Регистрация

Урок №13 - III квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 22-09-2022, 08:45 602 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Мир вам, сестры и братья! Вот мы и подошли к последнему уроку субботней школы в этом квартале. Общая тема этих уроков имеет название «В ГОРНИЛЕ ИСПЫТАНИЙ – СО ХРИСТОМ». Мы с разных сторон подходили к этому девизному призыву, чтобы среди всевозможных испытаний оставаться всегда со Христом. Эта последняя тема рисует конкретную наглядную картину страданий самого Христа, чтобы дать нам пример для подражания.

Памятный стих к этому уроку заостряет внимание на кульминационном моменте Его страданий. Мы читаем:

46 Около же девятого часа воззвал Иисус громким голосом: «Эли, Эли! лема савахтани?» Это значит: «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?» (Матф.27:46 ПС).

Этот текст раскрывает мысль о том, что страдания Иисуса Христа – это не только физические страдания человеческого Его естества, Его душевные страдания превышают физические, так как самое трудное для Него было перенести разлуку с Отцом. Это очень глубокая мысль, и мы к ней еще вернемся. А сейчас давайте коротким экскурсом рассмотрим исторические моменты из жизни Иисуса, чтобы нам чему-то научиться из Его опыта страданий.

I Ранние годы


Надо сразу оговориться, что Священное Писание содержит мало информации о детских и юношеских годах жизни Иисуса. Но из того, что мы имеем, можно что-то извлечь. Прочитаем текст Писания:

22 А когда закончились дни очищения по закону Моисея, родители принесли Ребенка в Иерусалим, чтобы посвятить Его Богу,
23 Потому что в законе говорится, что первый ребенок, которого рождает женщина, если он мужского пола, то должен быть посвящен Господу.
24 В то же самое время принесли они жертву за очищение, как предписано в законе: пару горлиц или двух голубиных птенцов (Лук.2:22-24 ПС).


Что мы узнаем из этого сообщения? Каждый перворожденный младенец мужского пола посвящался по закону Моисея Господу, и принесение его в храм было в те дни символическим актом: новорожденный выкупался родителями за небольшую плату, вносимую священнику. Очищение Марии по закону Моисея завершилось через 33 дня после обрезания Иисуса, и в знак этого за нее следовало принести жертву. С этими двумя целями и пришли в храм Иосиф и Мария, принеся с собою Младенца Иисуса. Жертва, которую принесли Мария и Иосиф, свидетельствует о том, что они были бедны; принести агнца они не имели возможности и купили пару голубок (или птенцов голубя). Почему пару? Одна птица предназначалась для всесожжения, а другая – для жертвы за грех (Лев.12:8).

О чем это говорит? О том, что родился Иисус в семье ни знатной, ни богатой. Мария и Иосиф были даже ниже среднего класса, они были бедными. Детство и юность Иисуса прошли в небольшом горном городке, к тому же этот населенный пункт, назывался презираемым Назаретом. Когда однажды Филипп решил познакомить Нафанаила с Иисусом, он сразу же задал вопрос: «А откуда Он?» И когда узнал, что Он из Назарета, ответил пренебрежительно: «Может ли быть что-либо доброе из Назарета?»

Но, тем не менее, хоть и кратко, но вполне конкретно Лука в одном предложении описал детство Иисуса. Он пишет:

52 Иисус же, подрастая, набирался мудрости; и был Он любим Богом и людьми (Лук.2:52 ПС).


Иисус обладал живым и проницательным умом, не по годам глубоким и мудрым, характером удивительно гармоничным. Ум и тело Его развивались постепенно, в соответствии с законами роста детей. Уже в детстве в характере Иисуса проявлялась особая привлекательность. Он всегда был готов помогать другим, проявляя по отношению к ним бесконечное терпение. Отличался Он также правдивостью, никогда не позволял Он Себе никаких компромиссов с совестью. Он оставался твердым в соблюдении нравственных принципов. Своей жизнью Он явил благодать безупречного отношения к людям. Вот в этих условиях вырос Иисус.

II «Я есмь» презрен и умален перед людьми


Прочитаем текст Писания:

23 И сказал Он им тогда: «Вы отсюда, с земли, Я же пришел свыше; вы из этого мира, а Я не из этого мира.
24 Вот поэтому Я и сказал вам, что умрете вы во грехах своих; и вновь повторяю: вы непременно умрете во грехах своих, если не поверите, что Я Есмь (Вечносущий)».
25 «Кто? Кто Ты?» – изумились они. «Я уже неоднократно говорил вам, – продолжил Он, – что Я от начала Сущий.
26 Многое еще имею, что сказать вам и в чем обвинить вас; но Пославший Меня правдив, и говорю Я миру то, что услышал от Него».
27 Но они так ничего и не поняли, что говорил Он им об Отце.
28 И сказал им тогда Иисус: «Когда поднимите Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я Есмь (Вечносущий), и от Себя Самого Я ничего не делаю, но как научил Меня Отец, о том Я и говорю.
29 И Пославший Меня всегда со Мной, Он не оставил Меня одного, потому что Я всегда делаю то, что угодно Ему».
30 Эти слова коснулись многих, и они уверовали в Него (Иоан.8:23-30 ПС).


И возьмем пару стихов ниже:

58 На что Иисус ответил им: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, чем появился Авраам, Я Есмь (Вечносущий)».
59 И схватили они тогда камни, чтобы бросать в Него, но Он вышел из храма и скрылся (Иоан.8:58-59 ПС).


Что из себя представляет выражение, которым Иисус называл Себя, открывая народу Свою Божественность? Греческое ἐγώ εἰμί «эго еими» – переводится буквально «я есмь». Это словосочетание имеет особое значение. Когда Иисус употребляет его, особенно в критические моменты, провозглашая Свою тождественность, оно выражает значение, соответствующее ветхозаветному Яхве (Иегове) и, таким образом, является свидетельством Его Божественности. Слово «есмь» здесь не просто глагол-связка, который присущ ряду иностранных языков и старославянской форме от глагола «быть» в настоящем времени; оно имеет значение гораздо большее. «Я Есмь» – это выражение, которое означает Божье существование всегда и притом в настоящем времени, и говорит о том, что никогда Ему не было начала, и никогда не настанет конец Его существования. Он – вне пространства и вне времени. Он всегда Есмь (существует).

Но сложилось так, что современная русская грамматика утратила этот глагол, что не является ущербным для бытовой речи, все же концепция, заложенная в этот глагол-связку, не должна ущемляться в современном русском переводе, так как теряется ее существенный смысл. Поэтому, в связи с реформой в русском языке, при переводе должен быть найден какой-то заменяющий эквивалент, либо надо оставить старославянскую форму «Я Есмь…», как в Синодальном переводе, даже если подобный перевод будет выглядеть в ущерб современной русской грамматике.

Однако руководство Израиля, да и простой народ, просто недопонимали поступки и учение Иисуса. Почему? Потому что они видели в Нем простого бедного человека из незавидного городка Назарета. И к чему это привело? К тому, что Его возненавидели и отвергли те самые люди, и тем более, Его избранный народ, которых Он пришел спасти. В определенном смысле ситуация была похожа на ту, когда в семье есть своевольный ребенок, пренебрегающий предостережением родителей, которые видят, что он может попасть в критическую ситуацию, если продолжит идти тем жизненным путем, которым он идет. Его упрямство приведет его именно туда, от чего предостерегали его родители. А в ситуации со Христом отвернулись от Него большинство людей и в своем упорстве продолжали и продолжают идти своим путем, причиняя Ему этим самым неимоверную боль. В связи с этим Иисус высказал такие слова:

37 Иерусалим, Иерусалим, ты убиваешь пророков и побиваешь камнями посланников, которых Бог посылает к тебе. Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как курица собирает цыплят своих под крылья, но вы не захотели! (Матф. 23:37 ПС).


В последнем Своем плаче по Иерусалиму Иисус выражает всю Свою любовь к еврейскому народу. Иерусалим, столица этого народа, символизировала сам народ. Хотя жители именно этого города избивали пророков и камнями побивали посланных к нему (Матф. 23:34; 21:35). Иисус жаждал собрать израильтян, как птица собирает птенцов своих под крылья свои. Однако те, в отличие от птенцов, которые в минуты опасности сами бегут к своей матери, от предложения Иисуса отказались и к Господу не обратились. «Но вы не захотели!» – сказал Иисус. Они понесли ответственность за свой выбор, который навлекал на них Божье осуждение. В результате «дом их останется пуст», провозгласил Иисус.

III Страдания и смерть Иисуса


Прочитаем текст Писания:

34 И сказал Он им: «Душа Моя объята смертельной тревогой, останьтесь здесь и пободрствуйте со Мной!» (Марк.14:34 ПС).


Все страдания, которые довелось перенести Иисусу за 33 года Своей жизни на Земле, не сравнимы с тем, что претерпел Он за последние часы перед распятием.

Известный англиканский богослов и евангелист Джон Стотт, пытаясь понять суровое испытание Иисуса в Гефсимании, сравнивает Иисуса с Сократом, который также стоял перед лицом смерти. Сократу, одному из основателей западной философии и мировоззрения, было около 70 лет, когда афинский суд приговорил его к смерти за отвержение богов города. Сократ должен был умереть, выпив чашу с ядом. Он мог избежать суда, однако решил остаться в городе и принять смерть. На месте казни Сократ был окружен своими учениками, которые плакали и поддерживали своего учителя. Когда ему подали чашу с ядом, родоначальник западной философии принял ее жизнерадостно, уверенно и отважно испив до дна.

Иисус провел Свои предпоследние часы в Гефсиманском саду. Когда Он сказал Своим ученикам: «Душа Моя объята смертельной тревогой» и попросил их: «Останьтесь здесь и пободрствуйте со Мной!» – они, к сожалению, уснули. Один из учеников предал Христа за деньги, а другие, оставив Его, сбежали. Один даже отрекся от Него, заявляя и божась, что не знает Его.

В отличие от Сократа, который умер сразу после принятия чаши, от принятия чаши Христом до Его смерти пройдет гораздо больше мучительных часов. Евангелист Лука отмечает:

44 Находясь в сильных душевных муках, Иисус молился еще ревностней; и крупные капли кровавого пота падали на землю (Лук.22:44 ПС).


Молясь, Христос говорил: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!» (стих 42). У нас невольно возникает вопрос: «Почему Христос, воплощенный Бог, так страшился этой чаши? Почему Он кажется слабее Сократа?» Стотт задает подобные вопросы, а затем начинает отвечать на них. Что стоит за чашей Христа? Пытался ли Он избежать физических страданий, мук, бичевания и распятия, возможно, в сочетании с душевной болью, причиненной предательством, отречением и бегством Его друзей, насмешками и унижениями со стороны Его врагов? «Ничто не могло убедить меня, – пишет Джон Стотт, – в том, что эта чаша, приводившая Иисуса в ужас, символизировала что-либо из этого списка, какими бы тяжелыми ни были эти испытания, или всё, вместе взятое».

Стотт приходит к такому выводу и с ним трудно не согласиться. Он пишет: «Чаша, которой Иисус избегал, представляла нечто иное, чем чаша Сократа. Она символизировала не физическую боль бичевания и распятия и не душевные мучения из-за того, что Его ненавидели и отвергли даже близкие люди, а агонию духа, берущие на Себя все грехи мира. Другими словами, это было принятием на Себя Божественного осуждения, которого заслуживали эти грехи».

Более того, Сократ умер смертью обычного грешного человека. И даже христианские мученики, казалось бы, пережили гораздо более героическую смерть, чем Иисус, когда они погибали на костре. Но смерть Христа была уникальной. В то время, как все люди, умирая, испытывают смерть, как грешные люди, Иисус – безгрешный Сын Божий – умер смертью, которая является Божьим осуждением за грех. А вы представьте себе, Христос взял на Себя грехи всего мира. Не приходилось ли вам когда-либо добровольно взять на себя хотя бы одно неправильное действие другого человека, особенно если этот человек был вашим врагом, и все это сделать для того, чтобы спасти его и за него понести наказание. А Христос – невинный и безгрешный – взял на Себя грехи всего мира, как будто Он и убийца, и прелюбодей, словно Он и половой извращенец и так далее – Он стал обладателем всех тех пороков, которые присущи всем нам – людям.

Несомненно, на кресте произошло нечто намного большее, чем несправедливая казнь невинного человека. На Христа был излит Божий гнев против греха – нашего греха. Иисус на кресте страдал от гнева праведного Бога против греха всего мира. Поэтому страдания Христа были несравненно глубже, ужаснее и мучительнее, чем любой человек мог когда-либо узнать или испытать.

Возвращаемся теперь вновь к памятному стиху, в котором описано самое главное испытание, которое пришлось перенести Иисусу Христу. Я повторю это место Писания:

46 Около же девятого часа воззвал Иисус громким голосом: «Эли, Эли! лема савахтани?» Это значит: «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?» (Матф.27:46 ПС).


У Матфея нет ссылки на то, когда казнь началась, но у Марка мы читаем, что она началась в «третьем часу» (Мар.15:25), то есть около 9 часов утра. Матфей точно указывает, когда тьма покрыла всю землю; это было от шестого часа до часа девятого (то есть с 12 часов дня до 3-х часов дня). Именно в этот период времени сделался Иисус Жертвоприношением за мир.

Время это близилось к концу, но и силам Иисуса наступал предел. Он не мог более выносить разделения с Отцом и возопил громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Это цитата из Пс. 21:2). Этими словами Он выразил терзавшее Его чувство такой отделенности от Отца, какой никогда прежде Он не знал; ведь от Сына, взявшего на Себя грех мира, Отец должен был отвернуться полностью, так как Христос юридически был великим грешником, взяв грехи всего мира на Себя.

Некоторые из стоявших там не поняли слов Иисуса, так как Он высказал эту фразу на арамейском. «Эли» они приняли за «Илию» (стих 47). Решив, что горло у Страдальца пересохло, а потому Он неясно произносит слова, один из них взял губку, наполнил ее уксусом и дал Ему пить. Другие же говорили: «Постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Все, находящиеся рядом, издевались и насмехались над Ним.

И вот с последним громким воплем Иисус испустил дух, предав его в руки Своего Отца (Лук. 23:46). До последнего момента контролировал Он Свою жизнь и умер именно в ту минуту, когда это должно было совершиться. Никто из людей не мог бы отнять у Него жизнь, Он Сам распорядился ею (Иоан. 10:11,15,17-18). Иисус отдал жизнь в соответствии с планом Отца, чтобы затем вновь «принять ее» в воскресении.

Вот почему воскресение Иисуса является самым необычным и чрезвычайным событием в истории Вселенной. Ни один человек, включая Сократа, не мог умереть этой смертью и вновь ожить. Ни один человек не мог умереть и стать Спасителем мира. Это совершить мог только Христос, Божий Сын.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, на этом заканчивается последний урок в этом квартале. На следующий урок будет уже новая тема: «Библейское учение о смерти и вечной жизни». Божьего вам благословения, мои дорогие читатели и слушатели. До следующего урока.

telegram

Похожие новости

В горниле испытаний - со Христом. Субботняя школа (3 квартал 2022 года)

Данные уроки — не еще одна попытка оправдать Бога в Его открытом столкновении со злом. Скорее,

28.06.22 Субботняя школа
Страдания Христа

Висит окровавленный, плетью избитый – Ни вопля, ни стона, ни жалоб из уст – Понурив Свой взор,

27.01.18 Стихи » Александр Серков
Уроки субботней школы на 4 квартал 2016 год - Книга Иова

В этом квартале будем размышлять над извечной проблемой существования зла и страданий. Некоторые

26.09.16 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть