Урок №7 - III квартал 2022 - Александр Серков
Александр Серков 10-08-2022, 17:56 4 161 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр СерковМир вам, дорогие мои сестры и братья. Приветствую вас на очередном уроке субботней школы. Говорят, что надежда умирает последней. «НЕРУШИМАЯ НАДЕЖДА – звучит тоже неплохо. Так назван этот седьмой урок.
Ап. Павел пишет:
5 А эта надежда не разочарует, потому что мы абсолютно уверены, что Бог любит нас, ведь любовь Его излилась в наши сердца через Святого Духа, Которого Он дал нам (Рим.5:5 ПС).
Говорят, что друг познается в беде. Но друг другом, а вот что происходит обычно с надеждой? Пока все хорошо, мы всем довольны, и надежда у нас нерушимая. А что происходит, когда мы оказываемся в трудных обстоятельствах? Не закрадывается ли тогда в сердце какое-либо сомнение? Этот урок дает нам возможность раскрыть такую концептуальную мысль, как: «Правильное понимание Божьего характера помогает нам сохранить надежду во время тяжелых испытаний». Что ж, давайте приступим к раскрытию и пониманию этой проблематики.
I Целостная картина
Прочитаем текст Писания:
2 (Воззвал Аввакум к Богу): «Как долго еще, Господи, буду взывать я к Тебе о помощи? Когда Ты меня услышишь? Я кричал Тебе о совершающемся насилии, почему Ты не вмешиваешься и не спасаешь?
3 Почему Ты позволяешь мне видеть, как страдают люди от такой несправедливости? Что ж Ты не обращаешь внимание на то, как люди подвергаются насилию? Куда бы я ни посмотрел, повсюду насилие и грабеж, кругом раздоры и неутихающая вражда.
4 Поскольку Ты не вмешиваешься, закон стал бессильным, и нет никакого правосудия: преступники одолевают праведных, и суд неправедный всегда на стороне сильного» (Авв.1:2-4 ПС).
3 Почему Ты позволяешь мне видеть, как страдают люди от такой несправедливости? Что ж Ты не обращаешь внимание на то, как люди подвергаются насилию? Куда бы я ни посмотрел, повсюду насилие и грабеж, кругом раздоры и неутихающая вражда.
4 Поскольку Ты не вмешиваешься, закон стал бессильным, и нет никакого правосудия: преступники одолевают праведных, и суд неправедный всегда на стороне сильного» (Авв.1:2-4 ПС).
Читая эти слова Аввакума, с которыми он обратился к Богу, мы видим переживание его души. Страх и тревога, долгое время терзавшие Аввакума, в конце концов вырываются, как при вулканическом извержении жалобой, исполненной отчаяния: «Как долго еще, Господи, буду взывать я к Тебе о помощи? Когда Ты меня услышишь?» Пророк столкнулся с тем, с чем сталкиваются сегодня те, кто находится в наитруднейших обстоятельствах: в зоне военных действий, в стихийных бедствиях, о которых свидетельствуют все СМИ. Пророк охвачен смятением. Зло и насилие, кажется ему, вышли из-под всякого контроля. Есть ли им предел? Из сердца его рвется жалобный вопль, обращенный к Богу: «Почему Ты ничего не предпринимаешь?»
Аввакум хочет понять, почему Бог безразличен к происходящему на земле? Неужели Он не слышит? Почему Он не вмешается? Почему не спасает? Вопль пророка – стар, как мир; вопросы, задаваемые им, извечны. Они неизменно возникают у людей, когда те пытаются мерить таинственную высшую правду мерками своей человеческой правды.
Аввакуму казалось, что Господь не спешит откликнуться на беды людские и их боль. О, как бы хотел он, чтобы добродетель автоматически увенчивалась благоденствием, а зло каралось немедленно! Но вот, зло торжествует, а правда гонима, и праведники подвергаются унижениям и часто погибают в мучениях. Как совместить это с Божьей справедливостью? И не так ли тысячелетия спустя думают и чувствуют христиане? Не спрашивают ли они с горечью себя и других: почему Бог не отвечает на их молитвы?
В самой постановке своих вопросов Аввакум почти «обвиняет» Бога: Зачем (с какой целью) Ты делаешь меня, слабого и грешного, свидетелем бедствий? Ведь мне, немощному человеку, очень плохо от этого. Но еще хуже мне при мысли, что и Сам Ты, праведный Господь, терпишь все это зло. Как вместить все это в наше сознание?
Слова, которые употребляет пророк в этих стихах, подчеркнуто звучащие у него: «насилие», «злодейство», «бедствия», «грабительство», «вражда», «раздор» – характеризовали внутреннюю жизнь иудейского народа, постоянно попиравшего закон, данный ему Богом. Закон потерял силу.
Читая эти слова Аввакума, возможно, мы скорей хотим прочитать дальше и увидеть ответ Бога на жалобы пророка. Мы ждем, что Бог вот-вот скажет пророку: «Это действительно ужасно, Аввакум! Я приду и решу все проблемы. Однако Господь ответил совсем по-другому. Он сообщил, что станет еще хуже. Мы читаем, как Бог отвечает ему:
«Я предприму нечто: Я накажу Иудею руками вавилонян». Ответ свыше лишь усиливает смятение Аввакума, боль его становится глубже. И за первым вопросом следует второй: «Но почему, почему Ты хочешь воспользоваться этими отвратительными варварами - вавилонянами, чтобы наказать Иуду?»
Казалось бы, никакой надежды в первой главе мы так и не увидели. Мы читаем лишь:
«Я собираюсь сделать такое, чему вы не поверили бы, если бы вам об этом кто-то рассказал, что такое может произойти» (5 стих).
«Я подниму халдеев, народ дикий, беспощадный и неумолимый; они пройдут по земле вдоль и поперек, чтобы завладеть городами и селами, которые им не принадлежат» (6 стих).
«Затем они ринутся дальше и будут все сметать на своем пути, как ураганный ветер» (11 стих).
И вот, Аввакум вновь взывает к Богу:
«Господи, разве Ты не всегда был нашим Богом, святым Богом? Неужели Ты допустишь, чтобы мы все умерли? Господи, ведь Ты наш Охранник даже и тогда, когда призываешь халдеев для наказания народа иудейского» (12 стих).
У пророка надежда и упование на Бога не угасли, они теплятся еще, на что-то он не перестает надеяться.
Когда мы начинаем читать вторую главу, картина всего происходящего начинает вырисовываться и приобретать свою целостность. Ведь как мы сегодня поступаем? На все происходящие вещи смотрим фрагментарно. Мы видим страдания одного, другого, третьего, а целостную картину не хотим даже и признавать. Бог раскрывает пророку картину во всем его формате. Он хочет, чтобы Аввакум видел не только следствия, но и причину этих последствий. И дает ему увидеть конечную Свою цель и по отношению к иудеям, и к вавилонянам. Во второй главе мы об этом уже читаем:
2 Отвечая мне, Господь сказал: «То, что Я сейчас открою тебе, ты напиши на дощечке, текст пиши отчетливо, чтобы каждый мог прочитать написанное,
3 Ведь видение это о грядущем времени; эта весть относится к концу, вот тогда все это сбудется, и при том непременно. Если покажется, что объявленное задерживается, все равно продолжай ждать; оно обязательно придет, все сбудется в точности в назначенное время.
4 К тому, кто усомнится, душа Моя не будет испытывать приятных чувств; а праведный верой своей жив будет» (Авв.2:2-4 ПС).
3 Ведь видение это о грядущем времени; эта весть относится к концу, вот тогда все это сбудется, и при том непременно. Если покажется, что объявленное задерживается, все равно продолжай ждать; оно обязательно придет, все сбудется в точности в назначенное время.
4 К тому, кто усомнится, душа Моя не будет испытывать приятных чувств; а праведный верой своей жив будет» (Авв.2:2-4 ПС).
И продолжает Господь во второй главе предсказание о разорении Вавилона. В Евр.10:37 апостол Павел цитирует эти слова Аввакума, намекая на эсхатологическое исполнение этого обетования. Предсказание о разорении Вавилона сбылось, и в равной степени можно быть уверенными, что будет разрушен и «Вавилон, великая блудница» (Откр.18:2).
Аввакум страдал от того, что его окружало великое зло, однако Господь сказал, что будет еще хуже. Положение пророка схоже с нашим. Вокруг нас великое зло, но Библия предвещает, что оно еще больше умножится. В конце концов Аввакум не впал в уныние только потому, что увидел картину в целом. Это побудило его произнести величественную молитву благодарения, в которой он прославляет Бога за Его замысел. Об этом читаем мы уже в третьей главе. Это не просто молитва, это плачевное песнопение. После нескольких стихов повторяются слова припева, так называемого на языке оригинала: СЕЛАХ. Я приведу лишь заключительные слова этой песни-молитвы:
16 Когда я услышал это, затрепетало сердце мое, губы начали дрожать, колени ослабли и подкосились. Я терпеливо буду ожидать, когда день бедствия обрушится на врагов наших.
17 Даже если не расцветет смоковница, и винограда не будет на лозе, если маслина не принесет плода, и поля не дадут урожая, и овец не будет в овчарне, и в загонах не будет крупнорогатого скота,
18 Я все равно буду радоваться о Господе, ликовать о Боге спасения моего.
19 Господь Бог Всемогущий дает силу мне: Он делает ноги мои сильными, как у оленя, и возводит меня на высоты мои. Дирижеру хора (Авв.3:16-19 ПС).
17 Даже если не расцветет смоковница, и винограда не будет на лозе, если маслина не принесет плода, и поля не дадут урожая, и овец не будет в овчарне, и в загонах не будет крупнорогатого скота,
18 Я все равно буду радоваться о Господе, ликовать о Боге спасения моего.
19 Господь Бог Всемогущий дает силу мне: Он делает ноги мои сильными, как у оленя, и возводит меня на высоты мои. Дирижеру хора (Авв.3:16-19 ПС).
Вы заметили, на что указывает Аввакум как на причину своей надежды? А в чем состоит надежда Божьего народа, ожидающего исполнения последних пророчеств? Это интересный вопрос. Задумайтесь над ним.
II Концепция надежды зиждется на Божьих обетованиях
В мире все сегодня перевернулось вверх дном, с ног на голову. Рушатся ценности брака, любовь стала свободной, и при том не только между разными полами, но расцвел в полной мере цветок однополых отношений. Это только частичка того, что творится в мире. Понятие любви в пух и прах разбито людьми последнего времени. Вера людей в Бога стала шаткой. Ко всему люди подходят теперь прагматично. Выгода в браке, выгода в вере в Бога.
Рассматриваемая нами в этом уроке надежда также подвергается мощной бомбардировке со стороны дьявола. Многие считают, что концепция надежды для человечества также нуждается в пересмотре, так как она вышла уже из моды. Человек ищет спасение, опираясь на свои собственные силы. А где Бог? Он остается где-то в стороне. Слава воздается кому? Богу? Да нет. Кому угодно, но только не Тому, Кому мы принадлежим как по праву творения, так и по праву искупления, да и ходатайства тоже.
Что такое надежда в истинном ее значении? Каков ее источник или основание? Предыдущий урок был посвящен важности понимания истины. В этом уроке мы рассматриваем надежду с позиции библейской истины о Боге – реальном Источнике надежды.
Во время кризиса надежда, в которой мы нуждаемся, – это не произвольно рождающееся чувство, а вера, крепко утвержденная на Божьих обетованиях. Мы-люди не какие-то ненужные элементы во время кризиса. Бог не забывает нас и в эти трудные времена. Мы продолжаем в Его глазах быть неотъемлемой частью творения, жизни и Его планов о нас. Даже если мы пребываем в кризисной ситуации, Господь никогда не допустит, чтобы мы погибли для вечности, если мы полностью положились на Него и отдались в Его любящие руки. В 10 главе Иоанна Иисус со всей торжественностью заявляет, что мы – Его овцы, а Он – наш Пастырь. Господь дает нам вечную жизнь, и никто никогда не похитит нас из Его руки. Бог может допустить, чтобы мы прошли через различные испытания, но они помогут нам возрастать духовно.
III Присутствие Отца во времена испытаний
Прочитаем текст Писания:
13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Ис.41:13).
Некто сказал однажды: «Когда Бог кажется далеким, то стоит задуматься, кто от кого отошел?» В трудностях нам кажется, что Бог покинул нас. Но в действительности Он никуда не ушел. Эта концепция раскрыта в Библейском тексте. Мы читаем:
2 И вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь народ Иуды и Вениамина: Господь с вами, когда вы с Ним; и, если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас (2Пар.15:2).
В изгнании иудеям казалось, что Бог очень далек от них. Но через пророка Исаию Господь заверил их о грядущем избавлении. Хотя до возвращения в Иерусалим предстояло пережить еще долгие годы плена и унижения. Бог давал понять народу через пророков, что это вы отошли от Меня, и оставь все так, как идет, вы, как народ, полностью растворились бы в языческих обычаях и стали бы полностью, как и они, такими же богоотступниками.
Бог разъяснял, что наказание, которое вы имеете, это исправительно-воспитательное наказание. И пройдет не малый срок, когда вы снова возвратитесь в свою землю. Однако Я всегда с вами. Бог давал понять народу, что земное благополучие – не самое главное для народа Божьего. Бог смотрит на все целостно, как на целую картину, в масштабах вечности, а не как мы рассматриваем все в масштабах временной жизни и ее благоденствия.
С самого начала, когда согрешил первый человек, когда начался греховный кризис на нашей планете, Бог даровал человеку надежду на то, что спасет его и вернет в то первоначальное состояние, из которого он пал. Хотя человеку предречено было в поте лица добывать хлеб свой для пропитания, но в первой жертве они увидели надежду на это возвращение. Нам порой кажется, что благополучие и богатство – лучшая доля человека в этом мире. Но на практике мы видим, что те, кто в поте лица добывают свой хлеб, гораздо ближе к Богу, чем утопающие в роскоши. По статистики чьи дети в большей степени, подрастая попадают в окружение преступного мира и становятся сами преступниками? Дети богатых семей. Хотя есть здесь и исключения.
Мы имеем пример Иова. Он был богатым человеком. Бог благословил его как материально, так и плодовитостью. Он окружен был детьми и внуками, рабами, друзьями. Но нашелся некто, кто заявил, что Иов служит Тебе, Господь, лишь потому, что Ты окружил его со всех сторон благословениями. Иов был подвержен сильнейшему испытанию. Мало того, что он лишился всего богатства, всех детей, не говоря уже о его здоровье, так еще четыре его друга докучали его, убеждая, что он в чем-то согрешил. Люди понимали, что благословения зависят от праведной жизни, а проклятие приносит страдания, такие как постигли Иова. В общих чертах, как народ, такие обетования были, которые строились на условности. Но конкретно каждый человек мог и процветать в этой жизни и жить в благоденствии, не соблюдая волю Божью; могло быть и наоборот. А тут еще и жена не вытерпела смотреть на его страдания и предложила ему: «Похули Бога и умри» (Иов.2:9).
Бог молчал на протяжении всей дискуссии Иова с четырьмя друзьями. Он появился только лишь в 38 главе и сказал: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов.38:2). И затем без остановки Бог задает Иову около шестидесяти вопросов, выслушав которые, Иов отвечает: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил – теперь отвечать не буду» (Иов.39:34-35). После этого Иов не задает уже никаких вопросов. Необходимость в получении на них ответов оказалась в тени ошеломляющей картины Божьего величия.
В истории Иова показан удивительный парадокс: надежду и вдохновение мы можем почерпнуть из осознания того, насколько мало мы знаем. Инстинктивно мы пытаемся найти утешение в знании и, не обретя его, разочаровываемся. Но иногда Бог ярко освещает наше невежество, чтобы мы поняли, что истинную надежду человек может найти только в Личности намного большей, чем мы сами. Но порой жизненная суета мешает нам помнить, что Бог близок. Напоминанием об этом должно служить Его имя – Еммануил, «Бог с нами». Бог всегда рядом с нами, а вместе с Ним и Его намерения, обетования и преобразующая сила.
В книге Иеремии пророк обращается к людям, которые, находясь в плену, утратили надежду. Хотя их сердца были разбиты, Иеремия все же указывает на причины, почему им не следует терять надежды. В 29 главе мы читаем обращение Иеремии к тем примерно 10 тысячам иудеев, которые были уведены в Вавилон вместе с царем Иехонией. Пророк воспользовался случаем и отправил это письмо с иудейскими послами (стих 7), которые везли дань Навуходоносору.
Иеремия убеждал изгнанников, ссылаясь на то, что такова воля Господа Саваофа, не отчаивайтесь, но и не предавайтесь иллюзиям: плен будет не короче человеческой жизни, он продлится целых 70 лет (стих 10). Но все это время иудеи должны жить верой в грядущее освобождение и очищать свои души покаянием, искупая грех богоотступничества – свой и отцов своих.
В ожидании того дня, когда Господь, Который переселил их в Вавилон, посетит их, чтобы возвратить на место их (стих 10), им следует жить нормальной жизнью в чужой для них стране: строить дома и разводить сады, чтобы есть плоды их, вступать в брак и рождать детей. Им не только не следует уповать на то, что Вавилон скоро придет в упадок, но, напротив, пусть они заботятся о благосостоянии того места, куда переселил их Господь, и даже молятся Ему о нем, потому что отныне их благополучие будет зависеть от благополучия Вавилона! И пусть они не верят своим пророкам, которых Господь не посылал, и разного рода гадателям: и те, и другие обманывают их.
Им следовало усвоить, что только Бог знает, когда и чему положить конец; предстоящее им 70-летнее пленение – лишь часть Его плана в отношении народа Его и тех намерений во благо ему, а не на зло, которые имеет Он, заботящийся об их будущности (стих 11). Только им, живущим в изгнании, необходимо взывать к Нему, и молиться Ему, и искать Его всем сердцем. Лишь при этом условии они найдут Его, и Он возвратит их из плена и соберет из всех народов и мест куда изгнал их. Вот те удивительные и утешительные стихи, которые мы читаем в этой главе:
11 Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.
12 И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас;
13 И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.
14 И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас (Иер.29:11-14).
12 И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас;
13 И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.
14 И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас (Иер.29:11-14).
Вы видите цель Божью в наказании? Привлечь народ Свой к Себе обратно. Таким образом мы плавно переходим к последней части этого урока.
IV Отцовское наказание
Прочитаем текст Писания:
5 Не относитесь с пренебрежением к тем словам ободрения, которые обращены были к вам, как к детям Божьим: «Сын Мой, не относись легкомысленно к наказанию Господа и не впадай в уныние, когда Он обличает тебя;
6 Потому что Господь, кого любит, того воспитывает, и наказывает каждого, кого принимает как Своего сына».
7 Когда вы будете терпеть этот воспитательный процесс, помните, что Бог поступает с вами, как с собственными детьми. Есть ли такой сын, которого отец не воспитывает со всей строгостью?
8 Если же Бог вас не наказывает, как наказывает Он всех Своих детей, то это свидетельствует о том, что вы не законные, а внебрачные дети.
9 К тому же, когда наказывали нас наши земные родители, мы уважали их за их воспитание; тем более, разве мы не должны подчиниться нашему Небесному Отцу, чтобы обрести жизнь вечную?
10 Если земные родители воспитывали нас по собственному произволу для этой временной жизни, то Божье воспитание заключается в том, чтобы воспитать нас для жизни вечной, ведь цель Его – приобщить нас к Своей святости.
11 В процессе воспитания никакая дисциплина не доставляет нам удовольствия, потому что она болезненна; но результат дисциплинированного воспитания мы пожинаем потом, когда плод праведности виден в нашей мирной жизни.
12 Так что укрепляйте свои опустившиеся руки и дрожащие колени;
13 И проложите прямые пути для ног ваших, чтобы хромающая нога не подвернулась, а наоборот укрепилось (Евр.12:5-13 ПС).
6 Потому что Господь, кого любит, того воспитывает, и наказывает каждого, кого принимает как Своего сына».
7 Когда вы будете терпеть этот воспитательный процесс, помните, что Бог поступает с вами, как с собственными детьми. Есть ли такой сын, которого отец не воспитывает со всей строгостью?
8 Если же Бог вас не наказывает, как наказывает Он всех Своих детей, то это свидетельствует о том, что вы не законные, а внебрачные дети.
9 К тому же, когда наказывали нас наши земные родители, мы уважали их за их воспитание; тем более, разве мы не должны подчиниться нашему Небесному Отцу, чтобы обрести жизнь вечную?
10 Если земные родители воспитывали нас по собственному произволу для этой временной жизни, то Божье воспитание заключается в том, чтобы воспитать нас для жизни вечной, ведь цель Его – приобщить нас к Своей святости.
11 В процессе воспитания никакая дисциплина не доставляет нам удовольствия, потому что она болезненна; но результат дисциплинированного воспитания мы пожинаем потом, когда плод праведности виден в нашей мирной жизни.
12 Так что укрепляйте свои опустившиеся руки и дрожащие колени;
13 И проложите прямые пути для ног ваших, чтобы хромающая нога не подвернулась, а наоборот укрепилось (Евр.12:5-13 ПС).
Мы видим, Павел изображает испытания как часть воспитательного процесса. Он в каком-то смысле упрекает читателей, что они забыли слова утешения, предлагаемого им, которое содержится в Прит. 3:11-12. В этих стихах наказание Господа рассматривается как свидетельство Его любви. Так что им не следовало унывать, терпя наказание, удостоверяющее их сыновство, потому что оно является средством для подготовки их к «вечной жизни».
Все дети Божьи подлежат наказанию от Него. Говоря об остающихся без наказания как о незаконных детях, автор, возможно, имел в виду неустоявшихся в вере христиан, которые вследствие этого будут лишены наследия. В римском обществе «незаконный ребенок» не имел права на наследство. Такие христиане, подразумевает автор, подлежат не наказанию в дисциплинарных целях ради получения ими награды в Царстве Божьем, а суровому осуждению.
Далее автор прибегает к аналогии с земными родителями, которых мы боялись (в значении «уважали»), между тем как они нас наказывали, руководствуясь своими представлениями о благе ребенка на многие дни его жизни. Ссылаясь на это, автор побуждает читателей тем более покориться небесному Отцу, чтобы жить в вечности, имея участие в святости Его; ведь, будучи научены чрез наказание, христиане в жизни будущей обретут мир и радость.
Автор чувствовал тенденцию к духовному ослаблению в среде своих читателей, и в свете изложенных им истин побуждал их к преодолению этого духовного состояния. Если они станут ходить прямо ногами, укрепляясь в праведности, то и самые слабые среди них (хромающие) «не совратятся», а исправятся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если в предыдущей 11 главе Павел перечислял героев веры, он выявил, что именно вера и надежда помогали им двигаться вперед, преодолевая всевозможные препятствия и испытания, то в 12 главе апостол обращается в первую очередь к евреям – его современникам – ну, естественно, и к нам. Он заверяет нас, что, если они устояли, можем устоять и мы. Главное – постоянно взирать на Христа (стих 2), подражать Ему в трудное время (стих 3). Образно говоря, 12 глава – это инструкция для реального восприятия христианской жизни. Без них наше понимание трудностей и осознание их предназначения всегда будет затуманено. Эта инструкция помогает яснее понять смысл страданий и исправить ошибочные представления о нем, навязываемые нашей культурой. Тогда мы сможем правильно реагировать на возникающие в нашей жизни испытания. Вот таков был смысл этого урока.
Божьего вам благословения, мои дорогие читатели и слушатели. До следующего урока субботней школы.

Похожие новости
О терпении
Приходилось ли тебе когда-нибудь сидеть с удочкой на берегу речки или пруда? Самое главное при этом
23.02.16
Детям
Александр Серков. Урок 10. Служа народам
Приветствую вас на уроке субботней школы «Служа народам»
09.03.14
Субботняя школа » Александр Серков
Газета «Новая надежда» №5 (78) май 2013
Добрый день, дорогие братья и сестры! Высылаю майский номер газеты "Новая Надежда" в электронном
08.06.13
Журналы