Урок №12 - II квартал 2022- Александр Серков
Александр Серков 13-06-2022, 09:04 4 929 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр СерковПриветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на очередном уроке субботней школы. Тема урока продолжается об Иосифе. Теперь уже он становится принцем Египта. И предстоит нам в этом уроке вспомнить встречу Иосифа с братьями, которым пришлось в малой степени перенести ощущение потенциального рабства, что дало им возможность вспомнить свои грехи по отношению к Иосифу, и они в этом раскаялись. Давайте обо всем этом поговорим теперь более подробно.
I Приход Иосифа к власти
Восстановим в памяти, как все происходило в жизни Иосифа, как получилось, что он пришел к власти, и при том к столь высокому посту. Прочитайте Быт.41:37-57 и сделайте вывод: какое место занимает Бог в успехе Иосифа. Давайте вместе проанализируем этот исторический эпизод.
После того, как Иосиф истолковал сон, он дал совет, как следует впредь поступить. Заметьте, Иосиф не призывает сразу же фараона поверить в живого Бога. Он предлагает экономическую программу. Совет Иосифа был настолько здрав и приятен фараону и его советникам, что царь предложил назначить Иосифа министром продовольствия и наделил его чрезвычайными полномочиями. Интересно, что внимание фараона привлекает только экономическая часть рассуждений молодого человека. Иосиф на это и рассчитывал. На первый взгляд кажется, что экономические выводы интересуют царя Египта больше, чем духовное значение сновидений и Божья роль в этой ситуации. Но читая, к какому выводу пришел фараон, наше представление по этому поводу меняются. Мы читаем этот момент:
38 И сказал тогда фараон советникам своим: «В этом человеке Дух Божий; найдем ли мы другого человека, как этот?»
39 Обратившись к Иосифу, фараон сказал: «Бог открыл тебе все это; из этого я делаю вывод, что нет никого более мудрого и проницательного, чем ты;
40 Я ставлю тебя над всеми моими владениями, и весь народ будет в твоем повиновении; только я, как царь, буду выше тебя».
41 И заявил фараон официально Иосифу: «Я даю тебе власть над всей землей египетской» (Быт.41:38-41 ПС).
39 Обратившись к Иосифу, фараон сказал: «Бог открыл тебе все это; из этого я делаю вывод, что нет никого более мудрого и проницательного, чем ты;
40 Я ставлю тебя над всеми моими владениями, и весь народ будет в твоем повиновении; только я, как царь, буду выше тебя».
41 И заявил фараон официально Иосифу: «Я даю тебе власть над всей землей египетской» (Быт.41:38-41 ПС).
Единственным человеком, которого фараон признал способным выполнить такую задачу, оказался сам Иосиф, в котором был Дух Божий, а, значит, были прозорливость и мудрость, дарованные свыше. Столетия спустя по той же причине Даниил будет поставлен третьим в Вавилоне человеком (Дан. 5:7,16). Иосиф явил Богу верность в каждом «малом» деле, через которые Он проводил его, и теперь он был поставлен над «великим», над всей, находившейся под властью фараона, землей Египетской.
Перстнем, который фараон дал Иосифу, ставились печати, удостоверяющие документы. Когда его прижимали к еще не затвердевшей глиняной табличке, он оставлял оттиск, который затвердевал вместе с глиной; перстень Иосифа соответствовал печати особо доверенного при дворе фараона лица. По приказанию фараона Иосифа облачили в льняные одежды и возложили ему на шею золотую цепь. Вторым после себя человеком в государстве сделал египетский царь Иосифа и велел везти его на второй из своих колесниц, чтобы весь народ воздавал ему почести.
В знак нового положения Иосифа фараон дал ему новое имя. Значение нового имени - Цафнаф-панеах – неизвестно, хотя есть предположения, что оно означает: «Бог говорит, чтобы он мог жить», означая, что Бог говорил через сон фараона, и значение толкования означало, что жизнь царя, Иосифа и всех остальных будет сохранена. Иосиф получил не только египетское имя, но и египетскую жену Асенефу, девушку из одного из самых выдающихся священнических родов. Фараон, очевидно, стремился увеличить честь и репутацию Иосифа этим браком, как видно из того факта, что некоторые из царей сами брали себе жен из священнических семей. Его тесть был первосвященником города великого храма солнца, который находился в нескольких километрах от Мемфиса на восточном берегу Нила. Позднее греки назвали этот город Гелиополем (буквально «город солнца»). Общественное положение Иосифа было чрезвычайно укреплено его женитьбой на дочери одного из первых египетских родов.
Иосифу было тогда тридцать лет, т. е. необычайное возвышение его при египетском дворе произошло через тринадцать пет после того, как братья продали его в рабство. Изменившееся положение Иосифа дало ему возможность объездить весь Египет вдоль и поперек.
Брак Иосифа с египтянкой, по-видимому, не ослабил его верности Богу его отцов. Несмотря на поразительный успех, дарованный ему в чужой стране, Иосиф помнил о своих еврейских корнях, и имена двум своим сыновьям дал еврейские. Манассия («заставляя забыть» выражало его благодарность Богу, Который дал ему забыть все несчастия его и боль разлуки с домом отца. Ефрем («двойная плодовитость») означало, что Бог дал ему приносить «обильные плоды» в Египетской земле. Его сыновья, Ефрем и Манассия, по-видимому, были воспитаны в еврейской религии, так как они были сделаны главами двух колен Израиля и в этом отношении достигли равенства со своими дядями, братьями Иосифа. Сильная преданность Иосифа своему Богу, возможно, даже была средством обращения его египетской жены. Кроме того, не следует забывать, что рука Божья, которой он был так высоко вознесен после глубокого унижения, также сохранила его в его высоком почетном положении от погружения в язычество Египта.
Сны фараона стали исполняться: на протяжении семи лет земля обильно плодоносила, и Иосиф, пользуясь своей непререкаемой властью, собирал излишки хлеба в амбары по всем городам египетским.
Сохранение обильного урожая, прежде всего, принесла мудрость Иосифа, ведь семь обильных лет сменились семью годами неурожайными, и когда голод посетил Египет, Иосиф открыл многочисленные житницы и стал продавать из них зерно не только египтянам, но и приходившим из других стран, так как голод усилился по всей земле, т. е. в значительной части ближневосточного региона.
У нас может возникнуть вопрос, почему Иосиф, достигнув столь высокого положения, сразу же не связался со своим отцом? Неужели он действительно забыл привязанность отца и не чувствовал себя обязанным сообщить старику, что он все еще жив? То, что он не сразу объявил о своем местонахождении и не отправил послание домой в Ханаан, можно объяснить нерешительностью открыть отцу зло, в котором были виновны его братья, или, возможно, Божественным импульсом, предупреждающим его, что время для раскрытия этого факта еще не пришло. Во всяком случае, поведение Иосифа в этом вопросе не обнаруживает ничего противоречащего благочестию, столь явно пронизывающему его жизнь. Если Бог решил поместить его в Египет, он в Египте и остался.
II Встреча Иосифа с братьями
42 глава Бытие повествует об этом событии. Из последующего повествования ясно, что Бог воспользовался голодом для того, чтобы привести Израиля в Египет, под управление Иосифа. Народу предстояло оставаться там четыреста лет, как Бог возвестил Авраму (13:13). В рассказе об Иосифе Израиль мог черпать утешение: наступит день, когда и его Бог избавит из рабства и, подобно Иосифу, позволит восторжествовать над Египтом.
Когда прошли годы изобилия, наступил голод, который не прошел стороной и землю ханаанскую. И вот, Иаков вынужден был послать в Египет десять своих сыновей, чтобы купить хлеба. Он послал всех, кроме Вениамина, потому что боялся потерять и второго сына Рахили.
Когда они пришли в Египет, Иосиф конечно же узнал своих братьев, но он четырежды обвиняет их в том, что они шпионы. Внешне он обошелся с ними весьма сурово, но в глубине души испытал прилив волнения и радости. Не сознавая, с кем говорят, братья сообщают Иосифу, которого не ожидали встретить среди живых, что одного из них не стало.
Появление сыновей Иакова в Египте подтверждало, что сны Иосифа были вещими, однако, время их исполнения только наступало. Зная, что вся его семья должна прийти в Египет – «под его власть» – Иосиф потребовал, чтобы один из братьев привел в Египет младшего их брата – в подтверждение, якобы, того, что они – не шпионы. Кратковременное пребывание братьев в темнице как бы соответствует недолгому пребыванию Иосифа во рве. Смысл этого сюжетного повторения – в утверждении неизбежности воздаяния.
По прошествии трех дней Иосиф изменял свой план и предложил братьям оставить в качестве заложника только одного – с тем, чтобы девять возвратились домой. Он задержал Симеона, а остальные пошли обратно в Ханаан, нагруженные хлебом. Условием им было поставлено, чтобы возвратились они с младшим братом. Происходящее сыновья Иакова осознают, как воздаяние и под воздействием этого в них начинают пробуждаться чувства, которые в свое время не были пробуждены ни мольбами Иосифа о пощаде, ни слезами Иакова.
Они знали, что отец их все еще скорбит о потерянном сыне, теперь же время скорби наступило для них. И они говорили об этом друг другу, в присутствии Иосифа, так как не знали, что он понимает их, потому что в разговоре с ними Иосиф прибегал к переводчику (вероятно, чтобы не вызвать у братьев ни малейшего подозрения). Их раскаяние глубоко растрогало Иосифа и, отойдя от них, он заплакал.
Щедро наделив братьев хлебом и припасами на дорогу, Иосиф приказал тайно положить в их мешки и деньги, уплаченные ими за зерно. Он, по-видимому, руководствовался при этом родственными чувствами; не известно, думал ли он, что это откроется по дороге или, когда они вернутся домой, но первоначальной реакцией братьев на это открытие был страх. Пробудившееся в них уже ранее чувство вины заставило их увидеть в странном поведении правителя действие руки Божьей. «Что это Бог сделал с нами?!» – в смятении спрашивали они друг у друга. Теперь, полагали они, Иосиф обвинит их в воровстве и укрепится в своих подозрениях в том, что они шпионы.
По возвращении домой в Ханаан, все девять стали рассказывать Иакову о случившемся с ними. Серебро, обнаруженное во всех мешках, испугало их, испугало оно и Иакова. Печаль охватила патриарха при мысли, что и Симеона он, возможно, лишится, как прежде лишился Иосифа, и что Вениамина хотят увести от него. И он отказывался отпустить его.
III Иосиф и Вениамин
43 глава Бытие повествует об этом. Как бы ни отказывался Иаков отпускать Вениамина, но пришлось, так как голод продолжался, и семья Иакова снова ощутила острую нужду в хлебе. С проникновенной речью к отцу обращается Иуда, выступающий на первый план, как бы предваряя будущее признание за ним Иаковом права на первородство (49:8-11).
Как и Рувим, он мог говорить с более чистой совестью, потому что эти два брата не желали в свое время смерти Иосифа и даже сделали все, что могли, чтобы спасти его. Иуда напоминает отцу о том, что без Вениамина их долгий путь в Египет будет напрасным. Иаков продолжал упорствовать и упрекать сыновей: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще один брат?
Он говорил это, пытаясь уклониться от решения, которого так боялся. И все же он вынужден будет отпустить Вениамина, чтобы братья могли возвратиться в Египет. Иначе все они умрут с голоду. Иуда вывел переговоры из тупика трогательным предложением до конца жизни взять на себя вину, если не приведет Вениамина назад к отцу. Четвертый сын Иакова, Иуда, возымел успех там, где старший сын Рувим потерпел неудачу, и Вениамии пошел со своими братьями в Египет. В свое время Иуда придумал продать Иосифа в Египет, тем самым спас ему жизнь, теперь он убедил отца и повел Вениамина к Иосифу.
Израиль, отец их, предложил им взять плодов их земли в дар тому человеку: бальзам, мед, ладан, благовонную смолу стираксового дерева, фисташковые и миндальные орехи. Возможно, все это было редкостью в Египте. Они взяли также вдвойне серебра, чтобы уплатить им за новый хлеб, а прежнее, которое нашли в своих мешках, – возвратить. Иаков смирился с мучительным риском потери Вениамина, еще одного – после Иосифа и Симеона – сына.
Итак, братья поспешили в Египет. Иосиф, увидев их и среди них – Вениамина, велел привести их к себе в дом. Новое испытание для сыновей Иакова: они испугались, что в доме на них нападут и обвинив в воровстве, сделают рабами. Подойдя к домоправителю Иосифа, они доверительно рассказали ему о серебре, которое обнаружили у себя в мешках, когда возвращались домой в первый раз.
Выслушав их, начальник дома Иосифов успокоил их: Бог ваш дал вам то серебро, а деньги, уплаченные вами, дошли до меня. Затем он привел к ним Симеона. А в полдень одиннадцать братьев Иосифа были приглашены им на обед. И когда они предложили Иосифу свои дары, то поклонились ему до земли – во исполнение сна Иосифа. При виде Вениамина, который был ему братом не только по отцу, но и по матери, Иосиф пришел в такое сильное волнение, что вынужден был выйти в другую комнату, и там он плакал.
Иосифу подали кушанье отдельно от братьев и от других гостей –египтян. Как первый в стране после фараона, через жену породнившийся к тому же со жреческим домом, он не мог, по обычаю, вкушать пищу вместе с другими, даже высокопоставленными людьми. Что касается отделенности братьев Иосифа от других его гостей, то употребленное здесь слово мерзость соответствует в библейском контексте религиозно-ритуальному понятию; в данном случае подразумевалось, что египтяне, которым вообще запрещалось есть за одним столом с чужестранцами, чуждались евреев из религиозных соображений. Смутило братьев Иосифа и то, как рассадил их Иосиф, а именно по принципу старшинства.
Однако во всех событиях, сопряженных с этим визитом, братья в конечном счете не могли не почувствовать милостивого обращения с ними – через этого удивительного египтянина – Самого Бога. Эта глава является предвкушением будущего, потому что как позже скажет об этом Иосиф, Бог послал его в Египет впереди братьев ради сохранения их жизни.
IV Чаша для гадания
Прочитайте 45 главу и поразмыслите, почему Иосиф положил чашу для гадания в мешок Вениамина, а не в мешок другого какого-либо брата? Да и вообще, для чего он это сделал? Блестяще преуспев в испытании братьев во время двух их посещений, Иосиф наносит последний «удар». Теперь он подвергает испытанию их отношение к Вениамину, чтобы через это выявилось, в какой мере раскаялись они во зле, сделанном ему, старшему сыну Рахили.
Как и при первом испытании, в мешки братьям было подложено серебро, а в мешок Вениамина – и собственная серебряная чаша Иосифа; затем за братьями была организована погоня с тем, чтобы задержать Вениамина. Когда начальник Иосифова дома догнал их, то, обвинив в краже, умышленно создал при обыске напряженную атмосферу; проверять мешки он начал со старшего брата, а окончил – младшим, заведомо зная, что чаша находится у Вениамина. Внезапная угроза Вениамину, как меч, пронзила сердца братьев. Реакция их свидетельствовала об эволюции их характеров в нужном Богу направлении. Сыновья Иакова, охваченные скорбью, разодрали одежды свои, как когда-то их отец, лишившись Иосифа.
Братья возвратились и снова поклонились Иосифу. Вряд ли Иосиф прибегал к гаданию, хотя на древнем Востоке известны были разнообразные виды гаданий по чаше. Он и его домоправитель упоминают об этом скорее с целью подчеркнуть, как способность Иосифа проникать в тайные замыслы (и тем еще более усилить благоговейное отношение к нему со стороны братьев), так и важность пропажи.
Иуда, снова выступив от имени всех, говорит, что Бог карает их за их неправду, и всех их объявляет рабами Иосифа. Но тот повторяет слова своего домоправителя, что только виновный будет ему рабом, а остальные могут идти домой.
Удивительно трогательная картина, когда Иуда вступается за отрока. Его мольба о Вениамине и предложение стать рабом, вместо него. Они были продиктованы состраданием не только к младшему брату, но и к отцу, который непременно умрет с печалью, если Вениамин не возвратится.
V «Я Иосиф, брат ваш»
Итак, сыновья Иакова в полной мере явили свое раскаяние во грехе, который совершили против брата своего Иосифа. И только тогда Иосиф открылся им. Об этом мы читаем в 45 главе.
Охваченный неудержимым потоком чувств, Иосиф открылся братьям своим, читаем мы во втором стихе. Встреча с ними в третий раз заставляет его горько плакать, на этот раз в их присутствии. А те, потрясенные, молчали, не в состоянии ответить даже и на вопрос его об отце. В этих стихах, наряду с сильными чувствами, звучит и впечатляющая уверенность в действенности Божией воли, направляющей людей. Всем этим и довершается дело примирения. Бог, видя в Иосифе мудрого человека, поручил ему нелегкую задачу, блестящее исполнение которой потребовало от него немалого времени.
Братьям Иосиф объяснил, что это Бог привел его в Египет, чтобы впоследствии он всех их мог спасти от голода. Его слова – классический пример убежденности в том, что миром управляет Божий промысел. «Бог послал меня перед вами – заявляет Иосиф. – Не вы послали меня сюда, но Бог». Не человеческой волей определяется в конечном счете любое событие, но Божьей. Именно эта убежденность и становится основой примирения Иосифа с братьями. Несомненно, он не раз черпал утешение в своей вере. Будучи человеком духовным, Иосиф в состоянии был видеть руку Божью в каждом событии, происшествии, и потому ему не трудно было прощать своих обидчиков.
Затем Иосиф велел своим братьям поспешить домой, к Иакову, и рассказать ему о том, как возвысил Бог одного из его сыновей, сделав его господином над всем Египтом, и о славе его в этой земле. Всей семье предстояло теперь переселиться в Египет в плодородную землю Гесем в дельте Нила, чтобы жить под управлением Иосифа, потому что именно Бог проложил к этому путь через все субъективные и объективные обстоятельства.
Затем следует исполненная эмоций сцена, с плачем и объятиями и с братскими – после успокоения – разговорами. Время, когда братья питали к Иосифу зависть и ненависть, прошло.
Не только Иосиф, но и сам фараон – через своего первого министра – передает братьям повеление привести в Египет всю семью Иакова. Он обещает им самое лучшее от земли Египетской и отдает распоряжение дать им все, что нужно, для переезда. Это было официальным приглашением евреям переселиться в Египет, которое делало их законными жителями этой земли.
Сперва Иаков не мог поверить словам сыновей о том, что Иосиф жив. Но потом, выслушав от них подробности и увидев все присланное ему Иосифом, Израиль «ожил духом» и решил двигаться в путь, более всего побуждаемый желанием увидеть своего сына.
Приглашение, полученное от египетского фараона Иаковом, старым патриархом, утратившим надежду на встречу с Иосифом, и десятью его сыновьями, обремененными чувством вины, явилось поворотным пунктом в их жизни и исполнением Божьего предсказания Аврааму о том, что его потомки будут «изолированы» в чужой земле и там окрепнут как народ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какой трогательный в позитивном плане конец! Но сколько переживаний пришлось перенести всем: и Иосифу, и Иакову, да и братьям. Но, как говорят, «Конец дело красит»! Главное в жизни этих людей исполнилось, Бог воспитал их и довел до духовной кондиции.
Мы еще в борьбе, Бог и нас воспитывает, «отсекает» всякую зависть, ревность, ненависть, предательство, обман. Давайте, мои дорогие слушатели и читатели, отдадимся полностью в руки Господа, и Он проведет и нас через все трудности жизни и сделает нас победителями. И радостная полоса настанет и в нашей жизни. Особенно при пришествии Иисуса Христа. Пусть Господь благословит нас в этом.

Похожие новости
Одежда снята. Тема недели «Разноцветная одежда»
Сны Иосифа, которые были так неприятны братьям, — вот первое, о чем они вспомнили, когда заметили
20.04.11
Субботняя школа
Иосиф и его братья. Тема недели «Разноцветная одежда»
Самой большой проблемой этой семьи было то, что, как говорится в Библии, «Израиль любил Иосифа
18.04.11
Субботняя школа
Братья Иосифа. Тема недели «Зависть»
Когда зависть и ревность проявляются среди очень близких людей, негативные последствия могут быть
28.02.11
Субботняя школа