Вопрос пастору (172) и ответ на него
Александр Серков 27-06-2024, 14:27 1 116 Вопрос пастору » Александр Серков
Вопрос №172
НОВАЯ ЕРЕСЬ ОБ АНГЕЛАХ И СВЯТОМ ДУХЕ
ВОПРОС:
Спасибо за предыдущий ответ. Сейчас возникла необходимость получить помощь по другой теме. Я понимаю ответ мысленно, но не могу сформулировать его. Я прочитала статью одного автора (возможно, адвентиста), в которой он утверждает, что воинство ангелов и есть Дух Святой. И даже приводит множество ссылок на Е. Уайт. Вот вопрос: как объяснить человеку, что Дух Святой – третья Личность Божества и Он не может быть ассоциирован с воинством? Что ангелы и Дух Святой – различные личности. Было бы полезно иметь цитаты из «Духа Пророчества».
ОТВЕТ:
Да, в мире богословия появилась новая тенденция, представленная одним богословом (не буду называть его имя).
Я не могу оставить без внимания эту статью, так как мне задают вопросы об идентификации ангелов с Духом Святым. Я буду приводить цитаты, проверяя каждое утверждение на правдивость и здравость мысли. Скажу сразу: автор провел серьезное исследование и, вероятно, уделил этому много времени, но в итоге пришел к необоснованным выводам. Он утверждает, что сонмы ангелов представляют собой личность Духа Святого.
Я не уверен, является ли автор адвентистом или нет, но он широко оперирует трудами Эллен Уайт, чтобы обосновать свои выводы, ссылаясь на то, что она якобы писала об этом. Начал автор с безобидного цитирования, но использовал его как отправную точку для своего еретического утверждения. Вот эта цитата:
«Я обращаюсь к служителям Христа, чтобы они сосредоточили все усилия на понимании всего, доступного им относительно истины о служении ангелов». (Письмо 201, 1899 г. Опубликовано в Библейском комментарии АСД, т. 4, c. [1173]).
Далее автор приводит второе утверждение:
«Но после грехопадения человека Бог стал общаться с людьми ТОЛЬКО через Иисуса и небесных ангелов». (История Спасения, с. 50.3).
Наконец, он приводит цитату, которая чем-то напоминает описание Духа Святого:
«Через Иисуса Христа служение ангелов в любви, в утешении, в исправлении, в просвещении достигает нас. О, благодарите Господа, ибо Он благ и милость Его пребывает вовек!» (Письмо 152, 1896 г.). {Дабы мне познать Его, с. 328.4}
А затем он начинает связывать все это со своей интерпретацией в своих умственных апартаментах на еретической кухне. Я процитирую:
«В силу того, что христианская Церковь утратила понимания выдающейся роли ангельского воинства в великом Промысле Божьем, его жизненно важное значение для самой Церкви, определенное Христом, понимание Его миссии как Утешителя и представителя Христа на земле, а также как слуги Христа, сообщающего благодать и возрождающую силу для Церкви, осуществляющего руководство и распределение духовных даров, наставляющего на всякую истину и напоминающего все то, о чем учил Христос на земле, обличающего мир во грехе, открывающего миру правду о неизбежном суде и тайны пророчеств о конце борьбы, ведущего грешников к покаянию и к Христу, – я осознаю необходимость заново открыть для себя и для вас одну из самых утешительных истин Библии – о благословенном и спасительном служении небесного Ангельского воинства.
Целью неисчислимого ангельского воинства является прославление Христа и передача нам взятого от Него. Своим влиянием небесные Ангелы передают Церкви живое присутствие Христа как в обществе народа Божьего, так и в сердцах каждого из Его детей. Сотрудничество Церкви с Ангельским воинством, во главе которого стоит сам Христос, является залогом её силы, эффективности служения и обладания духовным возрождающим влиянием.
По моему глубокому убеждению, нельзя рассматривать Ангельское воинство в отрыве от Утешителя – Духа Истины, ибо оно является агентством по передаче нам Духа, царящего в Царстве небесном. Полученные от Бога благословения Ангельское воинство, посредством духовного влияния, приносит нам дух радости, мира, долготерпения, кротости, воздержания, милосердия и любви, царящих в Царстве Божьем. Ангелы также наделяют верующих сверхъестественными способностями чудотворения, изгнания духов, пророчества, говорения на иноземных языках, различия духов и т.д.» (Конец цитаты).
Вы заметили идентификацию ангельского войска с Духом Святым? Ее можно заметить невооруженным глазом. Автор даже начинает писать словосочетание «Ангельские войска» с заглавной буквы. Автор хочет подкрепить свою мысль авторитетом, призывая Эллен Уайт на свою сторону. Он приводит две цитаты из ее трудов и пытается объединить их в один богословский аргумент:
1) «Нам нужно яснее понимать миссию ангелов, и для этого хорошо бы помнить, что все истинные дети Божьи могут рассчитывать на сотрудничество с небесными существами. Ибо невидимые воинства света и силы сопровождают кротких и смиренных, которые верят в обетования Божьи и возлагают на них свое упование. Херувимы, серафимы и ангелы, намного превосходящие силой человека, стоят одесную Бога; «все... они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14). {ДА 154.3}
2) «Библия показывает нам Бога в Его святилище и во Святом святых не в состоянии бездеятельности, не в молчании и уединении, но окруженного десятками тысяч десятков тысяч существ, которые только и ждут, чтобы исполнить Его волю. ЧЕРЕЗ ЭТИХ ВЕСТНИКОВ ОН ПОСТОЯННО АКТИВНО ОБЩАЕТСЯ С СУЩЕСТВАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ЛЮБОЙ ЧАСТИ ЕГО ВЛАДЕНИЙ. ОН ВЕЗДЕСУЩ ЧЕРЕЗ СВОЕГО ДУХА». {Законы Здоровья, с. 33}
Давайте теперь проверим последнюю цитату, к которой автор направляет читателя. Он крупным шрифтом процитировал мысль, которую он выдвинул как ключевую. Давайте разберем его высказывание. Цитата без изменений звучит следующим образом:
«Библия показывает нам Бога в Его святилище и во Святом святых не в состоянии бездеятельности, не в молчании и уединении, но окруженного десятками тысяч десятков тысяч существ, которые только и ждут, чтобы исполнить Его волю. Через этих вестников Он постоянно активно общается с существами, находящимися в любой части Его владений. Он вездесущ через Своего Духа. Посредством Своего Духа и Своих ангелов Он служит сынам человеческим» (Служение исцеления, стр. 417).
В данной цитате автор манипулирует информацией, изменяя название книги и номер страницы. На странице 33 нет такого утверждения. Однако в книге «Служение исцеления» на странице 417 содержится указанный текст, но автор статьи специально пропускает последнее предложение. Вы думаете, это случайно? Нет, это блеф, рассчитанный на тех, кто не сможет проверить запутанный источник. А это последнее предложение, которое автор умышленно исключает, дает ключ к разрешению этой ситуации. Текст этого предложения гласит: «Посредством Своего Духа и Своих ангелов Он служит сынам человеческим». Теперь можно уверенно сказать «Аминь», потому что смысл радикально меняется: «Посредством Духа и ангелов».
Автор, проведя анализ представленных цитат, делает следующий вывод. Он приводит две цитаты из трудов Эллен Уайт, и мы посмотрим, как он ими манипулирует. Он пишет:
«Изучая тему о Духе Святом в Библии и трудах духа пророчества, я пришел к глубокому убеждению, что Утешитель, являющийся третьим Лицом Божества, представлен в них великим Ангельским воинством, посредством которого Бог осуществляет Свое правление, заботу и “всякую власть на небе и на земле”. Это не означает, что Бог ограничен служением Ангелов. Это показывает, что Бог выбрал такой способ управления сотворенной Им Вселенной, заботы о ней и Своего Самооткровения. После грехопадения человека весь этот “план” был направлен Творцом на уничтожение силы греха и спасение человечества. Всё небо во всей своей силе, опираясь на Голгофский подвиг Христа на Голгофе, трудится над нашим спасением: «Бог заключил со Своими свидетелями завет, объединив Церковь на земле с Церковью небесной, послав ангелов для служения Своей Церкви, и врата ада не могли одолеть Его народ». {ДА 11.2}
Далее он приводит другую цитату из трудов Эллен Уайт и ее обрабатывает по-своему:
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, ЯВЛЯЮЩИМ СИЛУ Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя.» {Особые Свидетельства, серия Б, № 7, с. 62, 63; см. также в книге Евангелизм, с. 615.1}» (Конец цитаты).
Прочитав эти две цитаты, мы видим, как автор, манипулируя двумя разными фрагментами о ангелах и о Духе Святом, стремится укрепить свое «глубокое убеждение», которое он достиг после изучения темы о Духе Святом в Библии и в трудах Духа пророческого». Автор приходит к ложному выводу, что Утешитель, являющийся третьим Лицом Божества, представлен великим Ангельским воинством, через которое Бог осуществляет Свое правление, заботу и власть на небе и на земле.
Далее автор, чувствуя уверенность в своем понимании, так и озаглавливает свою мысль как «АНГЕЛЬСКОЕ ВОИНСТВО КАК ТРЕТЬЕ ЛИЦО БОЖЕСТВА». И сразу обращается к текстам вестницы Божьей, с одной стороны, и Библии, с другой, для подкрепления своих аргументов. Таким образом, он надеется, что его аргументация будет более убедительной. Цитирую его слова:
«Вестница Божья называет Утешителя Духа Святого “Третьим Лицом Божества”. Вместе с тем из ее трудов и из Библии ясно видно, что предсказанное Христом служение Утешителя на деле осуществляется великим Ангельским воинством. Возникает вопрос: Может ли Ангельское воинство представлять собой “Третью Лицо” Бога?
Понимая Бога как непостижимую Личность, являющую Самооткровение о Себе, такое представление становится возможным. Бог Отец является первым лицом Божества, невидимым для человеческого глаза, а Сын – Его точным Образом, вторым Лицом Божества. Тогда следующим по силе откровением о Боге выступает все творение Божье, представляющее собой – “Третье Лицо” Божества Отца, являясь видимым откровением о Своем Творце, силой освящающей и просвещающей. Так как венцом всего небесного творения являются Ангелы, которые объединены в великое воинство могущественных “служебных духов Божьих”, посредством которого Бог осуществляет Свое правление, заботу и “всякую власть на небе и на земле”, то к этому воинству вполне подходит определение “Духа Божьего” и “Третьей Личности Божества”». (Конец цитаты).
Бедная Эллен Уайт, ее, как одеяло, каждый тянет на себя, чтобы покрыть свою богословскую срамоту ее пророческим даром. Но не тут-то было, она ясно пишет, я цитирую:
«Когда Христос вознёсся к Своему Отцу, Он не оставил Своих последователей без помощи. Дух Святой, как Его представитель, а также небесные ангелы, как служебные духи, посланы помогать тем, которые сражаются с великим противником, подвизаясь добрым подвигом веры» (Вести для молодёжи, стр. 17).
В этом отрывке Эллен Уайт четко отличает Духа Святого, как представителя Бога, от небесных ангелов, как служебных духов. И Дух, и ангелы посланы помогать тем, кто сражается с противником истины.
Вспомним также слова из Библии:
«Ангел сказал ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1:35).
Давайте проанализируем этот текст. Лука пишет о том, как ангел сказал Марии, что на нее найдет Дух Святой. Он не сказал, что мы всем сонмом, всем воинством ангелов найдем на Марию. Нет-нет, он сказал, что Дух Святой найдет на нее. А то, что предлагает автор, это вообще что-то новое в богословии – идентифицировать Дух Святой с ангелами. Это нонсенс. Дух Святой – это третья Личность Божества, а ангелы – сотворенные существа.
Но наш дорогой брат, автор этого нового лжеучения, который заявил, что исследовал очень тщательно этот вопрос как в Библии, так и в трудах Духа пророческого, продолжает блефовать, тасуя по-своему богословские карты об ангелах и Святом Духе, выдавая их за одну масть.
Вот отрывок из Писания, который автор приводит, задавая вопрос о том, кем является "Дух" в этом тексте:
26. А Филиппу АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ СКАЗАЛ: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28. Возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29. ДУХ СКАЗАЛ Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. (Деян. 8:26-29).
Что здесь такого удивительного? Важно отметить, что сначала Филипп получает указание от ангела (стих 26), а затем Дух Святой (стих 29) указывает ему, что он должен делать. Это показывает, что в этом случае присутствует и ангел, и Дух Святой. Автор статьи, кажется, не понимает, как он противоречит сам себе. Этим текстом он пытается доказать, что Дух – это и есть ангел Господень. Однако, ранее он утверждал, что Дух Святой – это сонм ангелов, а теперь вдруг один ангел у него превращается в Духа Святого. А что говорит Эллен Уайт в своей книге, описывая этот случай? Мы читаем:
«Когда они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал радостно свой путь. А Филипп оказался в Азоте и, идя дальше, проповедовал по всем городам, пока не пришел в Кесарию».
Этот ефиоплянин был одним из тех, кого должны обучать миссионеры, подобные Филиппу, готовые слушать голос Божий и отправляться туда, куда их посылает Господь. Многие, читая Писания, не могут понять их истинного смысла. Души, жаждущие света, благодати, Святого Духа, возносят к небу молитвы, прошения и проливают слезы. Они находятся на пороге Царства Божьего и ждут, когда их пригласят войти. Ангел указал Филиппу на человека, ищущего свет и готового принять Евангелие; так и сегодня ангелы направляют стопы тех работников, которым Святой Дух открывает уста и облагораживает сердца. Ангел, посланный к Филиппу, мог бы сам сделать для ефиоплянина все необходимое, но, в соответствии с Божьим замыслом, служить своим ближним и помогать им должны люди (Э. Уайт. Деяния апостолов, глава 11).
Здесь ангел и Дух Святой сотрудничали, но они никак не являлись одной личностью. То же самое произошло и в случае с Корнилием, где также наблюдается сотрудничество ангела и Духа Святого.
Далее, автор приводит бесчисленные возможности ангелов, пытаясь доказать, что ангелы – это Дух Святой. И снова он смешивает ангелов и Святого Духа в единый богословский «коктейль». Вот, например, к какому выводу он приходит: он приводит выдержки из Духа пророческого о служении ангелов и о служении Святого Духа, и делает следующий вывод:
1 Ангелы и Дух Святой представлены в обеих цитатах как параллельные понятия, ибо оба названы «представителями» Бога.
2 Как Ангелы, так и Дух, оба уступают Христу по статусу.
3 Из первой цитаты мы узнали, что Ангелы – представители Бога. Из второй цитаты мы узнали, что Ангелы – «служебные духи», «посылаемые» Христом для служения. Следовательно, быть представителем Христа означает быть Его «слугой». Здесь показано превосходство Христа над ангелами.
4 Дух Святой также назван (во второй цитате) «представителем» Христа. Следовательно, Христос имеет преимущество над Духом. Дух является слугой Христа.
5 Следовательно, Ангелы и Дух – это одно и то же! (Конец выводов).
Как захватывающе и какой чудесный вывод! Но действительно ли это критерий, если «оба названы представителями Бога» и «оба уступают Христу по статусу»? И Павел был представитель Бога, проповедуя язычникам о Живом Боге, но он же не был Духом Святым. И Петр уступал Христу по статусу, как и мы все, но Петр не был Духом Святым. Это пустые, совершенно несвязанные параллели.
Основная цель автора заключается в попытке продемонстрировать свое антитринитарианство, добавляя новую еретическую идею, направленную на разрушение учения о Триединстве Бога и понижение Святого Духа до уровня ангелов, придавая Ему статус сотворенного существа. Это еще одна попытка разделить Триединого Бога на три части и отвергнуть две из них как не божественные. Да, именно так, потому что автор отрицает истинный статус второй Личности Божества, Иисуса Христа, называя Его простой второй персоной Бога. Автор фактически придерживается учения савеллиа́нства (модали́зма), ереси третьего века нашей эры. Вот его ответ из комментариев, который явно отражает дух модализма. Цитирую:
«Отец – это и есть Сам Бог, сама “полнота Божества”, сам Оригинал Божества, но НЕВИДИМ для человеческого глаза. Затем показывается принцип Самооткровения Бога, согласно которому Его “невидимое Божество” становится ВИДИМЫМ и познаваемым. Первым и наивысшим самооткровением Божества Отца является Сын Божий. В этом смысле Сын – второе Лицо Отца. Следующим по силе откровением об Отце является Утешитель Дух Святой “во всей полноте Божества, ЯВЛЯЮЩИМ силу Божественной благодати”. Таким образом, Отец – это полнота Божества, но НЕВИДИМАЯ. Сын – в полноте ЯВЛЯЕТ Личность и Характер Бога Отца. Дух Святой в полноте ЯВЛЯЕТ силу Божественной благодати “ВО всей полноте Божества” Отца. Отец есть Сам Бог НЕВИДИМЫЙ. Сын ЯВЛЯЕТ Личность Отца. Дух Святой ЯВЛЯЕТ силу благодати Отца». (Конец цитаты).
Вы видите здесь модализм? «Отец – это и есть Сам Бог, и в Нем вся полнота Божества». Все остальное – это Его собственное откровение, в котором невидимое Божество становится видимым для человека.
И вот, оторвавшись от Библии и Духа пророчества, автор теперь опирается на учения великих мыслителей IV века нашей эры, пытаясь доказать, что Святой Дух является слугой Бога, в искусственно созданной связи с ангелами, называя их также «сонмом ангелов». Он запутывает представление об ангелах и Святом Духе, привлекая к этому спору имя Эллен Уайт, чтобы попытаться привлечь адвентистов к новой ереси.
Проигнорировав все бессмысленные аргументы, приведенные автором, цитирую его заключительные призывные слова:
«Точно так же, как невозможно одновременно верить в бессмертие души и в воскресение мертвых (во второе пришествие), также невозможно одновременно верить в миссию ангельского воинства как представителя Христа на земле и в учение о “Боге Духе Святом”. После этого небольшого исследования мы увидели явные параллели в Библии и в трудах духа пророчества между Утешителем Духом Святым, как “Третьим Лицом Божества”, и ангельским воинством. Я призываю читателя самостоятельно исследовать это в Писании. Бог пошлет Ангелов Своих к каждой искренней душе, которая в простоте ищет истину и ставит Слово Божье выше церковных доктрин». (Конец цитаты и конец статьи).
Это два взаимоисключающих учения. Нам следует выбрать – либо библейское учение о Святом Духе при ангельском служении, либо замаскированный культ поклонения ангелам.
Конечно, искренняя душа будет искать истину, но не в простоте наивного доверия ложным учителям. Бог пошлет искренним христианам не «ангелов Своих» (у ангелов свое предназначение), а Духа Святого, третью Личность Божества.
Вот еще один текст из Священного Писания:
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2).
Если Дух Божий – это сонм ангелов, то кто там носился над водою? Дух Божий как третья Личность Божества или сонм ангелов, которые являются сотворенными существами и сами творить ничего не могут? Будьте здравы во всем, братья и сестры, и не поддавайтесь на всякие ложные учения современных горе-толкователей. Да сохранит Господь искренних Своих детей от всех заблуждений, включая это.

Похожие новости
Личность Святого Духа - субботняя школа
Центр духовного просвещения, субботняя школа урок №4, «Личность Святого Духа» (28 января 2017)
27.01.17
Субботняя школа
Говорила ли Эллен Уайт в своих трудах о том, что Святой Дух — личность или это внесено в ее труды позже?
«Говоря ученикам о служении Святого Духа, Иисус стремился вселить в них радость и надежду, которые
07.01.17
Разное
Виталий Олийник. Святой Дух
Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №3, «Святой Дух» (19 июля 2014)
18.07.14
Субботняя школа