Урок №1 - I квартал 2023 - Александр Серков
Александр Серков 1-01-2023, 01:37 7 626 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр СерковУрок №1 (31декабря – 6 января)
«ЧАСТЬ БОЖЬЕЙ СЕМЬИ»
Вот и начался Новый год и новый квартал. И я приветствую вас, мои дорогие сестры и братья, на первом уроке этого квартала. Рубрика пособий в этот раз «УПРАВЛЯЮЩИЕ ГОСПОДИНА: пока он придет».
В уроках текущего квартала мы будем изучать Божий идеал для наших отношений с Ним и ясно увидим, как развить настолько глубокое доверие, чтобы оставаться верными Ему, даже когда не сможем ни покупать, ни продавать. А это время настанет. Но такая вера не приходит в одночасье; честно управляя тем, что дал нам Бог, мы можем даже сейчас быть готовыми к любым неожиданностям на нашем пути.
К первому уроку мы имеем эпиграф. Я его цитирую, он взят из послания Иоанна:
1 Посмотрите, как сильно Отец наш любит нас! Его любовь к нам настолько велика, что Он называет нас Своими детьми. И мы действительно Его дети. А мирские люди не знают нас, потому что они не знают Бога (1Иоан.3:1 ПС).
В последнем стихе второй главы автор послания говорил о том, как распознать факт рождения человека свыше по его поведению, а теперь он обращает внимание читателей на величие Божьей любви, которая сделала это рождение возможным. «Он называет нас верующих Своими детьми». Почему? Потому что мы рождены от Отца. А рожденные и рождаемые – это уже семья. И мы теперь – часть Божьей семьи. Вот об этом мы и поговорим в этом уроке.
I Мы – часть Божьей семьи
Прочитаем текст Писания:
14 По этой причине преклоняю я колени перед Отцом,
15 От Которого названа каждая семья на небесах и на земле (Ефес.3:14-15 ПС).
15 От Которого названа каждая семья на небесах и на земле (Ефес.3:14-15 ПС).
Если взять обширней этот текст (14-19 стихи), до самой точки, то мы обнаружим здесь момент, когда Павел собирался приступить к молитве. Я прочитаю следующие стихи:
16 И прошу Его, чтобы Он из Своих славных и неограниченных ресурсов наделил вас внутренней силой посредством Духа Своего,
17 Чтобы Христос мог обитать в ваших сердцах через веру; а вы, будучи укоренены и утверждены в любви,
18 Могли понять со всеми святыми, насколько любовь Христа широка, глубока, высока и по протяженности нескончаема,
19 И уразуметь ее, хотя она превыше всякого человеческого познания, и, таким образом, наполниться всей полнотой Божьей (Ефес.3:16-19 ПС).
17 Чтобы Христос мог обитать в ваших сердцах через веру; а вы, будучи укоренены и утверждены в любви,
18 Могли понять со всеми святыми, насколько любовь Христа широка, глубока, высока и по протяженности нескончаема,
19 И уразуметь ее, хотя она превыше всякого человеческого познания, и, таким образом, наполниться всей полнотой Божьей (Ефес.3:16-19 ПС).
Преклонение Павлом колен соответствует одному из положений тела при молитве. Выражение: «От которого названа каждая семья на небесах и на земле», – означает, что все творение, включая ангелов и людей, составляет одну семью, Отцом которой является Бог. Павел не имел, по-видимому, в виду, что Бог является Отцом всех и каждого, в нашем земном понимании, но скорее – Он есть прообраз всякого отцовства. Само это понятие «Отец» происходит от Бога, а не от человека. Он есть первый Отец, Единственный, чье отцовство – «непроизводное». Вот поэтому каждая человеческая семья именуется (или берет свое имя) от Него, т. е. существует как семья, имеющая Отца, благодаря Ему. Этому Отцу и возносит молитву Павел.
Заметьте, Христос также учил учеников свою молитву начинать с обращения к Небесному Отцу: «Отче наш, обитающий на небесах». Когда после Своего воскресения Спаситель встретил Марию, она хотела обнять Его ноги, но Иисус сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, Я еще не восходил к Отцу; иди к братьям Моим и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан.20:17 ПС).
Поскольку мы имеем того же Отца, что и Иисус, Он – наш Брат, а мы все братья и сестры в Господе. Иисус стал членом земной семьи, чтобы мы могли стать членами небесной семьи. Таким образом, семья на Небе и семья на Земле – одно.
Если проникнуться нашим основным текстом, то мы видим, что в стихах 14 -19 содержится фактически сама молитва. Хотя предложение в целом начинается стихом 14 и заканчивается стихом 19, сама просьба, содержащаяся в ней, излагается, начиная с 16 стиха. Вот его основная просьба в этой молитве:
1. Об укреплении во внутреннем человеке (Ефес.3:16-17). Фактически, первая часть просьбы Павла заключается в том, чтобы Бог по богатству славы Своей дал верующим крепко утвердиться, быть достаточно сильными, чтобы преодолеть сопротивление Духом Его в их внутреннем человеке, в сокровенной глубине их человеческой личности. В результате этого Христос по вере их сможет вселиться в сердца их, то есть, опять-таки в сокровенные глубины личности каждого из нас. Слово «обитать» подразумевает не начальное вхождение Христа в верующего человека в момент его обращения, а скорее желание, чтобы Господь мог «обрести в нем дом, жилище», иначе говоря, глубоко укорениться в его жизни. Верующие должны позволить Христу стать определяющим фактором в их повседневном поведении и во взаимоотношениях с другими людьми.
2. Вторая просьба. В продолжение своей молитвы Павел повторяет ту же мысль, чтобы Христу стать центром жизни каждого верующего человека. Далее в 18 стихе Павел молится, чтобы верующие вместе со всеми святыми могли понять, укорениться и утвердиться в любви, и чтобы возымели они силу для постижения со всеми святыми, насколько широка (в значении «объемлюща») и долговременна, глубока и высока любовь Христа. Меры, на которые ссылается здесь Павел, подразумевают не столько необходимость тщательного постижения верующими Господней любви, сколько громадность этого явления, которое им предстоит уразуметь или постичь.
Смысл вышеупомянутого «постижения» в том, чтобы познать на опыте любовь Христа (стих 19), которая превосходит всякое человеческое познание. Чем больше христианин познает Христа, тем больше восхищается он любовью Господа к себе.
Конечная цель всего этого – чтобы нам исполниться всею полнотой Божьей. Говоря о полноте Бога, он имеет в виду относительную полноту, ту, которую нам возможно постичь. Подобно тому, как ученик достигает полноты учителя, и получает отличные отметки, но это относительная полнота его познаний, в идеале познания учителя он не достигает.
Вся (в значении безграничности ее) полнота Божества – только во Христе, и лишь в Нем может иметь «полноту» верующий. Хотя в идеальном смысле эта Божественная полнота во Христе есть уже достояние верующего, Павел молится о том, чтобы она на практике могла осуществляться в жизни каждого христианина. Осознание на опыте Божьего морального совершенства и его полноты побуждает верующих – как иудеев, так и язычников, – любить друг друга. Принципиально они составляют одно целое во Христе, но им и в повседневной жизни необходимо питать взаимную любовь как составляющим в Нем одно целое.
II Бог – Властелин всего
Прочитаем текст Писания:
10 Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
11 Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее (Пс.49:10-12).
11 Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее (Пс.49:10-12).
Это небольшой фрагмент из псалма. Если взять весь псалом, то перед нами раскрывается чудесная нравоучительная сцена суда, написанная Асафом, одним из ведущих музыкантов-левитов в дни царя Давида (1Пар. 16:4-5); Асаф известен как автор целого ряда псалмов, в частности, псалмов 72-82. Двумя темами этого песнопения являются богопоклонение человека и его отношение к ближнему в свете Десяти заповедей.
Асаф рисует сцену суда на небесах, суда, в процессе которого Господь станет «испытывать» сердца Своего народа и строго разбирать дела его. В двух главных грехах обвинит Бог народ, провозглашает Асаф: в формальном, не от сердца идущем, поклонении Ему и в лицемерном поведении друг по отношению к другу. Что касается первого греха, то народу, если он хочет угодить Своему Богу, следует приносить Ему жертвы благодарения от сердца послушного и уповающего на Него.
Начинает Асаф описывать реальную обстановку того, что происходило с народом израильским в его времена. Он пытается выделить Бога от языческих богов, к которым пристрастился народ. Он заостряет внимание на факте, что власть Господа над всей Вселенной и на земле от востока до запада.
Он образно рисует Его мощь и величие. Небесный Судья обладает несравненной красотой. Знаки силы Его – огонь поедающий, и сильная буря сопутствует Ему. Господь призывает небо и землю быть свидетелями Его суда. Ответчиками на этом суде станут «святые Его», то есть, народ, отделенный Господом для Себя и вступивший в завет с Ним. Перед началом суда небеса провозгласят правду и справедливость Высшего Судьи. Затем Асаф выдвигает два обвинения от имени Господа.
1. Обвинение в формальном богопоклонении (49:7-15)
Не за неукоснительное соблюдение ритуала жертвоприношений осуждает евреев их Бог. Во фразе «всесожжения твои всегда предо Мною», очевидно, подразумевались постоянные утренние и вечерние всесожжения. Нет, не за это Он их осуждает, а за бездушный, формальный характер их. Израиль словно позабыл, что Господь, Которому принадлежат все звери в лесу и весь скот, пасущийся на горах, не нуждается в тельцах и козлах его; они ведь не нужны Ему для пропитания. Ритуал жертвоприношений учрежден Им ради людей, которые отчаянно нуждаются в Боге. Не жертвенные животные сами по себе важны были Богу, а искренность человеческого упования на Него, с которым эти животные Ему приносились. Принеси в жертву Богу хвалу (т. е. чувство благоговения перед Ним), провозглашает псалмопевец от Его имени, и исполни обещания, которые ты даешь Всевышнему. И вот тогда, если ты призовешь Меня в день скорби, как бы продолжает Господь устами Асафа, Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.
2. Обвинение в лицемерии (49:16-23)
Грешно перед Богом проповедовать законы, уставы Его и учить завету Его других (стих 16), отвергая их в то же время в собственном сердце и пренебрегая ими («бросая их за спину», словно нечто ненужное; стих 17); внешнее благочестие и есть в глазах Бога пренебрежение заповедями Его.
С 18-22 стихи псалмопевец ссылается на несколько примеров нечестия, скрываемого под видом внешнего благочестия: пособничество ворам, общение с прелюбодеями и склонность к клевете. Повинных в этом Господь предостерегает, чтобы не принимали долготерпение Божие за Его терпимое отношение к подобным делам. Бог – не человек, и если Он медлит с наказанием, то это не значит, что формальное поклонение – это все, что Ему нужно.
В заключение псалмопевец провозглашает, что лишь тому явлено будет спасение Божье, кто чтит Бога всем сердцем своим, наблюдает за путями своими. Сравните с советом Иисуса Христа:
24 «Если сам Бог является Духом, то и поклоняться Ему следует под водительством Духа и истины» (Иоан.4:24 ПС).
III Ресурсы, доступные Божьей семье
Прочитаем текст Писания:
19 Бог мой, которому я служу, восполнит и вашу всякую нужду из источника славного Его богатства через Иисуса Христа (Фил.4:19 ПС).
Павел всегда думал более о других, чем о себе. Он не столько заботился об удовлетворении собственной нужды, сколько желал таких поступков со стороны верующих, которые были бы им же на пользу. «Ищу плода, умножающегося в пользу вашу» – напишет он. Павел старался научить верующих и вселить в них характер самого Бога, он и сам следовал путям Божьим по отношению к другим людям. А величайший дар Бога Своим детям – это Иисус Христос. Это самое драгоценное, что мог Он отдать человечеству. Он отдал Того, Кто и Сам приносит нам мир, прощение, благодать для повседневной жизни и духовного возрастания, а также надежду на жизнь вечную. Мы имеем очень сильный текст Священного Писания о любви Бога. Иоанн записал слова Христа, сказанные Никодиму:
16 Ведь так полюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, – уникального, единственного в Своем роде – чтобы всякий, верой полагающийся на Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан.3:16 ПС).
Это самый главный ресурс, который имеют дети Божьи на земле – жизнь вечная. Помимо материальных ресурсов – это духовный ресурс. Но в силу самой нашей природы у нас нет ни желания, ни силы быть верными, но благодать движет нами в согласии с волей Господа. Иисус отдал Себя за нас и не оставил нас одних, когда вознесся на небо. Мы по-прежнему наслаждаемся Его присутствием и силой. Он остается с нами через Святого Духа. Имея Святого Духа, мы имеем Христа.
Через Духа Христос изливает Свои дары на Церковь. Это настоящее чудо Божьей любви, что падшие человеческие существа бескорыстно посвящают свою жизнь и свои дары делу Евангелия. Бог дал нам свои духовные дары, а мы отвечаем на Его щедрость, используя и приумножая их в деле Господнем.
А как насчет материальных даров? Материальные блага также являются дарами от Бога. В Едеме наши прародители получили в управление огромное ценное имущество – сад, наполненный живыми существами, растениями и сокровищами. Однако Адаму и Еве было запрещено вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Нет, нет, плод этого дерева не был ядовитым, Бог объявил его запретным, чтобы даровать людям свободу выбора и испытать их верность Ему.
Желание запретного породило непослушание и грех, что привело к известным последствиям. Сегодня мы также получаем материальные блага, кто-то больше, кто-то меньше, но испытание Едема повторяется в нашей жизни. Бог ожидает от Своих детей верности в использовании материальных благ, чтобы мы не претендовали на ту часть, которую Он определил для Себя. Верность и характер проверяются для вечной жизни. Только благодаря действию Святого Духа мы можем признать Бога нашим Творцом, Отцом и Господом. Это понимание меняет наше мировоззрение.
IV Обязанности членов Божьей семьи
Понимая, что мы наслаждаемся духовными, физическими и материальными благословениями, которые Бог дарует нам, чему нас это обязывает? К взаимности. В чем она может быть выражена? Христос однажды сказал законнику, который, искушая Его, спросил: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Христос ответил словами, записанными во Втор.6:5:
37 Люби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой и всем разумом! (Матф.22:37 ПС).
Но тут же возникает вопрос: как на практике мы можем осуществить эту заповедь, как мы можем любить Господа Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом? Фактически, размышляя над всем тем, что произошло в тот день, мы видим, что Христос очень разумно ответил саддукеям, желающим поймать Его в ловушку. Услышав это, фарисеи, собравшись вместе, выдвинули из своего круга и послали к Иисусу одного из знатоков закона Моисеева, чтобы тот задал Ему еще один вопрос: Какая наибольшая заповедь в законе? Этот вопрос вызывал в то время жаркие споры в среде законоучителей, и разные группы называли «наибольшими» разные заповеди. В быстром Своем ответе Иисус выразил суть всего Десятисловия. «Наибольшей» Он назвал следующую заповедь: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой и всем разумом».
И добавил, что второй по значимости является заповедь, повелевающая любить ближнего… как самого себя (Лев. 19:18). В первой из названных Им заповедей обобщаются четыре заповеди, которые были запечатлены на первой скрижали завета, а во второй – следующие шесть (вторая скрижаль завета). «На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», – сказал Иисус, подразумевая, что Ветхий Завет развивает и трактует применительно к жизни именно эти два важнейшие положения: люби Бога и люби ближних, сотворенных по образу Божьему.
К сожалению, для многих христиан идея подчинения Закону (особенно речь идет о четвертой заповеди) является законничеством, и они заявляют, что мы призваны просто любить Бога и ближнего. Однако Господь подчеркнул: мы проявляем свою любовь к Богу и ближним, повинуясь Его заповедям.
Иоанн приводит одну радикальную мысль. Мы читаем:
3 Ведь дарование заповедей является проявлением любви Бога; и если мы живем в полной гармонии с Его заповедями, – мы испытываем эту Божью любовь, и тогда соблюдать Его заповеди совсем не трудно (1Иоан.5:3 ПС).
Эти слова объясняют причину предыдущего утверждения (ст. 2). Иоанн, возможно, чувствовал, что он не прояснил тесную связь между любовью к Богу и повиновением Ему, поэтому он усиливает свою связь любви к Богу и послушания Его заповедям, показывая, что одно подразумевает и требует другого. Сначала любовь Божья проявилась к нам людям, Он дал нам Свои заповеди, которые являются выражением Его любвеобильного характера. Соблюдая их, мы окунаемся в атмосферу Божьей любви, и нам не только не трудно соблюдать эти заповеди, но даже приятно их соблюдать. Дальнейшее обсуждение связи между любовью и соблюдением заповедей давайте посмотрим в другом месте Писания. Апостол Павел обобщает это утверждение такими словами:
8 Не оставайтесь должниками никому ни в чем, кроме взаимной любви; кто любит ближнего своего, тот исполняет требование Божьего закона;
9 Потому что заповеди: «не нарушай супружескую верность», «не убивай», «не кради», «не желай чужого» – и все остальные исходят из единой заповеди: «люби ближнего, как самого себя» (Рим.13:8-9 ПС).
9 Потому что заповеди: «не нарушай супружескую верность», «не убивай», «не кради», «не желай чужого» – и все остальные исходят из единой заповеди: «люби ближнего, как самого себя» (Рим.13:8-9 ПС).
V Сокровище на небе
Прочитаем текст Писания:
19 Не скапливайте себе никаких сокровищ на земле, где моль и ржавчина разрушают их, и где воры, проникнув к ним, крадут их;
20 Собирайте же свое достояние лучше на небе, где ни моль, ни ржавчина их не испортят, и где вы не будете ограблены, потому что нет там воров, и поэтому никто там не крадет.
21 И запомните: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Матф.6:19-21 ПС).
20 Собирайте же свое достояние лучше на небе, где ни моль, ни ржавчина их не испортят, и где вы не будете ограблены, потому что нет там воров, и поэтому никто там не крадет.
21 И запомните: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Матф.6:19-21 ПС).
Отношение к богатству – это еще один показатель праведности. Фарисеи верили, что Бог благословляет материально всех тех, кого Он любит. И потому не видели греха в стремлении копить сокровища на земле. Однако земных сокровищ легко можно лишиться: их моль и ржавчина разрушают и воры, проникнув к ним, крадут их; тогда как сокровища, собранные на небе, – вечны.
Смысл стиха 21 в том, что всем своим существом (сердцем) человек сосредоточивается на том, что более влечет его; в данном случае – «земное» или «небесное». Не может жить «небесной жизнью» человек, чрезмерно привязанный к земным сокровищам.
Фарисеи столкнулись с этой проблемой потому, что страдали «духовным зрением». Как для слепого темен мир, окружающий его, так и тому, чье духовное зрение худо, не доступен свет духовный, и отсюда его безмерное вожделение к сугубо земному – жадность к деньгам и богатству. Объятые духовной тьмой не могут служить истинному своему господину – Богу, потому что становятся рабами мамоны. По-русски – буквально «богатство».
Наш мир настолько нестабилен: войны, преступления, насилия, стихийные бедствия могут в один миг забрать все, ради чего мы старались и что заработали честным, добросовестным трудом. А потом наступает смерть, поэтому, все вещи становятся для нас бесполезными в любом случае. Не надо впадать, конечно, в крайности. Писание не говорит, что быть богатым – плохо. Иисус призывает правильно расставить приоритеты в жизни.
Но что значит собирать сокровище на Небе? Это означает: на первом месте в нашей жизни должны быть Бог и Его дело, а не зарабатывание денег. Кроме того, это означает, что нам необходимо использовать все, что у нас есть, для дела Божьего, продвижения Его Царства, труда на благо других, чтобы стать нам благословением для окружающих.
Предлагаю стихотворение, которое я написал еще в 2011 году:

Валюта
Есть евро – валюта Европы. Слыхали?
И даже имели?! В руках подержали?!
А доллары США вам, о чем говорят? –
Они лишь во сне в портмоне шелестят.
Вот гривна – валюта, - и я понимаю,
Особенно если на хлеб занимаю!
И рубль в кармане чуть-чуть полежит, -
Губу раскатал, - он как мышь убежит.
Да… деньги, по сути… деньгам нет обузы:
Сквозь пальцы скользят, словно тело медузы;
А лучше уж золотом деньги хранить:
Чтоб было, на что себе гроб сколотить.
Но это всё так, о земной мы валюте.
Есть нечто еще, что ценней этой «мути».
Послушайте, что Иоанн говорил:
«Наш мир до конца наш Господь возлюбил».
Он отдал ни евро, ни гривны, ни баксы.
Спасенье послал ни по почте, ни факсом.
В дар с неба был послан Спаситель Христос:
Он в муках страдания грех наш понес.
Он отдал всё ценное, всё дорогое,
А мы как пиявки всосались в земное.
Бог Сына послал в мир, людей чтоб спасти,
А мы продолжаем здесь «муть» всю грести.
Там в банке небесном «рубли» собирайте.
Здесь: «Даром вам дали – даром давайте»!
Чем меньше стяжали, тем лучший конец.
Чем больше отдали, тем славней венец.
Александр Ф. Серков
Декабрь, 2011год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, откладывать сокровище на Небесах – означает инвестировать в Божье дело. Небесные существа участвуют в этом деле вместе с нами. Небо заботится о том, что происходит на земле, особенно о Божьей искупительной миссии. Бог привязан к детям Своим на земле любовью, которая сильнее смерти. Отдав Своего Сына, Он отдал все сокровище неба в одном даре. Отрекаясь от своего «я» и отдавая себя Христу, мы становимся членами Божественной семьи, и все, находящееся в доме Отца, становится нашим. Какой взаимностью ответим мы на все блага Неба, дарованные нам? Этот вопрос риторический, задумаемся над ним.
Божьего вам благословения, мои дорогие читатели и слушатели, в этом наступившем 2023 году.

Похожие новости
Александр Серков. Урок 10. Служа народам
Приветствую вас на уроке субботней школы «Служа народам»
09.03.14
Субботняя школа » Александр Серков
Божество - Тема недели «Важные темы Первого послания Иоанна»
В Первом послании Иоанна нам дается представление о Божестве: Отце, Сыне и Святом Духе. Основное
06.09.09
Субботняя школа
Церковь - Тема недели «Важные темы первого послания Иоанна»
В Первом послании Иоанна в описании Церкви преобладает образ семьи. Это предполагает определенную
07.09.09
Субботняя школа