Регистрация

Игорь Котенко. Суббота начинается утром – новый свет или новая ересь?

samuil 13-08-2010, 18:52 3 355 Духовные размышления
0

Игорь Котенко. Суббота начинается утром – новый свет или новая ересь?

Критический анализ статьи Василия Белкина «Благословенное время» опубликованной на его сайте.

Это исследование брат Василий прислал мне по почте. Исследование основательное – видно, что автор статьи много потрудился, чтобы найти ответ в Библии. Попробуем теперь вооружиться принципом «точно ли это так?» изложенном в тексте Деяния 17:11, произвести исследование этого вопроса по Библии, и проверить позицию автора статьи – точно ли это так?

Если быть совершенно честными и непредвзятыми то мы должны признать, что у нас нет чётких указаний от Бога – когда начинается и заканчивается суббота IV заповеди. Сама заповедь говорит только о следующих вещах:

1. Каждый седьмой день – суббота, покой. Ничего не делать и не работать!

2. Святым должен почитаться именно седьмой день, называемый субботой! Не пятница и не воскресенье – только суббота!

В самом тексте заповеди ничего не говорится ни о времени наступления и завершения этого покоя, ни о собраниях, традиционно проводимых в этот день. Всё это «в комментариях» следующих дальше.

А дальше следует следующее:

Мы должны также совершено честно признать, что в тексте Лев.23:32, который используется для определения времени начала субботы, речь идёт вообще то не о еженедельной субботе, а о субботе дня очищения – важнейшего и величественного служения – суда Божьего. О чём, собственно, наш стандартный катехизис «Библейские чтения» также сообщает.

Непосредственно о соблюдении еженедельной субботы речь в этой главе идёт чуть раньше – в 3-м тексте:

Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.

Почему не сказано о том, КОГДА начинается этот промежуток и когда заканчивается – не совсем понятно. Однако, факт – Бог предлагает нам решить эту задачу самостоятельно.

В подобных случаях – когда конкретно по конкретному случаю или по конкретному факту ничего конкретно не сказано, разумнее всего было бы руководствоваться общими принципами. Причём – не отвлечёнными принципами, скажем так – что больше подойдёт, а всё-таки максимально приближенными к теме.

Эти общие принципы соблюдения покоя Божьего можно найти, например, в следующих текстах:

Левит 23:5 в первый месяц, в четырнадцатый день месяца ВЕЧЕРОМ Пасха Господня;

Исход 12:6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,

Исход 12:18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца;

Левит 23:32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера десятого дня месяца празднуйте субботу вашу.

Последний из предложенных текстов как раз и является определяющим по отношению к началу и завершению любого священного покоя – в том числе и покоя еженедельной субботы. Это логично вытекает из естественного цикла нашей жизнедеятельности. Сам Бог установил нам световой день для деятельности и темноту ночи для покоя. А в праздники – в дополнение и продолжение к ночному покою ещё и дневной покой – во славу Божию. Однако этот период покоя – по повелениям Божьим всякий раз начинается вечером и продолжается до следующего вечера.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и объяснить ещё одну деталь.

У наших с вами древних предков не было многих вещей. Например – у них не было телевидения! Или ещё факт – у наших с вами древних предков не было сотовой связи! Или, скажем, Интернета! Представляете, как же им тяжко было жить!!!

Эти факты нужно всегда принимать во внимание, когда мы размышляем и исследуем духовные вопросы, привязанные в Библии к жизни наших с вами очень, очень древних предков. Разумеется я не говорю конкретно о телевидении, сотовой связи, коммуникаторах и прочих преимуществах современной жизни, которыми мы можем гордиться перед нашими пращурами… не об этом речь. Речь о том, у наших предков были совершено другие принципы мышления, и нам порой бывает трудно их понять!

Согласитесь – иногда вспоминая о днях минувших, например, двадцати или тридцатилетней давности, нам нынешним, имеющим сотовые телефоны, Интернет, трудно бывает вернуться к принципам мышления и жизни в те времена, когда сотовых телефонов и Интернета не было! Наверное каждый вспоминая о том, с каким трудом решались вопросы между людьми находящимися в разных городах (и областях) думает – «во проблемы были, сейчас бы позвонил просто на сотовый, или эсэмэску кинул, и все дела…». Как же трудно нам нынешним, представить себе жизнь без мобильной связи! А ведь мобильная связь появилась и вошла наш быт уже при нашей с вами жизни, и мы ещё можем помнить времена, когда сотовых телефонов и в помине не было!

Что же говорить о тех вещах, которые также появились и вошли в жизнь людей до нашего рождения. Например – печатный станок. Или механические наручные часы.

Нам ныне живущим очень трудно мыслить в категориях тех времён, когда не было простых привычных нам вещей, например – сетки координат на планете, сетки календаря, сетки часов. Представьте время, когда у людей просто не было такой жёсткой границы начала суток с точностью до секунд – им просто не нужна была такая точность. Представьте, что у всех народов были разные календари, разные системы и принципы отсчёта времени, и это было для всех известно, нормально и приемлемо. Не было такой единой жёсткой точности в отсчёте времени для всех континентов и для всех народов. И поэтому не было такого жёсткого понятия – начало и завершение суток.

Нам с вами, привыкшим мерить время с точностью до секунд не понять такого «разгильдяйства». Именно потому, что у нас есть сотовые телефоны, Интернет, а ещё самолёты и поезда… Всё это – хотим мы того или нет, накладывает свой отпечаток на мышление людей. Попробуйте отрешиться о современной жизни и читать Библию так как она написана, и в контексте принципов мышления людей, которые её писали и для которых она была дана.

Обратите внимание, что даже во времена Христа жёсткого понятия день-сутки не было. Христос всё время говорит о Своём распятии и о воскресении «в третий день» – согласитесь что в его устах «день» не равен суткам, как нам бы того хотелось, и как мы привыкли выражаться. Поэтому – рассчитывать на то, что начало субботнего дня жёстко привязывается к некоему строгому началу и завершению суток нам не приходится.

Жизнь наших духовных предшественников делилась на две части:

1. время для деятельности – день, время, когда всходило солнце, принудительно прерывая сон, и

2. время для покоя – ночь, когда заход солнца и наступление темноты принудительно прерывали всякую работу.

Вспомним и о том, что ночного освещения в те времена хватало только на то, чтобы добраться без приключений до своей постели, и потом, ежели чего, найти под кроватью ночную вазу… Всё. Ни о какой работе ночью речи быть не могло. Никак! Всякие дела, и всякие работы в ночное время были исключены по определению. Конечно, можно было в виде исключения, устроить какое нибудь факельное шествие. Но только в виде очень большого исключения. А в остальном, наступление ночи автоматически означало наступление покоя, и о нарушении субботы в ночное время беспокоиться не приходилось.

Утро же было временем начала дня, то есть периода деятельности, работы, дел, труда… Восходящее солнце прерывало ночной покой, и для сна уже просто не было никакой возможности – попробуйте поспать днём в палатке, когда вокруг проходит лагерное собрание следопытов… Итак – день строго для работы! И утро – не начало суток, а начало рабочего времени, которое начиналось с восходом и заканчивалось с закатом. Такое понятие как 24-х часовые сутки если и было то не имело такого большого значения как сейчас. Но важнейшее значение имело вот это деление времени на два периода – период работы и период отдыха. Всё просто – взошло солнышко – вставай, работай! Зашло солнышко – кончай работу, ложись отдыхай! И никакой тебе трёхсменки и никаких «сутки через двое», никакого «скользящего графика». Поэтому и не было большой нужны строго отсчитывать по 24 часа. Всё было проще. День – работа, ночь – покой.

Если взять на вооружение эту мысль, станут понятными все тексты, которые как будто бы говорят о начале суток утром. Например:

«Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно; одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером,» (Исх.29:38-40).

«И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение,…» (4Цар.16:15).

«…для возношения всесожжений Господу на жертвеннике всесожжения постоянно, утром и вечером, и для всего, что написано в законе Господа, который Он заповедал Израилю» (1Пар.16:40).

«Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.» (Быт.49:27)

«И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.» (Исх.10:13,14)

«И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: "неужели и Саул во пророках?"» (1Цар.19:24)

«Тогда Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила; притом и силы не стало в нем, ибо он не ел хлеба весь тот день и всю ночь.» (1Цар.28:20,21)

Все эти тексты говорят о некой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которая, само собой разумеется, разумеется начинается утром и заканчивается вечером. Именно этим и объясняется порядок употребления слов – сначала утро, а потом вечер.

Ещё один текст, который, как нам кажется, может говорить о начале суток утром, вот он:

Числа 11:32 И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана.

Да, нам, привыкшим мыслить и жить в 24-х часовом круге времени это текст, может быть, и говорит о смене суток утром. Но, опять же, попробуйте отрешиться о нашей сетки-календаря, от трёхсменки и «сутки через двое», попробуйте проникнуться ИХ системой мысли о времени – ДЕНЬ-НОЧЬ, ДЕНЬ-НОЧЬ, и всё встанет на свои места.

Итак – день это, прежде всего, период работы, и утро, начало этого периода. И тексты, приведённые выше, говорят в первую очередь, о том, что утром начинается работа и прочая деятельность. И если они и указывают на утро как на начало суток, то только лишь косвенно.

Однако есть и ещё одно обстоятельство, заставляющее задуматься о том, насколько правомерно утверждение, что субботний покой должен начинаться утром.

Мысль предельно проста – а почему мы, собственно говоря, решили, что начало периода субботнего покоя непременно должен совпадать с началом суток? В Библии таких указаний нет! В Библии есть только одно указание – суббота начинается и заканчивается вечером!

Всё исследование брата Василия Белкина показывает лишь только то, что сутки в библейские времена считались от утра до утра. Но вот связь, жёсткая привязка начала субботнего покоя и начала суток не показана! Можно сказать «ну как же, как же, это же само собой разумеется…». Так проблема именно в том, что «разумеется» именно «само собой» а не по Библии! Когда мы привычное «само собой» ставим выше Божьего, вот тогда и получается полная чехарда. А когда мы пытаемся разрешить эти неувязки и недоразумения, но продолжаем мыслить по принципу «само собой разумеется» а не по принципу «Библия и только Библия» – вот тогда и получаются перевёртыши, типа того, который получился у нас. Вопреки твёрдому утверждению Библии (и Духа Пророчества) о том, что субботний покой начинается вечером, у нас получается, что субботний покой начинается утром, хотя ни в Библии, ни у Духа пророчества нет даже ни одного непосредственного намёка на то, что суббота начинается и заканчивается утром!

При исследовании этого вопроса необходимо помнить, что «шаббат» это не просто название одного из дней недели. Шаббат это, прежде всего, покой! Период покоя. В первую очередь! И только во вторую очередь – название дня недели, одного из дней. И вовсе необязательно, что тот шаббат, о котором говорится в Библии «с вечера до вечера должен быть у вас шаббат» – это и есть один из дней недели, начинающийся и заканчивающийся традиционно утром, с утра и до утра! Совсем необязательно! Шаббат это установленный Богом период покоя, и Бог дал указание, когда он начинается и заканчивается – с вечера до вечера! А если этот шаббат «захватывает» как бы «кусочек пятницы» вечером, – так наверное не нам о том судить! Отключитесь от названия одного из дней недели «суббота» и проникнитесь мыслью о том, что исходное значение слова «шаббат» – покой, период покоя, и тогда всё встанет на свои места!

Во второй части своего исследования брат Василий Белкин пытается показать, что во времена Нового Завета субботний покой ЗАКАНЧИВАЛСЯ утром – тогда когда ко гробу Христа пришли женщины и не нашли тела. Брат Василий показывает, что женщины пришли утром не потому, что было уже светло (типа, могли бы прийти вечером и закончить бальзамирование тела при искусственном освещении). Однако сам собой напрашивается вопрос – если суббота НАЧИНАЕТСЯ и ЗАКАНЧИВАЕТСЯ утром, и женщины пришли заканчивать бальзамирование тела по окончании субботы утром не потому что вечером было темно, а потому что суббота закончилась, то тогда вопрос – а почему работы по бальзамированию тела Христа были остановлены вечером? Если суббота наступает утром то после распятия Христа все работы можно было выполнить до утра и в день субботнего покоя не напрягаться по поводу того что во гробе лежит необработанное тело Спасителя! Тем не менее, вечером тело Христа закрыли полотном и положили во гроб, и все дальнейшие работы по бальзамированию прекратили. Почему? На этот вопрос чётко отвечает Лука – «остались в покое по заповеди»! Это Лук. 23:56. Обратите внимание также на 54 текст – «День тот был пятница, и наступала суббота». А если дословнейше перевести с оригинала, то
будет так: «и день был «приготовление» (пятница) и шаббат начинался». То есть и здесь чётко сказано что «шаббат» начинается вечером! Именно не день – «суббота» а «шаббат» – в этом тексте чётко видно эту разницу – «хэмера параскейэс» – день пятница, а «саббатон» просто «саббатон» а не «хэмера тон саббатон» – день субботний, как в других текстах, например Лук. 4:16.

Дальше в своей статье, брат Василий приводит не менее интересные размышления брата Троя Миллера о том, что все работы по снятию тела Христа с креста, транспортировке и благоустройству во гробе заняли скорее всего несколько часов и как раз закончились к утру. Не буду спорить с его расчетами – может быть оно действительно было и так, хотя, как мне кажется брат сильно завысил объём трудозатрат. Но даже если описываемые работы действительно заняли достаточно продолжительное время, их выполнение вовсе не говорит о том, что суббота ещё не наступила. Вспомним о ПРИЧИНЕ по которой было принято решение снять тело со креста. «Чтобы не оставлять тела на кресте в субботу». Это был во-первых принципиальный вопрос и во-вторых срочный. Принципиальные и срочные вопросы должны были решаться немедленно, в том числе и в субботу. Вспомните высказывания Христа о животных попавших в канаву – в субботу можно и нужно было их освободить. Это был принципиальный и срочный вопрос. То же самое относится и к вопросу нахождения тела Христа в субботу. Принципиальную и срочную часть этой работы можно было и нужно было делать срочно и немедленно, невзирая ни на что! В том числе даже и в той ситуации, когда субботний покой уже наступил. Что и было сделано, невзирая
на шаббат, в соответствии с установками Христа. Тело не должно было находиться на кресте в субботу – это принципиальный вопрос! И поэтому его сняли и положили во гроб, прикрыв, как положено, полотном. А вот «несубботнюю» часть этой работы, хотя и срочную, но не принципиальную – бальзамирование, решено было отложить до завершения субботы.

Итак, для того, чтобы окончательно разобраться с вопросом относительно начала и завершения дня субботнего, нам, прежде всего, необходимо отрешиться от нашего современного принципа мышления внутри жёсткой временной сетки – ночь, день – сутки, 24 часа, опять ночь, день – сутки, снова 24 часа, и так далее. У наших древнейших предков этой жёсткой сетки времени не было! И поэтому все высказывания Библии ни в коем случае нельзя истолковывать с позиции нашего современного мышления и вписывать эту жёсткую временную сетку в канву библейского повествования. Это первое.

И второе, вытекающее из первого – не стоит жёстко привязывать начало и завершение субботнего покоя к началу и завершению календарных суток. Библия не даёт нам основания для такой последовательности мысли! Даже если мы докажем, что сутки в библейские времена начинались и заканчивались утром, у нас нет никакого основания для того, чтобы сделать вывод о полном тождестве субботнего покоя и суток «дня» (в данном случае «день» мы разумеем как период времени 24 часа), называемого «суббота».

Библия даёт нам все основания для того, чтобы сделать вывод – суббота начинается и заканчивается вечером! И если в погоне за открытиями, используя неподтверждённую Библией мысль о тождестве «субботнего покоя» и дня «суббота», мы приходим к определённым выводам, то могут ли наши выводы считаться истиной? Если отвергая очевидное и простое «с вечера до вечера», при помощи длинных размышлений и даже «притянутых за уши» библейских текстов, мы получаем диаметрально противоположный вывод «с утра до утра» – как называть наши исследования? Тем более что принцип «с утра до утра» не имеет ни одного ПРЯМОГО подтверждения в Библии, кроме наших собственных исследований.

Пишу всё сие вовсе не для того, чтобы поставить точку в исследованиях, и «заградить уста» брату Василию Белкину. Скорее наоборот – для того, чтобы продолжить исследования и обсуждения этого вопроса. Просто предлагаю в дальнейших исследованиях сделать попытку рассмотреть вопрос с другой точки зрения. Молюсь о продолжении дискуссии и об откровениях свыше – не от человеков а от Духа Святого!

Игорь Котенко
telegram

Похожие новости

Какой из дней действительно Господний и седьмой, если по нашему календарю седьмым днем считается воскресенье?

На вопрос отвечает Игорь Корещук, священнослужитель, доктор теологии, автор и ведущий программ на

16.08.18 Вопрос пастору
Соблюдение субботы

Для какой цели нам нужно помнить о субботе? Так говорит Св.Писание: ”Помни день субботний, чтобы

30.04.14 Духовные размышления
Видение о Четвертой Заповеди

«А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой,

28.05.11 Чтения

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть