Евгений Герасимов. Иисус, величайший учитель
Евгений Герасимов 25-05-2015, 18:39 1 898 Субботняя школа9 урок «Иисус, величайший учитель»
В тексте нагорной проповеди Иисуса мы увидим три принципа, в которых Его учение не совпадает с образом жизни, что ведем мы, современные христиане.
Методика проведения:
Если мы хотим сделать этот урок полезным и интересным, нам будет нужно определиться, какую тему мы хотим предоставить нашим слушателям. В сегодняшнем уроке не совпадают тема и разбираемые тексты, ведь то, чему учил Иисус и: изгнание бесов, успокоение бури на море и прочие чудеса, мягко говоря, не совпадают. Когда мы говорим, давайте посмотрим, чему же профессор Аверинцев (или кто угодно другой) учил, а потом смотрим, как удачно Аверинцев боролся с колорадскими жуками на своей даче и какие методы при этом использовал, то любой скажет, что мы потеряли адекватность и здравый смысл. Если мы говорим об особенности учения – то и выбирать для объяснения должны именно эпизоды, связанные с тем, когда человек преподает. Не уходя в сторону к эпизодам о его семье, неблагодарности прокаженных и к прочему. Потому что это точно такая-же потеря здравого смысла, разрушающая логику.
Да, мы можем «притянуть за уши» к названию темы вообще все описание жизни Христа, и сказать, что «Он учил нас своей жизнью». Но тогда почему бы не включить в то, чему учил Иисус и все предыдущие и последующие уроки – ведь там тоже об Иисусе? Его рождество и смерть, Гефсиманию и все прочее? И сделать из конкретной темы размытое бесформенное месиво, от которого никому не будет пользы.
Если же мы хотим показать, почему Иисус – величайший учитель, тогда нам следует выбрать только те отрывки, в которых Иисус действительно учит (а не лечит людей, не руководит силами природы и даже не отвечает на вопросы). По-хорошему стоило бы вычленить из Евангелия все проповеди Иисуса и сделать тему из их материала. Но такой отрывок в нашем уроке ровно один – это укороченный пересказ Лукой сути нагорной проповеди. Мы разделим этот достаточно большой текст на три отличающихся по смыслу отрывка и попробуем применить их к нашей жизни.
План урока:
Главный вопрос: Чему Иисус хотел научить своих последователей в нагорной проповеди? Каким принципам отношений мы еще не научились?
Ломка льда: Есть ли у вас принципы жизни, которыми вы гордитесь? Правила вашей семьи или личные правила? В чем они заключаются? Нарушали ли вы их?
1. Радость от получения благ. Текст Лука 6:20-26 (с. 69 НЗ)
Первая часть учения Иисуса об отношениях касается общепринятого принципа жизни. Обычно человек получает удовольствие, счастье и радость от приобретения, достатка во всем, от получения чего-то материального или похвалы и вообще хороших отзывов о нем. Иисус как учитель интересен тем, что Он здесь (да и в остальных отрывках) говорит противоположное тому, к чему мы привыкли. Он предполагает, что удовлетворенность (или даже ощущение счастья) у христиан будут в других случаях. Когда я из-за мыслей о Божьем Царстве ощущаю свою духовную ущербность, в отличие от твердого стояния на ногах (20). Когда я из-за отношений с Иисусом ощущаю в жизни нехватку, а не обладание и не приобретение благ (21). Когда вместо развлечения я серьезно переживаю о своем (или чужом) состоянии (21). Ну и, что касается отношений, вместо счастья от нахваливания я не в печали, когда обо мне пускают слухи и беспричинно ненавидят за мою жизнь с Иисусом.
Иными словами, Иисус учит христиан уже здесь быть довольными тому, что относится к Его Царству, что ценится там. Если говорить о реальном положении вещей, учение нагорной проповеди почти никогда не ценилось христианами и не ставилось как обязательное или достойное внимания в нашей субкультуре. Избранные заповеди десятисловия, нечистая пища, или начало празднования субботы с заходом солнца считаются гораздо более важными в нашем понимании, чем приглашение Иисуса любить и ценить правила вечной жизни.
Поэтому мы не счастливые люди. Современные адвентисты серьезно переживают из-за «неполученного» здесь. Из-за того, что их воспринимают, как сектантов. Из-за слухов и передач о них. Из-за того, что их мало (в какой церкви нет ностальгии об урожайных 80-х?). И на бытовом уровне – о том, что жизнь проходит мимо них, за добро им воздают злом и за прощение не любят в ответ. Неправда, что мы лучше автора 72 псалма, сожаления о земном еще как посещают нас. И это – показатель того, что мы не живем вечностью. Наша радость – совсем не в Боге и не в ценностях Его невидимого Царства. Она – в получении видимых благ здесь и сейчас. И этим мы отличаемся от библейских персонажей, любящих невидимое сейчас (Евр. 11).
Практика: Когда я в последний раз получал удовольствие? Ощутил счастье? Что стало причиной этому? Это принесли отношения с Богом или совсем не отношения? Когда я в последний раз понял, что из-за моей веры я чего-то лишился? Как мне «перестроиться», чтобы удовлетворение приходило от вечных ценностей?
2. Ты мне - я тебе. Текст Лука 6:27-36 (с. 70 НЗ)
Следующий принцип, в котором учение Иисуса противоречит нашему образу жизни, является основа наших взаимоотношений с людьми. Разум подсказывает нам, что безопасно дружить, давать в долг, и, вообще, быть открытыми только к тем, кто гарантированно хорошо относится к тебе (32-34). И, соответственно, остерегаться и не «подставляться» тем людям, которые представляют угрозу, недоброжелателям. Это общечеловеческий принцип, им, как подметил Иисус, пользуются и верующие, и неверующие. Он называется «ты – мне, я – тебе». Люби дающих тебе и остерегайся врагов. Но от жизни по такому принципу не стоит ждать награды от Бога (33).
Учение Иисуса отличается тем, что нас хотят сделать хоть немного похожими на детей Божьих (35). И это проявится в том, что я поступаю, как Он: даю взаймы навсегда (именно из-за перспективы невозврата мы отказываем) (30), не ограничиваю свою безопасность, открыто подставляясь под очередной удар (29) и не гневаюсь на точно злого ко мне врага (28). В общем то, Иисус переворачивает принцип «ты мне – я тебе» наоборот, делая инициатором себя: «я - тебе», и отсекая ожидание от другого. Он считает, что так поступает Всевышний, и это норма для Его детей. Это сложный шаг, и мы даже не можем допустить в разуме, что такое нужно делать каждому христианину, мы просто пропускаем этот принцип как ненужный.
Главная проблема христиан, все же пытавшихся попробовать слова Иисуса в жизни в том, что они не могут отказаться от выгоды, от «ты –мне». Даже взяв добрую инициативу на себя, они ждут, что прощенные изменятся и будут если не носить нас на руках, но больше не повредят. Что муж-пьяница, которого я поцеловала, бросит алкоголь. Что соседка, которой я бесплатно подарил Великую Борьбу и прошлогоднее варенье, придет ко мне в церковь и станет адвентисткой. Что поменяв роли, я получу то, чего я жду от всех окружающих: выгоду для себя. К сожалению, Иисус об этой выгоде не говорит нигде. Ты становишься похожим на Бога ради того, что ты хочешь быть похожим на Него. А не ради хитрого психологического секрета влияния на людей, которому я научился в христианстве.
Практика: Когда я в последний раз поступил по принципу «ты – мне. Я – тебе»? Поступал ли я хоть раз по золотому правилу? Когда? Почему я редко это делаю? Чего я боюсь? Где я мог бы стать инициатором добра для моих недругов на этой неделе?
3. Раздражение от поведения других. Текст Лука 6:37-45 (с. 70 НЗ)
Последний принцип основан на интереснейшей реакции нашего сознания на некоторых людей. Здесь мы встречаем секрет нашего недовольства другими людьми. Иисус не советует нам судить других людей (37), то есть, отказаться от того, чем переполнена жизнь современного христианина. Ведь наш гнев, ругательства, бессонные ночи, тихое и громкое раздражение – результат как раз нашего отношения к тому, что делает другой, осуждения несправедливости. Вопрос не в том, что я думаю о вечной судьбе этого «плохого» человека, вопрос в том, что его поступок заставляет меня злиться, внутри или с выпусканием гнева наружу. Обычно христиане называют свою злость «праведным гневом», «ревностью по Господу» и прочими красивыми словечками. Выход злобы наружу мы называем «обличением», то есть, спокойно облекаем запрещенное Богом в христианские одежды.
Если внимательно прочитать отрывок до конца, то можно увидеть, что плохие поступки других людей как ничто другое идеально проявляют состояние нашего сердца (45). Неожиданный поступок другого поднимает самое мутное моё содержимое. Иисус говорит, что я ничем не лучше объекта моего гнева – я также не вижу свою проблему, как он - свою (39), моя беда может быть больше его беды (41). Но я и не собираюсь думать о себе, встретившись с проявлением неправды в мире. Хотя – обратите внимание на текст – Иисус учит, что именно к этому должна привести моя встреча со злом. Я, став не слепым, вынув бревно из своего глаза и вырастив хоть немножко хороших фруктов на своем дереве – не буду злиться, встретившись с проступком. Я захочу помочь человеку, и, кстати, буду знать, как это сделать. Я буду понимать, что моим обличениям и религиозной злобе – грош цена, они еще не вылечили ни одного человека, а сделали их ожесточеннее. Поэтому принцип здесь – смотреть на себя, а к другому быть милосердным и прощать (37).
Практика: Что я чувствую, встретившись с неправильным поступком другого? Кто в последний раз вызывал мое раздражение? Почему? Чем я могу помочь раздражающему? Почему вместо участия я обычно злюсь? Правду ли сказал Иисус о том, что во мне есть такой же грех, но в большем масштабе, или Он ошибся?
Вывод.
Итак, чтобы жить по учению Иисуса Христа, нам нужно:
- увидеть большую ценность в отношениях с Богом, чем в том, чего я лишаюсь за это;
- попробовать незаслуженно хорошо относиться к недругам, как это делает Бог;
- обнаружить, что в нашем сердце делает нас раздражительными.
Похожие новости
Виталий Олийник. Иисус – величайший Учитель
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №9, «Иисус – величайший Учитель». 30 мая 2015
29.05.15
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Закон Божий и закон Христов
В этом уроке мы посмотрим на то, как Сам Иисус представляет Божий закон во время Своей жизни на
20.05.14
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Конец закона - Христос
7 урок «Конец закона - Христос». На этот раз тема урока практически повторяет предыдущую, поэтому
13.05.14
Субботняя школа