Любой текст без контекста быстро становится предлогом для утверждения собственных планов и идей. Поэтому мы должны не просто читать Библию, но и правильно ее толковать.
Читайте также: Субботнняя школа - что это?Второй квартал 2020 года - Как толковать ПисаниеУрок от Виталия ОлийникаI. Почему толкование важно? (ЧТ).
1. Какой первый образ появляется в вашем сознании при слове «паста»? (зубная, томатная, обувная, и т.д.)
2. Прочитайте Втор. 1:3,5 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что делал Моисей с Торой? (5 ст. – изъяснял закон)
б. Чем была вызвана необходимость толкования? (3 ст. – «40-го года» – новое поколение, новые реалии и опыт!)
в. Каково различие между Исх. 20:17 и Втор. 5:21 и чем оно вызвано? (появляется поле – поколение собственников земли)
3. Прочитайте Деян. 8:27-35 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что известно о познаниях и духовном опыте евнуха? (27 ст. – приезжал в Иерусалим для поклонения: знал истинного Бога и служил Ему! 28 ст. – читал книгу Исаии)
б. Что требовалось для разумения Писания? (31 ст. – помощь знающего человека)
4. Испытывали ли вы нужду в толкователе Библии? Поделитесь!
II. Предпосылки (ВС). Наша греховная и падшая природа (СР).
1. Прочитайте 1Тим. 5:21 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что может стать препятствием принятию Писания? (преду-беждения и пристрастие)
б. Проверьте эти термины в иных переводах («предвзято… предпочтения» (РБО))
2. Прочитайте Ин. 1:45,46 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какую тему затрагивает утверждение Филиппа? (45 ст. – это вопрос толкования Писаний – «Моисей в законе и пророки»)
б. Почему Нафанаил отметает толкование Филиппа? (46 ст. – предубеждение против Назарета)
3. Прочитайте Ин. 9:14-16, 30-34 (по очереди) и ответьте:
а. Что помешало фарисеям согласится с фактом исцеления? (16 ст. – их искаженное понимание заповеди о субботе)
б. Что помешало фарисеям принять истину от бывшего слепца? (их искаженное понимание причины врожденных увечий)
4. Прочитайте Ин. 12:12-16 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какой отрывок цитирует Иоанн? (Зах. 9:9)
б. Что опыт учеников демонстрирует о влиянии предпосылок на понимание Писания? (могут быть препятствием)
5. Какие практические правила даны в этом разделе? (проверять свои предпосылки; читать так, как будто в первый раз)
III. Перевод и толкование (ПН).
1. Прочитайте Неем. 8:8 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Назовите три глагола в этом стихе (читали, присоединяли толкование, понимал)
б. Чем была вызвана необходимость толкования? (см. 13:23,24 – иностранные языки; таргумы – первые переводы Танаха на арамейский)
2. Прочитайте Ин. 1:38,41,42 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что делает Иоанн в этих стихах с некоторыми словами? (он их переводит на греческий)
б. Почему в этом была нужда? (иноязычная аудитория)
3. Что можно делать на практике во свете этого раздела в целях разумения Библии? (Сравнивать разные переводы, пользоваться дословным подстрочным переводом, учить языки оригинала)
IV. Библия и культура (ВТ).
1. Иллюстрация: на каком значении слова «сердце» зиждется фраза: «Сердцу не прикажешь»? («Символ средоточия чувств, переживаний, настроений человека» (Толк. Словарь Ушакова))
2. Прочитайте следующие отрывки и ответьте на вопрос: что в Библии означает слово «сердце»? Быт. 6:5 (орган мышления); Иер. 4:14 (злое в сердце = злочестивые мысли! Не по-русски!)
3. Прочитайте Быт. 30:3 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. Как женщине возможно иметь детей от другой женщины при участии своего мужа? (обычай усыновления/удочерения в той местности в древности – разместить ребенка на колени)
4. Прочитайте Пс. 95:7-9; 150:3-6 (по очереди) и ответьте:
а. К кому обращены эти призывы? (ко всем народам, не только к Израилю!)
б. Как славить Господа? (музыкальные инструменты, громко –по всем правилам, данным в Библии!)
5. Как отличить, что в библейском языке обусловлено культурой еврейского народа, а что надкультурно? (внимательно читать!)