Регистрация

Урок №11 - II квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 5-06-2022, 19:18 3 632 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Приветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на уроке субботней школы. Сегодня наш урок об Иосифе. История о нем охватывает последнюю часть книги Бытие, начиная с его первых сновидений в Ханаане и до его смерти в Египте. Хотелось бы заметить, что Иосиф – один из сыновей Иакова, можно сказать, выделяется как великая патриархальная фигура, подобная Аврааму, Исааку и Иакову. Фактически повествование об Иосифе занимает в книге Бытие больше места, чем рассказ о любом из этих трех патриархов.

История об Иосифе контрастирует с предыдущими неприглядными эпизодами из жизни его братьев. В отличие от других патриархов, которые часто оступаются и неправильно себя ведут, Иосиф остается чистым и сострадательным. Подобно Даниилу, Иосиф – мудрый человек и пророк. Его мудрость заключается в том, что он ведет себя разумно и находит верные решения политических и экономических проблем. Иосиф не только получает сны от Бога, но также способен толковать сны других людей как в темнице, так и во дворце фараона.

Иосифу пришлось испытать несправедливость, обман и насилие его воли. Однако Бог превращает злодеяния, причиненные ему, во благо и использует их для исполнения Своих замыслов. Фактически Бог обращает все эти злодеяния в возможности продвинуть Иосифа вперед. Каждый раз Иосиф выходит более великим, будь то изо рва, из рабства, из темницы или при дворе фараона. Данное Иосифу Божье благословение предназначено не только для его счастья. Именно через Иосифа осуществилось Божье благословение, дарованное Аврааму. Через Иосифа не только семья Израиля, но и все народы будут благословлены и спасены. Благодаря промыслу Бога, народ в Египте мог размножиться.

Итак, это был анонс жизни и деятельности Иосифа. Давайте теперь об этом поговорим более подробно.

I Семейные проблемы


Если Авраам и Исаак в земле ханаанской только странствовали, то Иаков наконец-то поселился в этой земле Обетованной. Мы так и читаем:

1 Иаков жил в земле ханаанской, это та земля, в которой был странником и пришельцем его отец (Быт.37:1 ПС).


Что же произошло в это время? Начались серьезные проблемы. Нет, нет, конфликт не касался владения землей или использования колодца, он был внутрисемейный. Дьявол же как действует? Он нападает то через внешних врагов, то внутри семьи сеет раздоры. Вот на этот раз так и случилось. Впрочем, давайте прочитаем текст Писания:

2 Вот рассказ про Иакова и его семью. Иосиф был семнадцатилетним парнем; он помогал своим братьям, сыновьям Валлы и Зелфы, пасти овец и коз. И доносил он на них отцу своему об их плохих делах.
3 Иосифа любил Израиль больше, чем других сыновей, потому что он родился при его старости; и велел он сделать ему разноцветную одежду.
4 Когда его братья увидели, что отец любит его больше, чем кого-либо из них, они возненавидели его и не могли разговаривать с ним дружелюбно.
5 Однажды Иосифу приснился необычный сон. Когда он рассказал об этом своим братьям, они возненавидели его еще больше.
6 «Послушайте, - сказал он, - что мне приснилось:
7 Мы все вместе были в поле и вязали снопы. Вдруг мой сноп встал и выпрямился, а ваши снопы расположились вокруг моего снопа и поклонились ему».
8 Братья ответили ему на это: «Неужели ты собираешься стать царем и властвовать над нами?» И ненависть их к нему возросла еще больше за сон его и за откровенный пересказ этого сна.
9 После этого приснился Иосифу еще один сон, и он тоже рассказал его. «Послушайте, - сказал он им, - сегодня во сне видел я солнце, луну и одиннадцать звезд. Представьте себе: они все преклонились предо мной».
10 Этот сон рассказал он не только братьям, но и отцу; отец с упреком посмотрел на него и сказал: «Что за сны тебе снятся? Неужели ты думаешь, что я, твоя мать и братья твои преклонимся пред тобой до земли?»
11 Братья со злобной завистью смотрели на Иосифа; а отец надолго запомнил этот сон (Быт.37:2-11 ПС).


Рассматривая всю эту историю патриархов, прежде всего впечатляет контраст между Исавом и Иаковом в распространении их владений вдаль и вширь. В отличие от Исава, у Иакова не было еще ни старейшин, ни царей, ни обширных земель, которыми он управлял бы, ни вполне сформировавшихся племен. Происходит давно уже замеченное явление – светское, мирское величие приходит быстрее духовного. Исполнения обещанных духовных благословений надо ожидать с терпением и верой. Ожидать, видя, как преуспевают другие, значит подвергать испытанию свою стойкость в вере.

В книге Бытие повествование об Иосифе, особенно его пребывание в Египте, образует страницы, уникальные по своему литературному достоинству. Встречающиеся в повести повторения вовсе не свидетельствуют, как полагают некоторые богословы, что ее источником явились два различных предания. Просто повторение – это отличительный знак древнееврейского стиля; оно направлено на усиление смысла и выявление в нем множественных оттенков.

Одним из примеров повтора является аналогичность жизнеописаний Иакова и Иосифа. И в том и в другом случае повествование начинается с обмана отца и с предательского поведения брата (в одном случае) и братьев – в другом); сравните главы 27 и 37. Период разлуки в обоих циклах составляет по двадцать лет; при этом младший брат оказывается на чужбине. Об Иакове читайте в 31:38. Что же касается Иосифа, то он тринадцать лет провел в доме у Потифара и в темнице – от семнадцатилетнего (37:2) до тридцатилетнего (41:46) возраста; затем, после семи лет изобилия его братья пришли в Египет. Оба повествования завершаются воссоединением и примирением братьев (33:1-15; 45:1-15). Как Бог привел дела к благополучной развязке в случае Иакова, так поступил Он и в случае Иосифа. Вот такова аналогия жизнеописаний Иакова и Иосифа.

Рассказы об Иосифе были весьма поучительны для Израиля. Многие годы провел он в Египте в неволе – прежде чем обрел освобождение; также и потомкам Иакова предстояло долгое время провести там в рабстве – до получения избавления. В случае Иосифа воспитательный процесс был направлен на испытание его веры, а в случае израильского народа целью пребывания в Египте было сохранение его, размножение и воспитание как народа, избранного Богом.

Жизнеописание Иосифа распадается на несколько циклов, сопряженных с теми или иными событиями или обстоятельствами; в центре трех циклов стоят сны; в центре еще четырех - взаимоотношения Иосифа с людьми (Иосиф и члены его семьи; Иосиф и Потифар с его домашними; Иосиф и узники; Иосиф и дом фараона); два эпизода связаны с пребыванием Иосифа во рве и в темнице (в обоих случаях персонажи повествования прибегают ко лжи, к ложному обвинению) и пользуются одеждой в качестве доказательства). К еще одному циклу могут быть отнесены посещения Египта братьями Иосифа. Все эти циклы самым непосредственным образом связаны с Иаковом и другими его сыновьями, и поэтому текст Бытие 37:2 начинается со слов: «Вот рассказ про Иакова и его семью». Это такой вот общий план истории об Иосифе и его семье.

Страдания, как испытание характера, претерпевает ли их Иосиф или его братья, являются доминирующей темой. Хотя Иосиф и был праведником, от страданий он избавлен не был. Однако он не был сломлен ими. Благодаря чему? Благодаря своей вере. И в конце жизни Иосиф мог сказать, что всё, что с ним произошло, – это рука Божья во благо не только ему, но и всем (50:20). Библейская «литература мудрости» как раз и заверяет верующих в том, что из зла и страдания Бог творит добро.

Хотя нечестивые могут какое-то время преуспевать, праведники твердо держатся праведности, следуя высшему и более надежному принципу жизни. Мудрые сознают, что над всем – над природой и народами – стоит Господь Бог, Который праведно руководит делами Своего народа. Порой пути и методы Божии кажутся людям несправедливыми и парадоксальными, но, воспринятые с верою, они приносят праведным благословения.

Всему тому, что произошло с Иосифом, предшествуют некоторые нюансы или события, которые совершил Иаков по отношению к нему. Иаков проявлял особое почтение к Иосифу, сыну старости, при том от любимой жены. Наглядным фактом явилось то, что Иаков подарил Иосифу разноцветную одежду. Вероятно, это была богато украшенная накидка. Все это, по-видимому, свидетельствовало о намерении Иакова передать любимому сыну и большую часть наследства. Ведь Иосиф был первенцем Рахили, возлюбленной жены Иакова (30:22-24). Однако патриарху следовало бы помнить, как вредит родительское предпочтение семейным отношениям. Когда-то оно разлучило его самого с матерью, любившей его более другого сына (27:1 - 28:5); теперь же ему предстояло испытать разлуку с Иосифом.

Следует, однако заметить, что и сам Бог подтвердил выбор верного Иакову сына посланными ему двумя снами, после которых, мучимые ревностью и завистью, братья возненавидели Иосифа еще больше (37:5,8). Но Иаков принял рассказанное Иосифом к сведению (стих 11). Ему-то было известно, как действует Бог; он прекрасно понимал, что Бог может поставить младшего над старшим и заранее объявить о Своем выборе через прорицателя или во сне.

В первом сне была представлена сцена уборки урожая. Тут мог содержаться намек на то, каким образом возымеет Иосиф власть над своими братьями, и что послужит ей. Его сноп стоял прямо, тогда как другие снопы. поклонились его снопу. Символика другого сна разыгралась на небесах. И солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклонились в этом сне Иосифу. В древних культурах такие астрономические символы представляли правителей. То есть, сон Иосифа предвосхищал возвышение его над всем домом Иакова (отец Иосифа - солнце; мать - луна, а его одиннадцать братьев – звезды).

Можно понять озлобление братьев Иосифа, догадывающихся, что ему суждено, вероятно, превосходство над ними. С другой стороны, в свете их реакции, столь противоположной наивной откровенности Иосифа, можно понять и другое: почему избрание его Богом и вторично – Иаковом, было правильным. Нередко избрание Всевышним вождя вызывает негативные чувства у тех, кому приходится подчиниться. Вот и сыновья Иакова, вместо того, чтобы смириться с Божьим выбором, задумали погубить младшего брата. Их действия, продиктованные уверенностью в том, что править должны они, показали, почему этого не должно было произойти.

II Нападение на Иосифа


Случай продать Иосифа подвернулся, когда он, послушав отца, пришел к своим братьям в Дофан, чтобы разузнать, как у них дела. От дома Иакова в долине Хевронской до Сихема, было километров восемьдесят, а Дофан лежал еще севернее, километрах в двадцати двух–двадцати четырех. Это наводит на мысль, что сыновья Иакова ушли со стадами в Дофан с намерением проверить, как отнесутся к ним по прошествии времени жители той земли, где они учинили когда-то резню. Иаков же, обеспокоенный, послал Иосифа разузнать, все ли у них в порядке.

Братья договорились убить сновидца, чтобы предотвратить исполнение его снов. Однако самый старший из них, Рувим, не желая смерти Иосифа, но, думая, как бы возвратить его к отцу, убедил остальных не совершать такого страшного преступления, а, вместо того, бросить его в яму. Он надеялся позже вызволить его оттуда. Тогда братья сняли с юноши его одежду и бросили его в яму (скорее всего, в высохший колодец) умирать.

Но вот, заметив приближающийся купеческий караван, Иуда посоветовал остальным продать Иосифа измаильтянам, которые шли в Египет из Галаада с грузом ароматной смолы стираксового дерева, бальзама и ладана.

Измаильтяне были потомками Авраама от Агари (16:15), и мадианитяне тоже происходили от Авраама, но через его наложницу Хеттуру (25:2). Однако название «измаильтяне» стало общим для всех племен пустыни, поэтому им названы тут и купцы мадиамские.

Проданный за двадцать серебряников и уведенный в Египет, Иосиф остался в живых. Судя по сказанному в стихе 29, в «торговой сделке» участвовали не все братья, по крайней мере, Рувима среди них не было.

При встрече с отцом снова всплывает тема обмана в связи с семьей Иакова. На этот раз обманут патриарх десятью своими сыновьями: братья вымарали одежду Иосифа кровью заколотого козла, чтобы отец поверил, что его любимец растерзан хищным зверем. Сильно горевал Иаков; в знак скорби он разодрал одежды свои и возложил на себя вретище (одежду из грубо отделанных шкур) и не хотел утешиться.

Печальная сцена в Хевроне противопоставляется сообщению о продаже Иосифа Потифару, начальнику телохранителей фараона. Это повесть о ненависти и обмане. Братья попытались получить у отца лучший для себя жребий, совершив бесчестное, злое дело. Но ведь и сам Иаков некогда обманул своего отца. До сих пор Иакову приходилось пожинать то, что он сам посеял. С другой стороны, и братьям впоследствии предстояло перенести раскрытие их обмана, когда нужно было сообщать отцу о том, что Иосиф жив и, естественно, пришлось признаваться, что это они продали его в Египет; и на их долю выпало рассказывать отцу, как они вымарали одежду Иосифа в крови козла, и как они обманули его. Мы видим, что зло бумерангом возвращается назад и за злом следует воздаяние. Такова закономерность, таков процесс воспитания характера. В таком случае, кто хоть в какой-то степени не потерял рассудок, должен делать из этого какой-то вывод и не попадать в такие обстоятельства более.

Долю иронии можно увидеть и в том, что козья кровь послужила обману Иакова, который когда-то воспользовался козьей шкурой, чтобы обмануть своего отца. Грех, совершенный Иаковом много лет назад, подобно бумерангу, возвратился к нему. Сыновьям Иакова тоже предстояло пройти серьезную обработку Божьими средствами. Без этого от них не мог бы пойти народ, запланированный Богом.

Далее следует описание страданий Иосифа, послушного слуги. Бог проведет его через страдания, испытывая его характер, чтобы затем возвысить его.

III Иуда и Фамарь


События, связанные с Иудой и Фамарью, описаны в 38 главе Бытие. Странное на первый взгляд событие вклинивается в историю Иосифа, однако ему предстояло сыграть важную роль в книге Бытия. Оно подтвердило Божий план, основанный на предпочтении младшего старшему, несмотря на человеческие попытки противостать этому. Иуда, который посоветовал братьям продать Иосифа измаильтянам, желая спасти ему жизнь, отделился от семьи и поселился в Одолламе (в двадцати с лишним километрах на юго-запад от Хеврона) и там женился на дочери Хананеянина. По всей видимости, после продажи Иосифа, Иуда больше не чувствовал себя комфортно, живя со своими братьями, и предпочел отмежеваться от них. Несогласие Иуды с братьями, очевидно, началось раньше, когда он использовал аргумент кровного родства против своих братьев, указывая им, что «он брат наш, плоть наша», чтобы помешать им убить Иосифа. Совесть Иуды всегда сильна и активна, о чем позже свидетельствуют его мольбы за Вениамина. Но об этом мы будем говорить уже в следующем уроке.

У Иуды было три сына: Ир, Онан и Шела. Этот брак с хананеянкой чуть не погубил семью Иуды. Прежде смешанные браки с хананеями исключались, и примером тому может служить описанное в главе 34. Но Иуда нарушил обычай. Этот рассказ о грозившей евреям ассимиляции с народами земли помогает понять, почему Бог поместил Свой молодой народ в Египет; Он сделал это, чтобы обезопасить его в процессе становления и роста.

Сыновья от брака с хананеянкой были неугодны Богу. О первом сыне Ире сказано, что он умер, потому что был неугоден Богу. Второй сын Онан должен был восстановить семя брату, женившись на его вдове. Но он воспользовался этим обычаем лишь для своего удовольствия, и каждый раз семя изливал мимо, чтобы не дать потомства покойному брату; за это Бог и его лишил жизни. В виду создавшегося положения Иуда не решался отдать своего последнего сына Шелу в мужья Фамари, вдове Ира, чтобы и он не умер подобно братьям. Иуда сослался на то, что он еще слишком молод, но позже, когда он повзрослел, Иуда отказался исполнить этот левитский закон.

Будущее рода оказалось в опасности. И тогда Фамарь решила взять дело в свои руки, исходя из своего права. Дождавшись своего часа, когда умерла жена Иуды, Фамарь обманом заманила к себе своего свекра Иуду, который думал, что имел дело с продажной женщиной. Этот поступок Иуды – аморальный. Дальнейшие его действия выдают его вдобавок и как лицемера, потому что, услышав, что его невестка беременна от блуда, он приговаривает ее к смерти. Но Фамарь доказала, что виновником ее положения является свёкр. Действуя рискованно и отчаянно, Фамарь осуществила свое право быть матерью детей Иуды. Она поступила безнравственно, обманув свекра и вступив с ним в связь, однако Иуда признал, что Фамарь была правее его; руководствуясь пробудившимся в нем нравственным чувством. В дальнейшем он не имел с ней более никакой близости.

Значение повествования во всей его полноте выступает в заключительных стихах этого повествования. Бог даровал Фамари близнецов, и род Иуды продолжался благодаря ей. Но при рождении мальчиков произошло нечто необычное, напоминающее читателю о появлении на свет Иакова и Исава. После того, как рука одного показалась, другой преградил ему ход и вышел первым, за что и получил имя Фарес. Это имя означает «разрыв» – в значении «расторгнувший преграду». Второй близнец был назван Зарой («восход» или «красный»: потому что повивальная бабка навязала ему на руку красную нить).

Снова как будто бы оживало «слово об Иакове», господине над старшим братом своим (27:29). Особое значение это приобретает в свете поступка Иуды с Иосифом (37:26-28). Он и другие сыновья Иакова продали своего младшего брата в Египет - в попытке помешать осуществлению Божьего предначертания: старшие будут служить младшему. И вот в семье самого Иуды Божьей волей этот принцип (старший будет служить младшему) тоже восторжествовал. Линии обетования предстояло быть продолженной Фаресом (Матф. 1:3), и именно от него произошел из колена Иудина Давид, «праотец» Иисуса Христа.

IV Иосиф – раб в Египте


О событиях, произошедших с Иосифом в Египте, мы читаем в 39 главе. Давайте вкратце рассмотрим несколько событий из жизни Иосифа. Какие факторы привели к тому, что Иосиф стал управляющим у Потифара? С самых первых слов автор характеризует Иосифа как человека, который был успешным во всех делах. Господин его понял, что этому человеку можно вполне доверять; и он, все, что имел, отдал в руки Иосифа и даже поставил его над домом своим. Успех испортил ли Иосифа? Мы видим, что нет. Оставался ли он богобоязненным? Да. Проверка на верность Богу с женой Потифара показывает его стойкость. А ведь повод был, да еще какой, чтобы обидеться не только на братьев, но и на Бога, допустившего попасть ему в рабство. Но он оставался верным Богу, да и братьям тоже, как мы увидим из дальнейшей истории.

Иосиф не оставил Бога, и Бог его не оставил тоже, Он вел его до глубины воспитательного процесса. Точно так Бог вел и Авраама, и Исаака, и Иакова. Он воспитывает и нас, и, если нам кажется, что Бог оставил нас в трудный для нас час, на опыте этих патриархов будем знать, что, если Бог допускает нам трудные минуты в жизни, это процесс нашего воспитания для вечности. За это мы должны благодарить Бога.

Иосиф устоял и перед женой Потифара; а оказавшись в тюрьме, он и там был верен Богу, и, по воле Божьей, он и в неволе имел Божье благословение; и начальник темницы это видел.

V Сны фараона


Эти события описаны уже в 40 главе. Движется все к кульминации; и в этих событиях из жизни Иосифа мы видим провидение Бога. Прежде, чем Иосифу предстояло раскрыть значение снов фараона, Бог подготовил почву для этого. Находясь в тюрьме, хлебодар и виночерпий фараона, которые находились также в тюрьме, имели каждый свой сон, который они понять не могли. Иосиф толкует им их сны, которые с точностью исполнились: один был поставлен на свое место прислуживать фараону, а другой был казнен. В конце концов весть о способности Иосифа толковать сны дошла до фараона, так как Бог и ему дал таинственный сон, даже два, которые имеют одно и то же значение, но истолковать эти сны никто не мог. Тогда вспомнили Иосифа, который предстал перед фараоном и истолковал ему сон.

Хотя фараону сон истолковал Иосиф, но он довел до сознания фараона, что это Бог показал ему сон, и что Он же дал истолкование Иосифу, и Он же исполнит то, что было предсказано во сне. Понимая все это, фараон, назначая Иосифа главным над всей землей египетской, привел такой аргумент. Мы читаем:

39 Обратившись к Иосифу, фараон сказал: «Бог открыл тебе все это; из этого я делаю вывод, что нет никого более мудрого и проницательного, чем ты;
40 Я ставлю тебя над всеми моими владениями, и весь народ будет в твоем повиновении; только я, как царь, буду выше тебя» (Быт.41:39-40 ПС).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, мы видим во всем руку Божью. Как постепенно, но планомерно, через унижение и несправедливость, которую пришлось пережить Иосифу, он переходит от управляющего домом Потифара к управляющему темницей и, в конце концов, к правителю над всем Египтом. Какая впечатляющая история о том, как даже в очень тяжких обстоятельствах открывается Божье провидение.

Какое поучение из этого возьмем мы? Нам Христос не обещал, что мы за нашу верность станем премьер министром Египта или любой другой страны, зато Он нам обещал еще более престижное. Мы читаем в заключение Его обещание:

13 Кто выдержит испытание до конца, тот будет спасен (Матф.24:13 ПС).


Спасение и жизнь вечная со Христом – это самое престижное, на мой взгляд, что нам надо. Иосиф выстоял в своем испытании, а мы? Молитесь, мои дорогие читатели и слушатели, о том, чтобы и нам выстоять до конца в испытании и быть спасенными во Христе Иисусе, потому что дьявол ищет любую возможность, чтобы каждого из нас вышибить из колеи следования за Христом в послушании и верности Ему. Божьего вам благословения!

telegram

Похожие новости

Иосиф и его братья. Тема недели «Разноцветная одежда»

Самой большой проблемой этой семьи было то, что, как говорится в Библии, «Израиль любил Иосифа

18.04.11 Субботняя школа
Иосиф Прекрасный. Наместник фараона | Joseph (1995)

Иосифа, любимого из сыновей Иакова, завистливые братья продали в рабство. Так Иосиф оказался в

19.01.14 Христианские фильмы
Великие библейские герои и истории: Иосиф и его разноцветный плащ | Joseph and the Coat of Many Colors (1998)

Иосиф - один из великих героев Старого Завета. Но в отличие от остальных библейских персонажей,

19.05.09 Мультфильмы

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть