Регистрация

Урок №9 - II квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 24-05-2022, 07:36 5 434 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Приветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на очередном уроке субботней школы. Один за другим мы рассматриваем Библейские персонажи. На прошлых трех уроках мы рассматривали жизнь Авраама, его постепенное усовершенствование доверия Богу. Частично коснулись жизни Исаака в связи с его отцом Авраамом и его женитьба. Иакову отведено в этом изучении два урока. Его отец Исаак также будет фигурировать в одном из них, но очень косвенно. Итак, давайте приступим к изучению этого урока.

I Иаков и Исав


Давайте не будем читать текст Писания, нам он давно знаком. Сделаем лишь краткий обзор этой истории и некоторый анализ произошедшего. Подобно своему отцу, Исаак знал, что дети обетования должны быть не просто плодом природы, но и явно даром благодати. Когда Исаак и Ревекка были женаты и все еще были бездетны, Исаак поставил эту проблему во главу своей молитвы. Он предпочел полагаться на милость Божью, а не доверять своим собственным хитроумным уловкам, как это сделал Авраам. Его уверенность в Боге не была напрасной, и ему не пришлось долго ждать, прежде чем вера стала фактом. Ревекка забеременела, и притом двойней.

Ревекка имела некоторый диалог с Господом, Который открыл ей судьбу двух сыновей, которые вскоре родятся. Казалось, что они уже в утробе боролись за первенство. Предсказание Господа исполнилось в более поздней истории потомков Исава и Иакова, эдомлян и израильтян. Две эти братские нации всегда были врагами, и Израиль обычно оказывался сильнее их. Вспомните: Давид покорил идумеян (2Цар.8:14; 1Цар.11:16). А позже царь Амасия победил их (2Цар.14:7). А в 126 году до нашей эры идумеяне вообще потеряли свою независимость и подчинились еврейскому правителю.

Бог знал заранее характер Исава и Иакова и по Своему предвидению их будущего выбор пал на Иакова как наследника первородства и прародителя Христа. И это предвидение озвучил Господь еще до рождения этих двух сыновей. В отличие от Авраама, у которого было два сына от разных матерей, у Иакова и Исава были одни и те же родители, но положение, назначенное им в жизни, было разным.

Здесь следует заметить, что многие богословы допускают ошибку, считая, что Бог определил их участь для жизни вечной. Такой вывод совершенно не обоснован. Нет, условия спасения у них были совершенно одинаковы. Иакова Бог избрал продолжить линию родословной народа, на которого Он возложит миссию евангелизировать мир, и через потомство Иакова должен был родиться Христос.

Я не сказал бы, что Иаков был совершенным с самого начала своей жизни, и что он сильно отличался от своего брата. Бог еще долгие годы будет его воспитывать и преобразовывать. Но одно, что в нем было, он страстно желал иметь первородство и Божье благословение. Однако достижение этого статуса он осуществлял не очень-то и хорошим путем, даже больше того. Давайте прочитаем один фрагмент:

14 Он сделал все так, как велела мать: заколол и принес ей козлят; она же приготовила из них блюдо, какое любил его отец.
15 Затем взяла Ревекка праздничную одежду Исава, старшего сына своего, которую она хранила при себе, и дала ее своему младшему сыну Иакову, чтобы он одел ее,
16 А запястья его и гладкую шею обернула она шкурами козлят;
17 Дала также в руки ему вкусное мясное блюдо и свежеиспеченный хлеб.
18 И вошел Иаков к отцу своему в шатер и сказал ему: «Отец мой!» «Да, - сказал Исаак, - а ты кто именно из сыновей моих?»
19 «Я Исав, твой первенец, - ответил Иаков. Я исполнил твое желание. Сядь и поешь моей дичи, а затем благослови меня».
20 Исаак спросил сына: «Что-то быстро пришел ты с охоты, сын мой, как удалось тебе так быстро подстрелить дичь?» Иаков ответил: «Господь, Бог твой, даровал мне удачу».
21 «Подойди ко мне ближе, - сказал Исаак, - я ощупаю тебя, чтобы убедиться: действительно ли ты сын мой Исав?»
22 Иаков подошел к отцу поближе, тот обнял его и сказал: «Голос – голос Иакова, а руки – руки Исава».
23 И не узнал он Иакова, потому что руки у него были волосатые, как у брата его Исава; и благословил его,
24 Спросив еще раз: «Действительно ли ты сын мой Исав?» «Да, это я», - ответил Иаков (Быт.27:14-24 ПС).


Хороший план придумала Ревекка, но это не план Божий. Это полное недоверие Богу, это осуществление Божьих планов своими собственными действиями и при том нечестивыми. Авраам в свое время согласился с Сарой и взял служанку в жены, чтобы помочь Богу осуществление Его планов; а Иаков согласился с матерью, чтобы своими человеческими усилиями и путем обмана, притом подлого обмана, воспользовавшись слепотой престарелого отца, осуществить то, что Бог совершил бы и без его помощи. Вы только вслушайтесь еще раз в эти слова: «Действительно ли ты сын мой Исав?» «Да, это я», - ответил Иаков. В течение многих лет Иаков строил козни, чтобы получить желанное благословение, и теперь, когда оно вот-вот выскользнет из его рук, Ревекке потребовалось немного убеждения, чтобы превратить его нерешительность в активное сотрудничество. Его собственные неосвященные желания сделали его легкой жертвой козней искусителя.

С одной стороны, Иаков имел добрые намерения, но с другой – не хватало ему полного доверия Богу. Бог и Иакова, точно так, как и Авраама, постепенно вел до совершенства, и в конце концов Он этого достиг.

II Лестница Иакова


Как только Исав узнал, что Иаков получил благословение от отца, что брат не только «запнул», но и обманул его, он решил его убить. Вот теперь и начинается воспитательный процесс Иакова. Он вынужден был оставить уютный родительский дом и бежать от преследований своего брата. И вот, во время ночлега приснился ему из ряда вон выходящий сон. Мы читаем, что он увидел во сне:

12 И увидел он во сне лестницу, которая стояла на земле, и верхушка ее достигала неба. И ангелы Божии были на ней: одни из них поднимались на небо, другие спускались на землю.
13 И увидел он Господа, стоявшего у этой лестницы, Который сказал ему: «Я Господь, Бог Авраама, праотца твоего, и Бог Исаака; эту землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомкам твоим;
14 Они будут также неисчислимы, как пыль на земле; и расселятся они во все стороны: на запад, на восток, на север и на юг; все народы на земле получат благословение через тебя и твоих потомков;
15 Я всегда буду с тобой, Я буду защищать тебя, куда бы ты ни шел, и верну тебя обратно в эту землю; Я не покину тебя и исполню все, что обещал тебе» (Быт.28:12-15 ПС).


Эта лестница олицетворяла непрерывное общение между Богом на небесах и Его народом на земле. Ангелы восходят, чтобы представить нужды людей перед Богом, и нисходят с обещаниями Божественной помощи и защиты. Лестница, казалось, покоилась на земле, где лежал Иаков, одинокий, обездоленный и покинутый людьми. Возле лестницы стоял Господь. Провозгласив Себя Иакову Богом его отцов, Он не только подтвердил ему все обещания, данные его отцам, — владение Ханааном, многочисленное потомство и благословение всем людям, но даровал ему обещание о защите в пути и благополучное возвращение домой. Поскольку исполнение этого обещания Иакову было еще далеко, Бог добавил твердую уверенность: «Я всегда буду с тобой, Я буду защищать тебя, куда бы ты ни шел, и верну тебя обратно в эту землю; Я не покину тебя и исполню все, что обещал тебе».

Иакова охватило волна удивления и радости, когда он обнаружил, что, хотя он считал себя одиноким, на самом деле он был не оставлен Богом. Он признал, что недостаток веры вызвал у него мысли о том, что он всеми оставлен, и это привело его к унынию. Именно тогда, когда он чувствовал себя наиболее покинутым, он обнаружил, что Бог ближе и реальнее для него, чем когда-либо прежде. Мы читаем:

16 Проснувшись, Иаков воскликнул: «Истинно, Господь на этом месте, а я не знал этого!»
17 Пораженный ужасом, он воскликнул: «К этому месту надо относиться с трепетом и благоговением, это действительно дом Божий, это вход на небеса!»
19 Близлежащий город назывался прежде Луз, но Иаков назвал это место Бет-Эль (Вефиль) (Быт.28:16-17;19 ПС).


Этот текст весьма интересен. Что-то необычное увидел Иаков. С одной стороны, это соответствовало представлениям людей того времени о месте нахождения Бога. Якобы небо, где обитает Бог, – это облака. Помните, когда мы изучали историю строительства Вавилонской башни, строители мечтали построить такую высокую башню, до облаков, чтобы достичь места, где обитает Бог. Господь снисходит к понятиям людей и представляет в сновидении Иакову в символическом значении лестницу, которая соединяет землю с небом, по которой ангелы спускаются и поднимаются, и возле этой лестницы стоит сам Господь.

Чем название Вефиль сходно с названием «Вавилон»? Вефиль на древнееврейском звучит как «בּית אֵל» Бейф-Эл или Бет-Эл, а Вавилон – בָּבֶל Баб-Эл. Бет-Эл и Баб-Эл. Если Баб-Эл – это «врата Божьи», то Бет-Эл – это «дом Божий». Если вавилоняне предприняли тщательные усилия достичь врат небесных, то Иакову во сне были показаны и врата неба (верхушка лестницы), и подножье лестницы, аналог земного дома Божьего, которое Иаков так и назвал «Бет-Эл» - дом Божий.

Урок Вефиля состоит в том, что существует связь между Небом и Землей, и эта связь – Сам Бог. Это событие для Иакова было весьма важным, и он запечатлел его в памяти веков, поставив камень, который он подкладывал себе под голову, торцом вверх, облил его оливковым маслом, чтобы освятить его, и чтобы он был каменным памятником. Откуда Иаков знал, что именно такой ритуал надо совершать, чтобы освятить это место и увековечить его как память о событии, которое произошло с ним? По-видимому, этот ритуал с обливанием маслом освящаемого места уже был известен в те времена, и не он сам его придумал.

Иаков совершает еще одно мероприятие, он дает обет и обещает дать Богу десятую часть, если он вернется домой живым и невредимым. Это что? Тоже выдумка Иакова с десятиной? Не так давно мы говорили о десятой части, которую принес Авраам Мелхиседеку и вопрос стоял, неужели он сам это придумал, ведь нигде не сказано же в Писании, что Бог учредил это? Вот налицо второй случай с десятиной. Авраам и Иаков понимали и практиковали уплату десятины. Возможно, хваткий дух Иакова привел его к небрежности в десятине того, что принадлежало ему. Как бы то ни было, он поклялся отныне честно платить десятую часть, но не для того, чтобы заслужить благосклонность Небес, но в смиренном и благодарном признании прощения и благосклонности Бога. Он сделал свое обещание решительным, пообещав выполнить то, что Бог когда-то учредил. Другими словами, он будет продолжать давать десятую часть и впредь. Судя по его будущей жизни верности и преданности Богу, нет никаких оснований сомневаться в том, что его обет был верно соблюден. То, что Бог так обильно благословил Иакова в последующие годы, свидетельствует о его верности в этом отношении.

Поэтому я склонен к тому, что это было учреждено Богом, и, хотя для нас нет записанного учреждения, но мы видим, что мужи Божьи это совершали. А как он мог отдать десятину Богу, ведь Иаков обещал, что он отдаст именно Ему десятую часть? Из примера Авраама видно, что десятую часть отдавали какому-то священнослужителю, и это считалось, что десятина отдавалась самому Богу.

Каждый христианин может извлечь из опыта Иакова жизненно важный урок. Во время кризиса и бедствия он должен подумать, не были ли небесные благословения удержаны из-за неверности в уплате десятины. Опыт Иакова свидетельствует, что никогда не поздно начать новый путь в этом направлении, конечно, не как средство заслужить Божью милость, но как знак любви и преданности Ему. Тогда благословения Небес могут снизойти на искреннего верующего, как это было в случае, связанным с Иаковом. Главная цель всех отношений Бога с человеком – это развитие характера, который будет отражать характер его Создателя.

III Обманутый обманщик


Читая дальше эту историю, мы видим, что Иаков поднялся и отправился дальше в путь. Это подразумевает жизнерадостность и отражает то душевное состояние, в котором его оставили переживания предыдущей ночи. Таким образом, укрепившись духом, Иаков продолжил свое путешествие в «землю народа востока», что в данном случае означает Верхнюю Месопотамию к востоку от реки Евфрат.

Чтобы преодолеть то расстояние, которое он прошел, потребовалось бы около трех недель. И вот Иаков достиг окрестностей Харрана, и оказался возле колодца, из которого пастухи поили своих овец. Что примечательно, колодец этот накрывали огромным камнем, отодвинуть который требовались объединенные усилия всех пастухов, но Иаков сделал этот один. Вот тут-то и произошла встреча Иакова с Рахилью. Вы можете почитать об этом в 29 главе книги Бытие.

Как раз здесь начинается главный воспитательный процесс Иакова Богом. Он должен был прочувствовать всю тяжесть обмана, который он с такой легкостью применял по отношению своих самых близких. Он теперь прочувствовал во всей полноте обман на себе со стороны Лавана.

Иаков полюбил Рахиль, но получил в первую брачную ночь Лию. Лия ему не нравилась, но стала его женой. Через неделю получил он и любимую им Рахиль. Дело в том, что в ту ночь Лаван совершил подлог: под покровом темноты он привел в шатер Иакова Лию, вместо Рахили. Когда на утро обман обнаружился, гневаться Иакову было более или менее бесполезно. Зато теперь он во всей полноте мог ощутить, как чувствовал себя Исав. В объяснение Лаван сослался на то, что в их местах не принято младшую сестру выдавать замуж прежде старшей. Болью и стыдом, должно быть, отозвались эти слова тестя в сердце Иакова: ведь он, младший в семье, обманул отца, будто является старшим (глава 27). Если отбросить обычаи и принятые условности, то ведь не обман со стороны Лавана был причиной происшедшего с Иаковом: тут действовала рука Божия! Может быть, сознавая это, и не стал Иаков продолжать спор.

В Библии постоянно проводится мысль о неизменном действии в жизни человека принципа: «Что посеешь, то и пожнешь» (Гал. 6:7). В этом - неизменность Божьего воздаяния, проявляющегося в конкретных делах и обстоятельствах. Очевидно это и на примере Иакова: обманувший был поставлен в положение обманутого. Совсем недавно он, младший, предстал перед отцом под маской Исава, а теперь Лия, перворожденная, обманным путем была введена к нему под маской Рахили, которая была младшей.

Иаков еще в продолжении многих лет работал на Лавана, и за жен своих, и за скот, и Лаван неоднократно обманывал его в отношении обещанной награды. Это – процесс воспитания. Лия, участвовавшая в жестоком обмане Лавана, не смогла завоевать расположение своего мужа. Результатом стал дом, где преобладали зависть, ревность и раздоры. В течение многих лет Иаков работал и терпеливо ждал того дня, когда у него будет счастливый дом со своей любимой Рахилью, но оказался в состоянии обременения двумя сварливыми женами. Как непохожи были первые годы супружеской жизни его отца Исаака, на чей дом не легла и тень многоженства с его пагубными последствиями. Печальный опыт Иакова показывает мудрость Авраама, запретившего Исааку возвращаться в Месопотамию. А Иаков попал в эту месопотамскую ловушку. Может по-другому сложилась бы его жизнь, если бы он не шел путем обмана. Возможно, Бог другим путем дал бы ему и первенство, и благословение? Но Иаков избрал именно этот путь, и теперь пожинал то, что посеял.

IV Благословение семьи


Прежде чем родились у Иакова одиннадцать детей из двенадцати, вы только посмотрите, через какие трудности прошла его семья. Четыре жены и один патриарх. То утробы Бог закрывал, то Он их отверзал. В борьбе за первенство две жены Иакова пустили в ход своих служанок, лишь бы как можно больше нарожать Иакову детей и этим склонить его на свою сторону. Но Иаков сам посеял в отношениях со своими женами «горькие семена». Он был холоден к Лии, своей нежеланной жене, и знала об этом не только она, но и Господь, Который наградил нелюбимую силой деторождения. Рахиль же, подобно Сарре и Ревекке, была неплодной.

Первые четыре сына Лии появились на свет один за другим. В отличие от первых двух патриархов, Иакову не пришлось долго ждать отцовства. Действия Рахили перекликаются со словами Сарры: и та, и другая вовлекают своих мужей в сожительство со своими рабынями, чтобы таким образом побороть свою бездетность. В борьбе за первенство и Лия также последовала сомнительному примеру младшей сестры и дала Иакову свою служанку Зелфу.

Но вот, наконец-то родила и Рахиль, но не потому, что поела мандрагоровых яблок, а потому что услышал ее Бог.

Оглядываясь впоследствии назад, израильтяне могли видеть корни свои не только в Иакове, но и во вражде двух женщин, что должно было служить им предостережением: им, братьям, сыновьям Иакова, не следовало, подобно их матерям, вступать на опасный путь соперничества.

V Иаков уходит


Наконец Иаков стал думать о том, чтобы вернуться домой, но вернуться не с пустыми же руками. Детей он имел, во всяком случае, больше, чем у отца и дедушки вместе взятых. А богатства? Где они? Нет ни скота, ни богатства. И остался Иаков работать теперь за скот. Однако он ждал Божьего сигнала, чтобы отправиться в путь. И вот этот момент настал. Мы читаем:

13 «Я – Бог, явившийся тебе в Бет-Эле, где ты освятил Мне камень, возлив на него оливковое масло, и дал Мне обет; теперь немедленно возвращайся в землю, где ты родился» (Быт.31:13 ПС).


Это почти те же самые слова, которыми Господь призвал Аврама пойти от родства своего. Увидеть, что пришла пора уходить, Иакову также помогло отношение сыновей Лавана и самого Лавана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, мы видим, что Бог избрал Иакова не потому, что он это заслужил, но по Своей благодати. И все же Иаков упорно трудился в попытках заслужить благодать, что само по себе является противоречием. Если бы он ее заслужил, то это были бы дела, а не благодать, что идет вразрез с Евангелием. Но Господь видел его страстное стремление иметь Божье благословение и вел его по пути исправления и достижения этой цели. Опыт Иакова содержит важный урок для амбициозного человека, он предостерегает от того, чтобы стремиться продвигать себя за счет другого.

В начале пути из дома Иаков совершил возлияние елея на камень, чтобы обозначить его освящение как памятника, передавая тем самым духовный урок. Этот камень напоминает об уроках лестницы Иакова, о связи между Небом и Землей. В отличие от названия «Вавилон», которое напоминает о тщеславной попытке людей, которые так и не достигли врат Бога, Вефиль подтверждает, что мы находимся в «доме Божьем».

Жители Баб-Эла тешили себя мечтами достичь места Бога и проникнуть в него, чтобы занять место Бога. Урок Вефиля состоит в том, что доступ к Богу может быть достигнут только через Божий дар, через Его благодать и воплощение, через «лестницу» – Иисуса Христа. Иоанн так и пишет, передавая слова Христа. Мы читаем:

51 «Истинно, истинно говорю вам: увидите вы открытое небо и ангелов Божьих, спускающихся к Сыну Человеческому и поднимающихся от Него» (Иоан.1:51 ПС).


Божьего вам благословения, мои дорогие читатели и слушатели. До следующего урока на следующей недели.

telegram

Похожие новости

Урок №8 - II квартал 2022- Александр Серков

Приветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на очередном восьмом уроке субботней школы. Это уже

16.05.22 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
Чудесный магазин - детские телепередачи

«Чудесный магазин» - программы для маленьких зрителей. Её ведущие - взрослые и дети - играют в

22.02.16 Детские передачи
Авраам и Исаак | Самуил - маленький пророк

У Авраама и Сары долго не было детей. Но Бог обещал подарить им ребенка, и вот, на старости лет у

09.12.09 Мультфильмы

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть