Регистрация

Урок №8 - II квартал 2022- Александр Серков

Александр Серков 16-05-2022, 21:10 4 961 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Приветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на очередном восьмом уроке субботней школы. Это уже третий урок с одним и тем же персонажем – с Авраамом. Из тринадцати уроков в этом квартале, три из них об одном человеке – это очень уж большая честь этому персонажу. Изучая прошлые уроки, мы видели, как Бог постепенно укреплял веру Авраама, и вот, наконец-то, в теме этого урока он достигнет своей кульминации, принеся сына своего в жертву Богу. Это был тот сын, которого он так долго ждал, сын, которого родила ему жена его Сарра, сын их старости, сын, который был к этому времени в рассвете сил. В данной удивительной и в некотором смысле тревожной истории еще больше раскрывается план спасения, и она содержит глубокие духовные уроки. Давайте теперь рассмотрим эту тему более обстоятельно. Фактически в этом уроке мы проследим жизнь Авраама до конца его жизни.

I Самое трудное испытание Авраама


Прочитаем текст Писания:

1 Спустя какое-то время, Бог подверг Авраама испытанию. Он позвал его, сказав: «Авраам!» «Я здесь!», – отозвался Авраам.
2 И сказал Он: «Возьми своего единственного сына, который очень дорог тебе, Исаака, иди с ним в землю Мориа и на горе, которую Я укажу тебе, принеси его во всесожжение» (Быт.22:1-2 ПС).


Нет, ну вы только вникните в эти слова: «Возьми своего ЕДИНСТВЕННОГО сына, который ОЧЕНЬ ДОРОГ тебе и принеси его во всесожжение». Ну, за самое живое зацепил Бог Авраама.

В молчании прошли около 17 спокойных лет, это после того, как Бог последний раз общался с Авраамом. Казалось бы, цель достигнута, обещанный сын от жены рожден, сын рабыни отправлен подальше от стана, Исаак подрос, возмужал. Что остается? Живи и радуйся жизни. Но вот, пришло от Бога новое откровение, предлагающее величайшее испытание, которое может посетить человека.

Со стороны наблюдать за этой картиной гораздо легче. А вы попробуйте мысленно представить это, если бы вам Бог предложил такое испытание, совершить подобное с вашим любимым единственным сыном, когда он достиг рассвета своих сил.

Это видение, пришедшее Аврааму ночью, было восьмым случаем, когда Бог говорил с Авраамом. Предыдущий опыт научил Авраама мгновенно распознавать голос Бога, и он готов был ответить. Эти два слова: «Я здесь!», которыми Авраам отозвался на голос Бога, свидетельствовали о том, что он готов был выслушать Бога и выполнить Его новое повеление. Но на этот раз повеление было весьма трудным. Если в семи видениях Бог только ободрял Авраама, обещая ему в перспективе прекрасное будущее, то на этот раз визит Бога был совершенно с другим повелением. Повеление, которое прозвучало от Бога в ушах Авраама, весьма суровое. С человеческой точки зрения, – это полный крах всех надежд на то будущее, которое Бог обещал ранее. Но те опыты, которые пережил Авраам, закалили его доверие Богу.

Сверхъестественное рождение Исаака от неплодной вообще и к тому же уже вышедшей из возраста, когда женщина может иметь ребенка – это все свидетельствовало о том, что для Бога нет ничего невозможного. Авраам это помнил, и в этом ракурсе оценил и последнее суровое указание Бога принести во всесожжение Исаака. Он верил, что Бог совершит какое-то чудо: либо воскресит принесенного в жертву, а может он распрощается с любимым сыном навсегда, может Сарра родит еще одного сына? Я думаю – мысли сменяли одна другую, он перебирал все варианты, потом вспомнил видимо, что Бог обещал ему, что именно в Исааке наречется ему семя (Быт.21:12). И он твердо уцепился за это обетование, решив делать все так, как Бог повелел, а остальное отдал в руки Божии.

Представьте, как Бог произносит медленно и четко: «Возьми сына твоего» и повторяет его другим оборотом речи: «Единственного твоего, которого ты любишь». В сознании Авраама перемешалось все: гордость за сына, страх перед предстоящим, благоговение перед Богом. Повторяя и заостряя внимание Авраама на таких острых моментах, дергая его самые нежные струны души, Бог рассчитывал пробудить родительскую любовь и подготовить Авраама к суровому испытанию, которому предстояло случиться. Называя Исаака единственным сыном Авраама, Бог подразумевал, что он один считается законным наследником обетования, в то время, как Измаила Бог называл сыном рабыни.

Жертвоприношения людей, особенно младенцев, были распространены в древние времена. И Библия, и археология подтверждают, что хананеи практиковали такие обряды. Поэтому идея принести в жертву божеству своего первенца не была для Авраама чем-то странным. Хотя Бог прямо запретил такие жертвы (Лев. 18:21), нет уверенности, что Авраам ясно понимал это. Действительно, только предположением, что он не понимал этого Божественного запрета, мы можем объяснить его неспособность протестовать против Божьего повеления принести в жертву своего сына.

Реакция патриарха – его безоговорочное повиновение – впечатляет до глубины души! Он даже поднялся утром пораньше, чтобы, не откладывая, приступить к исполнению Божьего повеления, и чтобы Сарра не помешала осуществлению того, что Бог ему повелел. Мучительным был этот трехдневный путь, мучительным и безмолвным. Расстояние от Вирсавии до горы Мориа составляло километров семьдесят. Увидев издалека то место, куда они направлялись, возвышенное место, получившее позднее название Храмовой горы, Авраам оставил позади двух сопровождавших их слуг, а с собой взял только Исаака.

II «Бог усмотрит»


Прочитаем текст Писания:

7 По дороге Исаак робко вымолвил: «Отец». «Да, сын мой», – отозвался тот. И сказал он тогда: «У нас есть огонь и дрова, но где же агнец для всесожжения?»
8 «Бог усмотрит агнца для всесожжения», – услышал он ответ отца. И продолжили они свой путь дальше (Быт.22:7-8 ПС).


Представьте себя на месте Авраама. Как нож в сердце пронзил его этот вопрос сына. Авраам этот вопрос ждал, это естественный вопрос: «А где же агнец для всесожжения?» Как он не желал, чтобы наступил тот момент, когда Исаак задаст его. Но это было неизбежно, и на поставленный вопрос надо было отвечать. О, как тяжело было это делать. Хоть он и ответил: «Бог предусмотрит», он этим только оттянул время полного ответа, который миновать он никак не мог. Когда они пришли на место, которое Бог указал, Авраам вынужден был все же открыть сыну план и повеление Божье.

А что Исаак? Этот молодой и полный сил юноша в физическом плане мог бы вполне воспротивиться и воспрепятствовать престарелому отцу, но он это не сделал. Когда все было закончено и не осталось ничего, кроме возложения жертвы на алтарь, Авраам с трепетом рассказал Исааку все, что Бог открыл ему, и, вероятно, добавил к этому свою собственную веру в воскресение Исаака.

Трудно вообразить смешанные чувства, которые, должно быть, переполняли грудь Исаака — изумление, ужас, покорность и, наконец, вера и доверие. Если бы такова была воля Божья, он счел бы за честь принести свою жизнь в жертву. Молодой человек в двадцатилетнем возрасте, он мог бы легко сопротивляться; вместо этого он поощрял своего отца в последние моменты, предшествующие кульминации. То, что Исаак понимал и разделял веру своего отца, было благородной данью тщательному воспитанию, которое он получил в детстве и юности. Таким образом, Исаак стал подходящим прообразом Сына Божьего, который подчинился воле Своего Отца (Мф. 26: 39). В каждом случае отец отказывался от своего единственного сына.

Бог испытал этот раз и Авраама, и Исаака, и оба они проявили свою готовность к этой жертве. Божье вмешательство, столь драматичное и одновременно назидательное, показало, что доведение Авраамом до конца этого страшного жертвоприношения ни на минуту не входило в Его цели. Это действительно было испытанием. Ангел Господень остановил патриарха в тот момент, когда он взял нож, чтобы заколоть сына своего. Теперь Бог знал, что Авраам на самом деле боится Бога. То есть благоговеет перед Ним как перед державным Владыкой, доверяет Ему беззаветно и готов беспрекословно слушаться Его. Патриарх наглядно продемонстрировал свою веру и послушание и полностью удовлетворил требования своего Бога. И мы читаем:

14 Тогда назвал Авраам место то: Иегова-Ире. Поэтому до сегодняшнего дня существует поговорка: «На горе Господь усмотрит».


Размышляя об этом случае, мы видим, что история о жертвоприношении Исаака выходит за рамки обычного частного опыта. Это пророчество. Тот факт, что овен был представлен Богом, типологически указывает на эсхатологический День искупления, когда Бог принимает эту истинную Жертву для исторического исполнения искупления человечества в свете Божьего Царства.

III Смерть Сарры и женитьба Исаака


Мы читаем:

1 Сарра прожила сто двадцать семь лет. Это все годы ее жизни.
2 Умерла она в Хевроне, который в те дни назывался Кирьят-Арба, (это земля ханаанская). И пришел Авраам, убитый горем, оплакивать ее (Быт.23:1-2 ПС).


Следует заметить, что Сарра – единственная женщина, чей возраст при ее смерти упоминается в Писании. Исааку было 37 лет, когда она умерла. Авраам вернулся на свое прежнее место жительства, близ Хеврона. Прожив почти 40 лет в земле филистимской, теперь он вернулся в Ханаан. И вот умерла Сарра. Читая дальше эту историю, мы видим, что Авраам выкупил поле Ефрона, на котором находилась пещера Махпела (двойная пещера), к востоку от Мамре. Так патриархом был сделан первый шаг к приобретению земли в собственность в земле обетованной. В тот момент, обращаясь к владельцам этой земли – сынам Хетовым, Авраам смиренно говорил о себе, как о пришлеце и поселенце. И мы читаем заключительные слова, связанные с похоронами Сарры:

19 После этого Авраам похоронил свою умершую жену Сарру в пещере Махпела, близ Мамре, в Хевроне, в земле ханаанской.
20 Так перешли во владение от хеттеев к Аврааму поле и пещера, которая на нем, как место захоронения для его семьи (Быт.23: 19-20 ПС).


Далее нам представлена история женитьбы Исаака. 24 глава книги Бытие повествует об этом. Вообще-то эти две истории – смерть Сарры и женитьбы Исаака – тесно связаны между собой. В самом конце этой истории мы читаем:

67 Исаак привел Ревекку в шатер матери своей Сарры. Она стала его женой, и он полюбил ее. Так он утешился после смерти матери (Быт.24: 67 ПС).


Шатер, опустевший после смерти Сарры, стал теперь жилищем Ревекки. Это означает, что Ревекка заняла важное место Сарры в доме Авраама. Сама церемония бракосочетания Исаака, вероятно, состояла из простого заявления при свидетелях о своем намерении взять Ревекку в жены. В случае с Ревеккой и Исааком автор умалчивает саму церемонию бракосочетания, но, читая книгу Руфь, мы видим, как эта церемония проходила в те времена. Мы читаем:

10 «А также беру я в жены Руфь, вдову Махлона, чтобы восстановить имя умершего, и чтобы не исчезло оно из среды братьев его и из ворот родного места его. Вы являетесь свидетелями всему этому».
11 Старейшины и все люди, бывшие на площади у ворот, сказали: «Да, мы свидетели! Пусть сделает Бог женщину, входящую в дом твой, плодовитой, подобно Рахили и Лии, от которых произошел великий израильский народ! А ты стань могущественным в Ефрате! И да славится имя твое в Вифлееме!
12 И да будет потомство, которое Бог даст тебе от этой молодой женщины, подобно потомству Фареса, которого Фамарь родила Иуде».
13 И взял Вооз Руфь к себе в дом, и стала она ему женой (Руфь.4:10-13 ПС).


У Исаака были все основания любить Ревекку. Она была не только прекрасна (ст. 16), но и добра, весела и внимательна. Должно быть, их дом был очень счастливым. Это все следствие доверия Богу. Миссию нахождения Исааку невесты поручено было верному слуге Елиезеру, который, в свою очередь, был человеком богобоязненным и доверил осуществление этой миссии Богу. Прежде всего он молился. Давайте прочитаем его молитву:

12 Сказал он: «Господи, Боже господина моего Авраама, благослови меня в том, что предстоит мне сделать! Будь добр к моему господину и исполни его желание;
13 Вот, я стою у источника воды, а сюда приходят и девушки жителей этого города, чтобы набрать воды;
14 Девушке, которая придет сюда первой, я скажу: “Дай мне свой кувшин, чтобы я мог утолить жажду”. И если она скажет: “Да, конечно, пей; я и верблюдов твоих напою”, – это будет знаком того, что это именно та девушка, которую Ты избрал для раба Твоего Исаака. Так я узнаю, что Ты явил милость господину моему» (Быт.24: 12-14 ПС).


Молитва Елиезера состоит из трех компонентов.

1. Елиезер обращается к Господу, как к своему личному Богу, но Авраама выставляет на первый план, так как он был его господином. Он говорит: «Господи, Боже господина моего Авраама». И говорит дальше: «Будь добр к моему господину и исполни его желание».

2. Елиезер просит об успехе его предприятия. Слуга просит конкретно даровать ему возможность этой встречи. Понятию случайной возможности здесь нет места. Факт, что Бог контролирует возможность, означает: Он будет действовать в рамках того, что кажется вероятным с человеческой точки зрения. Он – Бог провидения, Который может вызвать событие. Эта точка зрения подкрепляется таким фактом: слуга заходит так далеко, что определяет не только момент события, которое должно произойти немедленно, но также и место, которое должно быть прямо здесь, где слуга остановил верблюдов и где он стоит у источника воды.

3. Елиезер ставит определенные условия. Чтобы определиться с выбором невесты, слуга предлагает Богу испытание. Девушка-кандидат должна не только наклонить свой кувшин ему, незнакомцу, но и добровольно напоить десять его верблюдов. Сложность этого испытания установит, стоит ли за этим Бог. Очевидно, что эта проверка – не просто сверхъестественный знак, свидетельствующий о Божьем одобрении; это также испытание характера, которое выявит личность девушки, ее благородство, доброту, готовность служить сверх требуемого, ее гостеприимство, а также физическую выносливость и силу.

Рассказ о том, как исполняется молитва Елиезера, начинается с неожиданности, которая выражена словом «вот», предваряющим появление Ревекки. Кроме того, упоминание о кувшине на ее плече перекликается с условиями просьбы слуги к Богу. Затем рассказ переходит к описанию физических качеств этой девушки: ее красоты и чистоты. К изумлению слуги, Ревекка точно выполнила все требования проверки. Она спустила кувшин, как и описал слуга в своей молитве. Она добровольно вызвалась напоить верблюдов. Девушка вкладывает в свой труд рвение, энтузиазм и эффективность. Реакция слуги – безмолвное благоговение.

Что здесь является удивительным, хотя он и молился об этом знамении, однако удивляется невероятному чуду. Точно так произошло с Петром, когда он был в заключении, за него горячо молилась церковь; и после того, как он, благодаря Божьему вмешательству, был освобожден и пришел к молившимся, они не поверили, что это именно он. Мы читаем об этом:

12 Там собралось много христиан, которые всё еще молились за его освобождение.
13 Петр постучал в ворота. На его стук отозвалась служанка по имени Рода.
14 Узнав Петра по голосу, она от радости растерялась и, не открыв ему, побежала в дом с сообщением, что у ворот стоит Петр.
15 «Ты что, бредишь что ли?» – сказали ей те, кто был в доме. Но она продолжала настаивать на своем. Тогда они сказали: «А может это его ангел?»
16 Петр же продолжал стучать. Открыв ворота и увидев его, они опешили.
17 И подал тогда Петр знак рукой, чтобы они внимательно выслушали его. И рассказал он им, как Господь чудесным образом вывел его из тюрьмы (Деян.12:12-17 ПС).


Вот так бывает, молимся, а затем не верим своим ушам и глазам, что Бог нам ответил на наши молитвы. Только когда Елиезер прибывает к дому Ревекки, он узнает, что Бог даровал ему успех. Слуга возносит к Господу вторую молитву благословения. Слова благословения дышат радостью от прибытия в место назначения. Точное исполнение Ревеккой слов его молитвы заставляет слугу понять, что Бог – не просто Бог любви и благодати, но Бог истины и действия, Который вызывает события.

IV Еще одна жена Авраама


Прочитаем текст Писания:

1 Авраам женился еще раз, эту жену звали Кетура (Быт.25:1 ПС).


Когда именно женился Авраам на Кетуре, неизвестно, но Аврааму было 137 лет, когда умерла Сарра, и 140 лет, когда женился Исаак. Хотя одиночество Авраама после смерти Сарры произвело на него впечатление осознания своего преклонного возраста, он все еще обладал замечательной физической и умственной силой и прожил 38 лет после ее смерти. Брак Исаака, возможно, оставил Авраама еще более одиноким, чем раньше, и заставил его взять другую жену, чтобы сделать его последние годы счастливыми. То, что эта новая жена, Кетура, что означает «фимиам», называется наложницей, как и Агарь (ст. 6), не означает, что он женился на ней, когда Сарра была еще жива, хотя это не исключено. Контекст создает впечатление, что брак Авраама с Кетурой произошел после смерти Сарры.

Предположение, что Кетура – это та самая Агарь, которую Авраам, якобы после смерти Сарры вновь взял под кров своего шатра, не оправдано. Как будто на всем белом свете во времена Авраама кроме Сарры и Агари не было вообще никаких женщин. Мы ясно читаем:

6 А сыновьям своих наложниц сделал он символические подарки и еще при жизни своей отправил их на восток, подальше от Исаака, в землю восточную (Быт.25:6 ПС).


О наложницах здесь говорится во множественном числе, об Агари и Кетуре. К тому же текст ясно гласит: «Авраам женился еще раз, эту жену звали Кетура». Не сказано, что он взял свою бывшую жену, которую дала ему его законная жена Сарра, и которая теперь имела новое имя, а ясно сказано: «женился еще раз».

К концу своей жизни Авраам назначил Исаака своим законным наследником и завещал ему большую часть своего имущества. Сыновьям Агари и Кетуры он дал символические подарки. Ввиду большого богатства Авраама и сотен слуг, он был в состоянии дать каждому из этих семи сыновей по нескольку слуг и несколько овец, не умаляя при этом наследства Исаака. Предположительно, каждый сын получал достаточно для хорошего старта в жизни. Отправка этих других сыновей на восток, (по всей видимости, подразумевается Аравия), пока он был жив, была предосторожностью против раздоров после его смерти, особенно в отношении права Исаака, как своего единственного наследника и правообладателя землей ханаанской.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, данный раздел истории Авраама подводит нас к кульминационному моменту религиозного пути Авраама: к жертвоприношению Исаака – испытанию веры Авраама, да и самого Исаака. Это интригующее событие знаменует собой центр структуры книги Бытие – литературный прием, используемый для привлечения внимания читателя к важности всей этой исторической летописи. Мы увидели в этом уроке искупительную жертву, но и силу молитвы. Особые духовные уроки мы извлекаем из молитвенного опыта Елиезера.

Перед собой мы также можем поставить несколько риторических вопросов: Как эти опыты укрепили нашу веру? Можем ли мы из своей жизни вспомнить случаи, когда Бог конкретно ответил на наши просьбы?

Пусть Бог благословит нас иметь больше опытов услышанной молитвы, и это изо дня в день будет укреплять наше доверие Богу. Да благословит вас, мои дорогие читатели и слушатели, любящий нас наш Господь. До следующего урока субботней школы.

telegram

Похожие новости

Молодежные уроки субботней школы «Братья Мои...» - 3 квартал 2019

Уроки этого квартала будут побуждать задуматься о важны истинах христианской жизни. У каждого

26.06.19 Молодежное служение » Субботняя школа
Уроки субботней школы на 3 квартал 2016 год - Роль Церкви в жизни общества

Уроки субботней школы на 3 квартал 2016 год - Роль Церкви в жизни общества (с комментариями для

22.06.16 Субботняя школа
Александр Серков. Урок 10. Служа народам

Приветствую вас на уроке субботней школы «Служа народам»

09.03.14 Субботняя школа » Александр Серков

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть