Регистрация

Вопрос пастору (169) и ответ на него

Александр Серков 9-06-2024, 08:39 111 Вопрос пастору » Александр Серков
0

Вопрос пастору (169) и ответ на него



НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИЛИ…


Вопрос №169


ВОПРОС:
Добрый день!
Пророк Иеремия призывал Иудею сдаться вавилонянам (либо срочно провести слишком радикальные реформы). В глазах царя и его двора первый сценарий был предательством своего народа. Что и обусловило их оппозицию к Иеремии.

Вопросы: Существовали ли ещё пророки Танаха, которые призывали Израиль сдаться врагам? Можно ли считать, что позже отказ Иисуса участвовать в войне против римлян имел свой библейский контекст? Где критерий, когда верить – это сражаться, а когда верить – это сдаваться? Какова гамма христианских реакций на злоупотребления власти (иностранной либо национальной, государственной либо церковной): восставать, терпеть, протестовать, уходить в подполье? Огромное спасибо.

ОТВЕТ:

Вопрос, конечно, политизированный, но Библейский. А раз Библейский, значит и ответ нужно искать в Библии. Начнем с пророка Иеремии, перейдем к Танаху, продолжим с Христом и заключим нашими размышлениями мыслью о том: стоит ли нам уходить в подполье, протестовать, терпеть, сражаться или сдаваться?

Прежде всего определимся с призывом сдаваться врагам. Да, в отрыве от общей обстановки, от тех наставлений, которые Господь давал народу, от тех предсказаний, которые предвещали судьбу народа за непослушание, вот если это все вырвать из контекста и оформить такими конкретными словами: «ПРИЗЫВ СДАТЬСЯ ВРАГАМ», то, естественно, такой сценарий выглядит как предательство своего народа. И это еще не все. При таком сценарии Сам Бог выглядит в неприглядном свете. Мол, а где же Бог? Куда Он смотрит? Почему Он не заступается за Свой народ?

А вот как пророк Даниил подошел к решению этого вопроса. Подобно другим благочестивым мужам древности, Даниил, пребывая в молитве и скорби, читает закон Моисея и молится о прекращении бедствий, постигших народ Божий в результате их неверности. Слова своей молитвы он черпает из книги Второзаконие:

«Как написано в законе Моисея, так все и произошло с нами; мы не обращались к Тебе, Господи, за милостью, чтобы обратиться нам от порочной нашей жизни и размышлять о правде Твоей» (Дан. 9:13).


Молитва Даниила – это краткое изложение предостережений из Второзакония относительно плодов несоблюдения народом обязательств завета. Как было сказано во Второзаконии, израильтян лишили земли из-за неповиновения, именно то, что было предречено Моисею. А сказал он вот что:

29 Ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих (Втор. 31:29).


Как все трагично! Вместо того, чтобы окружающие народы говорили: «Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор. 4:6), Израиль стал «поруганием» (Дан. 9:16) у соседних народов.

Молясь, Даниил не задает Богу вопрос, который часто задают люди, когда их постигает горе: «Почему, Господи, это произошло со мной или с нами?» Причину он знает, и он исповедует грехи свои и грехи всего народа. Но главное, в молитве Даниила прозвучала обнадеживающая нотка: он знает Бога и уверен, что Он не оставит народ в таком бедственном положении. А книга Второзаконие не только дает контекст для понимания их ситуации, но и указывает на обетование восстановления.

Был ли вавилонский плен спонтанным или все шло по предсказанному сценарию? Разве Бог через Моисея не предупреждал народ? Разве Он не нарисовал им карту с двумя путями и не предвидел конец каждого пути? Мы читаем слова, которые Моисей четко изложил народу перед входом в Обетованную землю. Вот что он сказал:

25 Если у вас родятся сыны и внуки, и вы отвратитесь, и сделаете изваяние, изображая что-либо, и сделаете это зло пред очами Господа Бога вашего, раздражая Его,
26 То я свидетельствую сегодня небом и землею: вы быстро потеряете землю, в которую идете через Иордан; не просуществуете на ней долго и погибнете;
27 Господь рассеет вас среди всех народов, и останетесь в небольшом числе среди тех, куда вас поведет Господь;
28 И будете служить там богам, созданным человеческими руками из дерева и камня, которые не видят, не слышат, не едят и не чувствуют.
29 Но когда ты взыщешь там Господа Бога твоего, то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею.
30 Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему и услышишь Его.
31 Господь, твой Бог, милосердый Бог: Он не оставит тебя и не уничтожит тебя, не забудет завета с предками твоими, который Он клятвою утвердил им (Втор. 4:25-31).


В конце книги Второзаконие мы читаем еще раз конкретный призыв Моисея:

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19).


Что мы скажем на все эти слова? Знал ли народ о конце обоих путей? Знал. Сбылись ли слова Моисея, когда он предсказывал, как народ будет поступать, когда у них родятся дети, внуки и правнуки, что они развратятся, сделают себе изваяния и будут служить им, раздражая этим Бога? Так и случилось. Обещал ли Бог рассеять их по народам? Обещал. Но прежде чем это произойдет, Бог долго пытался возродить духовно умирающий народ. Он посылал пророков, которые увещевали и призывали оставить служение идолам и обратиться к Богу. Но, подобно допотопному миру, народ не останавливался и продолжал погружаться в грех все ниже и ниже.

Первым переполнил чашу терпения Бога народ северного царства, и тогда Бог рассеял их среди язычников. Эта история хорошо известна. С народом иудейским Бог нянчился дольше, ведь через Иуду должен был произойти Мессия.

Что из себя представлял вавилонский плен? Это был окончательный суд над народом или…? Остановившись и размышляя над этим, мы найдем ответ на вопрос: «Было ли это национальное предательство или…». Давайте прочитаем текст:

1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. Был у Возлюбленного моего виноградник на вершине плодородной горы.
2 Он оградил его, очистил от камней, насадил отборные лозы, построил башню, выкопал точило и ожидал хороших душистых ягод, а получил дикорастущие ягоды.
3 Теперь, жители Иерусалима и жители Иуды, судите между Мной и Моим виноградником.
4 Что еще нужно было сделать для Моего виноградника, что Я не сделал ему? Почему Я ожидал хороших ягод, а получил дикорастущие?
5 Итак, скажу Я вам, что сделаю с виноградником Моим: сниму ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,
6 И оставлю его в запустении – не будут ни обрезывать, ни вскапывать его – и зарастет он тернами и волчцами, и запрещу облакам проливать дождь на него.
7 Виноградник Господа Саваофа – это дом Израиля, и мужи Иуды – Его любимое насаждение. Он ожидал справедливости, но вот – кровопролитие, ожидал правды, и вот – вопль (Ис. 5:1-7).


Нет, пророк Исаия не призывает к предательству, он просто раскрывает карты с судьбой народа, который еще может быть реформирован, подобно тому, как Бог пощадил Ниневию после проповеди Ионы. Подходя вплотную к вопросу о вавилонском плене, стоит отметить, что Бог пытался возродить народ, надеясь на их перерождение, Он вступался за Свой народ и не позволял языческим народам покорять их. Вот смотрите, как произошло однажды:

36 И вышел Ангел Господень и поразил стан Ассирийский, сто восемьдесят пять тысяч человек. Утром все оказались мертвыми.
37 Сеннахирим, царь Ассирийский, отступил, вернулся и поселился в Ниневии (Ис. 37:36-37).


Пророк Иеремия пишет:

1 Пройдите улицы Иерусалима, поищите, разведайте на площадях его: не найдется ли хотя бы один праведник, который соблюдает истину. Я пощадил бы Иерусалим (Иер. 5:1).


Народ воспользовался ли благодатью Божьей, Его милостью, чтобы Он продолжал защищать их от языческих завоевателей? Для примера прочитаю такие весьма неутешительные слова пророка Иеремии:

7 Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в дома блудниц.
8 Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого.
9 Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли, душа Моя такому народу, как этот?
10 Восходите на стены его и разрушайте, но не до конца; уничтожьте зубцы их, потому что они не Господни;
11 Ибо дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною очень вероломно, говорит Господь:
12 Они солгали на Господа и сказали: "нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода.
13 И пророки станут ветром, и слова Господня нет в них; над ними самими пусть это будет".
14 Посему так говорит Господь Бог Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ - дровами, и этот огонь пожрет их.
15 Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит (Иер. 5:7-15).


Иеремия продолжает призывать народ к покаянию, передавая слова Господа:

16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем» (Иер. 6:16).


Ну, как же это оставить порочный путь?! Они обольстили себя, что Бог не допустит ничего плохого, потому что храм Его здесь в Иерусалиме. Вот что мы читаем:

1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:
2 Стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.
3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.
4 Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
5 Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,
6 Не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, -
7 То Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.
8 Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.
9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете,
10 И потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.
11 Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь.
12 Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.
13 И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, -
14 То Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом.
15 И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово.
16 Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя.
17 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?
18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.
19 Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? (Иер. 7:1-19)


Эти главы (7-9) часто называют «храмовой речью» Иеремии. Центральная идея заключается в предстоящем наказании народа за отступничество и поклонение лжебогам. Возникает впечатление, что обстановка, в которой была произнесена «храмовая речь», и события, которые этому предшествовали, были воссозданы в 26 главе; как по содержанию записанного в ней пророчества, так и по смыслу она схожа с главами 7-9. В главе 26 ясно указано, что это произошло «в начале царствования Иоакима, сына Иосии» (26:1).

Давайте вспомним исторические обстоятельства того времени. В битве с египетским фараоном (при Мегиддо) погиб благочестивый царь Иосия. Это завершило короткий период независимости, которой Иудея пользовалась при нем после избавления от ассирийского ига. Крушению политических надежд сопутствовало обострение болезненных националистических настроений. Иудеи тешили себя мыслью о своем национальном превосходстве над языческими народами и уповали на свою святыню – храм, который рассматривали как своего рода талисман, гарантирующий им безопасность.

Божье наказание, полагали они, не постигнет город, потому что в нем воздвигнут дом Господа, в котором они исправно приносят Ему жертвы (6:20). Эту ложную надежду и предстояло разрушить Иеремии, которого голос, звучавший в сердце его, побуждал объявить войну двум остававшимся у иерусалимлян «кумирам» – их горделивым хвастовством своим национальным превосходством и их слепой вере в храм как в таковой.

Да, они исправно совершали ритуалы, думая «задобрить» ими Господа, но, суеверно опасаясь гнева «ваала» и «астарты», одновременно старались умилостивить и их (7:17-19) – чтобы не случилось засухи или другой какой беды. Вы только вслушайтесь в эти слова:

17 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?
18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.
19 Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? (Иер. 7:17-19)


Гнойная болячка идолопоклонства, которая до конца не заживала у иудеев никогда, все больше угрожала им духовной гангреной, от которой ни исполненный святой таинственности храм, ни тем более совершение культа, в котором сердце не участвовало, спасти их не могли. И вот Иеремия, непонятый, гонимый, ненавидимый, приходит к храму, чтобы возвещать чисто духовную религию, не отвергающую внешних форм, но стоящую выше их. Он был одним из первых проповедников, который утверждал, что истинное спасение возможно только через истинное богооткровение, а замена его внешними формами не только бесполезна, но и преступна в глазах Божьих.

Бог повелел ему: «Встань во вратах дома Господня». Здесь речь идет о воротах, ведущих во внешний двор храма, где собирался народ; стоит напомнить, что во внутренний двор имели доступ только священнослужители. Через пророка Господь вновь и вновь напоминает иудеям, что только «исправление их путей и деяний», основанное на искреннем покаянии и обращении к Нему способно отвратить грядущее наказание. Только в таком случае Господь оставил бы их жить на этом месте.

Но покаялся ли народ? Нет. Нравились ли им слова пророка Иеремии? Нет. А какие пророки им нравились? Давайте рассмотрим текст Писания:

11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
13 Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: «не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте».
14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер. 14:11-14).


Народу нравились пророки, которых Бог не посылал, те, кто говорил им то, что им хотелось слышать, а Иеремия им не понравился, и они готовы были умертвить его.

Анализируя эти слова, мы не видим, чтобы пророк Иеремия напрямую призывал народ стать предателем и сдаться врагу. Он просто предсказывал им грядущие события как следствие их беззаконий. Он ставил их перед фактом, что они пойдут в плен. Кто был виноват? Они сами. Что Бог хотел достичь вавилонским пленом? Просто взять и рассеять их без конечной цели? Нет. Целью Бога было в конечном счете спасти народ, поставить их в условия, когда они осознают контраст между благословенной жизнью в Обетованной земле и жизнью в плену.

Была ли достигнута цель Бога? На какое-то время, да. В книге «Плач Иеремии» описывается, как они скорбят, вспоминая свою родину. Что значило не идти в вавилонский плен? Что случилось с теми, кто упорно цеплялся за свой город, надеясь на то, что храм Божий с ними? Все они были уничтожены огнем и мечом. В контексте тех событий плен стал для них наилучшим вариантом. Почему? Потому что это был путь к исправлению. А пребывание народа в своей земле без исправления своей жизни вело к вечной погибели. Человек обычно считает благословениями жизни материальное благополучие и часто отдаляется от Бога в таких благоприятных условиях. Человек часто рассматривает перспективу слишком узко и близоруко. Бог же видит все в масштабах вечности и знает лучше, что необходимо человеку для его вечной участи, благосостояние или, может быть, плен.

Если Иеремия даже и призывал народ сдаться в плен, то он исполнял замысел Божий по спасению народа. Можно ли это рассматривать как предательство своего народа? Если этот вопрос рассматривать узким взглядом, то да, но если видеть всё в перспективе Божьей вечности, то это не предательство, а призыв к спасению. Потому что в плане Божьем не было перманентно переселить народ в Вавилон. Как народ Израильский был в плену Египетском с определенной целью, для его размножения, потому что, живя свободно, окружающие народы не дали бы им так свободно размножиться, возможно, давно бы их завоевали и подчинили себе другие народы. Так и Вавилонский плен был предусмотрен Богом с благородной целью. Через семь десятков лет они вернулись на свою родину.

Отвечая на вопрос: «Существовали ли в Танахе другие пророки, которые призывали Израиль сдаться врагам?», – в текстах Танаха (Ветхозаветных книг) мы не находим пророков, которые бы призывали народ сдаваться врагам. Они, скорее, призывали народ к покаянию, обращению к Богу и возврату на древний путь, к изменению своей жизни.

На вопрос: «Где критерий, когда верить – это сражаться, а когда верить – это сдаваться?», можно ответить так:

Критерий – «верить – это сражаться» – это исполнение Божьей воли. Если Бог приказывает идти вперед и бороться, народ должен делать это. А критерий сдаться – это, когда народ отверг путь, поддерживаемый Богом, и он должен пойти, а у него и выбора нет: либо сдаться врагу и попасть в плен, либо погибнуть в Иерусалиме.

Дело в том, что в Библейские времена Бог решил учредить суверенное государство для Своего избранного народа. Если бы народ был верен Богу, другие народы присоединялись бы к этому государству, и со временем все народы приходили бы в столицу этого суверенного, установленного Богом, государства, на поклонение. Чтобы установить это царство, Бог велел верить и сражаться. Однако народ не хотел жить в этом государстве по воле Божьей. Им нравились благословения Божьи, но жить они предпочли по своим желаниям. В таком случае они стали подвержены второй части вопроса: «когда верить – это сдаваться?» Именно тогда, когда их беззакония переполнили чашу терпения, их уделом стал плен.

Этот вопрос разрешается в контексте Библейского понимания: «Можно ли считать, что отказ Иисуса участвовать в войне против римлян имел свой библейский контекст?»

Мы видим, что концепция «Народ Божий и суверенное государство» оказалась несовместимой. Христос учредил новое правление, где царство Его народа не от мира сего, оно пребывает внутри каждого верующего. Это царство названо также «Царством благодати», где мы, хотя живем в разных царствах мира, принадлежим ему в духовном плане. А в этом царстве благодати Христос не призывает смешивать царства мира и Божье царство, они функционируют параллельно. Царства мира борются за господство друг над другом, в то время как в царстве благодати идет духовная борьба между Христом и сатаной, между добром и злом. В последние времена народ Божий призван проповедовать, призывая людей поклоняться Богу и воздавать Ему славу и честь. Поэтому нам не следует вмешиваться в политические дела царства мира. Это не наше дело. У нас своя миссия.

Отсюда и ответ на последнюю часть вопроса: «Какова христианская реакция на злоупотребления властью (иностранной национальной, государственной или церковной): восставать, терпеть, протестовать, уходить в подполье?»

Какова наша реакция на злоупотребления иностранной власти? – Иностранная власть относится к сфере «мирских царств».

Злоупотребления национальной и государственной власти также относится к сфере «мирских царств».

Злоупотребление церковной власти – это уже в церковной сфере, где есть установленный церковный порядок, определяющий, как нужно поступать в подобных ситуациях, включая случаи злоупотреблений в церкви, в том числе и со стороны ее руководителей. Восставать против этого не стоит, ни в отношении правителей мира, ни в отношении церковных лидеров. Мы можем молиться за тех и других. В отношении церковных лидеров (церковных властей). Если мы подчинены им, мы можем лишь молиться за них и терпеть их. Если они в нашем подчинении, терпеть их не следует, надо молиться и, имея церковный устав, путем совещания и голосования предпринимать против них какие-либо церковные меры.

В отношении ухода в подполье. Если ситуация вынудит нас скрыться, нам не останется выбора, кроме как уйти в подполье. Во времена первых христиан и в средние века народ Божий уходил в горы, жил в катакомбах. В прошлом веке, когда встречи для богослужения были запрещены, народ Божий скрывался в подполье. Что нас ждет впереди, одному Богу известно. Наша задача молиться и доверять Ему, и Он даст нам мудрость поступать во всех обстоятельствах жизни так, чтобы Его имя было прославлено.

С уважением, пастор Александр Серков
telegram

Похожие новости

Виталий Олийник. Обличение и возмездие

Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №4, «Обличение и возмездие» (24 октября 2015)

23.10.15 Субботняя школа
Писарь Иеремии - Тема недели «Варух: оставляя наследие в гибнущем мире»

Книга пророка Иеремии дает нам уникальную возможность взглянуть на процесс написания Библии. Варух,

20.12.10 Субботняя школа
Библия. Уникальное издание. Полный Библейский канон. 8 CD - начитка всех 77 книг на русском языке

Библия — самая читаемая в Мире книга. Полный Библейский канон. 8 CD — начитка всех 77 книг на

24.01.16 Библия » Аудиокниги

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2024 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть