Александр Серков - Судьи Израильского народа
Александр Серков 17-01-2016, 23:02 2 847 Субботняя школа » Александр СерковРассмотрим в этом уроке основную деятельность четырех судей: деятельность Деворы, Гедеона, Самсона и Самуила; и начнем вчитываться в историю назначения царя. Вот эти мысли в этом уроке мы и рассмотрим.
Но прежде давайте уясним, какова обязанность судьи была в те времена? Если сегодня судьи - это юристы, которые оценивают представляемые доказательства и контролируют процесс слушания в суде. То в библейские времена судьи не принимали решений в зале суда. В Библейских сюжетах судьи защищают свою землю с оружием в руках. Если сегодня эмблема юстиции щит и меч в значении защиты невиновных и наказании преступников, то в Библейские времена меч и щит применялись в буквальном смысле. Почему была такая необходимость?
После освобождения народа из египетского рабства Бог хотел, чтобы израильтяне смогли жить лучше по сравнению с той жизнью, которую они вели, находясь во власти своих притеснителей. Поэтому Он дал им плодородные земли и хорошую систему управления и богослужения, средоточием которой являлся Он Сам. Бог также обещал пребывать среди них. Однако израильский народ предпочел отказаться от Божьих наставлений. Первой ошибкой, которую они совершили, стало нежелание истребить до конца всех хананеев, как повелел им сделать Бог.
Со временем израильтяне приняли традиции своих соседей, которые предавались злу во всех его видах и в духовной, и в культурной жизни. Они присоединились к своим соседям в поклонении идолам и погрязли во множестве пороков. В конце концов враги израильтян получили доступ к той земле, которую Бог даровал Своему народу. Иноземные захватчики продолжали нападать на Израиль, но у Бога был план по спасению Своих детей. Он допустил страдания из-за непослушания народа.
Надо учесть одну немаловажную деталь. В то время как враги израильтян были вооружены, у самих детей Израиля не было хорошего оружия. Поэтому их враги могли контролировать большую часть территории и держать Божий народ в плену. Когда контроль со стороны врагов стал тотальным, израильтяне обратились за помощью к Богу. В ответ Он стал посылать им судей, которые спасали народ. Однако вскоре после своего избавления люди забывали обо всем и вновь возвращались к грехам своих соседей. Эта история повторялась раз за разом.
Урок этой недели освещает проблему великого противостояния, которое имело место во времена правления судей. После выхода из Египта израильтяне забыли Бога. Однако Бог не забыл их. То, что израильский народ сумел выжить в те времена, стало результатом не партизанских вылазок или использования супероружия. Причиной была неизменная любовь Бога к Своему народу. Когда мы попадаем в сети зла, Бог силен освободить нас. Урок этой недели поможет нам понять это.
I Судья Девора.
Прочитайте Судей 4 главу, и на базе этой главы мы сделаем некоторые выводы.
Девора, что значит пчела, прежде чем стала судьею Израиля, прославилась как пророчица. Пальма Деворина, место, где она разбирала спорные дела и разрешала конфликты, то есть, судила, находилась километрах в 12-13 на север от Иерусалима, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой. Она, по всей видимости, была ефремлянкой, хотя некоторые относят ее к колену Иссахарову (5:15). Ничего не известно о муже ее, Лапидофе, однако, он и Варак - не одно и то же лицо. Девора призвала Варака из города Кедеса, находившегося на территории колена Неффалимова; это был один из городов-убежищ. Вараку пророчица передала Господне повеление подняться на гору Фавор, взяв с собою десять тысяч человек из колен Неффалима и Завулона, которые более всего терпели от хананеев. Гора Фавор была местом относительно защищенным от ханаанских колесниц и удобным для нападения на врага, находившегося внизу.
Бог давал понять Вараку, что Сам решит исход битвы. «Я приведу к тебе… Сисару… и предам его в руки твои». Чем бы ни руководствовался Варак, ставя Деворе условие (если ты пойдешь со мною, пойду), ответ его едва ли удовлетворил Бога. Может быть, он просто хотел гарантии Божьего присутствия, которое было бы подтверждено участием в битве Деворы, Его пророчицы и судьи? Следует заметить, что Варак числится в Священном Писании среди героев веры (Евр. 11:32). Девора, однако, согласилась, но сказала, что за то, что ответ Варака не был безусловным, честь победы над Сисарой достанется не ему, а женщине. Варак, несомненно, подумал, что она говорит о себе, но это заявление Деворы было пророчеством, в котором имелась в виду Иаиль (4:21). И вот, в сопровождении Деворы повел Варак десять тысяч мужей из колен Завулона и Неффалима к горе Фавор.
По команде Деворы и при Божием поощрении, сообщенном Вараку через эту пророчицу, повел израильский командующий своих людей вниз с горы чтобы сразиться с врагом, который был намного многочисленнее и сильнее его. Но силою, действовавшей свыше, все ополчение хананеев и все их колесницы были приведены в замешательство. Внешне все происходило как будто бы действием силы человеческой, ведь сказано, что хананеи пали от меча; однако ниже, в 5:20, читаем, что с ними «с неба сражались», и это выразилось, в частности, во внезапной, необъяснимо налетевшей непогоде, в результате чего вражеское войско было буквально снесено разбушевавшейся и вышедшей из берегов рекой Киссон (5:21). И сошел Сисара с колесницы, и побежал пеший, но воины, ведомые Вараком, преследовали колесницы и ополчения хананеев, пока все они не пали, так что не осталось никого.
Сисара же добежал до шатров Хевера Кенеянина, поддерживавшего дружеские отношения с Иавином, царем Асорским, чью армию Сисара возглавлял. С характерным восточным гостеприимством Иаиль, жена Хевера, предложила незадачливому полководцу спрятаться у нее в шатре, и напоила его, и покрыла ковром от посторонних глаз. Но лояльности своего мужа по отношению к царю Асорскому Иаиль, по-видимому, не разделяла. Стоило Сисаре уснуть, как женщина взяла кол от шатра и молот (в оригинале молоток) и, тихонько подойдя к спящему, вонзила кол в его висок. Неожиданный оборот для знаменитого восточного гостеприимства! Заметим, что женщины бедуинов, на которых лежала обязанность разбивать на стоянках шатры, умело обращались со всем, что имело к этому отношение, а это и кол, и молоток. А затем Иаиль привела в свой шатер Варака, который гнался за Сисарою, и указала ему на труп его врага. Так исполнилось пророчество Деворы (4:9), поскольку честь нанести поражение Сисаре разделили две женщины: сама Девора, которая начала это дело, и Иаиль, завершившая его.
С поражением армии Иавина начался закат ханаанского присутствия и влияния в Галилее; через какое-то время хананеи и вовсе перестали представлять собой угрозу для Израиля. Видите, доверяя Богу, Деворе и Вараку, израильское войско победило армию Сисары. Бог предал Сисару в руки Иаили, которая и убила его. Согласившись участвовать в этой войне, Девора продемонстрировала готовность рисковать своей жизнью и положением ради дела Божьего. Благодаря смелости Иаиль, жестокий враг Израиля был уничтожен. Существовала угроза исчезновения народа Божьего, поэтому Бог исполнил наказание над нечестивыми хананеями.
II Гедеон как избавитель
Прочитайте Судей 6 главу.
Израиль наслаждался миром и покоем в течение 40 лет. В книге Судей 6 главе мы читаем о следующей волне отступничества. На этот раз Бог позволяет мадианитянам угнетать Израиль в течение семи лет (6:1). Израильтяне прятались в горах, пещерах и укреплениях. Но мадианитяне забирали их скот и уничтожали «произведения земли». Бог вновь приходит на помощь и избавляет Свой народ. Конечно же, Он всегда оставался с ними, но допускал проблемы, чтобы народ склонить к Себе.
Новым освободителем явится Гедеон, о судействе которого в книге Судей рассказывается особенно подробно. Повествование о Гедеоне не начинается со слов, что вот, «воздвиг Господь освободителя, по имени Гедеон»; нет, внимание читателя привлекается к тому, как это произошло. Гедеон слышит поручение из уст Ангела Господня, который, явившись ему в виде обычного странника, сел в Офре под дубом. То обстоятельство, что Гедеон молотил пшеницу в точиле, предназначенном для винограда, свидетельствовало как о страхе его перед мадианитянами, так и о незначительности собранного им урожая: обычно зерно молотили на открытом месте, либо на гумне, а что можно было намолотить в этом небольшом, выбитом в камне точиле?
Обращаясь к Гедеону, Ангел заверяет его в том, что на его стороне Господь. Он называет Гедеона мужем сильным, в значении сильного воина, хотя в только что описанной конкретной ситуации тот едва ли выглядел таковым! Однако Ангел имел, вероятно, в виду, что Гедеон станет им, потому что Бог вольет в него силу. В Своем обращении Ангел мог отдать должное и тому положению, которое Гедеон займет в израильском обществе. Заметим, что, отвечая Ангелу, Гедеон как бы обходит стороной обращение к нему лично: «Если Господь с нами, - начинает он. - И продолжает, - почему в таком случае, и в свете всего, что, по словам отцов, сделал для них Господь в прежние времена, ныне Он предал их в руки Мадианитян?»
С этого момента об Ангеле говорится как о Самом Господе. Он поручает Гедеону: «Иди и спаси Израиля от руки Мадианитян». Во фразе «с этой силою твоею», видимо, подразумевается «уповая на Мое присутствие», потому что Я посылаю тебя. Как обычно происходило с теми, кого Господь призывал совершить какое-либо дело, Гедеон возражает, ища оправдание. Возражение Гедеона: «И племя мое самое бедное, и я в доме отца моего младший» - могло быть знаком восточного смирения, сознательного принижения себя; слова эти могли, однако, и соответствовать действительности. В ответ, мы видим, Господь вновь заверяет Гедеона, что будет с ним, заверяет его, как в следствии этого, в непременной и легкой победе. Вот условие всех наших побед: победу мы одержим тогда, когда Бог с нами.
Далее Господь испытывает Гедеона на послушание. Для того, чтобы действительно стать освободителем Израиля от мадианитян, ему недостаточно будет одержать над ними военную победу, но прежде надо устранить из жизни народа причину, по которой Господь предал его в руки угнетателей, т. е. идолопоклонство. И Господь повелевает Гедеону уничтожить жертвенник Ваалу, воздвигнутый его отцом, вместе со священным деревом, которое при нем. Вслед за тем Гедеон должен был по всем правилам воздвигнуть жертвенник Господу, и на дровах дерева языческой богини принести всесожжение Ему.
Повиновение Гедеона Господу не было приуменьшено тем, что, исполняя Его повеление, он взял себе в помощь десять рабов своих, чтобы разобрать жертвенник, так как это было делом нелегким, как и тем, что сделано это было ночью, так как днем почитатели Ваала, несомненно, помешали бы Гедеону исполнить порученное ему дело.
Освобождение Богом Его народа посредством Гедеона началось с того, что Дух Господень объял его, и таким образом ему были переданы от Бога совершенно особые сила и способности. Немедленно стал Гедеон, вострубив трубою, созывать воинов, начиная с тех, кто, как и он, принадлежали к племени Авиезерову, а затем и остальную часть колена Манассиина; потом он послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и они тоже собрались по призыву Гедеона.
Ища знамения от Бога, Гедеон явил недостаточность своей веры, и это кажется странным для человека, числящегося среди героев веры (Евр. 11:32). Тем более, что одно знамение Гедеону уже было дано (Суд. 6:17,21). В этой связи стоит, однако, заметить, что к стриженой шерсти он прибег не для того, чтобы познать волю Бога, потому что относительно нее он уже получил откровение, а чтобы получить заверение в Божием присутствии в решающее для него время.
И Бог снизошел к слабости Гедеона, пропитав шерсть росою настолько, что тот выжал из нее целую чашу воды. Однако сомнение и на этот раз не вполне покинуло Гедеона; оно, по-видимому, касалось сверхъестественности того, чему он стал свидетелем: а вдруг пол гумна высох быстрее шерсти в соответствии с естественным ходом вещей? И Гедеон попросил Бога о действии обратного порядка: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. В долготерпении Своем и снисходительности Бог так и сделал, и Гедеон, расставшись с последними сомнениями, продолжил порученное ему дело.
III Самсон сильный, но в то же время слабый
О Самсоне читайте в 14 главе Судей.
Несмотря на то, что Самсон был самым сильным человеком в своем поколении, он был не в состоянии контролировать свое влечение к женском полу. Он пренебрег советами своих родителей, когда они пытались убедить его оставить женщину из Фимнафы, потому что ее религия и культура не соответствовали Божьему закону. Окончательное поражение Самсон потерпел из-за своей связи с Далидой. И все же Бог избрал его, чтобы освободить израильский народ от филистимлян. Несмотря на то, что трагичная жизнь Самсона была полна слабостей, Бог использовал постигавшие его беды во благо. Имя Самсона находится в библейском списке победителей среди таких героев, как Гедеон, Варак, Иеффай, Давид и Самуил.
Если бы не обстоятельства рождения Самсона и четкое веление относительно его миссии, было бы не совсем понятно, на чьей стороне в великой борьбе находился Самсон. Жизнь Самсона — это всего лишь жалкое отражение того, что Бог планировал для него. Из всех судей только о рождении Самсона было возвещено ангелом. Он должен был стать назореем, особенным человеком, посвятившим себя служению Богу. Однако несмотря на все привилегии, дарованные ему Господом, Самсон предпочел поступать вопреки тому, что ждал от него Бог. Самсон позволял своим желаниям и стремлениям влиять на принимаемые им решения.
Это напоминает мне о нашем положении в мире как христиан адвентистов седьмого дня. Мы живем в то время, когда мир нуждается в том, чтобы узнать Христа и увидеть в нас Божий свет. Наш образ жизни должен стать примером миру, чтобы остальные могли узнать о спасении и принять его. То, как мы одеваемся, что мы едим и особенно как мы общаемся с Богом и другими людьми, — все это должно показать, что мы— народ, которому поручена особая миссия— изменить мир к лучшему. Многие из нас, возможно тоже попадали в похожую ловушку, как и Самсон. Сколько тех, кто занимал руководящие должности в церкви только для того, чтобы в конечном счете потворствовать своим желаниям и оставлять Божьи поручения невыполненными? А некоторые используют свои таланты и дары только для того, чтобы получить для себя какую-то выгоду. История о Самсоне предупреждает нас, что наш враг не дремлет, а вот мы дремлем и даже «крепко спим» (1 Пет.5:8).
Однако, подобно тому как Бог изменил трагический конец жизни Самсона на героический финал, Он хранит и нас на каждом шагу. Прочитайте Пс. 118:105. Слово Господа освещает путь, чтобы люди могли спокойно идти в духовной тьме этого мира. Водимый этим светом не споткнется, даже если на своем пути он окружен силами зла. Как заметил еще один писатель: «Именно тех, кого Бог избрал Своим орудием для выполнения Своей воли, сатана особенно силится ввести в заблуждение. Он атакует самые слабые наши места и использует недостатки, чтобы обрести полную власть над человеком; он знает, что, если этим слабостям дать волю, он выиграет. Однако каждый может в этом сражении стать победителем. Человеку не нужно одному, своими слабыми усилиями побеждать силы зла, помощь находится рядом, и она дается каждой душе, действительно желающей ее. Ангелы Божьи, восходящие и нисходящие по лестнице, которую Иаков видел во сне, помогут всякой жаждущей душе подняться в самые высокие небесные сферы.
IV Самуил и желание народа поставить царя.
В то время, когда Израиль нуждался в водительстве и руководстве, Бог призвал Самуила, сына, родившегося у бездетной Анны, женщины, имевшей великую веру в Бога. Задолго до его рождения Анна обратилась к Богу со словами о том, что у нее нет детей. Молясь Господу и доверяя Ему, она пообещала, что, если у нее родится сын, она отдаст его для служения Господу. Когда Самуил родился, она выполнила свое обещание. Самуил стал одним из величайших вождей, когда-либо судивших Израиль. Обстоятельства, связанные с рождением Самуила, напоминают нам, что Бог избирает лучших руководителей. Это не те, кто попал на служение, будучи частью иерархической системы. Иначе героями дня стали бы сыновья Илия. Однако Бог не хотел, чтобы кто-то из них стал вождем израильского народа. Напротив, Он благословил Анну, которая обратилась к Нему со своей бедой и печалью, подарив ей сына, который позже стал одним из самых верных вождей Израиля.
Каким образом Самуил достиг поставленных перед собой целей, будучи судьей израильского народа? Он позволил Святому Духу руководить им. Вы только вслушайтесь в слова Самуила, слова, полные доверия Богу:
22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;
23 ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (1Цар.15:22-23).
Движимый Святым Духом, Самуил произнес слова истины, которые эхом откликнулись в грядущих веках (см. Пс.50:16‒19; Ис.1:11; Ос.6:6; Мих.6:6‒8).
Он верил Богу. Подобная вера является основанием христианской жизни. Самуил, которого посвятили Богу еще в юном возрасте, верил, что Господь будет вести его шаг за шагом. В свете продолжающейся в наши дни великой борьбы между Христом и сатаной нам также нужна вера, когда мы подчиняем свою жизнь Богу, чтобы делать то, о чем Он нас просит.
Он был послушным Богу. Самуил имел спокойный нрав, был терпелив со своими врагами, смирен пред Господом, послушен наставлениям пророка, активен на поле битвы, решителен в критический момент и первым был готов к самопожертвованию.
Если мы верим Богу, мы будем слушаться Его. Самуил оставался послушным Господу, будучи судьей Израиля (1 Цар.12:2–4). Сегодня нам как христианам необходимо быть послушными в своей вере, чтобы Бог смог помочь нам выстоять в великой борьбе.
Самуил был очень разочарован, что его дети не пошли по его стопам. Он поставил их судьями, но это принесло народу только вред. Иоиль и Авия не проявляли такой преданности Богу, как их отец. Они брали взятки, были заинтересованы в получении нечестных доходов, превратно судили (1Цар. 8:3). Такая коррупция привела к тому, что старейшины Израиля потребовали назначить царя, как у других народов (1Цар.8.5). Однако у них уже был Царь - все это время над ними царствовал Бог (1Цар.8:7). К сожалению, потребовав царя-человека, Израиль отказался от Бога как Правителя их народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судьи совершали свое служение в тяжелейшие времена в истории Израиля. Радость и чувство свободы после скитаний по пустыне было поводом расслабиться. Культура местных народов и их религиозные ритуалы влекли к себе. А сложная задача, выполнение которой было поручено им Богом — очистить землю от иноземного влияния, стала вдруг чрезвычайно трудной. И Израиль стал ходить кругами, скатываясь в бездну греха, пробуждаясь, будучи захваченным другим народом и получая избавление благодаря самоотверженным деяниям Богом назначенных судей. Независимо от того, насколько далеко от верного пути они уходили, у Бога всегда был для них план, ведущий к покаянию и спасению.
Похожие новости
Виталий Олийник. Конфликт и кризис: Судьи
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №4, «Конфликт и кризис: Судьи» (23 января 2016)
22.01.16
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Конфликт и кризис: Судьи
4 урок «Конфликт и кризис: Судьи» В этом уроке мы посмотрим на то, как во время кризиса можно
18.01.16
Субботняя школа
Тема недели «Священник Авиафар: печальный финал»
В древнем мире священники играли важную роль в жизни и истории своего народа. Например, в
06.11.10
Субботняя школа