Регистрация

Урок №2 - I квартал 2023 - Александр Серков

Александр Серков 11-01-2023, 21:41 642 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Мир вам, дорогие мои сестры и братья! Приветствую вас на очередном втором уроке субботней школы. Поговорим о Божьих заветах, заключенных с нами, людьми. Они заключались еще в древние времена, но актуальны до сегодняшнего дня. Наш ключевой эпиграфический текст начинается со слова «ЕСЛИ». Это слово имеет особое значение. Об этом мы еще поговорим, но прежде я этот текст процитирую:

1 Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;
2 И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего (Втор.28:1-2).


Давайте начнем с этого текста и поговорим более подробно о заветах, которые заключал Бог с человеком.

I Заветы условные и безусловные


О чем говорит первое слово в тексте, который я процитировал? Слово «ЕСЛИ» говорит об условности завета. На современном языке слово «завет» можно заменить словом «договор». Что вообще из себя представляет слово «завет»? Каково его обширное значение? Завет (ивр. — ברית / бериф) — договор, союз. Это одно из центральных понятий еврейской Библии (Танаха). С помощью этого понятия описываются взаимоотношения между Богом и избранным народом или избранными людьми: Ноем, Авраамом, сынами Израиля при исходе из Египта и т.д.

В переводе Септуагинты на греческом это слово звучит: διαΘήκη диафэкэ и имеет то же самое значение:

1. завещание (посмертная воля или обещание, распоряжение об имуществе на случай смерти), завет (наставление или воля, данные последователям или потомкам), обещание;
2. соглашение, договор.

Говоря о Божьих заветах, мы видим, что они заключены были как в двустороннем, так и в одностороннем порядке. Большинство из них двусторонние, означающие, что обе стороны (Бог и люди, либо один какой-либо человек) должны выполнять свою часть условий. Этот завет или договор – условный. Наш ключевой текст к этому уроку как раз и является условным. Он начинается с условного слова: «Если…». Схема здесь такая: если будешь делать то-то и то-то, то Господь тебе сделает то-то и то-то. И естественным является обратное явление: если не будешь соблюдать условий завета, то, как следствие, будет тебе совершенно обратное. Вот это принцип условного договора.

На условии зиждется вся Вселенная. Все сотворенные существа имеют жизнь вечную на условии послушания. Когда Бог сотворил первую пару людей, их жизнь вечная была основана также на послушании. Критерием проверки их послушания было дерево познания добра и зла.

На страницах Священного Писания встречаем мы и односторонний тип завета. Он безусловный. Он основан на принципе: «Я сделаю это независимо от того, сделаете вы что-то или нет». Например, после потопа Бог пообещал, что никогда больше не наведет на землю всеобщий потоп. Он обещал также, что впредь сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. То есть, независимо от того, будем ли мы следовать повелениям Бога или будем им противиться, времена года будут чередоваться.

II Завет спасения


Прочитаем текст Писания:

6 Я же становлюсь уже жертвой, и время моего отхода настало.
7 Я сражался как доблестный воин, состязание завершил, веру сохранил;
8 Теперь же ждет меня венок, которым Господь, справедливый Судья, вознаградит меня в день Своего суда, и не только меня, но и всех, кто с нетерпением ждет Его прихода (2 Тим.4:6-8 ПС).


Пришло время, когда Павел готовился к смерти. В свете этого обстоятельства призывы апостола, обращенные к ученику в предыдущих стихах, обретают дополнительную силу. В отличие от Тимофея, у Павла больше не было возможности совершать многочисленные служения, которые обычно совершает служитель. Тимофей должен был продолжать, а Павлу предстояло умереть. Апостол понимал, что появилось много лжеучителей, и предстояла борьба со всякими лжеучениями. Обязательство Павла быть послом Христа включало в себя жизнь, полную постоянной войны с силами зла, будь то люди или демоны. Апостол хорошо пользовался «всеоружием Божьим», мужественно противостоя «козням дьявола».

Обратите внимание, на какой радикальной мысли Павел заостряет свое внимание, наставляя молодого Тимофея. Он подчеркивает, что борьба с тучами зла, которые заволакивали молодую христианскую церковь, это борьба веры. Не щепетильное исполнение всех церемониальных обрядов, таких как обрезание, соблюдение церемониальных суббот, а вера стояла во главе угла христианской церкви. Сражаясь как доблестный воин, он сохранил веру. Павел испытывал удовлетворение, зная, что, хотя он часто сталкивался с большими трудностями и искушениями, он не переставал сохранять вверенную ему веру. Пример верности Павла должен был стать вызовом Тимофею и каждому будущему служителю Евангелия. Личная вера зависит от приверженности Божьему Слову. Каждый христианин будет охранять веру, лично представляя ее принципы. Искренность личной веры христианина измеряется тем, в какой степени он отражает эти принципы. Павел выполнил условия завета спасения, основанного на вере или полном подчинении Богу, на доверии, на отдаче своей жизни в распоряжение Богу.

Мы говорили об условных и безусловных заветах. Теперь я ставлю вопрос: «Завет спасения – это завет условный или безусловный»? Есть сторонники того, что этот завет является безусловным. При этом понимании все люди без исключения спасутся. Понятие о существовании чистилища тоже предполагает, что спасутся все, но только некоторым надо пройти очистительный процесс в чистилище, и тогда они также войдут в рай воротами.

Есть и такие понятия, что по умолчанию спасутся все люди, но погибнут только те, кто упорно сопротивляется спасению, заявляя, что я не хочу райскую жизнь. Это тоже неправильное представление о спасении. Христос не призывал оставаться в том положении, в каком люди находятся, потому что по умолчанию все люди в разлуке с Богом, они далеки от Него. Христос призывал: «Придите ко Мне»; «обратитесь ко Мне всем сердцем» – призывает Господь.

Смерть Христа на Голгофе сделала возможным спасение для каждого человека, который когда-либо жил или будет жить. Заметьте, сделал ВОЗМОЖНЫМ СПАСЕНИЕ, а не «спас по умолчанию всякого, который даже еще не родился». А это разные вещи. Люди идут своим широким путем, и Бог сначала избрал израильский народ, чтобы он был светом для языческих народов, затем эта обязанность возложена на христиан, принявших Христа, чтобы они возвещали Евангелие народам, идущим широким путем, чтобы они приняли Христа, как в свое время Савл, и для того, чтобы им готовился венец, как и Павлу, надо «сохранить веру», как это совершил и Павел. Павел оставил нам надежду: «И не только меня (ждет венец), но и всех, кто с нетерпением ждет Его пришествия».

У нас, у людей, есть склонность впасть либо в одну, либо в другую крайность в вопросе спасения. Любо уповать на дела без веры, либо доверить все вере без дел. Поскольку спасение происходит по благодати, некоторые могут полагать, что у людей нет никаких обязательств по этому завету. Но взаимные обязательства – это неотъемлемая часть документа, чтобы признать его двусторонним договором, соглашением или союзом. Одно из обязательств предусматривает совершение добрых дел веры, как плод Закона, написанного в сердце.

Павел понимал двустороннюю природу завета спасения. Он ясно понимал, что спасение можно обрести только по вере, а не по делам закона, поэтому не считал свои дела или достижения заслугой перед Богом. Спасение мы получаем праведностью Иисуса, к которой стремимся верой и за которую держаться должны до конца своей жизни.

III Две стороны условности завета


Условный завет имеет две резюмирующие стороны. Начнем с хорошей. С одной стороны, условность означает, что договор действителен только при условии его практического соблюдения. Всякий, кто верит и является праведным, будет спасен. Мы читаем:

10 Прошу тебя: оставайся верным даже перед лицом смерти, и дам Я тебе вечную жизнь, как приз за победу (Откр.2:10 ПС).


Верность – это часть договора. Существуют благословения основные и дополнительные. Грех может препятствовать получению некоторых дополнительных благословений в этом мире, но это не меняет основных благословений спасения, если мы остаемся в вере, согласно договору. В книги Второзаконие мы читаем великие благословения, которые обещаны людям:

1 Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;
2 И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего.
3 Благословен ты в городе и благословен на поле.
4 Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих.
5 Благословенны житницы твои и кладовые твои.
6 Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.
7 Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя.
8 Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
9 Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его;
10 И увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя.
11 И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе.
12 Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы.
13 Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять,
14 И не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо, ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им. (Втор. 28:1-14).


Предложение Бога Израилю – вступить с Ним в завет – было проявлением милости с Его стороны. Тем не менее, благословения в рамках Моисеева завета обусловливались послушанием народа. Завет предлагался народу, прежде милостиво освобожденному Богом из Египта, для того, чтобы народ этот мог радоваться своим близким взаимоотношениям с Творцом и готовиться к принятию новых благословений Его. Одним из них было обещание поставить Израиль выше всех других народов.

Если бы Израиль повиновался Господу, то был бы благословляем в каждом аспекте своей жизни. Благословения стали бы уделом как торговца, живущего в городе, так и сельского жителя. Многочисленным стал бы народ израильский и не имел бы недостатка ни в скоте (стих 4), ни в хлебе (стих 5). И в повседневной жизни своей каждый израильтянин радовался бы Божьим благословениям.

Вероятно, эти слова благословения зачитывались вслух и при том громко в присутствии народа во время церемоний по обновлению завета, чтобы все могли услышать об этих благословениях, при условии послушания завету.

С 7-14 стихи выделяются три сферы благословений. Первая касается связи Израиля с окружавшими его народами. Израилю были бы дарованы сверхъестественный военный успех (стих 7) и такое экономическое преуспевание, которое поставило бы его превыше других народов (стихи 12-13), и он не зависел бы от них, а они от него зависели бы («и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы»); евреи всегда были бы главою, то есть впереди, и никогда –
хвостом, то есть позади. Все это могло бы быть, однако, неповиновение завету грозило им результатами прямо противоположными (стихи 43-44).

Вторая сфера – это процветание сельского хозяйства и детородие (стихи 11-12).

Третья сфера касалась репутации Израиля. Послушные Богу, будучи святым у Него народом (сравните 26:19), евреи всей своей жизнью свидетельствовали бы об особой своей близости с Творцом, вызывая у других народов уважение и благоговейный страх (стихи 9-10). Все это при исполнении непременного условия: если будешь повиноваться заповедям Господа и не пойдешь вслед иных богов (28:14).

Однако завет имеет и обратную негативную сторону. Этот вид завета тоже условный. Мы читаем во Второзаконии в этой же 28 главе, с 15-68 стихи. Прочитайте их сами, там больше перечислено проклятий, чем благословений, перечисления проклятий записаны в целых 54 стихах. Там перечислены и поля, и житницы, и плод чрева, и моровая язва, и всевозможные другие болезни, и стихийные бедствия, и проклятия на урожае; и в конце концов постигнет их рассеяние по всем народам.

IV Призыв чтить Господа


Прочитаем текст Писания:

1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
2 Ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
4 И обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
8 Это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
10 И наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином (Прит.3:1-10).


«Притчи Соломона» – это книга не столько о добре и зле, сколько о мудрости и ловушке для глупости. Слово «наставление» תּוֹרָה тора имеет значение не только «закон», но и «учение», «наставление». Недаром все Пятикнижие Моисея названо одним словом. На иврите это слово звучит ТорА, а на русском правильно будет ударение ставить на первый слог ТОра. Соломон в этом тексте наставляет сына, чтобы он придерживался его Торы (наставления) и соблюдал его заповеди. В переносном смысле нам следует эти слова относить к нашему небесному Отцу и соблюдать Его Тору и Его заповеди. От этого зависит долгота дней жизни, а главное – милость и благоволение в глазах Бога и людей (4 стих).

Первая фраза стиха 7 повторяет в иных словах мысль, выраженную во второй фразе стиха 5 «Боязнь» Господа, то есть благоговейное отношение к Нему, несовместимо с тяготением ко злу. А «удаление от зла», в свою очередь, есть залог крепкого здоровья как физического, так и душевного. Вот и выбирайте то или другое.

Какой смысл вложен в 9 и 10 стихи прочитанного текста из Притчей Соломона?

«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином».

В Израиле «почтить» Господа от имения своего означало ежегодно посвящать Ему десятину от своих стад и всех произведений земли, и от начатков всех прибытков своих, то есть приносить Ему первые плоды от всякого урожая и первородных от скота своего (Втор. 26:1-3,9-11).

Соломон напоминает, что взамен житницы его наполнятся зерном, и в точилах его не будет недостатка в новом вине. В принципе это верно, что благочестие и смирение благословляются свыше. Господь заверяет: если мы поставим Его на первое место, тогда «наполнятся житницы твои до избытка». Однако это не произойдет чудом; то есть мы не проснемся однажды и не обнаружим вдруг, что наши амбары и бочки наполнены и кошельки раздуваются от долларов. Реальность такова: Библия наполнена принципами хорошего управления, тщательного планирования и финансовой ответственности, при этом наша верность Богу – это наша первая и главная обязанность. А Бог умудрит нас, как и где нам заработать на пропитание и жизнь.

V «Стремитесь же прежде к Царству Божьему»


Прочитаем текст Писания:

25 Поэтому говорю Я вам: не беспокойтесь ни о жизни своей: что вам есть или что пить; ни о теле своем: во что бы одеться? Разве сама жизнь не важней, чем еда и питье; и тело не важней ли, чем одежда?
26 Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, не жнут и не собирают урожай, чтобы сохранить его. Однако Отец ваш Небесный заботится о них. А вы не гораздо ли ценней в глазах Божьих, чем птицы?
27 Кто из вас может прибавить к росту себе хотя бы один локоть или продлить жизнь свою на один час?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые цветы, как они растут: они не трудятся и не изготавливают себе одежду.
29 Говорю же вам, что даже Соломон при всем своем богатстве не одевался так великолепно, как любой из них.
30 Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так прекрасно одевает, то разве Он не оденет вас, маловеры, еще лучше?
31 Итак, не переживайте и не повторяйте постоянно: “Что мы будем есть? А что пить? Во что же будем одеваться?”
32 Это язычники только об этом и думают; но у вас есть Отец Небесный, Который знает все ваши нужды.
33 Стремитесь же прежде всего к Царству Божьему и к Его праведности, а Он предоставит вам все остальное (Матф.6:25-33 ПС).


В Своей Нагорной проповеди Христос направлял народ в правильное русло духовной жизни. Он пытался объяснить им, как расставлять жизненные приоритеты. Трижды повторяет здесь Иисус: не заботьтесь (стих 25, 31, 34; сравните стихи 27-28), и тут важно уяснить, что Он, конечно же, не призывает Своих последователей к безделью или к беззаботности, не к праздному образу жизни призывает Он; Он лишь предостерегает их против ненужных волнений и терзаний, в которых проявляется их недостаточное доверие Богу и призывает освободить свои сердца от чрезмерных забот о будущем.

Человек, чьи мысли заняты Богом и делами, угодными Ему, не может одновременно заполнять их заботами (в значении тревог и переживаний) о земных своих нуждах – таких, как пища, одежда, жилье. Но фарисеи, в их погоне за материальными благами, не знали, что такое жить верою. Иисус же говорил им и говорит нам, чтобы не заботились ни о чем таком, потому что тело и душа человека, сотворенные Богом и являющиеся объектом Его забот, – больше всего материального (пищи, одежды). В доказательство Он приводит несколько примеров. Он привел в пример птиц, из цветов привел Он лилию. И делает вывод: лилии растут, подчиняясь законам природы, установленным Богом. По всему этому и человеку не следует терзаться заботами о своем физическом существовании (6:31); ведь и ценой всех своих забот не может он прибавить себе ни росту хотя бы на один сантиметр, ни продлить жизни своей хотя бы на один час.

Неустанно заботиться о земных вещах свойственно язычникам, а ученики Господа должны заботиться о вещах духовных и стремиться прежде всего к Царству Божьему и к Его праведности. Бог же в свое время будет посылать все необходимое для физической жизни. Поступая так, они будут изо дня в день жить жизнью веры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, размышляя над двухсторонним заветом Бога с нами, мы видим, как наши благословения, так и наши обязательства. Откликаясь на Божьи предложения, мы устанавливаем отношения с Господом и в значительной степени определяем собственную судьбу. Любовь, послушание, служение, верность – это признаки истинного ученичества. Вместо того, чтобы освободить нас от послушания, именно вера, и только вера, делает нас причастниками Христовой благодати, которая дает нам возможность быть послушными. Именно этого Бог ожидает от нас.

Божьего вам благословения, дорогие мои читатели и слушатели. До следующего урока субботней школы.

telegram

Похожие новости

Обетования об исцелении

«Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать

01.10.18 Молитвенное служение
Наше послушание дает Богу возможность исполнить Его обетования

«Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом и что ты будешь ходить путями Его, и хранить

25.02.11 Чтения
Давай, поговорим с Тобой...

Смотрю на голубые небеса, Как высоко парят в них стаи птичьи! Туда моя душа стремится ввысь. Ты

15.04.10 Стихи

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть