Регистрация

Александр Серков. Благословения праведника

Александр Серков 24-01-2015, 08:15 2 789 Субботняя школа » Александр Серков
+5


Праведность – это не цель, а образ жизни для Бога и для ближних и служение им всем своим существом. И этот образ жизни, словно украшение на голове христианина, и является он благословением для него. Вы желаете облечься в это украшение? Хотите иметь успех в духовной жизни? Тогда вам сюда. Здесь мы узнаем также, что Божье определение успеха может полностью отличаться от нашего. Этот урок как раз об этом.

Мы имеем памятный стих:

«Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие» (Притч.10:6).

Теперь об этом более подробно:

Воскресенье. Цельная праведность


Базируется эта мысль на тексте: Притчи 10:1-7

Прежде всего, что понимал иудей под словом, которое мы имеем на русском языке как «праведность»?

Праведность (цедек) и прилагательное «праведный – цадик) часто переводится как справедливый, правый. Вот некоторые Библейские примеры:

«Ной был человек праведный (- צַדִּיק - цадик) и непорочный в роде своем» (Быт.6:9).

«Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав (- צַדִּיק‎- цадик) в глазах своих (Иов. 32:1).

«Иосиф же муж Ее, будучи праведен…» (Матф. 1:19) Здесь уже стоит греческое слово δίκαιος – дикайос, которое имеет то же самое значение.

Первый стих десятой главы Притчей раскрывает контраст двух сыновей: мудрого и глупого. Вообще-то, это форма параллелизма, наиболее распространенная в Притчах. Это антитетическое высказывание. Вторая строка контрастирует с первой, обычно рассматривая вещи с обратной перспективы. Приведу еще примеры этой формы параллелизма:

(а) «Мудрая жена устроит дом свой,
(б) а глупая разрушит его своими руками» (Прит.14:1)

(а) «У терпеливого человека много разума,
(б) а раздражительный выказывает глупость» (Прит.14:29).

На протяжении всей Книги Притчей изречения противопоставляют мудрость глупости. Между прочим, глупцы в данном контексте не являются умственно неполноценными. Они могут быть весьма сообразительны. Скорее, им недостает самоконтроля, и они проявляют свою «дефективность» в гневе, высокомерии, эгоцентризме, неспособности контролировать свои эмоции, в пагубном поведении, непокорности и проявлении других отрицательных свойств характера.

Напротив, «мудрые» могут и не иметь большей сообразительности, но они «боятся Господа и удаляются от зла» (Прит. 3:7). А богобоязненность («страх Божий») это подобающая реакция человечества по отношению к Богу и подразумевает благоговение, почитание, доверие, послушание, и наконец, служение.

Здесь в первом стихе переплетаются два параллелизма. Один – это антитетический параллелизм, мы о нем поговорили; и другой, это параллелизм синонимический. Что такое синонимический параллелизм? Давайте разберем:

В синонимическом параллелизме вторая строка или второе предложение повторяет первую, но другими словами. Приведу пример:

(а) «Преклонятся злые пред добрыми
(б) и нечестивые – у ворот праведника» (Прит. 14:19)

(а) «Погибели предшествует гордость,
(б) а падению – надменность» (Прит. 16:18).

Что мы видим в нашем тексте: Прит.10:1? Цитирую его:

«Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери».

Антитетический параллелизм здесь:

(а) мудрый радует
(б) глупый - огорчение

Синонимический параллелизм:

(а) отец (один из родителей и наставников)
(б) мать (другой из родителей, тоже как воспитатель и наставник).

Соломон продолжает наставлять, и во втором стихе строит снова антитетический параллелизм. Он фактически говорит:

Сокровища, неправедно нажитые, если и будут на протяжении какого-то времени радовать владеющего ими, то в конечном счете пользы они ему не принесут. Это первая мысль краткого изречения-притчи; вторая же как бы определяет обратную сторону медали: правда (в значении праведных намерений и поступков), напротив, избавляет от смерти.

Читая дальше, мы видим, как Господь заботится о праведном человеке, и как Он поступит с нечестивыми, Он помешает осуществить им их разрушительные стяжательства. Конечно, в Притчах формулируется некое общее правило или конечный результат возмездия за те или иные поступки; или вообще Притча выдает Божье отношение к добрым поступкам и делам праведным. Здесь не имеется в виду, что угодные Богу люди не страдают от голода, и далеко не все зловещие планы нечестивых осуществляются.

4 и 5 стихи – это тот же антитетический параллелизм. Здесь контрастируют усердие и лень. Первое - это свойство разумного, праведного человека, вторая - беспутного. Любовь прилежных к труду, их умение все делать в свое время обогащает их, тогда как лень нерадивых ведет к бедности.

Стихи 6 и 7 раскрывают жребий праведных и нечестивых, но их жребии противопоставляются. Здесь тот же антитетический параллелизм.

Читая эти стихи, невольно вспоминаются слова Иисуса Христа:

«Злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6:45).

Память о добрых делах праведника будет вдохновлять на них потомков, станет для них источником духовных благословений; что же касается нечестивых, то большинству людей поскорее захочется забыть о них, потому что даже имя их будет вызывать у них омерзение.

Понедельник. Орган речи праведника


Базируется эта мысль на тексте: Прит.10:11-14

«Уста праведника - источник жизни» (стих 11а), потому что то, что сходит с уст его, вселяет в слушающих утешение и бодрость. Эта мысль, только чуть-чуть другими словами, фигурирует в других текстах. Например:

«Учение мудрого – источник жизни» (Прит.13:14).

«Страх Господень – источник жизни» (Прит.14:27).

«Сладкая речь прибавит к учению. Разум для имеющих его – источник жизни» (Прит.16:21-22).

Вторая часть 11 стиха противопоставляется первой: «Уста же беззаконных заградит насилие».

Еще один ракурс противопоставления разумного и глупого находится в 13-14 стихах. Первый говорит мудрые вещи, второй же подвергается неприятностям. Тут может подразумеваться и следующее: разумный легко усваивает знания, они у него всегда наготове, они на устах у него тогда, когда их надо преподать другим; глупого же приходится сечь розгой в процессе обучения. В стихе 14 мысль еще та, что и попусту мудрые люди своими знаниями не разбрасываются («не мечут бисера перед свиньями»), но знают, когда, как и в каком обществе воспользоваться ими, то есть, они сберегают свои знания для самого необходимого момента. Глупый же человек навлекает на себя беду (погибель) тем, что говорит не то и не к месту.

Вторник. Надежда праведника


Мысль за этот день базируется на 11 главе Притчей. Давайте сделаем краткий обзор. Вообще-то эта глава затрагивает много разных тем. Мы рассмотрим лишь некоторые, чтобы уяснить: каковы благословения, которые получает верующий; и увидим: а что же происходит с нечестивыми?

Предостережение против нечестных приемов в бизнесе неоднократно повторяется в Притчах, потому что это весьма распространенный грех. Соломон пишет, что пользование неправильными весами с тем, чтобы обмануть покупателя, это мерзость перед Господом. В древности торговцы пользовались каменными гирями; с целью увеличить свой прибыток, многие из них употребляли два комплекта таких гирь: те, что полегче, клались на весы, когда товар продавался, чтобы за условленную цену отпустить покупателю поменьше; а к тем, что потяжелее, прибегали, когда покупали сами, чтобы за ту же цену купить побольше.

Недаром сегодня ходит на слуху такой жизненный пример: Приходит как-то некий человек на рынок и подходит к торговцу обработанными курами. «Почем этот цыпленок?» - спрашивает потенциальный покупатель. Продавца это разозлило, и ударил он этой курицей ему по лицу. И вот они оба на суде. Пострадавшего спрашивают: «Расскажи, как это было». «Да вот, - начал он свое свидетельство, - подошел я за покупкой, спросил цену, а он меня как ошарашит, да таким огромным петушищем!»

Вот это тоже неверные весы: цыпленок вдруг превратился в путушище, ну, когда как это выгодно, так и было оно сказано.

Но Соломон не оставляет читателя на рынке, он торговые операции как бы переводит здесь в сферу духовной ответственности, поскольку ссылается на авторитет Господа. А в этой сфере у нас порой также немало и приуменьшений и преувеличений, тоже, когда как нам это выгодно.

В стихах 3-8 праведность рассматривается как начало, руководящее и хранящее от жизненных невзгод. Непорочность, как атрибут праведности, подразумевающая прежде всего нравственную целостность, выступает здесь как пастырь; ей противопоставляется лукавство, которое в конечном счете приведет руководствующихся им коварных людей к гибели.

Прочитаем 10-11 стихи:

10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.

Древние евреи верили, что если в городе живут праведные, то они являются благословением для него, ими он возвышается (Иер. 22:2-5). Потому и радовались они благоденствию праведников, как радовались и погибели нечестивых, ибо последние не только делами своими, но и словами, т. е. распространением лжи, сплетен, раздоров, содействовали разрушению общественных, экономических связей, нравственного климата - всего того, что вмещается в понятие город.

Стих 19 непосредственно раскрывает надежду праведника:

«Праведность ведет к жизни» и тут же его антоним: «А стремящийся к злу стремится к смерти своей».

Мы вправе выбрать, что нам больше по нраву: праведность или зло. Но итог того и другого забывать не следует: либо жизнь, либо смерть.

Тут есть кое-что для женщин:

«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» (22 стих).

Кольцо в носу было обычным украшением древней израильтянки. Но могло ли украсить золотое кольцо свинью, животное уродливое и традиционно нечистое! Смысл этого образа в том, что внешняя красота лишь подчеркивает нравственное уродство. Напомню, что понятие «безрассудства» в Притчах в общем синонимично понятию нечестия, развращенности. Первое слово «Что», с которого начинается стих 22, соответствует «как». Это первый в книге случай употребления сравнения, или так называемого эмблематичного или эпитетного параллелизма.

Что ж, красота - это хорошо, но не было бы это поводом понравиться большему кругу желающих, чем только своему мужу. Ну, во всяком случае, не подавать к этому никакого повода.

А вот такой текст:

24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

Бог хочет, чтобы мы делились с ближними тем, чем Он нас благословил. Но как мы это будем делать – это только наш выбор. Мы можем давать с радостью, а можем и неохотно. В земле, где мало рек, ограниченное количество источников и колодцев, поделиться водой значит гораздо больше, чем мы можем представить, имея водопроводы в каждом доме. Что бы мы ни давали, Бог совершает странное дело с точки зрения человека. Чем больше воды мы даем другим, тем больше воды обнаруживаем в своем колодце.

26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего - благословение.

Фундаментальной концепцией бизнеса является удерживание товара до тех пор, пока цена не возрастет максимально и не будет обеспечена максимально возможная прибыль. Те, кто отказывается продавать зерно по причине голода или другого обстоятельства, ожидает выгоды от будущего роста цены; и бедственное положение, которое они усугубляют, навлекает на них проклятие. И наоборот, щедрый человек, который откажется от прибыли ради блага других, получит благословение от Бога, которое будет более ощутимо, чем популярность или добрая память.

Давайте возьмем еще один текст из этой главы:

27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.

Стремящийся делать добро для других обретает благоволение (доброе отношение) с их стороны; тот же, кто творит зло другому, сам попадает в ловушку зла. В богатстве как таковом нет греха, но надеющийся только на него упадет, потому что богатство преходяще, а человек смертен. Праведники же, надеющиеся на Господа, словно лист будут зеленеть.

Среда. Правда праведников


Рассмотрим всю 12 главу. Здесь мы постараемся увидеть, что сказано о правде, о лжи или о честности и лживости.

Соломон продолжает наставлять. Он призывает быть внимательными к наставлениям старших, потому что, делая это, человек обретает мудрость. Внимающему наставлениям противопоставляется невежда. Употребленное здесь слово «баар» имеет значение «глупца», «тупицы», который не откликается на призыв направить его на путь истинный.

В стихе втором слово «добрый» - это один из многочисленных в Притчах синонимов «праведного» и «мудрого». Повторяется часто встречающаяся мысль о том, что праведник будет благословляем Господом, Который не оставит без наказания человека злого, лживого и коварного. Посредством зла ему не утвердиться в жизни, тогда как в праведности – надежная опора.

В 4 стихе вновь противопоставление жены добродетельной - жене позорной. Жена добродетельная делает честь своему мужу, украшает его жизнь. Ну, и другая жена только позорит мужа своим поведением, и она причиняет ему постоянную душевную боль.

Тема за этот день предлагает рассмотреть еще правду праведников. Вот 10 стих мы читаем:

10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

Мы видим, что милосердие праведного простирается не только на близких людей, но и на животных.

11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.

По второй части этого стиха можно сказать так: Эти скудоумные, в оригинале «хасарлеб» - «несмысленные» считают свою жизнь в глупости большой радостью и забавой.

12 стих свидетельствует о праведном:

12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

Быть уловленным, значит пострадать. Это такой здесь в Притчах речевой прием. Праведному, человеку разумному и сдержанному, не грозит запутаться в том, что было им сказано. Праведники находятся под Господней защитой, нечестивые же отданы во власть многих зол, которыми они преисполнены. Лишь правдивое, искреннее сердце и такие же слова и дела угодны Господу; ложь ненавистна Ему.

И последний стих 12 главы заключает:

28 На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Праведное поведение (пути правды) ведут к жизни; и обещана им жизнь вечная. Вот что мы читаем в книге Иова. Иов надеялся:

25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,

26 и я во плоти моей узрю Бога.

27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей! (Иов. 19 глава).

Четверг. Награда для праведника


Базируется эта мысль на 13 главе Притчей.

Как мы видели, в книге Притчей большая часть указаний и наставлений дана в форме противопоставления двух типов людей:

«Мудрый человек поступает так, а глупый так»,

«Благочестивый человек делает это, а нечестивый - то».

Конечно, на самом деле в каждом из нас есть немного и мудрости, и глупости. Но у нас есть возможность приблизиться к той или к иной категории людей. Вот поэтому мы и читаем, и изучаем эти притчи, и делаем соответствующие выводы. В этой главе мы увидим, что ожидает тех и других в конце концов. Вот несколько стихов:

2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло.

3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

14 Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Вот здесь можно приложить некоторые размышления. Найти источник воды в засушливой земле – то же, что принять совет мудрых. Это по первой части стиха.

А по второй части: Мы знаем, что древние пользовались силками и сетями для ловли диких птиц и малой охоты. Охотники размещали их вдоль излюбленных животными троп, и ничего не подозревающие животные или птицы попадали в эти сети.

Теперь по всему стиху: Но те, кто следует советам мудрых, не будут обмануты никакой хитростью. Они будут в состоянии распознать ловушку и опасности, подстерегающие их на пути жизни.

Вывод: Жизнь, которую предлагает мудрость, - это не просто защита от смерти, но жизнь высокого качества, которую может дать только Бог.

Притч.13:21 представляет две альтернативы:

«Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром».

Здесь зло является динамичной, активной силой, которая преследует тех, кто нарушает Божий закон любви, а праведники наверняка насладятся результатом своего выбора.

В Псал. 23:6, милосердие также является активной силой:

«Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей».

Еврейский глагол, переведенный как «сопровождают» означает «преследовать». Это то же самое слово, которое появляется в Притч.13:21. Итак, к тем, кто стремится к добру, само добро стремится навстречу! Им не нужно беспокоиться о награде, которую они получат; она непременно будет (Матф.6:33). Эта динамика объясняет Притч.13:7:

«Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много».

Человек, который стремится, прежде всего, быть богатым в этой жизни, заканчивает ее ни с чем, но тот, кто отдает все, чтобы служить другим, как это делал Иисус, будет иметь вечную награду.

Эти выборочные стихи, я думаю раскрывают в полной мере преимущество быть на стороне правды. И хотя люди, идущие путем правды, здесь на земле порой терпят притеснения и гонения, но они с Богом, и идущие этим верным путем, не будут обмануты, Бог их вознаградит жизнью вечной. Иоанн предлагает альтернативу каждому человеку:

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16).

Что избрали мы? Этим путем и продолжим идти.

Пятница. Выбор истинного пути


Люди Библейской эпохи, включая Израиль, верили, что мир был создан для того, чтобы функционировать в определенном порядке, и те, кто следует этому Божественному порядку, преуспеет в жизни. Те же, кто игнорирует или отвергает эти принципы, будет всегда оказываться в беде. Традиция мудрости предназначалась для того, чтобы научить этим принципам, и для того, чтобы побудить всех следовать им.

Слово «наставление», которое фигурирует в Притчах, это еврейское слово «тора», оно переводится как «закон». Авторы призывают слушать наставление мудрости. На реальном языке это означает: придерживаться наставлений Божиих, данных в Законе. Закон в данном случае, это гораздо шире, чем Декалог, это вся воля Божия, открытая как в Пятикнижии, так и через пророков, которые наставления свои основывали также на Слове Божьем.

Те, кто ищет мудрости, должны оставаться верными и преданными тому, чему они научились от мудрецов Израиля. Учителя мудрости говорили, что такие учения нужно навязывать на шею и написать на скрижалях сердца, или, как мы выразились бы сегодня: «вписать в разум». Читателям следовало встроить их в свой характер и включить их в практику своей жизни. Это принесет им честь как в глазах Бога, так и в глазах других членов общества.

Каков наш ответ на призыв мудрости? Ну, если уж мудрость – это взаимоотношения с Богом, послушание будет являться отражением таких взаимоотношений. Изберем этот путь? Пусть Господь в этом нас благословит.

Пастор Александр Серков
telegram

Похожие новости

Виталий Олийник. Благословения праведника

Центр духовного просвещения, Библейская школа. Урок №5, «Благословения праведника» (31 января 2015)

29.01.15 Субботняя школа
Вменяемая праведность. Тема недели «Одеяние, сотканное на небесах»

Без сомнения, любой честный христианин, глядя на себя и сравнивая свою праведность с праведностью

28.03.11 Субботняя школа
Тема недели «Плод Духа — Праведность»

«Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». В этом стихе Павел

06.03.10 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть