы взять его как гипотезу. Заметьте, гипотезу, но не аксиому, для объяснения того, что случилось с пьяным Ноем. Но я бы рассмотрел эту проблему немного под другим углом. Не Хам, у которого была жена, и он в сексуальном плане голодным не был, совершил насилие над отцом, а быстрей всего это сделал Ханаан, внук Ноя. По всей видимости он был молодым юношей, не женатым и вполне мог воспользоваться бессилием дедушки и удовлетворить свои сексуальные желания.

Возможно Хам увидел именно это безобразие. «Увидел наготу своего отца» – мы читали. Заметьте, он не просто увидел отца голым, а увидел наготу его, возможно, он заметил, как его сын зашел в шатер Ноя и, наблюдая, что он долго не выходит оттуда, что-то заподозрил и заглянул туда. Но вместо того, чтобы предотвратить беззаконие сына, пошел, чтобы рассказывать братьям. Заметьте, что сказал Ной, проспавшись ото сна: «Протрезвев от вина, Ной узнал, что сделал над ним младший сын его.

Если Ханаан физически обесчестил Ноя, то Хам морально его обесчестил, мол, видите этого патриарха, праведника, вот он напился до пьяна, так ему и надо, что сделал с ним мой сын. Когда пришли братья, Ханаан, видимо, уже убежал.

Но вопрос: почему братья накрыли отца, идя задом? Я думаю, не потому, что просто увидеть своего отца обнаженным было чем-то греховным, но видя гнусное дело, совершенное Ханааном и Хамом, они в пику им даже задом пошли, чтобы показать, что их отношение совершенно противоположное этим двум негодяям.

Я не настаиваю именно на этой гипотезе, может все было и не так, но я вижу такой вариант более правдоподобным. Во всяком случае, Ной сам во многом виноват, что с ним случилось. Пьянство принесло старому человеку позор. Оно сделало того, кто был добрым и мудрым, который сто двадцать лет строил ковчег и проповедовал допотопному миру, — позорищем. Он стал предметом насмешек и презрения. Ной видимо точно так подумал, как сегодня заявляют многие, что умеренно пить можно, это даже, мол, хорошо, оно веселит сердце. Возможно Ной под старость лет тоже тешил себя тем, что выпивает умеренно, и довыпивался, вот вам и последствия.

Во всяком случае, все эти предположения остаются гипотезами, точку ни после одной из них мы поставить не можем. Но лишь одно остается фактом: была какая-то насмешка над родителем, и это уже греховно. К родителям, да и вообще к престарелым людям надо относиться с уважением, как поступили Сим и Иафет.

II Генеалогия бытия


Открывая пятую и десятую главы книги Бытие, перед нами проходит несколько однообразная и, казалось бы, скучная картина – родословная хронология: рождение патриархов, их возмужание, рожденные от них дети и, наконец, их смерть.

Зачем вообще это генеалогическое дерево с его хронологией помещено в Священное Писание? Да, кто-то может заявить: «Ну, что-что, а спасение можно получить и без знания этой хронологии!» Вполне резонно!

Но вопрос остается открытым: «Зачем же тогда, для какой цели дан в Слове Божьем этот родословный список, эти годы жизни каждого патриарха?

Сразу же хочу снять напряженность. Нет, не для того помещена эта хронология в Священное Писание, чтобы подсчитывать дату пришествия Христа. Если бы это было целью Божьей, чтобы можно было подсчитать момент Его Пришествия, – Он не упустил бы это сделать и дал бы более конкретную информацию. Помните, когда нужно было открыть людям событие, которое должно было исполниться с точностью до одного дня, – Бог дал его (см. Откр.9:15); и Иосия Литч, один из пионеров адвентизма, предсказал исполнение этого пророчества незадолго до его исполнения и предсказанное исполнилось с точностью до одного дня 11 августа 1840 года.

Но библейская родословная хронология не дает тех точностей и лишь в общих чертах ведет нас по верстовым столбам, чтобы указать – где во времени примерно мы находимся, сколько времени уже существует наша Земля и люди на ней. Для чего это нужно знать? Сегодня мы слышим и читаем в светской литературе, да и в школьных учебниках, что жизнь на Земле зародилась 5-7 млрд. лет тому назад. Вот здорово! Два миллиарда лет туда-сюда. «Хорошее» округление – с точностью до нескольких миллиардов лет.

Библия дает нам более точное время. Согласно ее данным, день сотворения первого человека не настолько удален от нас, чтобы исчислять это время миллиардами или даже миллионами лет.

Чем чревата такая растяжка периодов времени? Поползновением в теорию пантеизма или эволюционизма, где Богу отведено совсем мало места или Его там совсем нет.

Вопрос библейской хронологии, с одной стороны, необходим, с другой – интересен. Не лишены же мы желания знать – где во времени было начало существования нашей Земли; когда в истории происходили те или иные события; когда на Земле случился потоп; где, в какое время родился, жил и умер, например, Авраам? Нам интересно знать – когда же родился Иисус Христос? От нас не сокрыто – сколько времени мы будем на Небе. И нам хотелось бы знать, хотя бы в общих чертах, за какой промежуток времени завершится весь искупительный акт – от грехопадения до полного уничтожения греха во Вселенной? Ведь все события в мире говорят о том, что теперь уже Пришествие действительно близко при дверях.

III Проблема строительства вавилонской башни


Давайте рассмотрим историю Вавилона. Где, когда возник этот город и каково значение его названия? Библейская история весьма скудная, но все же проливает некоторый свет на то сооружение и мотивы постройки. Давайте прочитаем текст Писания:

1 Было время, когда все люди на земле говорили на одном языке и использовали одни и те же слова.
2 Отправившись на восток, они дошли до равнины в земле Шинар и там поселились.
3 И решили они: «Давайте наделаем кирпичей и обожжём их огнем». И стали они использовать кирпичи вместо камней, а горную смолу – в качестве раствора вместо глины.
4 И сказали они: «Давайте построим себе город с башней, верхушка которой достигнет неба! Тогда, прежде чем люди рассеются по всей земле, наше имя станет известным во всем мире».
5 И вот, сошел Господь с неба, чтобы посмотреть город и башню, которые они строили.
6 Увидев все это, Он сказал: «Они один народ и все говорят на одном языке; они дружно начали и не отступят от затеянного; для них нет ничего невозможного, они непременно завершат это строительство.
7 Сойдем же к ним и смешаем их язык, чтобы они перестали понимать друг друга».
8 И рассеял их Господь с того места по всей земле; и город с башней так они и не достроили.
9 Вот поэтому-то город и назван Вавилоном, потому что там Господь смешал язык людей и оттуда расселил их по всей земле (Быт.11:1-9 ПС).


Вот в этих девяти стихах раскрыта вся история первого Вавилона. Здесь есть мысли, которые стоит нам разобрать. Давайте начнем с названия. Это знать нам весьма важно, так как в дальнейшем уже у новозаветных Библейских писателей Вавилон приобретает другое духовное значение, точно так, как и город Иерусалим, буквальный город имеет свое духовное значение.

Само древнегреческое название, также как древнееврейское (Babel), является попыткой иноязычной передачи того имени, которым сами вавилоняне называли свой город, а именно «Babili(m)» (вавилонский диалект аккадского языка), что дословно (bab-ili(m)) переводится как «врата бога»; в аккадском также встречалась форма bab-ilani «врата богов». В западносемитских языках был возможен переход a > o, вследствие чего название bab-ilani получало форму bab-iloni; очевидно, что этот вариант с отпадением конечного гласного и послужил основой для греческого, а затем и других языков, в том числе и на русском: Бабилон или Вавилон, так как буква «Б» тоже часто произносится как «В».

Вот здесь давайте остановимся и проанализируем название города. Если сегодня спросить любого проповедующего библейские истины: что означает «Вавилон»? Ответят непременно: «Смешение». И давая духовное значение Вавилону, толкуют, что в Вавилоне произошло смешение истины с заблуждением. И текст приведут в доказательство: «Вот поэтому-то город и назван Вавилоном, потому что там Господь смешал язык людей и оттуда расселил их по всей земле» (Быт.11:9).

Давайте разберемся с этим интересным явлением: «Посему этому городу дано ему имя Вавилон». Строители назвали его: bab-ili — «Врата бога». Что они хотели сказать этим названием? Что-то вроде: «О, Бог, Ты нас не запугаешь! Хотя Ты и сказал, что потопа больше не будет, мы Тебе не верим. Ты хочешь застичь нас врасплох. Но мы теперь будем умнее. Мы сами себя спасем. Мы построим такую высокую башню, что она станет вратами к Тебе». Возможно, в их примитивном понимании место пребывания Бога находилось сразу за облаками. И если построить башню до облаков, то до такой высоты Бог потоп наводить не будет, не допустит же Он, чтобы и Его престол достигли воды потопа.

Вы видите смысл постройки башни-города и название? Спасение своими собственными делами: bab-ili — «Врата бога».

Но вот город был разрушен, и когда израильтяне слышали о нем, и, зная его судьбу, и иронии ради, и по очень близкому звучанию они отзывались о нем как о городе, в котором Бог смешал языки, и Моисей так и записал это ироническое еврейское название города Вавилона. И получилось, что название города, которое дали сами его строители «bab-ili» — «Врата бога», израильтяне иронически называли, исказив название bab-ili в bilbel, что означает «смешение».

Можем ли мы брать в основу толкования новозаветного символического Вавилона ироническое название «смешение»? Надо иметь в виду такое название, какое давали этому городу его строители, владельцы этого города, а не посторонние. Но Вавилоняне свой город никогда не называли «смешение». Он для них имел название: «Врата Бога»; а позже, когда у них стало много богов, они трансформировали название с bab-ili – «врата бога» в bab-ilani (bab-iloni) «врата богов». Но новозаветный символический Вавилон – это уже другая тема, об этом поговорим другой раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, мы очень кратко поговорили на тему о послепотопных событиях, связанных с Ноем, Хамом и его младшим сыном Ханааном. На эту тему можно было бы еще много и много говорить, но регламент времени не позволяет нам растягивать урок. На следующем уроке мы будем говорить уже об Аврааме. Это тоже интересная и актуальная тема.

Божьего вам благословения, дорогие мои слушатели и читатели. До следующего урока через неделю.

telegram

Похожие новости

Молодежные уроки субботней школы «Братья Мои...» - 3 квартал 2019

Уроки этого квартала будут побуждать задуматься о важны истинах христианской жизни. У каждого

26.06.19 Молодежное служение » Субботняя школа
Александр Серков. Урок 10. Служа народам

Приветствую вас на уроке субботней школы «Служа народам»

09.03.14 Субботняя школа » Александр Серков
Устами младенца

На уроке субботней школы: — Саша, кто был первым человеком? — Адам. — А какое страшное наказание

01.03.10 Юмор

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть