Регистрация

Урок №2 - I квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 5-01-2022, 11:03 3 531 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Мир вам, братья и сестры! Мы приступаем ко второму уроку в этом квартале. Первый урок, можно сказать, был вводным к посланию, которое было адресовано евреям, принявшим христианство. Мы, в общем-то, познакомились с той обстановкой, какая царила в их среде, как вкрались к ним лжеучителя и тянули их назад к иудейским традициям. Теперь мы переходим к самому уроку, который, в свою очередь, также является обще анализирующим. Он так и называется: «Концепция послания евреям».

I Авторство послания евреям


У нас остался невыясненным вопрос авторства этого послания. В первом уроке мы не стали касаться этого вопроса, но об этом стоит поговорить. Дело в том, что в самом послании автор не упоминает своего имени, и это создает некоторые проблемы. Авторство послания евреям оспаривается с давних времен. В то время, как многие приписывали эту книгу Павлу, другие энергично возражали. Ориген, один из ранних отцов церкви, завершил свое изучение книги заявлением: «Кто написал послание, воистину знает только Бог». Другие отцы считали автором Варнаву, Аполлоса, Климента или Луку.

Эта неопределенность в отношении авторства послания евреям была основным фактором нежелания многих ранних христиан в западной части римской империи признать послание каноническим. На самом деле, начиная только со второй половины 4-го века и в течение последующих столетий, дискуссия об авторстве этого послания постепенно прекратилась, и большинство христиан восприняли его как работу Павла.

Доказательства против мнения о том, что Павел написал это послание, черпались в основном из соображений литературного стиля и содержания книги, которые отличались от его общепризнанных посланий.

Есть еще одно предположение, что Павел провел серию проповедей на тему священнического служения Христа, и что они были записаны кем-то стенографическим методом, а может просто запоминались. Как это иногда бывает с записанным таким образом материалом, окончательная литературная форма переписанной копии может быть сильно окрашена переписчиком. Это легко понять, так как у Павла, по всей видимости, никогда не было возможности редактировать эти проповеди, так как он постоянно путешествовал, и путешествие закончилось, в конце концов, мученичеством и смертью. А может и довелось ему прочитать обработанный материал своих проповедей. Хотя точку поставить нельзя на этой гипотезе, но она более вероятная.

Если в свое время Моисей обратился к народу у границ Ханаана с рядом проповедей, и эти проповеди были потом записаны, и мы имеем теперь книгу Второзаконие; так и проповеди Павла мог кто-то записать. Павел, вполне возможно, обращаясь к еврейскому народу с рядом проповедей, быстрей всего говорил на иврите, и, естественно, в таком случае проповеди были не только записаны кем-то, но и переведены на греческий язык. Но это тоже гипотеза.

Есть и еще один интересный аргумент. Возьмем последние стихи последней 13 главы. Я цитирую их:

21 Сделает вас совершенными во всех добрых делах, чтобы вы могли совершать волю Его через Иисуса Христа, Которому да будет слава во веки веков! Аминь.
22 Теперь я прошу вас, братья, обратите внимание на то, что я написал вам в этом кратком наставлении.
23 Знайте, что брата нашего Тимофея освободили. Если он придет сюда скоро, мы вместе навестим вас.
24 Передавайте приветствия своим наставникам и всем святым детям Божьим. Приветствуют вас христиане из Италии.
25 Благодать Божья да пребудет со всеми вами. (Евр.13:21-25 пер. Сер.).


В конце проповеди (21 стих) стоит слово; «Аминь». В оригинале это слово тоже присутствует. Возможно, на этом записанные проповеди закончились. А стихи 22-25, может Павел, прочитав восстановленную его речь, дописал собственноручно. Вы только вникните в эти слова, которыми он начинает свою дописку: «Теперь я прошу вас, братья, обратите внимание на то, что я написал вам в этом кратком наставлении». Что это за краткое наставление, которое он написал? Это 23-25 стихи, в которых он сообщает, что освободили Тимофея, и передает приветствия и пожелания. Вот и все его собственноручное написание.

А остальной текст действительно сильно похож на проповедь или, и это быстрей всего, серию проповедей. Хотя бы взять 11 главу. Она явно свидетельствует о том, что этой главой начинается очередная новая проповедь. Проповедующий собирает исторические эпизоды с самого начала. Начинает он с Авеля, затем говорит о Енохе, Ное, Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, Моисее, и в конце концов мысль сводит уже в начале 12 главы к Иисусу, Который, пренебрегши посрамление, претерпел крест и воссел с правой стороны престола Божия. Так свою проповедь построил и Стефан, он начал с исторических фактов и постепенно подвел мысль ко Христу.

Обратите внимание еще на один факт, о котором мы читаем в 11 главе. В 32 стихе написано: «Мне не хватило бы времени, начни я рассказывать о Гедеоне…» и так далее. Обычно времени не хватает в проповеди, потому что именно она имеет свои определенные временные рамки, а в письме можно писать много и обстоятельно. Возьмите хотя бы послание римлянам, которое имеет 16 глав. А послание евреям состоит из 13 глав: вполне можно было бы более подробно описать еще и о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и о других пророках.

Как бы там не было, мы все же будем придерживаться традиционного представления об авторе, что им был именно Павел. Нет разницы: хоть он сам написал весь текст, хоть писал писарь под его диктовку, или даже если кто-то записал его проповеди, в любом случае, замысел этого литературного шедевра принадлежит Павлу, а значит именно он является автором этого послания.

II Иисус – наш Царь


Возьмем самые первые стихи первой главы:

1 Бог, Который многократно и различными способами говорил в прошлом отцам через пророков,
2 Теперь, в эти последние дни, говорил нам в Сыне, через Которого Он вначале сотворил Вселенную, а теперь все отдал Ему в наследство.
3 Этот Сын – излучение славы и образ подобия самой сущности Его – поддерживает существование всей вселенной Своим могущественным словом. Совершив очищение грехов наших смертью Своей, воссел Он по правую сторону Всевышнего на небесах.
4 Это показывает, что Сын вновь стал намного больше ангелов, точно так же, как и имя, данное Ему Богом, более превосходное, чем их имена (Евр.1:1- 4 пер. Сер.).


На что похожи начальные слова этого повествования? Ни в одном писанном послании Павел так не начинал. Он упоминал и адресат, и адресант, передавал приветствия тому-то и тому-то от того-то и того-то. Это же вступление очень похоже на начало устной проповеди.

Начинает апостол с информации о Боге, о том, что не противоречит догмату евреев. Он делает завязку на том, что Бог многообразно и различными способами доносил весть до еврейских предков. Что он этим хотел сказать? Что полный свет от престола Божьего не пролился на людей в одной великой вспышке славы. Скорее, это происходило медленно, мало-помалу, по мере того, как люди могли это понять. К чему он все это подвел? К последним дням, когда Бог через Сына Своего раскрыл полноту истины.

Если в ветхозаветные времена было уместно проявить веру в грядущего Искупителя, принеся агнца на алтарь, то после пришествия Христа было бы неуместно продолжать такие жертвы: это означало бы уже не веру, а неверие, потому что пришел Тот, на Которого указывали жертвы животных. Необходимо было отказаться от обрядов и церемоний, которые указывали на грядущего Христа, и заменить их другими, которые свидетельствовали бы о вере в пришедшего Христа. Чтобы позволить верующему в Бога сделать это, потребовались бы свежие откровения с Небес; и они были открыты самим Христом, а затем и Его апостолами.

Отказаться от освященных веками церемоний и обычаев – как того требовало христианство от израильтян — и принять новые, которые внешне не шли ни в какое сравнение со старыми; разорвать связь с величественной храмовой службой — все это, несомненно, многим казалось не только отказом от прошлого опыта и откровений, но и концом всей религии. Они вспомнили, как Бог повелел Моисею построить святилище, и как Сам Бог почтил его посвящение, послав огонь с небес, чтобы зажечь дрова на алтаре. Религию, которая была достаточно хороша для Авраама, Моисея и Илии, они считали достаточно хорошей и для них.

Всегда трудно изменить обычаи веков, а изменить привычки нации за несколько лет почти невозможно. В случае перехода от иудаизма к христианству этот переходный период был самым трудным. Требовалось много мудрости и мудрых советов. Несомненно, постоянно возникал и возникает вопрос: если Бог сейчас не требует жертвоприношений, если они действительно Ему неприятны, как насчет великих и добрых людей древности, которые учили израильтян и сами приносили Ему приношения? Разве эти люди не следовали определенным указаниям Бога? И кем были по сравнению с ними Павел и другие апостолы, что они осмелились изменить древние обычаи? Евреи могли бы многозначительно спросить апостолов: неужели вы считаете себя более великими, чем пророки и патриархи древности?

Ответы на эти вопросы даны в первых словах, высказанных Павлом евреям. Великие лидеры прошлого не ошибались. Их вел Бог. Они были Божьими людьми. Когда они говорили, через них говорил Бог. Они не следовали хитросплетенным басням. Заняв эту позицию, автор книги, естественно, завоевал бы доверие людей, которые верили, что великие люди и пророки древности были ведомы Богом.

В первом стихе представлен Отец, во втором – Сын. Представляя Сына, автор послания евреям подходит к концепции своей темы. Если Христос должен заменить священство Аарона, установленное Моисеем, Он, должно быть, имел власть выше, чем Моисей. Поэтому Павел представляет Христа как Божественную личность и как равную Богу, потому что Он сел рядом с Богом по правую сторону.

Когда Иисус пришел на землю, Он отложил Свою царскую мантию и царский венец. Он решил оставить скипетр в руке Отца и сойти с престола Вселенной. При Своем вознесении Он вернулся к положению, которое Он занимал с Отцом до воплощения. Было важно, чтобы евреи поняли истинное положение Сына. Авторы Ветхого Завета не проводили четкого различия между личностями в Божестве. Израилю было сказано:

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, есть единый Господь» (Втор. 6:4).


В древности не стоял так остро вопрос природы Божества, им надо было прежде всего разобраться с тем, что все те боги, к которым они пристрастились, все эти языческие боги, весь этот пантеон богов не является богами. Через пророков Бог хотел оторвать их от многобожия, потому что каждый языческий бог был самостоятельным в представлениях народа. Бог живой и вечный давал им понять, что Он единственный Бог по отношению к многим языческим богам. Когда же явился Христос и заявил, что и он – Божественная Личность, это трудно было усвоить евреям. Да и сегодня они в затруднении, чтобы принять эту истину. Павел открывает истинную природу Христа, он раскрывает факт, что Мессия разделил престол Вселенной с Отцом.

Иудеи представляли, что Мессия, когда Он придет, то установит царство Свое здесь на земле. С Его приходом освобожден будет народ израильский от завоевателей и установится на земле благоденствие. Павел утверждает, что да, Иисус Христос действительно является нашим Царем, но царство Его имеет две фаза. Прежде, чем начнется благоденствие на земле, надо выполнить ту задачу, которую они, израильтяне, фактически не выполнили. Надо всему миру возвестить благую весть о спасении. Вот это и есть первая фаза Его царства, царство благодати.

Да, Христос сел с правой стороны от Бога. Это свидетельство того, что Бог одобрил работу, которую Христос совершил на земле, и принял ее, и обратился к Нему, как Первосвященнику и уполномочил Его впредь действовать в качестве посредника по чину Мелхиседека. Нанизывая одну мысль на другую, Павел утверждает веру евреев во Христа, раскрывая им, что Он воссел справа от Бога не только как Первосвященник, но и как Царь. Ведь пророки древности говорили об этом.

Прочитаем начало проповеди Павла дальше:

5 Кому-нибудь из ангелов говорил когда-либо Бог: «Ты – Сын Мой; сегодня Я родил Тебя»? Или же: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»?
6 Приведя Первенца в материальный мир, Он сказал также: «Да преклонятся перед Ним все ангелы Божьи».
7 Если об ангелах сказано: «Он делает ангелов Своих ветрами и служителей Своих – языками пламени»;
8 То о Сыне говорится: «Престол Твой, Боже, пребывает во веки веков; Скипетром справедливости правишь Ты в Царстве Своем;
9 Ты находишь удовольствие в делах праведных и испытываешь отвращение к беззаконию; поэтому, о Боже, Твой Бог помазал Тебя, изливая на Тебя драгоценное масло ликования, отдавая Тебе предпочтение перед соучастниками Твоими».
10 А также сказано о Нем: «В самом начале Ты, Господи, заложил основание земли и сотворил небеса Своими руками;
11 Они погибнут, а Ты пребываешь вечно; они все обветшают, словно одежда;
12 И свернешь Ты их, как сворачивают покрывало, и обновишь их, как обновляют накидку; но Ты – все Тот же, и годам жизни Твоей не будет конца».
13 Кому-нибудь из ангелов говорил когда-либо Бог: «Сядь на почетное место по правую руку от Меня, пока Я не повергну всех врагов Твоих к ногам Твоим»?
14 А ангелы – это всего лишь духи, которых Бог сотворил для служения. Он посылает их на помощь тем, кому предстоит получить спасение (Евр.1:5-14 пер. Сер.).


Приводя евреев к осознанию, что во Христе исполнились все пророчества, Павел начинает серию цитат из Ветхого Завета. Его цель доказать теперь превосходство Христа над ангелами. «Кому-нибудь из ангелов говорил когда-либо Бог: “Ты – Сын Мой; сегодня Я родил Тебя”? Или же: ”Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном”». Это риторический вопрос, и ожидаемый ответ на него таков: «Он никогда не говорил этого никакому ангелу».

Фраза: «Я буду Ему Отцом» – взята из 2Цар.7:14. Первоначальное пророчество имело первостепенное значение для Соломона, но здесь оно имеет мессианское значение. Цель цитаты состоит в том, чтобы подчеркнуть сыновство Христа и тем самым еще больше утвердить Его превосходство над ангелами. Христос был Богом до воплощения; Он был Богом во время воплощения; и Он является Богом после воплощения. На любом этапе поклонение Ему было уместно. Далее Павел приводит цитату из Псалма:

7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс.44:7-8).


Здесь Отец благоговейно обращается к Сыну, называя Его Богом. Это можно считать кульминацией в споре о положении и достоинстве Христа. Не может быть более высокого свидетельства о Божестве Христа, чем это обращение Отца к Сыну. Спасение человека и весь план искупления основаны на Божестве Христа. Если Христос не является Богом в высшем смысле и по Своему собственному праву, наша вера тщетна, и спасение становится невозможным.

Многие из евреев видели Иисуса во плоти. Вероятно, им было труднее, чем последующим поколениям, поверить в божественность Христа. Разве они не знали Его предполагаемых отца и мать, и разве некоторые из членов семьи не были еще живы? Как этот человек мог быть Богом? Этот камень преткновения автор стремился устранить. Поэтому он призывает свидетельство Священного Писания, чтобы подтвердить свою позицию. Было бы бесполезно излагать жизненно важные темы, с которыми имеет дело послание евреям, пока этот один вопрос не будет решен и полностью принят.

Упоминание о троне и скипетре заслуживает внимания. Это указывает на фактическое, а не просто потенциальное обладание властью. Он представляет царство не как будущее, а как настоящее и находящееся в активном действии. Трон и царство вечны; а скипетр—символ фактического осуществления этой власти. Мы живем в царстве благодати, которое установил Христос. В скором будущем Он установит его вторую фазу – царство славы. Как в царстве благодати, так и в царстве славы Царем является Иисус Христос.

III Иисус – наш Первосвященник


Прочитаем текст Писания:

1 Итак, главный смысл сказанного заключается в том, что у нас есть такой Первосвященник, Который занял Свое место по правую сторону от престола Всевышнего на небесах;
2 Там Он совершает священническое служение в этом небесном святилище, в истинной скинии, в единственном месте поклонения, которое воздвиг Господь, а не человек (Евр.8:1-2 пер. Сер.).


Начиная с пятой главы и по восьмую Павел раскрывает еще одну сторону служения Христа для спасения человечества. Он – наш Первосвященник.

Наш Спаситель имеет много званий, Его действия многофункциональны. Он «унаследовал славнейшее имя» (Евр. 1:4), лучшее среди всего небесного воинства — ангелов. Из всех имен, данных Ему, самое дорогое для человечества, — это Агнец Божий. (Иоан.1:29,36.), и «Высший Первосвященник». Посредством этих двух служений Он поднимает бедное павшее человечество туда, где они могут совместно с Ним владеть Его славным царством, даже находясь на проклятой грехом земле.

В прообразном служении тот, кто признавал себя грешником, должен был приносить агнца в жертву за грех. Священник не мог ходатайствовать за него без этого приношения. Вся система того служения была великим уроком, который преподается в детском саду, и который сделал план спасения настолько простым и ясным, чтобы каждый мог уразуметь его. Когда мы сознаем, что мы согрешили, мы вспоминаем нашего «Агнца» и исповедуем наши грехи во имя Его, и получаем прощение, а Он тогда ходатайствует, как Высший Первосвященник за нас пред Отцом. Он молит о том, чтобы заслугами Его пролитой крови покрыть нашу жизнь, запятнанную грехом, одеждой Своей незапятнанной праведности, и мы стоим пред Отцом «принятые в Возлюбленном» (Ефес. 1:6). Как мы можем не любить Того, Кто отдал Свою жизнь за нас? Христос мог сказать о Своем Отце: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою» (Иоан.10:17). После этого переживания любовь Отца к Своему Сыну возросла еще больше.

В прообразном служении кровь жертвы за грех проливалась во дворе, а затем священник входил во святилище с кровью, чтобы предстать пред Господом. Спаситель отдал Свою жизнь в жертву за грехи здесь на этой земле, и так как Он вошел в небесное святилище как Первосвященник, Он назван «Предвестником». Спасителю дано это имя лишь потому, что Он вошел «за завесу» небесного святилища. Об этом мы читаем:

19 Которая для души словно якорь крепкий и безопасный, брошенный внутрь, за завесу,
20 Куда прежде нас, как Предвестник спасения нашего, вошел Иисус, став навеки Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр.6:19-20 пер. Сер.).


В 19 стихе Павел употребляет слово «завеса» неопределенным, что является преткновением для многих, они считают, что Христос вошел сразу во Святой святых. Но основная мысль Павла здесь не привлечь внимание к завесе, а к тому, что находится внутри за завесой, а именно к месту, где служит Христос, наш Первосвященник. Другими словами, Павел использует слово «завеса» не в терминах технического обсуждения структуры небесного святилища, а как фигуру речи для описания того, что отделяет видимое от невидимого, земное от небесного. Следовательно, «за завесой» означает просто быть в присутствии Бога. Согласно этой точке зрения, надежда представлена как вхождение в само присутствие Божье, куда ушел Сам Христос.

В другом месте послания, когда Павел имеет в виду завесу, отделяющую Святое отделение от Святого святых, он называет ее «второй завесой» (гл.9:3). Следовательно, когда он говорит просто о «завесе» (гл. 6:19), он должен иметь в виду завесу у дверей скинии. Далее, поскольку земное святилище было образом небесного и последовательность его служений были прообразом земного, когда Христос вознесся на небеса, Он вошел в Святое отделение святилища, чтобы начать первый этап Своего небесного служения.

Когда Он вознесся на небо как Могущественный Победитель над смертью и могилой, Он предстал пред всем небесным воинством, а также перед представителями других миров, Он вошел туда Предвестником (Предтечей – синодальный перевод) за нас. Он представил «сноп потрясения» тех, которые вышли из своих могил при Его воскресении. Он представил их как представителей человечества, за которое Он умер, чтобы искупить его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, наш Первосвященник:

25 Может всегда спасать приходящих через Него к Богу (Евр.7:25).

15 Сострадает нам в немощах наших». Он подобно нам был искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15).

18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр.2:18).

17 Он милостивый и верный Первосвященник (Евр.2:17).

25 Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас (Евр.7:25).


Эта тема о священстве Христа и о том, что Он – Он Царь, настолько обширна, что в следующих уроках мы еще их коснемся.

А сейчас, мои дорогие слушатели и читатели, желаю вам Божьего благословения. До следующего урока.

telegram

Похожие новости

Иисус в Послании к евреям - - Субботняя школа (1 квартал 2022 года)

В этом квартале мы будем размышлять об Иисусе, отражающем всю полноту любви Божьей к нам. И так же,

31.12.21 Субботняя школа
Тема квартала - Евангелие в Послании к галатам

Послание Павла к Галатам по праву сравнивают с духовной «бомбой». Ни одна другая книга Библии,

24.09.11 Субботняя школа
Божество - Тема недели «Важные темы Первого послания Иоанна»

В Первом послании Иоанна нам дается представление о Божестве: Отце, Сыне и Святом Духе. Основное

06.09.09 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть