Регистрация

Урок 7 - Субботняя школа из Германии - III квартал 2021

Александр Серков 10-08-2021, 10:43 1 297 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Мир вам и Божье благословение, дорогие мои слушатели и читатели! Приветствую я вас на очередном уроке субботней школы. Этот урок фактически является продолжением прошлого шестого урока. Или даже резюмирующей его частью. Изучая тему в прошлую неделю, мы вновь столкнулись с подлым поступком, теперь он был совершен братьями Иосифа. Казалось бы, все закончилось весьма печально. Особенно жалко престарелого патриарха. Представьте, как тяжело пришлось ему перенести известие, что любимого его сына растерзал дикий зверь. Разноцветная одежда, испачканная кровью козленка, навряд ли была уничтожена, время от времени, достав ее и плача над ней, он вспоминал детство дорогого сына от любимой жены. На него возлагал он все свои надежды. По-видимому, сожалел он о том, что послал его одного к братьям, не дав хотя бы какой-то нож, чтобы обороняться от дикого зверя. Долгие годы терзаем был Иаков, убитый горем, и никто не мог утешить его. Но мы видим, что эта история имеет радостный конец, и не просто радостный, но и поучительный. Вот об этом мы и поговорим в этом уроке.

Эпиграфом к этой теме давайте возьмем текст Писания:

32 Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Ефес. 4:32).

Иосиф не знал этих слов, но водимый Духом Божьим, он поступал именно так. Вот об этом наш урок, к которому мы теперь приступим.

I Встреча с братьями


Это интересная история, но мы не будем сейчас зачитывать длинный текст, надеюсь, вам эта история хорошо известна. Давайте проделаем некоторый анализ и резюмируем эту историю.

Представьте себя на месте Иосифа. Ну, не в такой степени, конечно. Мечтать о премьер-министре страны нам даже и на ум не приходит. Но вот старшим дьяконом в церкви кого-то из нас могут избрать. Теперь мы и в совете церкви уже, и право голоса имеем. Может самое время теперь отомстить нашим церковным неприятелям?! Словечко негативное на совете замолвить, мол, за этим братом числится то-то и то-то. Может подлить масло в распри, кому-то в церкви рассказать о моем неприятеле такую вещь, что люди просто ахнут? Мне поверят, я же теперь церковный авторитет, старший дьякон, как не как. Размечтались? Пока далеко не зашли, давайте остановимся и посмотрим, как поступил Иосиф, когда стал гораздо большим, чем дьякон в церкви, его назначили премьер-министром Египта.

Жизнь в чужой стране наладилась, фараон дал Иосифу жену, родились дети, хранилища заполнены зерном: ешь, пей и прославляй Бога. Но вот что-то произошло. Нет-нет, ни враг напал на страну, ни пандемия вдруг разразилась; просто однажды, распродавая зерно иностранцам, продажа которым происходила под непосредственным наблюдением Иосифа, вдруг предстали перед ним десять, уставших после утомительной дороги, путников. И забилось сердце Иосифа учащенно, что-то близкое, родное всколыхнуло его сердце. Неужели это мои братья?! Да, точно это они.

Мы не знаем, возникала ли у него мысль отомстить им, поборол он ее, или это желание давно уже отпало? Мы не будем заглядывать ему в душу, да нам это и не дано, давайте рассмотрим то, что нам открыто в Писании. Мы можем только представить, что Иосиф мог подумать о семьях его братьев, об отце. Он жил здесь в достатке, а как там они? Пришли ведь не зря, голод заставил. В общем-то, вывод пока сделать мы не можем, можем лишь догадываться. Что мог подумать Иосиф, когда увидел, что Вениамина с ними нет? Может и с ним они тоже расправились? Интернета ведь в те времена не было, криминальные новости по телевизору он тоже не мог видеть. Может не только Вениамина нет уже в живых, а что там с престарелым отцом? Может и он сошел в могилу, потеряв не только Иосифа, но и Вениамина?

Во всяком случае, что нам дано знать, так это то, что Иосиф, узнав их, обошелся с ними сурово. Я не думаю, что это элемент мести, ему страстно хотелось узнать судьбу остальных членов семьи. Когда он услышал: «а меньший теперь с отцом нашим» - словно тяжелый камень спал с души: значит жив еще отец, и Вениамин – тоже.

Что значат те три дня, в которые братья были под стражей по приказу Иосифа? Мы не знаем, о чем они думали все это время. Мне кажется, они вспоминали все свои грехи, особенно связанные с Иосифом. Иона тоже три дня был в животе морского чудовища, было время обдумать всю свою жизнь, особенно то, что он пошел против воли Божьей и направился совсем в противоположную сторону от того места, куда направил его Бог с проповедью.

И Христос три дня и три ночи был во власти тьмы и в разлуке с Отцом Небесным. Правильно ли сделал Иосиф, что признал их шпионами, пришедшими высмотреть слабые места страны, и посадил их в темницу на три дня? Как мудрый стратег, он дал им хотя бы малое время прочувствовать, что значит быть в тюрьме за несправедливое обвинение. Это не был элемент мести, это – отрезвляющий мудрый прием, дающий понять принцип, который высказал в Свое время Иисус:

31 Как желаете, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лук.6:31 ПС).


Если поднять более обширный контекст и взять Лук. 6:27-38, то здесь мы видим, что Иисус говорит о семи аспектах подлинной, бескорыстной любви. Жизнь и поведение в соответствии с ней, что не присуще человеческой природе, требуют сверхъестественных возможностей, но именно в этом и являет себя истинная праведность. Читая этот контекст, мы находим такие радикальные высказывания как:

1) Любите врагов ваших.

2) Благотворите ненавидящим вас.

3) Благословляйте проклинающих вас.

4) Молитесь за обижающих вас.

5) Не воздавайте злом за зло.

6) Просящему давайте от души.

7) Поступайте с другими так, как хотите, чтобы с вами поступали.

Такая любовь, если она проявляется в людях, делает их особыми, совершенно не похожими на всех остальных людей, они по характеру подобны Отцу Небесному.

Эти три дня братья исследовали свою жизнь, а Иосиф – свою. Может концепцию высказанных слов Иисусом в течение этих трех дней Дух Святой внушал и Иосифу, который, возможно, был как раз в борьбе, как же поступить теперь с моими братьями?

II Разыгранный сценарий


Прочитаем один фрагмент из этой истории:

21 И стали они рассуждать между собой, говоря: «Это постигло нас наказание за то зло, которое мы причинили нашему младшему брату Иосифу, мы видели его страдания, он умолял нас о пощаде, но мы и слушать его не хотели; и вот, нас постигло теперь это горе».
22 Рувим напомнил всем остальным братьям: «Я же говорил вам, чтобы вы не трогали парня, но вы настаивали на своем. Вот теперь мы расплачиваемся за его кровь».
23 Они и не подозревали, что Иосиф все понимает, потому что общались с ним через переводчика, который был между ними.
24 Слезы навернулись на глазах Иосифа, он отвернулся и отошел от них. Вернувшись, он велел арестовать Симеона, и связали его на глазах у братьев (Быт.42:21-24).


Для чего Иосиф разыграл весь этот спектакль? Что он хотел этим добиться? Мы уже говорили, что он страстно желал узнать, жив ли еще Вениамин и отец? Эту информацию ему дали. Возможно, хотелось теперь увидеть своими глазами Вениамина? Может и это. Иосиф не хочет допустить, чтобы те семейные отношения, которые он оставил в своем сознании у сухого рва в Дофане, продолжались и впредь. Он должен был удостовериться, изменилось ли что-то в их отношениях или нет.

Когда братья поняли, что этот владыка Египта не накажет и не убьет их по одному лишь подозрению, а будет судить их справедливо, их совесть заговорила. Ведь совершенно по-другому они обошлись со своим младшим братом. Правитель всего Египта сжалился над их семьями, которые страдали от голода в Ханаане, в то время как они намеревались оставить своего брата в яме голодать и умереть с голода. По мере того как эти и подобные мысли проплывали в их умах, они приходили к осознанию своей вины. Их собственное несчастье вернуло им страдания брата. Рувим напомнил им, как он безуспешно предупреждал их не грешить против мальчика, и теперь они получали справедливое возмездие за свою холодность по отношению к нему. Так они обвиняли себя в присутствии Иосифа, не сознавая, что он понимает каждое слово, сказанное ими.

Мы читаем: «Взял от них Симеона». Проходя мимо Рувима, который был сравнительно невиновен, Иосиф выбрал Симеона, главного зачинщика жестокого обращения, которому он подвергался. Бессердечие Симеона проявлялось и в других случаях, например, когда он и Левий вырезали сихемитов. Когда Симеона связали на глазах у его братьев, им была навязана картина, напоминающая о том, что они сделали с Иосифом, который теперь, возможно, надеялся, что жалость к Симеону будет способствовать их более быстрому возвращению с Вениамином.

Иосиф знал, что голод продлится еще несколько лет, поэтому настаивал на том, чтобы привезли они с собой Вениамина, когда придут за хлебом следующий раз. Надо еще учесть, что в заложниках остался у Иосифа Симеон, так что точно придут они еще за зерном.

Придя домой, они рассказали Иакову обо всем, что с ними произошло в Египте. Услышав их печальную историю и увидев злое предзнаменование в возвращенных деньгах и поняв, что он потерял второго сына, Иаков разразился горьким плачем, обвиняя своих сыновей в ответственности за потерю Иосифа и Симеона.

Иаков едва ли был справедлив к своим сыновьям, так как не знал, что они виновны в исчезновении Иосифа и, конечно, не были непосредственно виновны в заключении Симеона. Тем не менее, они, должно быть, приняли жалобу Иакова как заслуженный упрек. Они знали, что он говорит больше правды, чем он сам это осознавал. Они, конечно, лишили своего отца Иосифа и считали, что заключение Симеона в тюрьму было справедливым возмездием за их жестокий поступок. Как они могли теперь взять на себя ответственность за доставку Вениамина в Египет, когда не было никакой уверенности, что он благополучно вернется? Они были в затруднительном положении, но их единственным выбором было идти в Египет, иначе ожидала всю семью голодная смерть. Если они хотели освободить Симеона и спасти его от неминуемой смерти, если они и их семьи должны были пережить голод, они должны были вернуться в Египет.

Собираясь вновь в путь, им необходимо было взять с собой и Вениамина. Предложение Рувима представляло собой высшую жертву с его стороны. Это было искреннее, но опрометчивое предложение. Рувим был старшим, хотя, конечно, и не самым мудрым из сыновей Иакова, и снова он оказался самым добросердечным. Но Иаков отказался; он не был уверен в их способности гарантировать безопасное возвращение Вениамина. Их руки не были чисты. В прошлом они доставляли ему много беспокойных часов. Рувим совершил тяжкий грех с наложницей Иакова, Симеон и Левий убили население города, и семья Иуды была так зла, что двое из его сыновей умерли в юности за свое нечестие. Как мог Бог благословить Вениамина с такими людьми? Все, в чем они были замешаны, заканчивалось разочарованием или катастрофой. Но, как бы там ни было, они вновь пошли в Египет, взяв с собой Вениамина, другого выбора у них просто не было.

Но их проверка еще не закончилась. Увидев Вениамина, Иосиф успокоился, он теперь удостоверился, что Вениамин жив-здоров. И вот он устраивает пир, на котором специально демонстрирует особое расположение к Вениамину, чтобы до конца выявить, сохранилась ли у них прежняя зависть. Хотя братья не проявили никаких признаков ревности, но Иосиф знал своих братьев, насколько они могут быть хитрыми. Он вспомнил, как они обманули целый город, чтобы убить всех мужчин. Он также был уверен, что братья солгали своему отцу и о его судьбе. Поэтому Иосиф решает устроить им еще одну серьезную проверку. Это очень трогательный момент, когда, обыскивая всех, чаша Иосифа оказалась в мешке Вениамина.

III Ходатайственная просьба Иуды


После каких событий Иосиф был растроган до такой степени, что не мог удержаться от плача? После заступнической речи Иуды. Мы читаем эту историю дальше:

14 Иосиф ждал их в своем дворце. Как только Иуда и братья его встретились с Иосифом, они тут же бросились перед ним на землю.
15 «Как вы посмели такое сделать?! - услышали они в свой адрес упрек Иосифа. – Неужели вы не знали, что такой человек, как я, безо всякого труда может узнать это при помощи гадания?»
16 «Что можем мы сказать господину нашему? – начал говорить Иуда. – Нам нечем ни возразить, ни оправдаться. Бог выявил нашу вину. Теперь мы рабы твои, и в первую очередь тот, у кого оказался твой кубок».
17 Но Иосиф сказал: «Разве я поступлю так несправедливо?! Нет, только тот, у кого был найден мой кубок, будет моим рабом; а остальные могут с миром возвратиться к отцу своему».
18 Выступив вперед, Иуда сказал: «Господин мой, позволь говорить с тобой откровенно. Не прогневайся на меня, раба твоего. Я знаю, что ты – что и сам фараон (Быт.44:14-18 ПС).


Во-первых, исполнились сны Иосифа: «Все они пали перед ним на землю». Иуда берет инициативу на себя. Это он руководитель в этой второй миссии в Египет. Это он обещал отцу вернуть Вениамина живым и невредимым. Читая его речь, мы не видим, чтобы он пытался оправдать себя и своих братьев или снять с себя и с них подозрения, но открыто признает их вину. Он, без сомнения, имел в виду преступление, совершенное против их брата Иосифа, преступление, которое преследовало их совесть с тех пор, как оно было совершено. Для египетских свидетелей, особенно для управляющего, слова Иуды означали признание их вины, и это, несомненно, удивило египтян, так как они знали, что эти люди действительно невиновны. Иосиф, должно быть, почувствовал боль их душ, понимая, что они чувствуют, что наказание, которое скоро будет им назначено, заслужено. В ответ на предложение Иуды, чтобы все остались рабами в Египте, куда они когда-то продали своего брата в рабство, Иосиф заявил, что его приговор не будет столь жестоким, он будет мягким и справедливым. Только виновный должен быть его рабом; остальные могут вернуться к отцу целыми и невредимыми.

Со слов: «Выступив вперед, Иуда сказал…» - остальные 17 стихов этой главы повторяют речь Иуды от имени его брата Вениамина. Эту речь справедливо называют одним из шедевров древнееврейской литературной композиции, одним из лучших образцов природного красноречия в мире.

«Я знаю, что ты – что и сам фараон» - говорит Иуда. Речь его началась с просьбы о милостивом слушании. Он говорил с тем, кто был равен фараону и имел власть осуждать или прощать. Поскольку египетский монарх считался богом, образцом всякого совершенства, то наивысшей честью, которая могла быть оказана человеку, было сравнение с монархом.

Прежде всего, Иуда рассказал о том, как Вениамин оказался вовлечен в беду. Иосиф поинтересовался их семейными делами, и они правдиво сообщили ему о своем младшем брате, который все еще был дома. Иосиф настоял на том, чтобы они не рискнули вернуться в Египет без своего брата, чтобы доказать его существование и тем самым точность своих утверждений. Вежливо, но недвусмысленно напомнив Иосифу, что его требования были причиной присутствия Вениамина в Египте, он продолжал изображать в нежных и выразительных словах любовь их престарелого отца к сыну его старости и его горе, когда они сообщили ему, что не могут пойти в Египет без Вениамина. Он рассказал о сильном беспокойстве, с которым после тяжелой борьбы отец наконец разрешил ему отправиться с ними в путь. Он подчеркивал трезвый факт, что они с печалью сведут в могилу седые волосы своего отца, если они возвратятся без юноши.

Самопожертвование Иуды, безусловно, заслуживает похвалы. Добровольное подчинение рабству вместо брата, который пользовался более высокой степенью родительской любви, чтобы избавить своего престарелого отца от новых страданий, невозможно недооценить. Самозабвенное великодушие Иуды трудно было превзойти, его поступок редко был сравним. Иуда предстает здесь как истинно обращенный человек, достойный предок обещанного семени и достойный дать свое имя избранному народу Божьему.

Иосиф уже не сомневался, что с тех пор, как он был продан в рабство, его братья, и в особенности Иуда, совершенно переменились. Тактика Иосифа оказалась в высшей степени успешной. Теперь он убедился в отношении своих братьев и утвердился, что их обращение было подлинным. Больше не было необходимости проверять их, и поэтому он был готов раскрыть свою личность.

IV Обретение покоя после прощения


Прощение определяется как готовность отказаться от своего права на обиду, осуждение и месть по отношению к обидчику или группе людей, поступающих несправедливо. Но вопрос стоит так: сколько раз прощать обидчика? Иногда мы слышим: «Да, сколько можно ему прощать?» Этот вопрос возник однажды и у Петра. Мы читаем:

21 Тогда Петр обратился к Иисусу и спросил Его: «Господи, скажи-ка мне: если брат мой провинится передо мной, то сколько раз я должен прощать ему? До семи ли раз?»
22 «Нет, - ответил ему Иисус, - не до семи, а до семидесяти раз по семь» (Матф.18:21-22 ПС).


Это что, в год, в день или в час мы должны столько раз прощать? Здесь не сказано, потому что эта гипербола означает, что прощать надо всегда и бесконечно. Иосиф дал братьям шанс для улучшения семейных отношений. Здесь с его стороны нет обид, нет возврата к тому, что произошло в прошлом.

Но может Иосиф затаил в себе обиду и не дал ей вылиться наружу из-за отца, не желая его огорчить? Такая мысль у вас не появлялась? Если у нас такая мысль возникнет, то стоит нам взглянуть на конец этой истории, на тот момент, когда умер Иаков. Если у нас такая мысль не появилась, то у братьев Иосифа она была. Мы читаем:

15 Теперь, когда умер отец, братья Иосифа забеспокоились и с опаской стали говорить друг другу: «Что, если Иосиф затаил на нас злобу, и теперь, когда отца нет, он отомстит нам за все причиненное нами ему зло».
16 И послали они сказать Иосифу: «Перед смертью отец твой дал нам указание:
17 “Так скажите Иосифу: ’Я прошу тебя, прости братьям своим вину их и грехи их, которые они совершили, поступив с тобой так скверно’”. И теперь мы просим тебя, чтобы ты простил нас, рабов Бога отцов твоих!» Выслушав эти слова, Иосиф заплакал.
18 После этого пришли к Иосифу и сами братья, они бросились перед ним на землю и сказали: «Мы – слуги твои».
19 И ответил им Иосиф: «Не бойтесь! Мне ли менять решение самого Бога?!
20 Вы замыслили против меня зло, но Бог обратил зло в добро, потому что Он хотел таким образом спасти жизни многих людей. Таков был Его план, и так все это и произошло.
21 Так что не бойтесь: вы можете положиться на меня, я позабочусь о вас и о семьях ваших». Этими добрыми словами он успокоил все их переживания (Быт.50:15-21 ПС).


Семнадцать лет живя в Египте до смерти отца, братьев Иосифа не покидала мысль: искренно ли простил нас Иосиф? Не настал ли тот момент, когда после смерти отца он отомстит нам? Они снова осознали, насколько жестоко они обошлись со своим братом. Однако Иосиф вновь заверил их о своем прощении, теперь уже после смерти отца. И это уже с его стороны, бесспорно. Наверно, после этого напоминания стало хорошо не только братьям, но и самому Иосифу. Если рана глубокая, нам, возможно, придется прощать много раз. Когда в памяти всплывают воспоминания о плохом, нам нужно немедленно обратиться к Богу в молитве и сделать выбор снова простить.

Заключение


История Иосифа имела счастливое завершение. Давайте проанализируем конфликтные моменты в нашей жизни. Какой они имели конец? Возможно, мы недавно кого-то обидели, или нас кто-то огорчил. Мы переживаем о разрушенных отношениях, мы ищем момента для восстановления наших отношений? Если мы обидели человека и причинили ему этим боль, просим ли мы Бога дать нам благодать простить его? Независимо от того, нужно ли нам просить прощение или простить обидевшему нас, уладив с ним отношения, мы обретем Божью благодать, которая даст нам истинный внутренний мир и душевный покой.

Желаю вам, мои дорогие братья и сестры, мои слушатели и читатели, Божьего благословения и мира в ваши сердца.

telegram

Похожие новости

Молодежный урочник субботней школы «Познавая Бога» - I квартал 2012 года

Отделом Молодежного Служения ЕАД совместно с РТЦ "Голос надежды" были подготовлены аудиоуроки

16.12.11 Молодежное служение » Субботняя школа
Сына… твоего… одежда. Тема недели - Разноцветная одежда

«И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду,

21.04.11 Субботняя школа
Одежда снята. Тема недели «Разноцветная одежда»

Сны Иосифа, которые были так неприятны братьям, — вот первое, о чем они вспомнили, когда заметили

20.04.11 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть