Регистрация

Роман Гейкер. Цензура «Библии без цензуры»

samuil 11-05-2010, 17:25 5 165 Духовные размышления
0

Роман Гейкер. Цензура «Библии без цензуры»

Недавно закончил чтение книги "Библия без цензуры" Алдена Томпсона (известный наш преподаватель и богослов, книга издана не в "Источнике жизни", а в крупнейшем в России издательстве ЭКСМО). Хочу навести порядок в спектре возникших неоднозначных впечатлений, для этого решил изложить их письменно ("мысли приобретают ясность, проходя через кончики пальцев") Книга впечатлила не просто новыми идеями или фактами, а новым для меня подходом. Но об этом ниже.

Для начала постараюсь в нескольких предложениях описать главные мысли каждой главы (как я их понял), чтобы у тех кто не читал сложилось представление о чем, собственно речь.

Глава 1. НЗ не должен мешать чтению ВЗ
Существуют два подхода к чтению ВЗ. Первый - создает вдохновляющую, пылающую уверенностью картину. При этом приходится маневрировать между трудными местами, чтобы они эту картину не портили (крайний пример - детская Библия). Второй подход стремится не отрываться от реальности. С готовностью принимает вызовы противоречий библейского текста и неприглядных поступков библейских героев (при этом есть риск, что открытый ящик Пандоры сомнений может поколебать веру).

Глава 2. И увидел Бог, что Его создание хорошо - а потом все испортилось
В ВЗ Богопознание имеет развивающийся (эволюционный) характер. ВЗ не имеет полноту НЗ откровения. Бог раскрывает истину постепенно и более поздние откровения раскрывают истину в большей мере.

Глава 3. Что случилось с сатаной?

Первоначально авторы ВЗ имели очень смутные представление о сатане (можно даже сказать, что не имели вообще) и считали, что зло, равно как и добро, исходят от Бога.
На мой взгляд, очень спорен вывод автора, что книга Иова как самый ранний ясный рассказ о сатане не является опровержением его концепции.

Глава 4. Каков народ, таковы и законы.
Автор предлагает принцип: чем меньше уровень зрелости, тем более подробные указания и запрещения требуются. Он опровергает традиционное понимание о неизменности Божьих установлений. "Законы Божьи сохраняют силу на протяжении того времени, когда они соответствуют потребностям и уровню зрелости народа" (стр 105)

Глава 5 Вправе ли вы пригласить хананея на обед.
На примере использования авторами ВЗ имени языческого бога Ваала относительно ЯХВЕ автор показывает, что израильтяне не отгораживались от языческой культуры. Они даже заимствовали слова ханаанской поэзии для псалмов и стиль ханаанских культовых зданий при постройке святилища.

Глава 6. Наихудшая история ВЗ
Показален пример, что понятие herem - заклятие, при котором уничтожалось все преданное заклятию (дети, женщины, имущество) должно уничтожаться, глубоко укорененное в культуре, на самом деле противоречит принципам Божьей любви и нашему современному понимаю индивидуальной ответственности. Но Бог говорит с народом на его языке. Если бы не было предано заклятию семья Ахана, то израильтяне восприняли бы это как несправедливость. Бог не просто терпит это понятие (преступное по нашим меркам), но даже использует его в Своих законах.
Похожая ситуация с гостеприимством (Лот предлагал своих дочерей), обетами (Иефай) и пр.

Глава 7. Лучшая история ВЗ
Современной методологии чужды принципы, на которых авторы НЗ часто использовали ВЗ пророчества. К примеру, часто совершенно не учитывается, что авторы ВЗ не могли и подумать, что их слова будут истолкованы подобным образом. Поэтому с нашей точки зрения многие НЗ ссылки на ВЗ пророчества кажутся натянутыми, надуманными, подтасованными. Решение этой загадки в том, что такова была обычная раввинистическая практика и нельзя судить древние тексты с современных позиций.

Глава 8. Какие молитвы ты предложил бы людям, если бы был Богом?
Псалмы проклятия не являются для нас образцом, как следует обращаться к Богу. Но они дают пример честности и открытости в разговоре с Богом.

А теперь, что мне приходит в голову от прочтения этой книги.

1) Я вырос в парадигме "мы имеем истину". Соответсвенно все выводы относительно Писания должны цензуироваться уже имеющейся истиной. Классический пример: если в Духе Пророчества есть комментарий на какой-либо текст, всякие исследования его не подтверждающие бессмысленны и вредны. А здесь автор пускается в совершенно свободный поиск. Он считает, что имеет полное право истолковывать библейский текст так, как ему заблагорассудиться на основе проведенной им экзегезы

2) Отправной точкой в понимании Писания автор предлагает "толкование" (к сожалению, не помню на какой стр точная цитата) или применение в современных условиях. Поясню, что мы на самом деле считаем таковой соответствие сложившейся традиции. Пример. Каков должен быть внешний вид христианки? Традиционный путь - каковы были прецеденты решения этого вопроса ранее (в библейские времена, во времена Е.Уайт и т.д.) Путь автора - акцент на адекватности этих правил современных условиям.

Это в общем то, как я понял идею этой книги. Это не просто новые идеи, это иная парадигма. Как к этому относиться, пока еще решаю. Ощущение, как будет ты всегда плавал вдоль побережья и всегда знал, что твердая почва рядом. А тут тебе предлагают уходит в открытое море. А есть ли там вообще твердая земля? Колумб, конечно, добрался до Америки, а сколько его предшествинников сгинуло в море? Нет гарантий, что там ты найдешь истину, так не лучше ли держаться уже определенных берегов? Но море почему-то влечет...

Буду рад, если кто-то из прочитавших книгу Топмсона также поделится впечатлениями.

Роман Гейкер, ЖЖ
telegram

Похожие новости

Филип Янси - Библия, которую читал Иисус

Книга помогает современному читателю увидеть актуальность Ветхого Завета. В беседе о книге Иова,

24.11.16 Книги
Александр Серков - Книга откровение в семи цветах радуги

Предлагаю книгу, в которой содержится обширный комментарий, основанный на главах 1-3 книги

28.03.16 Книги » Александр Серков
Различия - это не проблемы а решения

В Москве 17-18 сентября прошел семинар известного библеиста, специалиста по истории Церкви ХАСД и

21.09.12 Онлайн-проповеди

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть