Александр Серков. Христос, закон и Евангелие
Александр Серков 29-05-2014, 12:22 2 184 Субботняя школа » Александр СерковВ этой теме мы объединим все, что касается нашего спасения. Это и закон, и Евангелие, а главное – Иисус Христос. Урок так и называется: «Христос, закон и Евангелие». Когда Христос возгласил на кресте: «Совершилось», значило ли это, что закон теперь отменен и его место заняла благодать? Или Он сказал, что с грехом приходит закон, что за грех есть наказание, а Евангелие открыто для каждого верующего в Него? Что побудило Христа висеть между небом и землей, пережив самый унизительный вид казни? Но это не главное, Он оказался в одиночестве, разлученным с Отцом. Что явилось стимулом пойти на этот шаг? Естественно, любовь. И вот в этой любви так тесно все переплелось: и закон, и Евангелие, и благодать.
Наш памятный текст так и звучит:
«Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).
Хотя некоторые богословы рассматривают Закон и благодать как антонимы, но они все же тесно связаны. Вот об этом мы и поговорим в этом уроке.
Воскресенье. Грех и закон
Прочитаем текст:
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Рим. 7:7).
Какая взаимосвязь существует между грехом и законом? И вообще, почему ап. Павел задает этот вопрос? Видимо эта проблема существовала в римской церкви, проблема недопонимания этого вопроса. Еще в пятом стихе Павел заявил о том, что грех пользуется законом, чтобы привести грешника к погибели. Означает ли это, что закон сам по себе является чем-то греховным, единственная цель которого состоит в том, чтобы сделать людей еще хуже, чем они были? Отвечая на это, Павел указывает, что проблема заключается не в законе, а в человеке. Хотя верно, что закон служит поводом для греха (8 стих), но тем не менее, он сам по себе свят, праведен и добр (12 стих).
Павел, ставя провокационный вопрос, сразу же спешит дать на него ответ, чтобы не смутить верующих. «Неужели от закона грех?» И он тут же отвечает конкретно и лаконично: «Никак». И тут же вводит противопоставляющее слово: «Но». Греческое alia, обычно переводится словом «но», а здесь, вероятно, его значение усиливается оттенком, который это слово предполагает: «напротив», «совершенно наоборот». Закон не только не служит греху, но напротив, разоблачает его. Слово alia можно также понимать в значении «однако», «тем не менее». В любом случае подчеркивается, что, если бы не закон, я бы не познал грех.
Павел также дает и истолкование данного аргумента: «Я не иначе узнал грех». Поскольку грех есть беззаконие или непокорность закону, то отсюда логический вывод, что закон жизни открывает грех в его истинном свете. Относиться ли нам к закону как к врагу только за то, что он открывает истинную природу нашего характера? Нет, это не логично. Человек, вымазавший сажей лицо, не считает же зеркало своим врагом за то, что оно показало ему его грязные пятна.
Или другой пример: Больной не считает же врагом врача за то, что тот открыл ему причину его болезни. Точно также и Бог не является причиной греха потому, что Он показывает его нам в зеркале Своего святого нравственного закона через Божественного Врача, Который пришел открыть нам наш грех и исцелить нас от него.
Понедельник. Закон и Израиль
Прочитаем текст:
15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
16 [Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего,] которые Я заповедую тебе сегодня - любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;
17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,
18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.
19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им (Втор. 30:15-20).
16 [Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего,] которые Я заповедую тебе сегодня - любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;
17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,
18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.
19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им (Втор. 30:15-20).
Израильскому народу Бог желал дать особые благословения. Этот народ должен был быть светом миру. А прежде чем стать светом, надо самому стать источником света. Бог работал в этом направлении с этим избранным народом. Господь называет этот народ «царством священников и народом святым» (Исх.19:6). Закон должен был стать инструментом, благодаря которому избранный народ открывал бы окружающим народам нравственные нормы, лежащие в основании Божьего правления. Израиль должен был сотрудничать с Богом в миссии всемирного евангелизма, и Закон Божий должен был служить опознавательным знаком Божьих представителей.
Но выполнил ли народ возложенную на них миссию, оправдал ли он ту надежду, которую Бог питал к нему. Народ Израильский не исполнил волю Божию.
Но как обстоит дело с христианством, с духовным Израилем? Этот же вопрос мы можем задать каждый себе лично: Являюсь ли я светом миру? Может ли Господь Бог положить печать одобрения на мою миссию, на мои дела, слова и даже мысли?!
Вторник. Закон и народы
Прочитаем текст:
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10:34-35).
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10:34-35).
Вот как оказывается! За нами, верующими, люди этого мира следят и очень даже строго. И чуть-чуть не так, они сразу же заявляют: «А вам это нельзя делать, говорить, есть или еще что-то». Все они знают, что можно, что нельзя. Но только они считают, что то или иное нельзя нам, а им все можно. Но что говорит текст? «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».
Бог наделил каждого человека духовными устремлениями, и человек, независимо от того, знает ли он все тонкости воли Божией, ощущает присутствие Духа Божьего, и он стремится найти Его. Многие люди ощущают в себе какую-то пустоту. Прелести мира не могут удовлетворить их. И вот здесь Бог желает использовать нас. Он через нашу немощь может соприкоснуть таких людей с истиной. Они найдут то, что жаждет их душа, наполнения миром Божиим. Жаждущие души Бог обязательно соприкоснет с волей Своей, и Он желает в этом задействовать именно нас.
Каждый человек ценен в очах Господа. Когда Иисус жил на земле, Он пытался донести Евангелие даже до тех людей, которых считали изгоями. Хороший пример: встреча Иисуса с самарянкой у колодца Иакова. Если бы Иисус был послушен традициям, царившим в те дни, то эта женщина никогда бы не получила обличения во грехе, а люди, которых она позвала прийти и посмотреть на этого Человека, никогда бы не узнали, что этот Человек в самом деле Спаситель мира.
Или другой пример: когда фарисеи и книжники привели ко Христу женщину, пойманную в прелюбодеянии, Он стал писать что-то на земле и предложил тому, кто не имеет греха, бросить в нее камень первым. Толпа быстро разошлась, осталась одна женщина, покрытая позором, знающая, что по иудейским законам она обречена. Но Иисус предложил ей идти и больше не грешить. Вроде случай жестокий со стороны злоумышленников, но для грешницы он послужил благословением для оставления греха. Бог в милости Своей использует всякие ситуации, чтобы привлечь грешника к Себе.
Христос всегда проявлял благость и милость ко всем грешникам во все века. Его смерть дает нам жизнь с избытком. Каждый человек ценен для Иисуса. Он желает простить всех, не глядя на то, какие это люди. Что мешает нам быть такими же, как Христос?
Среда. Благодать и истина
Читаем текст:
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин.1:17).
Ох, и искажают же этот текст многие христиане. Закон, по их понятиям, это нечто древнее, предназначенное сугубо для евреев, и дан-то он через Моисея. А вот слово «благодать» и звучит как-то приятней, и она пришла через Христа, и освободила нас от тяжкого бремени, от закона. Но это так может показаться, если мы читаем этот текст с огромной предвзятостью. Что в самом деле хотел донести до верующих апостол Иоанн?
Во-первых, о каком законе идет здесь речь? Какой закон дал Моисей? Вообще-то во дни Христа Иудеи под термином «закон» понимали всю волю Божию, открытую им через Моисея. Сюда они включали и Декалог, и все церемониальные законы, и гражданские не упускали из виду, да еще и свои традиции присовокупляли сюда же.
Вообще-то, закон, как он первоначально был дан Богом через Моисея, даже те же церемониальные обряды, был сам по себе добр. Его предназначение было, вести людей ко спасению через веру в грядущего Мессию. Но это уже проблема людей израильского общества, которые стали искать спасения в делах закона вместо того, чтобы через веру войти в духовный покой, который Бог предназначил им, войти в него и пребывать в нем. Так что сама система не имела недостатков, но люди исказили эту систему. В самом деле, никогда не было другого пути, чтобы получить доброе свидетельство, чем посредством веры.
Заметьте, что в выражении Павла не звучит, что закон от Моисея, нет, «Закон через Моисея». О чем это говорит? Закон не произошел от Моисея, но от Бога. Моисей был только посредником, через которого открытая воля Божия была сообщена людям.
Однако, в последней части данного текста из Иоанна 1:17 делается некое противопоставление. Если в первой части говорится, что закон через Моисея, то во второй части мы читаем, что благодать и истина пришли через Христа.
Контраст между «законом» и «благодатью» не являлся настолько контрастным в религиозной системе в Ветхозаветные времена, которая указывала на пришествие Мессии и системой, раскрытой Христом. Но истина, раскрытая Христом, резко контрастировала с извращенным истолкованием открытой благодати и истины Божией официальными истолкователями закона раввинами.
Утверждая, что «истина» произошла через Христа, Иоанн отождествляет Его как реальность, на которую указывали все ветхозаветные символы и церемонии, которые представляли из себя не более, чем тень лучших будущих благ. Образ встретился с прообразом во Христе. Иоанн ни в коем случае не подразумевал, что ветхозаветная система была ложной или ошибочной.
Если в древности Христос говорил чрез Моисея и пророков, теперь Он Сам Лично стал посредником между человеком и Богом, чтобы подтвердить великие истины, открытые тем святым мужам древности и восстановить их в их первоначальном блеске и великолепии без примеси порочных человеческих традиций.
Четверг. Закон и Евангелие
Читаем текст:
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (Рим. 1:16-17).
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (Рим. 1:16-17).
Павел находился в презрении у язычников. Его гнали из города в город и смотрели на него, как на сор для мира, как на прах, всеми попираемый. Но поскольку он был твердо убежден в Евангельской истине и ощущал на себе его силу и благословение, то он не только не стыдился его, но даже почитал для себя большой частью благовествовать о кресте Христовом, что в глазах многих было кощунством.
Евангелие, это средство, с помощью которого Бог стремится спаси людей. Когда Евангелие находит благодатную почву в сердцах верующих людей, тогда сила Божия устраняет оттуда все препятствия, мешающие людям получить искупление.
Вот это тот текст, который всколыхнул Лютера в свое время, и он оставил свою тщетную попытку какими-то ненужными никчемными делами зарабатывать себе спасение. В его сознании промелькнул этот текст: «праведный верой жив будет». Он вскочил с колен, озаренный новой идеей. Этот текст потом лег в основу его тезисов об оправдании верой.
Но текст этот представляет некоторую трудность для распознания той мысли, которую имел в виду Павел. Его можно прочитать двояко: «Праведный – верой жив будет». И «Праведный верой – жив будет». В чем здесь разница? И откуда Павел взял идею этой мысли? Вот этот ветхозаветный текст:
4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет (Аввак.2:4).
Во время нашествия Халдеев пророк Аввакум утешал себя мыслью о том, что, полагаясь на Бога, верующий человек чувствует себя в полной безопасности. Подобная же мысль содержится и в словах Павла: «Праведный будет жить, полагаясь не на свои дела и заслуги, но на веру в Бога».
Некоторые связывают слово «верою» со словом «праведный», считая, что такое сочетание более точно выражает тему послания: Праведность через веру. Будет жив только праведный человек через веру. Во всяком случае, в обоих вариантах смысл, в сущности, остается тем же. И там и здесь ударение ставится на веру.
Пятница. Освобожденные рабы
Читаем текст:
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал.5:13).
Нам трудно сегодня до конца понять участь раба. Чтобы это понять, надо быть рабом. Но мы можем и не осознавать, что мы все рабы греха. Одна Личность пришла в наш мир, чтобы даровать свободу рабам греха. Самое большое сопротивление и противостояние идет от дьявола. Он не желает упускать людей из своих сетей рабства. Но мы благодарны Богу за Христа, за крест и за благодать.
Вот некоторые критерии, как мы можем помочь другим понять, что сделал Христос для нашего спасения?
1 Признать свою греховность.
Вот Библейские тексты, которые солидарны с этой мыслью:
«Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл.12:13), потому что «возмездие за грех — смерть» (Рим.6:23).
2 Исповедаться в своих грехах перед Богом и теми, против кого мы согрешили.
Прочитайте Мф.6:14, 15 и 1 Ин.1:9. Они прольют также свет на данный аргумент.
3 Поощрять людей узнавать о жертве Христа за наши грехи.
Указывайте людям на Христа, Который есть путь (Ин. 14:6). Помните, что Бог послал Своего единственного Сына, чтобы закон в нас был исполнен (Ин.3:16; Рим.8:3, 4).
За кем выбор: оставаться рабами или стать свободными во Христе? Выбор за нами. Адам решил отвергнуть закон, управлявший его жизнью. Теперь постоянные похороны, печальные новости в СМИ, исправительные центры, индустрия развлечений, домашнее насилие; и вся жизнь в целом показывает, куда ведет грех (Рим.6:23). По милости Своего характера Иисус стал потомком Адама и жил по Божьему закону. Иисус, будучи безгрешным, взял грехи Адама и его потомков, как если бы они были Его собственными. Он заплатил цену(смерть) и получил вечную жизнь — победу над смертью (1 Кор. 15:57). Христос делится Своей победой с теми, кто желает принять Его жизнь, как свою, и через Духа Святого жить, как жил бы Он. Христос берет на Себя ответственность поддерживать эти отношения, как только человек Его избирает.
Выбор за нами. Работа — Его (Нав.24:14; Мф.7:7).
4 Рассуждать о Божьем законе и его отношении к спасению.
Поймите, что «благодатью вы спасены через веру» (Ефес. 2:8). И помните, что «спасение — это благодать, а не дела, но его плоды есть послушание заповедям».
Человек, живущий во грехе, в неправде, - это просто ходячий труп, ожидающий того дня, когда последний выдох покинет его тело. Оценив состояние человека, Павел в отчаянии восклицает: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). Это вопль об освобождении от неправедности. Апостол осознает, что освобождение приходит только через Иисуса (Рим.7:25).
Это Благая весть. Она заключается в том, что мы, пребывающие в телах неправедности, можем быть покрыты праведностью Христа. Евангелие - гарантия того, что мы можем избежать осуждения Закона, поскольку теперь обладаем праведностью, требуемой Законом (Рим.8:1).
Многие люди считают жизнь бессмысленной, поскольку она всегда заканчивается смертью. Ведь фактически ничто, сделанное нами, с течением времени не будет иметь значения. Если все, что мы когда-либо совершали, и каждый человек, на которого мы когда-то оказали влияние, будут потеряны и забыты навеки, каков смысл жизни? В чем истинный смысл нашего бытия? Это серьезные вопросы. Над ними следует нам задуматься, и задуматься всерьез.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тогда как многие видят в Божьем законе нечто осуждающее, существующее только для того, чтобы указывать на наши грехи, люди, живущие в Иисусе, научились видеть в нем свет. Закон не угнетает нас. Вместо этого он освещает нашу жизнь, чтобы мы могли видеть те моменты нашей жизни, где мы не похожи на нашего Спасителя. Поэтому мы не можем рассматривать закон, как если бы он не имел значения, потому что он является важной частью построения близких отношений с Иисусом. В результате, даже если мы и должны быть осуждены за наши грехи, дар смерти Иисуса на кресте дает нам славную победу будущего! Он наш ключ к небу!
Пастор Александр Серков
Похожие новости
Виктор Алексеенко. Закон и благодать. Два берега одной реки
Евангельская программа. Ведущий Виктор Алексеенко. Закон и благодать. Два берега одной реки
26.12.14
Проповеди
Виталий Олийник - Христос, закон и Евангелие
Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №9, «Христос, закон и Евангелие» (31 мая 2014)
30.05.14
Субботняя школа