Александр Серков - Урок 11. Оскорбление Святого Духа и сопротивление Ему
Александр Серков 11-03-2017, 23:07 2 304 Субботняя школа » Александр СерковОтец, Сын и Святой Дух принимают активное участие в деле спасения человека. Бог жаждет спасти Своих детей, независимо от того, признают они это или нет, реагируют на Его любовь или отвергают ее. В Ветхом Завете Бог неоднократно посылал Своему народу пророков и вдохновленных вестников. Он обращался к ним посредством особых вестей. Несмотря на самые сильные и настоятельные призывы, религиозные лидеры отвергли эти Божественные вести. В наши дни Бог также обращается к нам через Своего Духа, побуждает нас откликнуться на Его призыв и учиться на уроках прошлого. И вот здесь есть одна огромная опасность. Вот о ней мы и поговорим в этом уроке.
I Сопротивление Святому Духу
Прочитаем текст Писания:
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян 7:51).
Это лишь немногие слова Стефана из длинной речи, которую он высказал перед синедрионом. Какова суть этих немногих слов? Какое предостережение заложено в них? И актуальны ли они сегодня?
Жестоковыйные или упрямые. В Библии народ израильский часто называют упрямым, вот, например,
9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный (Исх 32:9).
Зря Бог так не говорил бы о народе Израильском. Эта характеристика относилась к тем периодам, когда люди отказывались поступать в соответствии с Божьей волей. В Новом Завете та же идея прослеживается в речи Стефана перед синедрионом. Он называет своих обвинителей «жестоковыйными», что приводит в конечном итоге к его смерти. Даже после речи Стефана, руководимого Святым Духом, народ не перестал быть строптивым, упрямым и непокорным. Люди не пожелали склониться перед Законом Божьим и следовать Его заповедям, а главное, принять и поверить в Того, Кто умер за их грехи.
Хвалясь тем, что они от рождения иудеи, похваляясь, что они с обрезанной плотью, а значит являются Божьим народом, они, тем не менее, не могли показать истинного обрезания сердца, что привело бы их к повиновению Божьим заповедям и соблюдению принципов христианства. Они были глухи к Евангелию Христа и противились работе Духа, совершаемой такими Божьими вестниками, как Стефан.
Не наблюдается ли подобная картина сегодня? Не противимся ли мы свету, знаниям и обличениям Святого Духа? Не подражаем ли характеру иудейских вождей, которые противились Ему во времена апостольского служения? Противясь Святому Духу, мы тем самым противимся Христу. Мы, христиане, должны открыть свои сердца, чтобы, не встречая сопротивления, Дух пребывал в нас и указывал верный путь. Иудеи сопротивлялись влиянию Святого Духа, потому что отказывались слушать наставления, которые Святой Дух стремился запечатлеть в их сердцах через Божьих пророков. Такое отвержение Бога и Его плана в конечном итоге привело некоторых к отвержению Господа Иисуса Христа. Вместо того чтобы следовать за Иисусом, они заменили послушание живому Божьему Слову показным поклонением.
А как поступаем мы? Не угашаем ли мы Святого Духа, когда отказываемся действовать или говорить так, как Он повелевает? Где нас подстерегает опасность угашать влияние Святого Духа? В каких аспектах нашей жизни, если таковые имеются, мы сопротивляемся Божьему руководству? Как нам научиться всецело посвящать свою жизнь Богу? Это серьезные вопросы, требующие нашего глубокого самоисследования. В связи с этим скажу, что правильное понимание служения Святого Духа делает нас восприимчивыми к Его обличениям, откликающимися на Его призывы и покорными Его воле.
II Оскорбление Святого Духа
Прочитаем текст Писания:
30 И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30).
Этот стих был дан в этом уроке для запоминания его наизусть, а значит, в нем содержится ключевая мысль. Что хотел сказать апостол этими словами? Давайте представим на минутку, что Дух Святой – не Личность, а просто дух Божий (Его влияние), то есть, то, что имеет и человек, одно из его составляющих (тело, душа и дух). Если дух Божий в данном случае, как утверждают антитринитарии, это не самостоятельная Личность Божества, а дух (влияние, веяние) Бога, то получается здесь абсолютная грамматическая неразбериха. Мы же так не говорим о нас людях, например, «Не оскорбляй дух папы, которым он спас тебя в день, когда ты тонул». Мы дух человека не отделяем от самого человека, и если что-то говорим о человеке или о его составляющих, то говорим о нем в целом. Мы скажем: «Не оскорбляй папу». В данном тексте Павел, если бы он имел унитарный взгляд на Бога, он не написал бы «не оскорбляйте Духа Божия». Имея в виду Бога Отца, он написал бы: «Не оскорбляйте Бога». Грамматическая конструкция выражения: «Не оскорбляйте Святого Духа» соответствует тому, что это самостоятельная Личность. Да и к тому же, возможно ли оскорбить «силу», даже если это сила Божия?
Но вопрос стоит теперь так: как, каким образом можно оскорбить Личность – Святого Духа? Давайте рассмотрим в общих чертах всю 4 главу послания Ефесянам. Что происходило в этой церкви? Что, какие обстоятельства побудили автора этого послания призывать ефесян не оскорблять Святого Духа? В основном Павел укореняет у христиан, в их сознании мысль о Христе, что им следует жить, признав Христа своим Спасителем. Он упоминает о долготерпении и единстве, о том, как важно христианам использовать духовные дары, о чистой и святой жизни и способности избегать грехов тех, кто не принял Христа. Он раскрывает в этой главе то, что именно поможет им жить в единстве как тело Христово.
Согласно словам Павла, христианин должен обладать особыми качествами, благодаря которым сможет оставаться на одной волне со Христом и Святым Духом. Павел также упоминает кротость, о которой говорит Христос в Своей Нагорной проповеди (см. Мф 5:5). Наши тела — это храм Христа, место обитания благодати Божьей и Святого Духа. Когда мы подвергаем свои тела воздействию греха, мы огорчаем Духа и изгоняем благодать Божью, обитающую в нас. Кротость помогает нам выработать сильный, прекрасный характер, который не позволяет нам сердить кого-то и не дает раздражаться самим. Помимо этого, Павел предупреждает нас не лгать, не гневаться, не красть, не искать выгоды, так как это может опечалить или огорчить Святого Духа, живущего в верующих. Долг каждого христианина с благословения Божьего стремиться к тому, чтобы учить людей мыслить серьезно и своими словами поддерживать их и предостерегать. Всякая ложь и безнравственные разговоры, которые порождают греховные желания и похоти, заставляют печалиться Дух Божий.
III Угашение Святого Духа
Прочитаем текст Писания:
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте (1Фесс 5:19-20).
20 Пророчества не уничижайте (1Фесс 5:19-20).
Глагол «гасить» наводит на мысль о пожаре. А вот еще один текст:
16 А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф 6:16).
Здесь тот же глагол, только мысль уже не о пламени огня, а о раскаленных стрелах. Концептуальная разница в этих стихах в том, что во втором случае мы «должны» гасить раскаленные стрелы лукавого, а в первом – наоборот, не угашать Духа или влияния Святого Духа. Каким образом мы можем это совершить? Мы угашаем Святого Духа, когда отказываемся действовать или говорить так, как Он повелевает. Где нас подстерегает опасность угашать влияние Святого Духа? В каких аспектах нашей жизни, если таковые имеются, мы сопротивляемся Божьему руководству? Как нам научиться всецело посвящать свою жизнь Богу?
Видите, как много вопросов сразу же возникает. Но не удивительно, на все вопросы мы и не сможем ответить. Иногда Господь Бог позволяет некоторым необъяснимым событиям происходить в нашей жизни. Так произошло, например, с Иовом. Почему чувство обиды ослабляет работу Святого Духа в нашей жизни? Как научиться доверять Богу и полностью полагаться на Него даже в самые трудные моменты? Как избавится нам от чувства вины? Как можно утверждать, что мы движимы Духом Святым, и не чувствовать при этом обличения совести?
Каким образом действует Святой Дух? Он всегда обличает нас в чем-то конкретном. Если мы исповедуем грехи наши, Он прощает нас (см. 1Ин 1:9). Если мы чувствуем вину до того, как исповедуем свой грех, это происходит потому, что Святой Дух ведет нас к покаянию. Если мы чувствуем вину после того, как исповедали свой грех, это происходит потому, что дьявол хочет удержать нас от принятия прощения. Если нас мучает чувство недостоинства, можно сказать, что таким образом дьявол старается поколебать нашу уверенность в Божественном прощении. Да, нам необходимо иметь «непорочную совесть перед Богом и людьми» (Деян 24:16), а для этого надо возместить причиненный нами ущерб и принести извинения за нанесенную обиду (см. Мф 5:23-24).
В Библии Святой Дух часто уподобляется пламени (Ис 4:4; Мф 3:11; Деян 2:3-4). Он согревает сердце, просвещает ум, придает силы духу человеческому. Павел предостерегает здесь верующих, чтобы не препятствовали эффективной работе в них Святого Духа. Если ему противиться, то огонь Его может быть ослаблен или даже угашен.
Греческое слово св`эннитэ означает «гасить», «выгонять», «удалять», «тушить», «пресекать», «сдерживать». В Мф 12:20; Мк 9:44-48; Ефес 6:16; Евр 11:34 это слово употреблено для тушения огня, а в Мф 25:8 для угасания светильников. Поскольку Дух ассоциируется с огнем, св`эннитэ является особенно подходящим словом. Вероятно, Фессалоникийская церковь охлаждала пыл некоторых своих членов, которые имели проявление духовных даров. Павел предостерегает церковь против угашения пламени духовного огня, который пылал в их среде, чтобы они не изгнали Святого Духа. Посредством такого совета, он не даёт разрешения на фанатические проявления, которые позорят Дух, но говорит лишь о таких действиях, какие могут быть надлежащим образом устроены Духом Святым.
Если мы не желаем угашать Духа, то не должны пренебрегать пророчествами (см. 1Фес 5:20). Павел наставляет верующих в Фессалониках не уничижать пророческих наставлений, но при этом призывает их различать духов (см. 1Фес 5:21). Хотя нам следует быть открытыми для влияния Святого Духа в жизни общины и не угашать Святого Духа, однако мы также нуждаемся в проницательности, поскольку ложные учения и лжепророки будут продолжать будоражить Церковь.
Возможно, в первохристианских церквах и в фессалоникской, в частности, имелась тенденция недооценивать высказанное в пророческом озарении. Дар пророчества выражался в способности воспринимать и излагать откровения, получаемые от Бога, в те времена, когда Новый Завет не был еще завершен (1Кор 13:8). Иногда эти откровения относились к будущим событиям (Деян 11:28), но часто касались и настоящего (Деян. 13:2).
Представляется вероятным, что время от времени люди, не получавшие откровений свыше, пытались внушать другим собственные представления и идеи о таких событиях, как Второе пришествие, и в результате возникала другая тенденция - оценивать пророческие откровения, руководствуясь ошибочными принципами (к примеру, исходя из красноречия говорившего), а не на основании истинной ценности их.
Христианам не следует уничижать своим неправильным подходом к ним пророчества, которые были даны Церкви, признаны истинными и Духом Святым сохранены в Писаниях. Еще и сегодня действует это искушение подменять человеческими домыслами Слово Божие.
IV Хула на Святого Духа
Прочитаем текст Писания:
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31-32).
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31-32).
Пожалуй, ни один грех не вызывал среди христиан большую неопределенность и тревогу и не был столь непонятен, как хула на Святого Духа. Что имел в виду Иисус, говоря эти слова? Что такое «хула на Дух Святой»? Это может какой-то особый грех? Давайте разберемся с этим щепетильным вопросом.
Вообще-то, если кого-то тревожит вопрос: а вдруг я совершил непростительный грех, вот этот сам факт тревоги уже свидетельствует о том, что этого еще не произошло, потому что хула против Духа, это не какой-то определенный грех, а умышленное и постоянное отвержение наставления и предостережения Духа. Это одно и то же, если молодой парень, например, не желая слушать назидание и предостережение отца, затыкает уши наушниками и включает на всю громкость музыку. Отец сразу поймет, что в эти заткнутые уши бесполезно говорить какие-либо слова назидания. Что-то подобное происходит и с человеком по отношению к Духу Святому. Умышленное игнорирование наставления Духа или вообще отвержение Его как Божественную Личность – очень опасная игра с огнем. На языке богословия это называется «хула против Святого Духа».
Непростительный грех трижды упоминается в Евангелиях (см. Мк 3:28-29; Лк 12:10; Мф 12:31). В Евангелии от Матфея Иисус лаконично сообщает: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф 12:31). Поразмышляйте над этими словами Иисуса. «Всякий грех может быть прощен», но вот «хула на Духа не простится».
Непростительный грех - это не какой-то конкретный грех, не измена, убийство, ложь или воровство. Это сознательное сопротивление влиянию Святого Духа, отказ от покаяния и продолжительное пребывание во грехе, несмотря на знание лучшего пути. Грех становится непростительным не потому, что Бог перестает любить нас. Это происходит потому, что сердце человека настолько черствеет, что он больше не любит Бога. Проблема не в том, что Господь не желает простить, а в том, что человек не желает получить прощение. Этот грех непростительный не потому, что Божье сердце не благоволит к грешнику, а потому, что через упорное сопротивление и отказ прислушаться к призывам Святого Духа сердце грешника больше не откликается на Божий зов.
Непростительный грех - это постоянное пребывание человека в греховном состоянии, при котором он больше не желает получить спасение, ожесточает свое сердце против Бога, умышленно бунтует против Него и больше не в состоянии реагировать на сильные призывы Святого Духа и подтверждения Божьей любви. Итак, правильное понимание служения Святого Духа делает нас восприимчивыми к Его обличениям, откликающимися на Его призывы и покорными Его воле.
Фарисеи были свидетелями чудес, которые Иисус совершал силой Святого Духа. Однако они полагали, что для того, чтобы творить такие чудеса, Иисус использует силу дьявола (см. Мф 12:24). Христос предупреждал, что приписывать действие Святого Духа сатане — это хула на Духа, прощения этому не будет.
Хотя сегодня мы не видим, как Христос лично совершает чудеса, нас окружают верующие, в жизни которых Его чудеса явлены силой Святого Духа. Когда мы приписываем силу, демонстрируемую представителями Христа, дьяволу, мы произносим хулу на Духа Святого. Грех — это плохо и достойно сожаления, но грех против Святого Духа — это то, чего нельзя простить. Еще один пример хулы на Духа — это постоянное проявление неверия. Продолжая отвергать работу Духа Святого либо в нас, либо в других верующих, мы тем самым препятствуем своему собственному совершенствованию. Святой Дух обличает нас в наших грехах и, отвергая Его, мы будем жить, не имея шанса познать истину.
Во время Своего служения Иисус подробно рассказывал о Святом Духе. Обращаясь к фарисеям, Христос объяснил: приписывая деяния Святого Духа сатане, они лишают себя источника благословения. Те, кто выступал против Самого Иисуса, не понимая Его Божественной природы, могут получить прощение, потому что под воздействием Святого Духа способны увидеть свою ошибку и покаяться. Каким бы ни был грех, но, если душа кается и верует, вина смывается кровью Христа. Тот, кто отвергает Святого Духа, оказывается в таком состоянии, когда уже не может покаяться и уверовать. Именно через Духа Бог проникает в сердце человека, но если кто-то добровольно отвергает Духа, утверждая, что Он исходит от сатаны, то тем самым лишает себя возможности общения с Господом. Когда Дух окончательно отвергнут человеком, Бог больше ничего не может сделать для него.
Когда мы отвергаем свет Святого Духа, мы отрицаем участие Христа в своей жизни. Таким образом, мы выбираем ложь вместо истины. Мы уподобляемся иудейским вождям, которые приписывали работу Духа силам зла. Предостережение Христа о грехе против Духа Святого тесно связано с предостережением воздерживаться от праздных и злых слов. Слова — показатель того, что происходит в сердце. Но слова — это нечто большее, чем показатель души: они способны воздействовать на сердце. Привычка легкомысленно и непочтительно критиковать влияет на человека, способствуя развитию неуважения и неверия. Многие люди, обремененные этой привычкой, не сознают всей опасности, таящейся в ней, до тех пор, пока не начинают критиковать или отвергать слова Святого Духа. Христианам следует понять, что «чаще всего грех против Святого Духа проявляется в упорном пренебрежении Божественным призывом к покаянию. Каждый шаг на пути отвержения Христа — это шаг к отвержению спасения, шаг ко греху против Святого Духа.
Однако, предпочитая закрывать глаза на свет, исходящий от Святого Духа, мы совершаем грех непослушания. Очень часто именем Святого Духа мы оправдываем свои собственные греховные поступки. Пряча под маской христианства попытки удовлетворить свои собственные эгоистичные интересы, стремясь получить выгоду и совершая безнравственные поступки, мы противимся работе Святого Духа в своей жизни. Дух символизирует Божье присутствие в нашей жизни, Он — Тот, Кто призван обличать наше сердце. Его работа заключается в том, чтобы указать нам на наши грехи, а не находить им оправдание. Пытаясь соединить праведность с грехом, мы противимся Духу.
Видя работу, которую совершает в нашей жизни Святой Дух, и отдавая себя Богу как жертву живую и становясь посланниками Христа, мы сможем жить в послушании Святому Духу. Вот несколько советов, которые помогут нам в этом.
Прислушивайтесь к голосу Духа. Важно, как мы отвечаем на голос Духа, когда Он обращается к нам. Послушный сын прислушивается к наставлениям своих родителей. Учитесь слушать и будьте внимательны ко всему, что может привлечь наше внимание в этом быстро меняющемся мире и помешать услышать голос Духа.
Полагайтесь на Слово Божье. Слово Божье, которое является источником Божественной истины и жизни, открывает нам Духа Святого. Если постоянно черпать воду из этого источника, Святой Дух наделит нас силой творить не нашу, а Его волю. Мы можем подчинить свою жизнь Божьему плану и не дать разуму блуждать в пустыне своих собственных мыслей. Так мы позволим Духу исполнить в нашей жизни Его план.
Искренне стремитесь быть послушными Богу. Он всегда готов наделить силой Своих детей, которые искренно желают выполнять Его волю. Будем послушны Богу и подчиним свою жизнь Его воле, и Он с помощью Святого Духа будет шаг за шагом учить нас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Библии есть много примеров упрямых людей. Человеческие существа хотят поступать так, как им нравится. Первое доказательство этого мы видим в Эдемском саду. Божий план спасения доступен благодаря постоянному руководству со стороны Святого Духа, но нам нужно сделать выбор. Строим ли мы свои собственные планы или принимаем советы Духа Святого, совершенного Божественного Наставника? Если мы верим Богу Отцу, мы будем доверять и Иисусу, и Святому Духу (см. Еф 4:4-6). Божий план для нас заключается в том, чтобы мы были с Ним в день искупления (Еф 4:30), и мы не должны огорчать Святого Духа своим раздражением, гневом, яростью, криком и прочими злыми чувствами. Библия ясно говорит: «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как простил вас Бог через Христа» (Еф. 4:32, РБО). Да благословит нас Господь в этом.
Похожие новости
Противление Святому Духу
Центр духовного просвещения, субботняя школа, урок №11, «Противление Святому Духу» (18 марта 2016)
16.03.17
Субботняя школа
Божественность Святого Духа - субботняя школа
Центр духовного просвещения, субботняя школа, урок №3, «Божественность Святого Духа» (21 января
20.01.17
Субботняя школа
Невидимая работа Святого Духа - субботняя школа, урок 2
Центр духовного просвещения, субботняя школа, урок №2, «Невидимая работа Святого Духа» (14 января
13.01.17
Субботняя школа