Регистрация

Урок №10 - II квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 29-05-2022, 16:34 1 055 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Мир вам, дорогие мои братья и сестры! Приветствую я вас на очередном уроке субботней школы. На прошлом уроке мы рассмотрели судьбу Иакова-обманщика, мы увидели, как он пожинал то, что посеял. Но Бог вел его по пути осознания того, что обман – не приемлем для Него, что это не лучший метод достижения духовных целей. Процесс воспитания Иакова продолжался, и в этом уроке мы рассмотрим еще один этап в этом процессе. Нет, нет, Иаков был еще на пути к совершенству, он еще не до конца доверял Богу, он был в страхе о том, что принесет ему встреча с братом, который все эти годы питал обиду и ненависть к нему. Но он искренне сожалел о своем грехе, и Бог это оценил. И вот он столкнулся с бедственным для него временем, ставшем символом переживаний народа Божьего, известного как «бедственное время для Иакова (Иер.30:5-7). Впрочем, давайте об этом поговорим по порядку.

I Борьба с Богом


Давайте прочитаем, что об Иакове пишет пророк Осия.

3 Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом.
4 Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами (Ос.12:3-4).


Во втором стихе этой же двенадцатой главы пророка Осии упоминается имя Иакова, и мы теперь знаем, о ком здесь говорится и о каком событии идет речь из жизни патриарха. Очевидно, цель Осии состоит в том, чтобы увещевать свой народ подражать поведению своего прародителя и напомнить им о том отличии, которое он получил таким образом, чтобы побудить их делать и в их жизни то же самое.

При рождении Иаков схватил своего старшего брата за пяту, что привело к тому, что он получил имя Иаков (см. Быт. 25:26). Во второй части третьего стиха рассказывается, как Иаков, достигнув зрелости, боролся с Богом, Ангелом завета. Что примечательно, читая полный текст из книги Бытие, мы можем заметить еще одну деталь, параллельную тому, что произошло с ним при рождении. При рождении он ухватился за пяту брата; теперь же, борясь с Богом, он также ухватился за Него и сказал: «Не отпущу тебя, пока Ты не благословишь меня» (Быт.32:26 ПС). Если при первой схватке с братом он получил имя Иаков-запинатель, то теперь получил он имя Израиль.

Вот полное значение имени Иаков. Еврейское имя (יַעֲקֹב) Яаков при переводе на русский означает – «пятка, задняя часть (стопы); каблук; след»; а также «побеждать», «ставить подножку – запинать» и «обманывать, вводить в заблуждение». Таким образом, слово Иаков может обозначать «он держится за пятку», «он оставит след», «он обманывает», но «он победит».

Новое его имя ישראל ‏‎ Исраэ́ль. По-русски мы говорим Израиль. Значение этого имени: «Борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется». Смысл здесь такой: если ты – Иаков – боролся со Мной-Богом, то теперь доверься вполне Мне, и Я-Бог буду побеждать за тебя. В дальнейшем, когда братья встретились, не Иаков-побеждал, а Бог смирил сердце Исава. Заметьте, Иаков начал эту ночь с борьбы, но закончил ее мольбой. Цель любой борьбы с Богом не в том, чтобы победить Его, а в том, чтобы победить себя. Признание слабости – это наша сила, и те, кто приходит с мольбой: «Я не отпущу тебя, если ты не благословишь меня», обнаруживают, что это дает им силу в союзе с Богом.

Здесь мы находим еще один интересный нюанс. Вы наверно заметили, что Бог дважды меняет имя «Иаков» на «Израиль». При внимательном чтении это обнаруживается. В 32 главе мы читаем, что Иаков боролся с Богом, Который сказал, что отныне имя будет ему Израиль; и после этого на протяжении нескольких глав Иакова так и продолжает Писание называть «Иаков». И лишь в 35 главе Бог вновь повторяет Иакову обетование, и только после того в Писании он фигурирует уже как «Израиль». Вопрос возникает: почему Бог повторил это обетование, почему оно не исполнилось сразу, а только при повторе?

Этот вопрос возникает, если читать синодальный перевод. Но есть и другие варианты перевода, к примеру, вот этот:

И СКАЗАЛ ТОТ: "НЕ ЯАКОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ВПРЕДЬ ИМЯ ТВОЕ, А ИСРАЭЛЬ….»
Перевод Текста Торы — по изданию «Сончино».

Понятно, что при таком варианте перевода, в общем-то, и вопрос не возникает. И в этом же переводе мы читаем:

И СКАЗАЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ИМЯ ТВОЕ ЯАКОВ, ВПРЕДЬ ЖЕ НЕ БУДЕШЬ ТЫ ЗВАТЬСЯ ЯАКОВ, НО ИСРАЭЛЬ БУДЕТ ИМЯ ТВОЕ». И НАРЕК ЕМУ ИМЯ ИСРАЭЛЬ.


Как бы картина очень понятная, та встреча и то, что он тогда услышал — было пророчеством об изменении его имени в будущем. Да, Иакову в жизни приходилось слышать вопрос «как имя тебе» и не всегда, отвечая на него, он говорил правду. После первого неправильного ответа он бежал; и уже гораздо позже Всевышний явился ему близ Бейт-Эля, где Он вновь дал ему имя «Израиль»; и с тех пор его больше не называли Иаковом.

II Встреча братьев


Из Пенуэла, где Иаков увидел «Бога лицом к лицу (Быт.32:30), теперь он отправляется навстречу своему брату, с которым не виделся 20 лет. Иаков знал, что брат идет с 400 мужчинами. Патриарх обеспокоен, поэтому готовит себя и свою семью к тому, что может случиться.

Трогательной оказалась встреча Иакова с Исавом (Смотрите 33 главу). Бог так повернул сердце Исава, что тот сам возымел желание примириться с братом. Прежде Исав проявил равнодушие к своему первородству, но крепко обиделся, когда Иаков обманным путем забрал и первородство и благословение, однако теперь он не захотел вспоминать старых обид. Иаков, не увидев враждебности со стороны Исава и почувствовав от этого облегчение, не мог не признать еще раз, что, более чем предполагал, обязан своими удачами вмешательству Господа.

Однако, прежде, чем встретиться с Исавом, Иаковом владели неуверенность и страх. Он выстроил своих жен и детей в порядке их значимости для себя, поставив Рахиль и Иосифа позади всех – там, где было наиболее безопасно.

Любопытно проследить различие между двумя братьями после их двадцатилетней разлуки. Иаков шел и кланялся, замедляя таким образом свое приближение к Исаву. Исав же побежал к нему навстречу и обнял его и целовал его; и они оба плакали. Какие перемены происходят в людях, когда «Бог борется» в них и за них!

В разговоре с Исавом Иаков называет себя рабом его, а брата своего – господином, между тем как Исав называл Иакова просто «братом». А ведь это противоречило благословению отца их Исаака, который сделал Иакова господином Исава. Но тут мы видим Иакова, который смиренно и осторожно приступает к Исаву, желая предупредить возможность вспышки с его стороны.

Дальше Иаков уговорил Исава принять в дар от него пятьсот пятьдесят животных (смотрите 32 главу с 13-15 стихи). Поначалу Исав медлил с принятием скота, а Иаков настаивал. Прими дар мой (стих 10), говорил он. Затем Иаков добавил: Прими благословение мое (стих 11), тем показывая, что хочет разделить благословение, полученное им, с Исавом, чтобы смягчить свой давний поступок.

Слова Иакова, что видеть лицо Исава, это для него - как видеть лицо Бога, возможно, следует понимать, как признание им того, что от руки Исава он был избавлен Богом. В Пенуэле Иаков видел буквально лицо Бога и ему, пережившему это, встреча с Исавом теперь ничем не угрожала, но Иаков до конца этого не осознавал, он все еще был в страхе от предстоящей встречи с братом.

Дальнейшие события развивались так, что Иаков явно не хотел идти вместе с Исавом. Он сослался на то, что вынужден продвигаться медленно из-за своих малых детей и молодняка в стадах, а потому предложил встретиться с Исавом в Сеире. Однако пошел он в противоположном направлении - на север, к Сокхофу (на восток от Иордана и на север от реки Иавок), вместо того, чтобы идти на юг, к Сеиру.

Сказано, что это место, в котором Иаков первоначально обосновался, он назвал Сокхофом (что значит «убежище»). Возможно, он назвал его так потому, что построил там навесы, что-то вроде временных загонов для скота. Патриарх прожил там около двух лет. Может быть, обойти стороной Едом было со стороны Иакова мудро, но едва ли ему еще раз нужно было обманывать брата. Однако он это сделал.

Так совершались чудеса в жизни Иакова и Исава и в них самих. В Иакове Бог сотворил дух смирения и щедрости, а в Исава, вместо духа отмщения, вложил дух примирения.

III Трагедия в Шехеме


Я предлагаю вам прочитать 34 главу книги Бытие, чтобы воссоздать в памяти то, что случилось в Шехеме. Как только Иаков поселился в этой земле, угроза со стороны хананеев стала для него повседневной реальностью. Но то, что там произошло, а именно изнасилование Дины, и все то, что случилось после этого, поставило семью Иакова в еще худшее положение. Кто виноват в случившемся? Давайте проанализируем. С чего все началось? Мы читаем самые первые строки:

1 Дина, дочь Лии и Иакова, вышла однажды из своего стана, чтобы познакомиться с местными девушками (Бытие 34:1 ПС).


Заметьте, не к какой-то одной девушке пошла познакомиться Лия, а к девушкам. О чем это говорит? Что ли все девушки или пусть даже какая-то часть девушек были собраны вместе? Это что? - девичник что ли? Читая второй стих, мы видим, что оказывается там откуда-то взялся Шехем, который как раз и надругался над Диной. Это похоже была какая-то мирская вечеринка, что-то вроде современной дискотеки или молодежной тусовки. Скажите, что может случиться с нашими современными девушками, если они пойдут на мирские увеселительные тусовки? Уверяю вас, что-то вроде того, что и с Диной. Мирские увеселительные места – не место для молодежи народа Божьего.

В этой истории доброе переплетается со злым, как, впрочем, и в остальных историях из жизни патриархов. Для Израиля это несомненно должно было прозвучать предостережением против оскверняющего воздействия на них каких бы то ни было контактов с хананеями. Израильтянам не следовало ни смешиваться с хананеями в браках, ни заключать с ними союза, да и вообще подальше держаться от них и не располагать свои шатры близко с ними. Разве Иаков не помнил, что случилось с Лотом, когда он расположил шатры свои вплотную к Содому? Вот и ищите виновных в этом инциденте. А что Шехем? Это обычный мирской человек, не знающий, как следует, Бога и не живущий по Его законам.

Дина, единственная дочь Иакова, пошла посмотреть на дочерей земли той и познакомиться с ними. Этим действием, «сдвинув с места камень», она вызвала целый камнепад. А началось с того, что Иаков совершил торговую сделку с жителями Шехема (33:19), и вот теперь попытка Дины вступить с ними в добрососедские отношения повлекла за собой серьезные последствия. Избегать хананеев было бы куда безопаснее.

Шехем, сын князя земли той, взял Дину силой. После этого она потеряла всякую ценность как невеста, однако, Шехем полюбил девушку и хотел, чтобы она стала его женой.

Узнав о случившемся, Иаков, однако, смолчал; он ожидал возвращения домой сыновей, которые пасли скот в поле. Те же, когда узнали о происшедшем, пришли в ярость, потому что Израилю было сделано бесчестие. Между прочим, здесь впервые упоминается об Израиле не как о личности, а как о народе. Пока сыновья злились и огорчались, Иаков, видимо, сохранял пассивность и ничего не сделал для того, чтобы овладеть ситуацией. Может быть, если бы Дина была его дочерью от Рахили, а не от Лии, он реагировал бы иначе. Но это все наши догадки.

Хананеи пришли к Иакову с предложением. Старый Хамор, отец Шехема, действовал как умелый дипломат: великая польза будет для обеих сторон, говорил он, от соглашения о заключении браков. Он великодушно предложил Израилю землю. Однако не хананеям, а Богу предстояло дать ее Израилю.

Последующее обращение Хамора к его согражданам обнаружило, что он не был вполне искренним, так как склонял всех к тому, чтобы породниться с Израилем, в своих и своего сына личных интересах, и прельщал народ богатством Иакова. Чтобы выпутаться из беды, Шехем предложил затем братьям Дины уплатить такой выкуп за невесту, какой они сами назначат.

Братья же отвергли предложение Хамора потому, как говорили они, что брак их сестры с человеком, который не обрезан (соответствующее еврейское слово имеет и значение «нечист»), явился бы бесчестием или позором для их семьи. Как и отец их в прошлом, братья говорили и действовали с лукавством; может быть, они сомневались в том, что их предложение о поголовном обрезании мужчин Шехема ради заключения брака княжеского сына с их сестрой будет принято? Но хананеи согласились и обрезали весь мужской пол - видимо, не только для того, чтобы Шехем мог получить Дину, но и зарясь на скот и имение Израиля.

Последствия этого договора были ужасными. Симеон и Левий (несомненно, и слуги их) умертвили всех мужчин-хананеев, воспользовавшись их беспомощным состоянием, так как те еще были в болезни после обрезания. Затем братья взяли Дину из дома Шехема и разграбили город и все имущество жителей, и угнали их скот и увели детей их и жен в плен. Это повергло Иакова в страх, так как грозило серьезными последствиями ему и его семье. Но братья на все отвечали:
«Мы не могли смириться с тем, что он поступил с нашей сестрой, как со шлюхой».

IV Преобладающее идолопоклонство


Позже израильтянам было конкретно сказано, чтобы избегали осквернения от хананеев. И вся «внешняя политика» Израиля была направлена на полное их уничтожение – до того, как им удастся осквернить народ (Втор. 20:16-18).

Что касается Иакова, его заботит только мир и спокойствие в семье. Когда ему сообщают об изнасиловании его дочери, он ничего не говорит. Однако, услышав, что сделали его сыновья, он открыто упрекает их из-за возможных последствий. Мы читаем:

30 Тогда Иаков сказал Симеону и Левию: «Вы навлекли на меня беду. Народ земли, ханаанеи и периззеи, возненавидят теперь меня, как смертельного врага. У меня всего несколько человек; если все объединят свои силы и нападут на нас, тогда я и вся моя семья будем уничтожены» (Быт.34:30 ПС).


Читая следующую 35 главу, мы видим, что через нее проходят две темы: подведение итогов и нужды в исправлении. Итоги в ней подводятся в том смысле, что Иаков снова был дома, в Обетованной земле, со всем своим семейством и богатством своим; победа была одержана, цель достигнута, и обетование исполнено. В то же время в ней звучит мысль о необходимости исправления, потому что не все еще в семье целиком держались пути веры: предстояло «похоронить» идолов и решить вопрос с Рувимом.

Дело в том, что Бог сказал Иакову: «Отправляйся в город Бет-Эль, останься там и построй Мне жертвенник, потому что там Я явился тебе, когда ты бежал от Исава, брата твоего». Исполнить обеты, не подвергшись предварительно освящению, Иаков не мог. Его семья должна была избавиться от всех своих идолов, представлявших чужих богов. Описание очищения (удаление идолов, омовение себя и перемена одежды) было поучительным для Израиля, которому позднее, при входе в Обетованную землю (Иис. Н. 5:1-9), понадобится такое же освящение.

После того, как в Шехеме были погребены идолы, а вместе с ними и серьги, видимо, связанные какими-то колдовскими амулетами, Иаков и его семья двинулись на Бет-Эль. Люди окрестных городов, прослышав о резне, учиненной в Шехеме, исполнились ужаса перед Иаковом и не преследовали его, как он опасался.

Прибыв снова в Бет-Эль, который раньше назывался Луз, Иаков воздвиг жертвенник, как повелел ему Бог. Между тем, умерла Девора, кормилица Ревекки, матери Иакова. Этой смертью, видимо, завершается еще одна часть истории патриархов. В память о старой кормилице, дуб, под которым ее погребли, был назван дубом плача.

В Бет-Эле Бог подтвердил обетование, данное Им там же ранее. Доказательством ему служило теперь новое имя Иакова - Израиль. И то, что Бог назвал Себя здесь Всемогущим (Эль Шаддай), тоже звучало как заверение в том, что Свое обетование Он исполнит. Теперь, когда патриарх снова был в Обетованной земле, вновь подтверждалось и обещание относительно народа, царей и земли.

Действия тут Иакова почти идентичны тому, что он делал, когда был в Бет-Эле впервые: он воздвиг памятник каменный, возлил на него елей и вновь назвал это место Бет-Эль, т. е. «Дом Божий». И оба раза Бог обещал Иакову многочисленное потомство в этой земле (28:13-14; 35:11-12).

V Смерть Рахили


По прибытии в землю, семья пополнилась последним ребенком – Вениамином (интересно, что одиннадцать из двенадцати родоначальников колен Израилевых родились за пределами земли обетования, а именно в Месопотамии; 29:31 - 30:24). Рахиль умерла от родов. Это была вторая смерть в дороге, о которой говорится в главе 35 (стих 8).

Имя, которое она сама дала ребенку, а именно Бен-Они («сын моей скорби»), звучало слишком печально, и Иаков переименовал сына в Вениамина («сын моей правой руки»). Ведь прискорбное обстоятельство (смерть матери) ознаменовало собой и радостную перспективу, которую сулило рождение сына; тем более, что появление его на свет было ответом на молитву Рахили (30:24). Так что новорожденный заслуживал имени, которое свидетельствовало бы о радости, а не о скорби.

Над гробницей любимой жены Иаков поставил каменный столб. Рахиль была погребена при дороге, которая вела из Бет-Эля к Ефрафе. Ефрафа - прежнее название Вифлеема.

В это же время произошло еще одно событие из ряда вон выходящее, которое нанесло патриарху бесчестие. Дело в том, что Рувим, старший сын Иакова от Лии, переспал с Валлою, наложницею патриарха и служанкою Рахили. От Валлы у Иакова было два сына - Дан и Неффалим. Это преступление было совершено на пути между Ефрафой и Хевроном. Возможно, Рувим таким образом намеревался преждевременно заменить отца как патриарха, ведь он был первенцем. Но заплатил за свой поступок потерей первородства.

Глава заканчивается сообщением о смерти Исаака, который прожил сто восемьдесят лет. Полагают, что Исаак жил тогда вблизи Хеврона, южнее его, в Вирсавии. Иаков и Исав сообща погребли его. Не исключено, что братья встретились (по этому случаю) в первый раз после того, как расстались по приходе Иакова в землю из Месопотамии.

Смертью Деворы, Рахили и Исаака отмечен конец исторического периода, имевшего для народа большое значение. Тяжко согрешил Рувим и лишился отцовского благословения (49:3-4). Были погребены идолы, и члены семьи совершили ритуал освящения во имя исполнения обета, данного Иаковом в Бет-Эле. Двенадцать сыновей его, родоначальники будущих племен, положили начало народу в обещанной ему земле. Наступал великий переходный период, когда вере в Бога предстояло в масштабах целого народа исполниться новой силы, потому что без этого не могли бы осуществиться в истории отношения между Богом и Израилем в рамках Завета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, основное описание об Иакове закончилось. На следующем уроке мы рассмотрим жизнь Иосифа. Но и Израиль будет еще фигурировать в самой последней теме: «Израиль в Египте».

До следующего урока субботней школы, мои дорогие слушатели и читатели. Божьего вам благословения.

telegram

Похожие новости

Урок №9 - II квартал 2022 - Александр Серков

Приветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на очередном уроке субботней школы. Один за другим

24.05.22 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
Послание Иакова. Уроки СШ 4 квартал 2014г

В течении 4 квартала 2014 года мы будем изучать одно из наиболее неверно понимаемых посланий Библии

26.09.14 Субботняя школа
Александр Серков. Урок 10. Служа народам

Приветствую вас на уроке субботней школы «Служа народам»

09.03.14 Субботняя школа » Александр Серков

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть