Регистрация

Урок №10 - III квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 1-09-2022, 19:05 1 280 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Мир вам, сестры и братья! Мы подошли к очередному десятому уроку, тема которого «КРОТОСТЬ ВО ВРЕМЕНА ИСПЫТАНИЙ». Когда мы слышим слово «кротость», «кроткий», что нам сразу же приходит на память? Какого библейского героя мы тут же вспоминаем? Я не сказал бы, что в Библии мы находим многих с такой характеристикой. Мы читаем о праведных, о благочестивых, о мужественных, а вот кротких героев не так уж и много.

Об Иакове сказано, что он был кротким (Быт.25:27). И о Моисее. О Моисее сказано даже, что он был не просто кротким, но «кротчайшим из всех людей на земле» (Числ.12:3). Ну, естественно, Христос засвидетельствовал о Себе: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» (Матф.11:29). И всё! А остальные люди, и мы в том числе? А остальные только в разряде призываемых к кротости. Павел, Петр, Иаков призывали верующих иметь это качество характера. О чем это говорит? О том, что в этом, видимо, была проблема среди христиан. И вот мы имеем памятный стих к этому уроку, в котором Христос поставил критерий наследования вечности. Он говорит:

5 Счастливы кроткие, ведь земля отдана будет им в наследство (Матф.5:5 ПС).

Что такое «кротость»? Кротость – это безропотное проявление терпения. В чем состоит ее ценность? Наряду с основным значением кротость ценна еще и потому, что с ее помощью можно победить боль и отчаяние. Более того, в трудностях человек научается кротости, а также, проявляя ее, несет миру свидетельство о Господе. Христианину необходима не только кротость, но и правильное понимание этого качества в свете Священного Писания. Библейская кротость – это взгляд на мир через призму основополагающего качества Бога – Его любви. Христиане сами по себе не являются кроткими. Источником их смирения является любящий, милосердный Бог.

В этом уроке мы заострим наше внимание на связи между страданиями и кротостью. Как кротость и страдания могут быть инструментами свидетельства о Боге. Мы увидим: в каких случаях кротость может стать силой, а не слабостью христианина.

I Моисей ходатайствует о помиловании


Я не буду читать Библейский текст, надеюсь вы неоднократно читали тот эпизод в книге Исход в 32 главе, когда Моисей выступил в роли ходатая за народ израильский. Мы сделаем лишь некоторый анализ этого события.

Заметьте, какой контраст произошел в жизни Моисея по отношению к народу, который он вывел из Египта. Моисей переживает радость духовного триумфа. Представьте, он был на очной встрече с Самим Богом. И вот, в этом возвышенном состоянии, когда восторг и радость переполняли его сердце и сознание, он спускается с горы к народу. И какая картина предстает его взору? В тот момент, когда Моисей был на самой высокой духовной ступени, народ Божий пал в духовном отношении крайне низко. Бог неоднократно являл им Свою силу и сострадание, но они очень скоро забыли все это. Книга Исход не раз свидетельствует о том, что на чудные проявления Его благодати израильтяне отвечали бесчувственностью и недовольством, переходившим даже в бунт.

Дело в том, что народ устрашился долгого отсутствия Моисея, а пробыл он на горе сорок дней. И вот пришли они к Аарону, своему временному вождю, высказав предположение, что Моисей больше не вернется, и стали просить его о замене, некоем суррогате «бога», который повел бы их дальше.

Стоит только удивляться: как быстро все забыто: Божье водительство, Его забота о них – они повели себя так, как будто Его никогда и не было. Возможно, они засомневались вообще в том, что Он существует, они же Его не видели, а то, что случалось, возможно все происходило само собой, по причине каких-то природных явлений. Им показалось, что они нуждаются в боге, видимом и осязаемом, за которым они могли бы идти дальше.

Что удивительно, мы не читаем, чтобы Аарон как-то сопротивлялся их требованиям, он сказал людям, чтобы они принесли ему свои золотые серьги, затем расплавил их и отлил идола в виде тельца. «И поклонился народ тельцу», – читаем мы. Затем Аарон сделал жертвенник, и на следующий день, объявленный им праздником господу, израильтяне принесли всесожжения и жертвы мирные. Но дальше их действия вылились в обычный мирской разгул с пышным пированьем. «И сел народ есть и пить, а после встал играть», – читаем мы. Обратите внимание на глагол «играть», в оригинале παίζω пайдзо. В данном контексте речь идет о сексуальной игре, и не просто мужа с женой, это были безнравственные игры с нарушением седьмой заповеди. Они пили, затем пели, танцевали; а танцы, это всем известно – это школа разврата. Они это переняли у язычников, у которых безнравственное поведение зачастую сопутствовало поклонению идолам.

Моисей был еще на горе, когда Бог сказал ему, что народ развратился, и что этот народ жестоковыйный, а значит упорный и неспособный на отзывчивость. Прежде, чем мы поговорим о ходатайстве Моисея, хочется подметить еще один эпизод из поведения Аарона. Мы читали, что он взял золотые серьги, переплавил их и отлил золотого тельца. Но давайте прочитаем, что сказал Аарон Моисею в свое оправдание:

21 И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?
22 Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.
23 Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
24 И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец (Исх.32:21-24).


Прям-таки, бросил Аарон серьги в огонь, и телец взял и сам собой в огне получился и вышел из огня. Он не сказал, что это я пыхтел, чтобы вылепить из глины форму тельца и отлил его из расплавленного золота.

Но это не главное в этом сюжете. Просто я выявил контраст между Моисеем, который удостоился быть на аудиенции у Бога, и народом во главе с Аароном, так быстро оставившим Бога и склонившимся к идолу.

Но и это еще не все. Бог предложил Моисею, чтобы уничтожить весь народ и произвести новый от его семени. Но вместо того, чтобы принять Божье предложение, Моисей стал ходатайствовать за народ перед Богом, и Бог проявляет милость. Здесь не следует считать, что Моисей был благородней Бога, Божье предложение уничтожить восставший народ было для вождя проверкой. Господь хотел, чтобы люди увидели, каким великим состраданием наполнено сердце этого человека. И Моисей сдал этот экзамен. Подобно Иисусу, он молил о помиловании грешников. Это свидетельствует о том, что иногда Бог может позволить нам столкнуться с сопротивлением, может допустить трудности в нашей жизни, чтобы всей Вселенной было явлено, как много сострадания есть у нас к заблудшим.

II Любовь к обидчикам


Прочитаем текст Писания:

43 Вы знаете, что было сказано: “Люби ближнего своего и ненавидь своего врага”.
44 Я же говорю вам: любите врагов своих и молитесь за тех, кто преследует вас.
45 Только так вы засвидетельствуете, что являетесь детьми Отца вашего Небесного. Ведь это по Его воле солнце светит как злым, так и добрым; и дождь проливается на всех, независимо от того, почитают они Его или презирают.
46 Если вы любите тех, кто вас любит, какая в этом заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики податей?
47 И если вы приветливы только с приятелями, что в этом особенного? Разве не то же самое делают и язычники?
48 Итак, да будет любовь ваша совершенной, как совершенна любовь Отца вашего Небесного (Матф.5:43-48 ПС).


Фарисеи учили, что человек должен любить ближних своих (Лев. 19:18), но врагов Израиля – ненавидеть. Они были такого мнения, потому что считали, что их ненависть послужит орудием Божьего суда над их врагами. Но Иисус заявил, что любовь, угодную Богу, Израиль должен являть и по отношению к своим врагам, а ведь это не было заповедано в Ветхом Завете! Они должны были понять, что Бог, тем не менее, любит и их, и это видно из того, что Он повелевает солнцу восходить и над ними и посылает им дождь, чтобы они имели пищу.

Поскольку Бог любит каждого человека, Божий народ должен быть «проводником» Его любви в мире и тоже любить всех людей, молясь и за обидчиков своих, и за гонителей. К этому призывал Иисус Христос. Такая любовь свидетельствовала бы, что они действительно являются сынами Отца Небесного. Слова Христа: «Если вы будете любить только любящих вас… и если вы приветствуете только братьев ваших, то будете не лучше мытарей… и язычников; ведь они делают то же самое» – были убийственными для фарисеев, они никак не вписывались в концепцию их жизни.

Иисус не пытается сказать, что мы должны всегда питать теплые, нежные чувства к каждому обидчику, Он показывает, что любовь к врагам – это не просто благожелательность, но конкретные действия, в которых проявляются забота и внимание к ним.

В заключение этой мысли Иисус призывает: «Итак, да будет любовь ваша совершенной, как совершенна любовь Отца вашего Небесного». В Своей проповеди Он выдвигает Божественный эталон праведности, поскольку Бог воистину и является ее эталоном. И если люди, к которым Он обращается, действительно хотят быть праведными, они должны уподобляться Богу, то есть, быть «совершенными», иначе говоря, духовно зрелыми людьми. Чтобы лучше понять это выражение, так как тут возникают часто споры, надо учесть, что Иисус имел в виду: тот, кто желает быть совершенным, как совершенен Отец Небесный, должен любить своих врагов так же, как Бог любит грешников. Быть совершенным в глазах Божьих означает любить тех, кто вас ненавидит. Вот где нужна кротость сердца, которую можно обрести только у Бога.

Убийство, похоть, ненависть, ложь и месть также чужды характеру Бога. И ради того, чтобы облегчить людям их задачу, Он Своих стандартов занижать не намерен; напротив, Он призывает их именно к абсолютной святости или отделенности от дел этого мира. И тот, кто поверил Богу и доверил себя Ему, в состоянии наслаждаться постоянным воспроизведением Его святости в своей жизни.

III Кроткое молчание


Прочитаем текст Писания:

18 Слуги, повинуйтесь своим хозяевам, относитесь к ним с почтением независимо от того, добры они и снисходительны к вам, или же они суровы как к вам, да и ко всем остальным;
19 Ведь это достойно уважения, если кто-то, перенося беды и незаслуженную несправедливость, сознает, что это приходится терпеть ему потому, что все поступки его были совершены по совести, как перед Богом.
20 В противном случае, есть ли у вас основание хвалиться тем, что вы, например, кого-то избили и были строго наказаны за это? Но если вас, несмотря на то, что вы делаете добрые дела, все же несправедливо в чем-то обвинили, и вы терпеливо несете незаслуженное наказание, это заслуживает одобрения со стороны Бога.
21 К этому вы и призваны, поскольку и Христос пострадал за вас, тем самым дав вам пример, чтобы и вы шли по стопам Его.
22 Вы же знаете, что Он ни в чем не согрешил, и в речах Его не было ни хитрости, ни коварства.
23 Когда оскорбляли Его, Он не отвечал оскорблениями; страдая, Он никому не угрожал, Он все доверил Тому, Чей суд справедлив.
24 В Своем теле Он Сам вознес все наши грехи на деревянное сооружение, чтобы и мы умерли для греха и жили праведной жизнью. Его ранами и вы были исцелены.
25 Ведь было время, когда вы были как заблудшие овцы, но теперь вернулись на верный путь и следуете за Пастырем, Который ведет и защищает вас (1Петр.2:18-25 ПС).


Прочитав этот текст, мы можем заявить: это нас не касается, мы же не рабы и не слуги. Какая разница, раньше слуги были куплены или с детства имели этот статус, а сегодня мы нанимаемся добровольно работодателю на работу. Сегодня мы не должны смотреть на наш статус, а на взаимоотношения, которые существуют между рабочими и работодателями. А это относится не только к рабочим, но и к служащим. Во всяком случае: у каждого есть свое начальство, и у начальства есть подчиненные. И здесь также могут быть какие-либо несправедливости. И вот теперь мы смотрим на наставления, которые дает Петр. Он приводит две причины, по которым рабочему следует терпеливо переносить несправедливое к себе отношение. Во-первых, это угодно Богу, а во-вторых, пример терпения явлен нам Самим Христом.

Конечно, не все господа во дни Петра или работодатели в наши дни настолько жестоки, что их надо терпеть, есть и добрые господа; но Петр берет крайний вариант и говорит, что даже если вы попали к злому работодателю, терпите его. Конечно, сегодня немного другая обстановка: мы можем уволиться и уйти к другому работодателю. Но, пока мы уволимся, надо оставаться христианами, а не, уходя, хлопать дверью.

В 19-20 стихах апостол выдвигает принцип, применимый к любой ситуации, когда приходится страдать незаслуженно. Его наставление звучит так: «Ведь это достойно уважения, если кто-то, перенося беды и незаслуженную несправедливость, сознает, что это приходится терпеть ему потому, что все поступки его были совершены по совести, как перед Богом».

И далее, в подкрепление своего увещания рабам, Петр ссылается на пример терпения, поданный Самим Христом, Который страдал несправедливо. Обратите внимание на слова: «К тому вы и призваны, поскольку Христос пострадал за вас, тем самым дав вам пример, чтобы и вы шли по Его стопам». Христиане призваны следовать за Христом, подражать Его характеру и поведению, поскольку Он пострадал за нас. Петр, приводя в пример Христа, цитирует слова пророка Исаии: «Он не сделал никакого греха» (Ис. 53:9). Иисус не согрешил ни до того, как Его поведи на страдания, ни во время страданий. Он не согрешил ни делом, ни словом.

В несправедливых страданиях Христос явил несравненный пример терпеливой покорности. Павел напишет о Нем: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая не угрожал» (Рим. 12:19-20). С человеческой точки зрения у Христа были все основания отомстить за пытки и распятие, которым Его подвергли. Однако, Он страдал молча, все предав в руки Бога. Апостол объясняет (1Пет. 2:24), почему Тот, Кто мог одним словом уничтожить всех Своих врагов, терпеливо сносил муки и позор креста. Дело в тем, что наши грехи, которые взял на Себя Сын, Бог Отец осудил справедливо (2Кор. 5:21).

В греческом тексте слова «наши грехи» стоят в начале фразы; и этим подчеркивается то обстоятельство, что Христос страдал не за Себя, тогда как словосочетанием «Он Сам» подчеркнуто Его личное волеизъявление в происшедшем. Смерть Сына дала верующим возможность освободиться не только от наказания за грех, но и от силы греха, и теперь они могут жить для Него. Христос пострадал для того, чтобы христиане могли последовать Его примеру и в страданиях, и в праведной жизни.

Апостол указывает на сущность спасения: «Ранами Его вы исцелились» (Ис. 53:5). Здесь не имеется в виду физическое исцеление, потому что прошедшее время, в котором стоит глагол, подразумевает некий полностью завершившийся процесс исцеления. Речь тут идет о спасении. Христовы страдания (буквально «раны» – греческое слово, которое стоит здесь, означает буквально «следы на теле», которое было исполосовано плетью) и Его смерть завершили «исцеление», то есть, спасение всякого, кто доверится Ему как своему Спасителю.

Христос не только дает нам пример, Он также и совершает наше спасение. Он также ведет и оберегает тех, кто некогда блуждал подобно потерявшимся овцам, но возвратился к Пастырю и Блюстителю душ. Неприятно и больно наблюдать, как кто-то несправедливо обращается со своим ближним. И никто из нас не хотел бы оказаться на месте пострадавшего. Обычно мы очень остро реагируем на несправедливость. Когда она случается, наше первое желание состоит в том, чтобы «расставить все по своим местам. При этом мы руководствуемся собственным пониманием справедливости. Но Христос дает нам истинное понимание этой проблемы и дает нам пример, как в данной обстановке поступать правильно.

Жить в таких условиях нелегко и даже невозможно, если мы не согласимся с одной важнейшей истиной: во всех несправедливых ситуациях мы должны верить, что наш Небесный Отец управляет всем и будет отстаивать нас, если это согласуется с Его волей. При этом мы должны осознавать, что, подобно Иисусу, не всегда будем избавлены от несправедливого обращения. Но нам всегда нужно помнить: наш Отец всегда с нами и держит все под контролем.

Некто сказал: «Чтобы стать кротким, нужно быть сильным!» Требуется Божественная сила, чтобы полюбить грешных, надменных, мятежных людей. Одним из самых поразительных примеров смирения Иисуса была Его молитва за людей, распинавших Его и насмехавшихся над Ним: «Отец, прости им, ведь они не знают, что делают». Смирение – одно из качеств плода Святого Духа; и Бог дарует нам сил преодолевать тяжелые жизненные испытания.

IV Наша твердыня и убежище


Прочитаем текст Писания:

2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище (Пс.61:2-9).


От Бога приходит успокоенность и в самых тягостных обстоятельствах, размышляет псалмопевец, от Него приходит спасение. Мысль здесь о том, что никто и ничто не в состоянии обесславить Божью помощь, передана через часто встречающееся сравнение Бога с «твердыней» (скалой), с надежным убежищем. Давид сознает, что у него нет оснований сомневаться в этом. Он пишет: «Я не поколеблюсь более».

В стихе 5 речь идет о тех, которые задумали свергнуть Давида с высоты не только престола его, но и авторитета, каким он пользуется в народе, для чего они, противники его, распускают о нем лживые слухи и клевещут на него; в глаза они лицемерно славословят его, а в сердце своем ненавидят (стих 5). Все, о чем здесь говорится, наводит на мысль о мятеже, который готовил против Давида Авессалом. «Доколе вы будете налегать на человека, то есть, нападать на меня и плести против меня козни? – восклицает Давид, – Задуманное вами так же ненадежно, как наклонившаяся стена, или как шатающаяся ограда». Вы будете низринуты Богом, подразумевает он, потому что Бог – на его стороне.

Стих шестой в первой своей части повторяет первую часть стиха второго; во второй части он звучит несколько иначе: «Ибо на Него надежда моя». В стихе седьмом снова мысль с том, что Он – твердыня и убежище, что в Нем – спасение, и что во всем этом не приходится сомневаться. То же в стихе восьмом. В Боге Давид видит залог силы своей и славы, как среди друзей, так и среди врагов. Он призывает народ надеяться на Бога во всякое время, не забывая, что только Он – прибежище в несчастии, и молиться Ему искренне, от сердца (стих 9).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, наш Бог идеальный Собеседник. Он говорит нам через Своих вестников, а мы говорим Ему в своих молитвах. Господь открыто и доступно говорит людям, что Ему нравится, а что нет. Поэтому Господь не оставляет нам никаких сомнений касательно Его отношения и чувствах ко греху: Он решительно отвергает его. В то же время Бог не унижает грешника с целью его порабощения. Господь открыто сообщает о ситуации, порожденной грехом, и одновременно предлагает решение проблемы. Да, Его реакция на грех однозначна, как и призыв к грешникам примириться с Ним.

Давайте подумаем, дорогие мои читатели и слушатели, как нам стать кроткими, но при этом осуждать сам грех в своей жизни. Давайте подумаем о том, что наша жизнь – это зрелище для других миров. Пусть наша жизнь будет приятна для их созерцания.

telegram

Похожие новости

Применение кротости. Тема недели «Плод Духа — Кротость»

Кротость проявляется в том, как мы относимся к окружающим. Поэтому кротость — это действие, она

24.02.10 Субботняя школа
Кроток и смирен сердцем - Тема недели «Плод Духа — Кротость»

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам

21.02.10 Субботняя школа
Тема недели «Плод Духа — Кротость»

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кротость — это плод Святого Духа, который почти утерян

20.02.10 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть