Регистрация

Александр Серков - Трагедия или триумф?

Александр Серков 18-03-2017, 21:25 5 936 Духовные размышления » Проповеди » Александр Серков
+5


Мир вам, дорогие мои братья и сестры! Позвольте предложить вам тему: ТРАГЕДИЯ ИЛИ ТРИУМФ?

Обычно, когда проповедующий выходит с проповедью, он просит открыть Священное Писание на определенном месте. Позвольте мне сделать исключение. Я прочитаю довольно-таки известный эпизод, связанный со Христом и Его учениками, а вы повремените открывать свои Библии. Я даже умышленно не назову пока текст Писания, а вы внимательно слушайте и пытайтесь уловить, что я процитирую из Писания не так.

«И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,
но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
Они пошли и проповедовали покаяние;
изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили». (Этот текст из Евангелия от Марка, 6 глава, начиная с 7 стиха).

Дело в том, что, процитировав текст из Евангелия, между отрывком и его последующей частью я пропустил целых шестнадцать стихов! После тринадцатого стиха я процитировал сразу тридцатый. Заметили вы это или не заметили… заметить это почти невозможно, потому что мы имеем дело с намеренным приемом Марка-повествователя. В своем Евангелии он использует его шесть раз. Это третий случай. Суть такого приема заключается в том, что Марк, рассказывая о чем-либо, намеренно «перебивает себя и, не закончив одного рассказа, начинает другой. Потом, закончив второй рассказ, возвращается к первому и заканчивает его. Спрашивается, зачем он это делает? Что стоит за таким методом изложения боговдохновенных мыслей? Объясню это примером.

У драгоценного камня, чтобы можно было оценить его уникальные свойства, обязательно должна быть и оправа. Нельзя демонстрировать бриллиант, не подготовив для него оправы, либо специальной подушечки, на фоне которой этот камень должен предстать взору во всем своем великолепии. И когда знатоки алмазной красоты смотрят на драгоценный камень, одновременно они смотрят и на оправу.

Что-то подобное делает и евангелист Марк, когда на фоне одного повествования разворачивается другое. Ввиду этого уже невозможно читать одно, никак не соотнося его с другим. В данном случае Марк намеренно прерывает свой рассказ о миссии учеников Иисуса, чтобы в отдельную тему вывести вопрос о цене этой миссии.

Итак, посмотрев на «оправу», давайте переведем взгляд на сам драгоценный камень, по названию «Цена миссионерской деятельности»:

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе, - ибо имя Его стало гласно, - говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, -
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк 6:14-29).


Вот теперь 30 стих, обрамляющий (образно говоря) «бриллиант»:

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили (Мк 6:30).


Размышляя об основном тексте, на первый взгляд кажется – это трагедия Иоанна Крестителя, а триумф Иродиады. Но рассматривая этот случай духовным зрением, оказывается все наоборот. Картина из шестой главы Марка не слишком отличается от описания, приведенного в первой главе Есфирь. В царском дворце также пир. Пьяным мужчинам нужно зрелище, нужны полуобнаженные танцующие женщины.

Пир в честь дня рождения Ирода происходил в крепости Махерон. Тюрьма и дворец располагались рядом. Во дворце были две трапезные: большая для мужчин и меньшая для женщин. На день рождения царя собрался весь истеблишмент или вся элита общества, политический и духовный бомонд. Как сказали бы сегодня журналисты: все первые, даже стоначальников там не было, одни тысяченачальники и старейшины Галилейские.

Вина царского было много, для всех… Питье шло чинно… Где вино, там и закуска. Когда брюхо пьяных мужчин набито мясом и заморской икрой, глаза просят зрелищ, а подбрюшье – щекотки. Плоть разверзает свои сладострастные бездны, рассудок вмиг превращается в жалкого и беззащитного карлика. Он становится настолько мелким, что невозможно понять, разум ли — это вообще. Так человеком овладевает похоть. Соломон точно описывает состояние такого человека:

22 Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень - на выстрел (Прит 7:22).


Вот вошла дочь Иродиады… Она точно знала момент, когда нужно было войти, потому что прошла хорошую школу у матери. Пьяный мужчина – раб, с ним можно сделать все, что угодно; и он сделал все, что она захотела. Главное – выбрать момент.

Началась пляска… И вместе с дочерью Иродиады в пляс пустились глаза и страсть присутствующих. Заплясала и кровь Ирода Антипы, та самая кровь, что играла в венах его отца, Ирода Великого, который избил младенцев, желая убить Иисуса. Хотя Соломон и сказал, что не насытится око зрелищем (Еккл 1:8), Марк пишет, что девица все-таки угодила Ироду и возлежавшим с ним. Наверно, Соломон таких танцев не видел. Плясали бесы в теле дочери Иродиады.

Раздобрел Ирод. Давно не видели его таким щедрым. Кто чем богат, тот тем и делится: Иисус, призвав двенадцать, поделился с ними Своей властью; Ирод в ответ на пляски дочери Иродиады тоже делится, и тоже властью: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (прямо, как в сказке).

Но, в отличие от Ирода, дочь Иродиады обладания не утратила. Услышав такие слова, она быстро смекнула, что делать. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та ответила: проси голову Иоанна Крестителя. Заметьте, никаких колебаний, никаких раздумий, ответ у Иродиады был заготовлен заранее.

Женщина… ишь ты – не просит косметики, не испрашивает нарядов, не домогается богатств, не говорит: отправь-ка меня на Канарские острова поваляться на пляже, не просит отправить ее на экскурсию в Рим. Нет, голову пророка и не меньше! Как должен был поступить Ирод? К сожалению, слово, данное перед людьми, было дороже слова, данного перед Богом.

А в это время пророк Божий, предтеча Спасителя, покорно томился в заточении. Мы можем предположить, что Иоанн безропотно доверил свою жизнь в руки Господа. По всей видимости, он не произнес ни одного слова проклятия в адрес Ирода, когда пришел к нему палач; не думаю, что он высказал какие-либо недобрые слова в адрес Иисуса, как раз проходящего мимо страдающего брата, хотя Иисус в это же время дал власть даже ученикам врачевать и изгонять бесов.

Да, пройдет какое-то время, и Сын Божий также безропотно предстанет перед Пилатом и ни одного проклятия не призовет на Своих палачей. И как сейчас испугался Ирод, так потом устрашится и Пилат. «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой» - замечает Марк (6:20). За меч берутся только трусы. Жертвой трусости станет сначала Предтеча, а потом и сам Господь Иисус.

У каждого в этом мире своя миссия. Миссия одного не похожа на миссию другого. Есть миссия Божия, а есть миссия дьявольская. Иоанна послал Бог, и он стал предтечей Иисуса; Иисуса тоже послал Бог, и Он стал Искупителем и Спасителем человечества. А кто же послал Ирода? Кто послал дочь Иродиады? В чем их миссия? А вот в чем:

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей (Мк 6:27-28).


Пляска бесов обернулась их кровавой трапезой. Начали с вина, закончили кровью. Хотели зрелищ? Получите. Хотели полноты праздной жизни? Получите голову на блюде. Было ли это трагедией Иоанна? В масштабах вечности – нет. В этом его триумф – полностью уподобиться Тому, Чьим Предтечей он был.

Все вмиг протрезвели, но уже никто ничего не мог поделать. Впоследствии, надо полагать, ночные кошмары долго не оставляли Ирода, особенно после любовных потех с Иродиадой. Это отрезвляет – увидеть во сне отрубленную голову и услышать тот же голос: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Исполнились слова древние:

65 Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души;
66 жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей;
67 от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: "о, если бы пришел вечер!", а вечером скажешь: "о, если бы наступило утро!" (Втор 28:65-67).


Как наивны те, кто думает, что, избавившись от обличителя, они смогут успокоить свою совесть. Ее нельзя успокоить. Ирод сам обрек себя на такие муки. Мимолетная печаль, появившаяся на его лице после того, как он услышал просьбу дочери Иродиады, сменилась продолжительными муками совести. Впрочем, не такими они были и продолжительными, если через несколько лет, встретившись с другим праведным и святым мужем, Иисусом из Назарета, Ирод поведет себя как полностью разложившаяся личность. Мы читаем:

8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату (Лк 23:8,9,11).


Такова природа греха: исключения делаем мы, но исключения не делает грех. Начинается с вина, с объедения, а заканчивается кровью. В тот день пира вино лилось рекою на столах пирующих, и закончилось все пролитием крови праведника Божия. И все равно это был триумф. Триумф благочестия над трусостью. Триумф праведности над коварством. Триумф кротости над зверством.

Во всей этой истории большое недоумение вызывает поведение Иисуса. Он ничего не предпринимает, к этим событиям, связанным с Иоанном, относится молча. Ни слов утешения, ни слов сожаления, ни слов праведного гнева – вообще ничего. Но это так кажется на первый взгляд, что на этот случай Христос никак не отреагировал. Он впоследствии скажет, и эти слова быстрей всего дошли и до Ирода. Я цитирую:

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк 8:35-37).


По всей видимости, донеслись до Ирода и слова Христа:

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мк 9:47).


Не преминули слуха Ирода и слова Христа:

9 Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк 10:9).


Ирод должен был услышать:

31 Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мк 10:31).


Ирод слышал об Иисусе. До него доходили слова проповеди Христа. Проповеди Спасителя были настолько сильными, что Ирод перепугался и сказал:

14 Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых (Мк 6:14,16).


Но, к сожалению, Ирод не собирался каяться. Он жаждал чуда. Ему казалось – легче поверить в чудо, чем прийти к покаянию. Мимо его ушей проходит проповедь Иисуса о покаянии!

Путь ко греху обычно выглядит очень привлекательным для человека неосвященного. Все слова о святости, которые произнес Христос, режут неосвященный слух. Но для грешной натуры голос, зовущий в бездну погибели, почему-то слух не режет. Для него он наоборот слишком заманчив. Поэтому мы не должны удивляться тому, где сегодня большинство, и где – меньшинство.

Имя Иоанна Крестителя навсегда останется связанным с проповедью о покаянии. Покаяние он проповедовал всем, включая сильных мира сего, потому что Тот, Кто шел за ним, тоже пришел для всех. Покаяние, которое проповедовал Иоанн, не было туманным рассуждением на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо», но сопровождалось совершенно конкретными обличениями.

В этом и наша миссия – как АСД: призывать к покаянию друг друга, призывать к покаянию и других. Мы читаем:

«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр 14:7).


Мы считаем себя учениками нашего Господа. Больше того, мы хотим сделать Его учениками все народы. Однако, есть одно «но». Хотя это и случайно, но в русском языке слово «ученик» так близко к слову «мученик». И это действительно так: самое большее и самое лучшее, что мы можем сделать, как ученики Господа Иисуса, это смиренно повторить Его путь, если это понадобится для духовного блага как нас самих, так и для блага и спасения кого-то. А Его путь – это проповедь о наступлении Царства Небесного, это проповедь о покаянии и самоотверженная отдача Себя для спасения людей. В проповеди о покаянии проявилась общность Иоанна Крестителя, Иисуса и Его учеников. И нам поручено приобщиться к этому делу. Это путь ученичества и путь мученичества; но это же и путь веры и упования, путь воскресения и надежды. «Ученик не больше и не выше своего Учителя». Каким путем шел Он, таким путем пойдем и мы. Нам нечего бояться, кроме греха. Нам некого бояться, кроме Бога.

Настанет день, когда каждая жертва посмотрит в глаза своему мучителю. Настанет тот час, когда узники совести, расстрелянные с завязанными глазами, посмотрят в глаза своих палачей. Грядет то время, когда те, которые пришли от великой скорби, прочтут панический страх и безысходность в глазах своих истязателей.

Настанет день, когда Ирод встретится глазами с Иоанном Крестителем. Для праведного Иоанна это будет новый триумф. А для Ирода – новое осуждение совести.

Когда настанет тот день, на какой стороне окажемся мы, на стороне вестников Господних или на стороне их гонителей? Пусть этот вопрос бьет тревогу в нашем сердце, пока не поздно! АМИНЬ? АМИНЬ.

Изменил: samuil по причине: Озвучил

telegram

Похожие новости

Просьба о помощи

Братья и сестры, с просьбой о помощи к нам обратился Александр Медведев. Публикуем его обращение

24.11.16 Разное
Бюллетень отдела общественных связей и религиозной свободы Евро-Азиатского дивизиона

Дорогие братья и сестры! Позвольте представить вам первый выпуск бюллетеня отдела Общественных

19.12.14 Журналы
Молитвенная просьба

Дорогие братья и сестры! Наш брат Виктор из Юрмалы (Латвия) просит молится о его жене, она сама не

17.12.11 Молитвенное служение

Комментарии (1)

  1. avatar
    0
    Алексей
    Очень интересная и трогательная проповедь! Прочитал, можно сказать, на одном дыхании. Думаю, что нам всем нужна такая же искренняя любовь к Богу, как была у Иоанна! Спасибо за такую замечательную проповедь!

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть