Регистрация

Александр Серков. Укрощение строптивого

Александр Серков 11-11-2014, 22:06 2 292 Субботняя школа » Александр Серков
0


В этом уроке мы коснемся вопроса о таком члене нашего тела, который, в силу своей разнузданности и строптивости творит немало зла, несмотря на два затвора, за которые заключил его Бог. Называется этот член «язык». Цель этого урока – раскрыть секрет укрощения этого строптивого члена.

Эпиграфом к уроку дан текст, в котором мы читаем слова Христа:

«Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:37).

Часто мы оправдываем себя: «Я потерял самообладание»; «Я больше не мог сдерживаться и сорвался»; «Я так долго сдерживал гнев, но мое терпение лопнуло». Одна женщина жаловалась своей подруге и просила помощи: «Что мне делать, мой неверующий муж «наезжает» на меня постоянно, и я в конце концов выхожу из себя и такое ему наговорю?!» Подружка посоветовала: «Как только он придет домой, набери в рот воды и не глотай ее».
-Ну, как дела? - спросила очередной раз подруга.
-Плохо, я его и водой изо рта облила и такое наговорила…».

Цель этого урока – раскрыть секрет: как иметь такой характер, чтобы не хотелось даже неверующего мужа ни водой обливать, ни наговорить ему, а кротко, по христиански терпеть; а может что-то нужно менять в характере, чтобы не провоцировать мужа, может он перестанет «наезжать».

Давайте теперь об этом поговорим подробно.

Воскресенье. Ответственность


Прочитаем текст Писания:

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак. 3:1).

Иаков продолжает развивать общую тему, начатую в первой главе. Он побуждает своих собратьев делать своей привычкой слушание и изучение «насаждаемого Слова». Плодом такой деятельности будет кротость, беспристрастие и искренняя вера. Далее правильное понимание конечной цели – подобия Христу – послужит и более тщательному контролю над своим языком.

Третья глава разъясняет ответственность каждого члена церкви за поспешность и неблагоразумие в разговоре. Эта глава также продолжает раскрывать понятие о неделимости веры и дел указывая на то, что искренняя вера проявляется в христоподобном характере.

Не зря Иаков говорит: «Не многие делайтесь учителями». Возможно, он имел факты, когда учителя своим поведением, и особенно языком, позорили церковь и этим самого Христа. Если набедокурит рядовой член, это плохо, а если «наломает дров» учитель, то церковь подвергается еще большему осуждению со стороны неверующих.

В церкви существуют разные отделы, и в каждом отделе церковь избирает руководителя. Чем больше компетенция отдела, тем больше ответственности несет руководитель. Особенно личные качества руководителя играют большую роль.

Естественно, чем больший пост, тем более опытного человека церковь избирает, а опытность сопряжена с тем, что он больше знает воли Божией, а кто больше знает, с того больше и спросится. Поэтому и поведение руководителя должно соответствовать его призванию.

Говоря об учителях в Субботней школе, особенно о преподавателях в христианских высших заведениях, мы не можем не подчеркнуть, что на них возложена особая ответственность, потому что они формируют умы и сердца, а плоды их труда будут сказываться долгие годы.

Недаром Соломон говорит: «Начало мудрости - страх Господень» (Притч. 9:10). Мерилом всего является не человек, а Бог; всякое истинное образование начинается с Него и заканчивается Им. К сожалению, когда умножается знание человека, зачастую уменьшается его зависимость от Бога. Это печальная тенденция. Павел также понимал эту ответственность, поскольку обучал и назначал руководителей в организованных им церквах, и он осторожно подходил к вопросу подбора кандидатов на то или иное служение. Он оберегал Божий народ от неразумных лидеров, предостерегая от людей, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7).

Иаков, движимый тем же духом, что и Павел, предостерегал: «Не многие делайтесь учителями».

Понедельник. Сила слова


Прочитаем текст Писания:

2 Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3:2).

Греческое: πταίω (птайо) - претыкаться, ошибаться, согрешать. Иаков констатирует, что все люди ежедневно ошибаются. На самом деле, учителя тоже спотыкаются, не смотря на то, что им следовало бы знать больше, чем знают другие. И если они учителя, то для них слово – самый главный инструмент воспитания учеников, и вот здесь также имеется тенденция к использованию языка не по назначению и во зло окружающим. Совладать своим языком – одна из самых трудных составных частей призвания человека.

Говорящий только о чистом, любезном, честном – достиг подобия Христа. Такой человек был бы самым хорошим учителем. Если совладать с самым строптивым членом тела, то совладение остальным будет относительно легко.

Вот этот строптивый член тела Иаков предлагает обуздать, как строптивого коня. Но если подойти к этому вопросу конкретно, то разве сам язык такой строптивый? А не характер ли человека играет здесь ключевую роль, и его характер выливается через все его члены, и через язык в первую очередь. Слова человека открывают общее направление его мыслей. Если он владеет своими мыслями настолько, что его слова имеют стойкое подобие Христу, то все тело его находится под надежным контролем. Вот куда надо влагать удила, не в рот, а в наш разум. А каким образом это сделать? Поскольку слова наши обладают такой великой силой, важно каждое утро «омывать» наши мысли Словом Божьим.

Вторник. Маленькое управляет большим


Прочитаем текст Писания:

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

5 так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! (Иак.3:3-5).

Иллюстрируя вред языка, Иаков приводит три иллюстрации: «Кони», «корабли» и «огонь».

Он фактически продолжает объяснять власть языка. Сначала он использует две аналогии, чтобы помочь нам понять, насколько могуществен язык несмотря на то, что является лишь малой частью нашего тела. Так же, как лошадь направляется уздой и корабль направляется с помощью руля, на направление нашей жизни очень сильно могут повлиять слова, исходящие из наших уст. Слова, которые мы произносим, оказывают влияние не только на нас самих, но и на окружающих людей. Язык − эта небольшая мышца, находящаяся во рту, излагающая наши мысли и чувства, которая может либо нанести вред, либо принести благословения.

Кони бывают дикие – необузданные и домашние – обузданные и объезженные. Обуздывают коней уздой, это часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного, оттого и глагол «обуздать». А удила это то, что влагают в рот, это тоже часть сбруи - металлические стержни, вкладываемые в рот упряжного животного. Вот сколько снаряжения нужно для того, чтобы конь не просто был закован и укрощен от его строптивости, а чтобы он выполнял полезную работу. Язык не просто надо прикусить и молчать; пусть он говорит, но управляемый кротким и смиренным сердцем.

Конь пожалуй самый горячий из домашних животных, но достаточно маленького механизма во рту его, чтобы им управлять. Как напористый конь угрожает жизни всадника, так и необузданный язык подвергает опасности весь христианский опыт. Повиновение и контроль желательны для людей так же, как для домашних животных.

Далее Иаков приводит в пример корабль. Многие из его читателей были хорошо знакомы с кораблями, так как Римская империя омывалась Средиземным морем. Древние корабли жителям того времени казались великими, хотя современные океанские лайнеры их превосходят своими размерами. Павел плыл в Мальту на довольно большом корабле, так как на нем помещалось 276 человек, включая команду и пассажиров (Деян.27:37). Но дело не в этом, всякий корабль велик по сравнению с управляющим им рулем.

Разница коня и корабля лишь в том, что у коня собственное упорство; корабль же является игрушкой сильного ветра. Но тем и другим можно управлять при помощи сравнительно небольшого приспособления. Хотя кораблем управляет руль, но сам руль подчиняется кормчему или штурману, говоря современным языком. Так и язык, хотя производит зло или добро, сам же направляется волей человека.

Иаков сравнивает относительно небольшие размеры удила и руля с незначительностью языка и подчеркивает могущество языка для добра или зла. Язык может вдохновить на великие дела, как добрые так и злые. Очень важно помнить, что мелочи в нашей жизни могут иметь очень большое влияние. Мы должны усердно стараться быть примером Христа во всем, что говорим и как говорим.

В следующий раз, поддаваясь искушению посплетничать о ком-либо, не забывайте, что маленькие вещи в конце концов становятся очень и очень большими.

Среда. Контроль вреда


Читаем текст Писания:

6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3:6).

Какое многообразие сравнений применяет Иаков, раскрывая вред необузданного языка. Теперь он сравнивает его с огнем. Все, что можно сказать о разрушительной силе маленького пламени огня, подходит к силе языка. Члены церкви должны избегать не только злоречия, но не должны также раздувать разрушительные искры, залетающие с чужого языка.

Большой лес не является гарантией того, что маленькое возгорание не будет для него разрушительным. Так же и наиболее важная деятельность одного человека или всей церкви может оказаться под угрозой в результате усилий одного критикующего языка.

Эти искры, словно из геенны изливают злое и разрушительное. Язык, разрушающий мир, согласие и дружбу, управляется волей, подвластной самому сатане. Язык разрушает и брак, и репутацию человека. Проникнув в душу ребенка, они могут негативно повлиять на его самооценку и нанести ущерб его будущему развитию. Недаром говорят: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Переводя на эту тему, можно сказать: «Семь раз подумай – один раз скажи». Или: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».

Уверяю вас, эти высказывания истинны

Четверг. Можно ли обуздать язык?


Читаем текст Писания:

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

8 а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (Иак. 3:7-8).

Сколько раз сгоряча мы говорили совсем не то, что имели в виду? Сколько раз в уме мы вспоминали сказанные нам оскорбления? Иаков предупреждает об опасностях языка, называя его «неудержимым злом, исполненным смертоносного яда» (Иак. 3:8) Слова обладают силой, способной либо поддержать человека, либо сломать его. Слова раздражения могут разжечь костер, превращая простое разногласие в неистовое пламя.

Если плохие слова оставляют горький привкус, почему же мы их произносим? Мы не можем вернуть произнесенное однажды слово.

Так каким же образом все же можно обуздать свой язык? Прежде чем ответить, очень важно остановиться, подумать и помолиться. Помните, что «кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (Притч.15:1). Когда Христос жил на земле, Он был достаточно осторожен в общении. Он никогда не сплетничал, не говорил плохого и всегда прославлял Своего Небесного Отца, тщательно подбирая слова. Слово Божье успокаивает и обнадеживает. Оно умиротворяет душу и углубляет познание. Поскольку мы следуем примеру Христа, мы знаем, что возможно укротить язык. Вот несколько способов, как это сделать:

1) Всегда помните, что, общаясь, мы должны тщательно подбирать слова, прославляя, таким образом, Бога. Давайте вместе с Давидом скажем: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс. 33:2).

2) Помните, что наши слова являются результатом наших мыслей. Христос был искушен во всем, так же, как и мы искушаемы. Но Он остался безгрешен. Это значит, что Ему в голову никогда не приходила нечестивая мысль. Когда мы замечаем, что у нас возникают нечестивые мысли, то должны вспомнить Иисуса. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).

3) Просите Бога помочь вам пребывать в Нем. Просите о Его водительстве. Наша непрестанная молитва должна быть такой: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс.18:15).

Делая вывод из вышесказанного, мы можем сказать ободряющие слова на высказывание Иакова: «Никто из людей не может укротить язык». Только греховная природа человека не обладает нужной силой для его покорения. Человек может укрощать зверей, но не имеет силы подчинить себе свой собственный язык. Восполнить этот недостаток может только Божественная милость. Иаков ясно признает возможность укрощения языка (см. 2 ст.) и заявляет, что последователям Христа необходимо одержать победу над распущенностью речи.

Язык является злом лишь в случае, если им двигают силы зла. Если человек не дает Духу Святому контролировать свои мысли вместе с этим и свою речь, то язык действует как орудие зла. Какой вывод? Отдадим Духу Святому свои мысли и вместе с ними и нашу речь в полное Его распоряжение.

Пятница. Благословение и проклятие


Читаем текст Писания:

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:9-12).

Читая эти слова, мы видим какую истину иллюстрирует Иаков, используя образы источника, смоковницы и виноградной лозы. Сама мысль о том, что из уст христианина может исходить благословение и проклятие, мягко говоря, вызывает беспокойство.

Но Иаков показывает, что человек может быть не только двоедушным, с двоящимися мыслями, но и с двоящимся языком. На собрании у христианина может быть один язык, которым он высказывает поучение на уроке субботней школы, а в обществе друзей или на работе он применяет другой язык и рассказывает им пошлые анекдоты. Смесь благословения и проклятия указывает на неискренность христианина. Как можно одним языком благословлять Бога и проклинать людей?!

Но апостол тем не менее питает теплые чувства к подобным членам церкви и называет их: «Братья мои». Его укор выражен в наиболее тактичной форме. Осмотрительная сдержанность в выражениях часто усиливает впечатление и вызывает понимание.

Несмотря на трудности, связанные с укрощением языка, Господь поможет нам, если мы предадим свою волю Ему. Главное, сначала надо «починить» мысли, и только тогда будет укрощен и язык.

Почему автор послания сравнивает христианина с источником воды и со смоковницей? Он хочет сказать, что точно так, как из одного источника течет либо хорошая вода, либо плохая; и как от смоковницы нельзя ожидать других плодов, кроме смокв, так и христианин, если он действительно христианин, то из него должен исходить источник чистой воды жизни; и плоды он должен приносить такие, которые могут утолить голод соприкасающихся с ним людей. Иаков прямо намекает на то, что проклятия и другие злоупотребления языком являются явным свидетельством, что данное лицо – не искренний христианин. Он не говорит, что обращенный человек не впадает в грех, но показывает, что истинно обращенный человек не будет иметь обычая заниматься нехристианскими разговорами.

О чем напоминает нам пример виноградной лозы? Эти примеры напоминают сравнения Христа. Иаков не столько указывает на различие между добром и злом, сколько напоминает, что дерево должно приносить плоды по роду своему, и что характер плода неизбежно свидетельствует о роде производившего его дерева.

Последняя часть этого стиха дословно читается так: «И не может солоноватая вода производить сладкую воду. Иаков здесь показывает, что невозможно истинному благочестию происходить из злого сердца. Его выводы особенно применимы для учителей.

Зададимся вопросом: Как слова из Послания Иакова, применяемые на практике, помогают нам сдерживать пламя и спасать ситуацию? Как мы можем исцелить «жертвы пожара» - людей, пострадавших от нашей поспешной неосторожной речи? Если мы ответим на эти вопросы и правильно на них ответим, то цель данного урока можно считать достигнутой.

Пастор Александр Серков
telegram

Похожие новости

Виталий Олийник. Укрощение языка

Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №7, «Укрощение языка», 15 ноября 2014

14.11.14 Субботняя школа
Слово

Что такое «СЧАСТЬЕ»? - это «СЛОВО». Почему же добрых слов так мало? Счастье в СЛОВЕ, - это уж не

01.08.11 Стихи » Александр Серков
Тема квартала «Плод Духа»

Христиане в силу своих убеждений должны придерживаться высоких нравственных стандартов. В конце

26.12.09 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть