Регистрация

Александр Серков - Урок №10. Дети обетования

Александр Серков 2-12-2017, 20:45 1 674 Субботняя школа » Александр Серков
0


Чем будет полезен для нас этот урок? Во-первых, Бог в свое время не покинул Израильский народ, несмотря на все их грехи, слабости и отступления. Почему? Потому что Бог избрал иудеев для того, чтобы через них спасать всех остальных людей на земле. Кто сегодня избран Богом для спасения других народов? Это интересно. Давайте попробуем в этом уроке ответить на этот вопрос; и сделаем некоторые выводы.

I Обеспокоенность Павла


Прочитаем текст Писания из Ветхого Завета:

6 А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым (Исх.19:6).


Теперь, во свете этого текста, посмотрим, что пишет ап. Павел:

«Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим.9:6).


Предложения, сделанные Богом (завет Мой) поставили бы Израиля в особое положение среди народов - если бы Израиль принял к исполнению установления Божией праведности.

Бог обещал, если они примут условия и будут их соблюдать, сделать их Своим уделом (сравните Втор. 7:6; 14:2; 26:18; Пс. 134:4; Мал. 3:17). Они стали бы Его народом, высоко ценимым Им и связанным с Ним особыми узами. Кроме того, они стали бы царством священников - это означает, что каждый представитель народа, Царем которого является Бог, знал бы тайну доступа к нему и имел бы этот доступ, и каждый из них выступал бы в роли посредника за других, как это делали священники. Они были бы народом святым, то есть, нравственно чистым и полностью посвященным служению Богу. Для того Бог и искупил Израиля, чтобы он мог пребывать в контакте с Ним, быть отделенным (от других народов) для Него.

Отвержение израильтянами Иисуса Христа не означает, что слово Божие не сбылось. Оно лишь вновь подтверждало на конкретном примере, как действует принцип суверенного Божьего избрания, установленный Богом в ветхозаветные времена. Павел напоминает истину, которую изложил своим читателям ранее: «Ибо не все те Израильтяне (то есть, духовные израильтяне; сравните 2:28-29), которые от Израиля».

Еще до сотворения мы были избраны быть святыми и непорочными. Павел находится в великой печали. Его сердце скорбит о народе израильском. У нас всегда вызывает недоумение вопрос: достойны ли мы? Это относится к разным аспектам нашей духовной жизни — достойны ли мы такого поощрения, достойны ли мы тех благословений, которые изливаются на нас, а самое главное, достаточно ли мы достойны быть частью тех немногих, кого избрал Бог? Зная об отделении овец от козлов и пшеницы от плевел, мы никогда не сможем определить, к какой категории относимся, если не примем тот факт, что Он Своей смертью даровал нам спасение. Мы видим, Павел стремится показать, что Божий замысел в отношении Израиля не полностью разрушен и что все еще существует «остаток» семени Авраама.

Итак, хотя за Богом остается право избирать, Его намерение спасти погибающих медленно, но верно осуществляется. Например, Авраам, отец иудейского народа, был избран. У него по вере в Божьи обетования и силу родился сын по имени Исаак. У Исаака по вере родился Иаков, который стал прародителем колен Израиля. Поэтому, несмотря на препятствия, Бог постоянно, упорно, по Своему провидению воздвигает верное «семя», или спасенных детей. И эти дети, «рожденные по вере», становятся Божьими основателями Израиля и инструментами для спасения мира, охваченного грехом и отчаянием.

II Избранные


Прочитаем текст Писания:

12 Сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего»,
13 как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею (Рим.9:12-15).


Божие суверенное избрание иллюстрируется на примере, относящемся ко второму поколению патриархов. Очевидно, Бог с самого начала хотел установить этот принцип в Своих взаимоотношениях с Израилем. И этим примером еще более, чем первым (7 ст. дети Авраама), подчеркивается суверенный характер совершаемого Им избрания, поскольку речь идет о двух близнецах. Если в случае с сыновьями Авраама Бог предпочел сына одной женщины - Сарры и отверг сыновей других женщин (Агари и Хеттуры), то в этом случае с (детьми Ревекки) Божие избрание демонстрируется на двух близнецах, «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого».

Это свидетельствует, что избрание Божие «не от дел, (не только не от тех дел, которые сделаны, но даже и не от тех, которые будут сделаны в будущем и о которых Бог знает заранее), но от Призывающего», то есть, основанием для избрания является Божий план (Его «изволение»; 8:28; 9:11), а не заслуги избираемого (4:2-6). Бог сказал Ревекке: «Больший будет в порабощении у меньшего» и в подтверждение Своего выбора провозгласил: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».

Здесь надо учесть, что речь не идет о вопросе спасения, Бог расставил приоритеты этих близнецов в вопросе земных привилегий преемственности первородства и в последующем рождение в потомстве одного из них обетованного Мессии.

Сам Исав не был слугою своего младшего брата Иакова, однако, потомки Исава, идумеяне, стали рабами израильтян. Любовь Божия к Иакову проявилась в избрании Им Иакова, а «ненависть» Бога к Исаву в том - что Он исключил его из числа духовных наследников Авраама. Речь в данном случае идет не о ненависти в буквальном смысле слова, а о том чувстве, которым руководствовался Творец, осуществляя Свое суверенное избрание.

Разъясняя свои же слова, апостол начинает: «Что же скажем?» Несомненно, наводит он читателей на вопрос: «Неужели неправда у Бога»? То есть, неужели Бог был несправедлив, предпочтя Исаака Измаилу, а Иакова Исаву? Следует характерное для Павла «ми г`энито» - «никак», «да не совершится». Дело в таких случаях не в справедливости, в ее человеческом понимании, а именно в суверенном решении Бога, как это видно из сказанного Им Моисею:

19 Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть – пожалею» (Исх.33:19).


Апостол цитирует эти слова. Всемогущий Бог имеет право миловать тех, кого хочет миловать. Он не обязан простирать Свою милость на всех людей без исключения. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося или, другими словами, «не от желания человека и не от стараний и усилий его». Никто из людей не может заслужить или заработать Божественную милость.

III Тайна Божьей мысли


Прочитаем текст Писания:

17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? (Рим.9:17-24).


Основывает свою мысль Павел на двух текстах Писания:

19 И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть – пожалею (Исх.33:19).


8 Мои мысли —не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь (Ис.55:8).


И развивает апостол эту мысль дальше. Предвидя реакцию своих читателей, Павел ставит следующий вопрос: «За что же еще обвиняют? ибо кто противостанет воле Его?» (по-гречески здесь «цели, поставленной Им»). Такие вопросы и сегодня задают те, кто отвергает библейскую доктрину Верховной Божией власти. Если избирает Бог, то почему ответственность ложится на человека? Кто может пойти против Него? Отвечая, Павел вновь подчеркивает, что Верховная власть Творца - это реальность, которую люди не могут не принять, и потому сама постановка таких вопросов - неправомочна: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?»

Нечто подобное читаем мы у Исаии:

9 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» (Ис. 45:9).


Это всё риторические вопросы, ответ на которые однозначен: «Конечно же, нет». Человек, будучи творением, не имеет права ставить вопросы Творцу.

Далее Павел цитирует из Ис. 29:16 «Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» Продолжая эту аналогию, Павел снова спрашивает: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» Как известно, горшечник из одной и той же глины часть ее берет для того, чтобы сделать красивую, тонко украшенную вазу, а другую часть пускает на ночной горшок. И нет у глины права жаловаться, оспаривать решение горшечника! Так и всемогущий Творец не меньше власти имеет над Своими созданиями, тем более, что человек сотворен Им из праха земного (Быт. 2:7).

Уподобив Бога горшечнику, Павел иллюстрирует на этом примере, как осуществляется Божия суверенная цель в отношении отдельных людей. Апостол представляет на рассмотрение две возможности и начинает словами: «Что же если?» Что если (в одном случае) Бог «с великим долготерпением щадил сосуды гнева (подразумевается «Своего»), готовые к погибели?» Причастие «готовые» может быть здесь возвратным, то есть, иметь значение «приготовившие себя», но скорее всего его надо воспринимать в пассивной форме, то есть, как «подготовленные» - издавна готовые к тому («созревшие» для того), чтобы гнев Божий излился на них.

Эти объекты Божьего гнева - те неспасенные люди, которые обречены на вечное осуждение. Бог еще и ныне терпит их сопротивление Ему, однако, и их ждет осуждение. Именно те, кто противится Богу и отказывается обратиться к Нему, «приготовляются» Им к осуждению. Они, как пишет Павел в Рим. 2:5, «собирают против себя гнев Божий на день суда».

Естественно, Бог не испытывает удовольствия в гневе; от начала Он не избирает тех или иных людей к погибели. И какая-то часть людей приготовлена Им к вечному осуждению не потому, что Его радует предстоящие им гибель, а по причине их греха. Из-за него-то, обрекающего их на погибель, хочет Бог явить Свой гнев; и в назначенное время Он явит его.

Альтернативой первой возможности является обращение Бога с «сосудами Его милосердия»: «Дабы вместе (то есть, одновременно) явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе». Выражение «Он приготовил к славе» в 23 стихе означает, что Бог заранее приготовил их к славе, даровав им спасение.

До этого момента Павел говорил в общем плане, но в стихе 24 он подразумевает непосредственно своих читателей, да и себя самого, говоря: «над нами» - ведь и он, и его читатели принадлежали к тем «сосудам милосердия», которые избрал суверенный Бог. Причем Он не только избрал, но и призвал их (как евреев, так и язычников). Дело в том, что Божие избрание явлено было не только на еврейских патриархах (Исааке и Иакове, стихи 6-13), его удостоены были и современники Павла, и люди, живущие в настоящее время.

Какой вывод можем сделать мы? Насколько легко нам простить того, кто нас обидел? Мы быстро списываем таких людей со счетов. И даже если они просят прощения, нам сложно принять их извинения и простить за то, что они сделали. Но Бог до конца ищет возможность восстановить сосуды, сделанные для благородного использования, в их прежнее благородное состояние.

IV Мой народ


Прочитаем текст Писания:

25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре (Рим.9:25-29).


Мы видим, автор послания нанизывает мысль на мысль. В подтверждение своих слов, особенно в отношении язычников, апостол цитирует два стиха из книги пророка Осии (Ос. 2:23; 1:10). Бог повелел Осии дать своим детям символические имена: Лоамми (не Мой народ) и Лорухама (непомилованная). Это было сделано в знак того, что Бог отвернулся от северного царства - Израиля и обрек его на ассирийский плен и изгнание (Ос. 1:2-9).

Однако, не навсегда отверг Бог Израиля. В стихах, цитируемых Павлом, Он обещает вновь восстановить его как «возлюбленный» Им народ. Этнически язычники не были Божиим народом, потому-то Святой Дух и внушил Павлу применить эти стихи к ним, а также к тем евреям, которые были избраны и призваны Богом как Его народ во Христе Иисусе. Текст Осии 2:23 апостол приводит в свободном цитировании, чтобы применить этот стих к язычникам. Он именно применяет его, а не интерпретирует в том смысле, что ветхозаветный Израиль стал, мол, частью новозаветной Церкви.

Вечное намерение Божие искупить человека во Христе, ныне открыто нам, живущим в христианскую эру. Таким образом, всё христианское откровение Павел изображает, как тайну. Воплощение Христа и союз Христа с церковью символизируется брачным союзом (Ефес. 5:32), преображение святых во время Второго пришествия (1Кор. 15:51), разрушительная работа антихриста (2Фес. 2:7) и, особенно, приобщение язычников к царству Христа (Ефес. 3:16; Кол. 1:26, 27). Тайна, о которой пишет здесь Павел, есть намерение Божие ввести как Иудеев, так и язычников в Своё царство.

Павел всегда прибегает для подтверждения своих выводов к Писаниям Ветхого Завета, особенно, когда они могут показаться спорными. В данном случае он показывает, что как признание язычников, так и спасение лишь остатка Израиля было предсказано пророками.

Словами, которыми Павел начинает 26 стих: «И на том» - он продолжает начатую мысль, цитируя теперь Ос.1:10. В своём первоначальном значении эта мысль выражает предсказание о собрании в одно место рассеянных. Павел показывает, как будет исполнено данное обетование в отношении Христианской церкви.

В 27 стихе Павел берет мысли у Исаии и развивает их. В частности, он берет текст Ис.10:22-23. Я процитирую его:

22 Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою;
23 ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.


В словах пророка Исаии отражается обетование, данное Аврааму (Быт. 22:17). Учение об остатке было важной частью всего учения пророка Исаии. Его он стал уже проповедовать с того момента, когда был послан Богом быть вестником для Израиля (Ис. 6:13), позднее в своих Писаниях он неоднократно говорит об остатке (гл. 1:9; 10:20-22; 11:11-16; 37:4, 31, 32; 46:3). По вдохновению Господа он даже назвал одного из своих сыновей Шеар-ясув (Ис. 7:3), что означает «остаток возвратится». Под этим возвращением подразумевалось не только возвращение из изгнания, но и обращение к Богу сильному (Ис. 10:21). Поэтому в выражении текста правильно отражается суть пророчества.

Павел заимствует слова у пророка Исаии для описания состояния Израиля, которое было в точности похоже на состояние Израиля того времени, когда жил пророк. И в том и в другом случае слова пророчества Ис. 1:9 подходят к мысли Павла.

9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре (Ис.1:9).


Еврейский вариант Ис. 1:9 гласит «небольшой остаток». Перевод LXX так же, как и Павел изображает их как семя, от которого снова произойдёт народ. Смысл приведённых слов стиха в том, что если бы не остаток, то отвержение Израиля было бы настолько полным и окончательным, как и истребление Содома и Гоморры. Однако в течение столетий небольшой остаток оставался непорочным. Несмотря на процветающее неверие и отступничество, этот непоколебимый круг свидетелей оставался верным Богу и условиям заветов, данных Аврааму.

Выводы Павла заставляют нас задуматься над вопросом остатка. Сегодня христиан как песок морской на берегу моря. Но кто войдет в число остатка Божия? В Рим.9:27 говорится: «А Исаия провозглашает об Израиле: “хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется“». Нам сказано, что оставшихся будет не много, поэтому мы должны сделать твердым наше «звание и избрание», что означает: нам следует делать все возможное, чтобы быть частью этого Остатка. Но в таком случае, спасаемся ли мы верой (благодатью) или делами? Если мы — хорошие люди, но не наделены при этом благодатью Божьей, чего же нам удалось добиться? Когда Христос придет за Своим народом (остатком), на что Он будет смотреть? Приведу текст Писания:

«Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).

Вопрос Христа: «Но Сын Человеческий придя, найдет ли веру на земле?» - не был продиктован незнанием Его. Ни мыслью о том, что к Его возвращению верующих на земле уже не будет. Скорее вопрос этот должен был послужить стимулом ученикам, чтобы неотступно молились о вере на земле. Итак, это еще один хороший урок, извлеченный из плохого примера.

V Преткновение


Прочитаем текст Писания:

30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения (Рим.9:30-32).


Павел снова задается знакомым нам риторическим вопросом: «Что же скажем?», подготавливая читателей к выводу из сказанного им выше. Интересно отметить, что «язычников» (буквально (другие) «народы») апостол определяет, как тех, которые «не искали праведности», но получили ее – «праведность от веры».

Мы видим, что как иудеи, так и язычники собирались вместе на богослужение, однако, все возраставшее в дни третьего миссионерского путешествия Павла ожесточение евреев против Христа и преобладание в Церкви язычников явилось причиной того, что апостол, говоря о «язычниках», противопоставлял их Израилю.

А Израиль, искавший (буквально «искавший и ищущий») закона праведности, не достиг до закона праведности. Желающие достичь праведности по закону, должны были соблюдать все написанное в законе (Иак. 2:10). Но почему же Израиль не достиг такой праведности? – «Потому что искали не в вере, а в делах закона».

Евреи, при этом, не хотели понять, что они просто не в состоянии исполнить закон во всем и до конца, а потому нуждаются в прощении по вере. Некоторые из них упорно надеялись исполнить закон ценою собственных усилий. Ибо преткнулись (Рим. 11:11) о камень преткновения. Этим «Камнем преткновения» является Иисус Христос. Он, по мнению иудеев, был не тем, кого они ожидали, а потому они и отвергли Его, вместо того, чтобы принять Его верою. Желая показать, что Бог предвидел это, Павел цитирует из книги пророка Исаии (8:14 и 28:16; сравните Рим. 10:11); будучи объединены им, эти два места говорят о двух противоположных реакциях людей на Камень, положенный Богом в Сионе.

Порой легко бывает потерять веру и сосредоточиться на делах как возможности пройти процесс очищения или покаяния, потому что результат будет наглядным. С верой все сложнее. Нам труднее понять, спасает ли нас наша вера, так как она физически неосязаема. Я считаю, что для нас, верующих, дела и вера идут рука об руку, мы не можем полагаться на что-то одно и пренебрегать другим. Когда мы верим в то, что спасаемся благодатью, и держимся за это обетование, нас немедленно охватывает желание быть хорошими и поступать соответственно. Это естественный процесс, который не ограничивается словами: «Хорошо, с духовной стороной я разобрался, теперь посмотрим, что у нас с делами. Я потратил столько-то часов на это и такое-то количество времени на то».

Кроме того, есть люди, которых можно определить, как неверующих (хотя бы потому, что они не ходят к нам в дом молитвы). Их вера может отличаться от нашей, но в сердце живут искренность и доброта. Посмотрев на них и их поступки, мы поймем, о чем говорится в Рим.9:30-31: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры». Причина этих слов доступно объясняется в Рим.9:32: «Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения».

Заключение


Итак, Божьи пути поистине загадочны, и мы не всегда понимаем причины Его поступков. Но так как Бог есть любовь, благодаря Его действиям мы обретаем мир. Как прекрасна благодать Божья! А самый главный план Его заключается в восстановлении отношений между Ним и человечеством. Это для нас весьма утешительные слова.

telegram

Похожие новости

Божий Закон дан на все времена

«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех

18.02.11 Чтения
Бремя Павла. Тема недели «Искупление для иудеев и язычников»

Богу нужны были миссионеры, чтобы проповедовать Евангелие в мире, погрязшем в язычестве, невежестве

29.08.10 Субботняя школа
Распределение обязанностей. Тема недели «Священники и левиты»

Господь заверяет поклоняющихся, что они не умрут при приближении к святилищу, если только будут

15.11.09 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть