Регистрация

Урок №13 - II квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 22-06-2022, 15:03 3 246 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Вот мы и подошли к последнему уроку в этом квартале; и я приветствую вас, дорогие мои братья и сестры, на этом уроке субботней школы. Финальной сценой являются заключительные события, связанные с народом Божьим до египетского рабства. Но пока о рабстве речь не идет, эта тема – трогательные моменты встречи отца с «пропавшим сыном». Итак, давайте обо всем по порядку.

I Иаков отправляется к Иосифу


46 глава Бытие повествует этот момент из жизни Иакова. За много лет до того в Египте, тоже во время голода в Ханаане, побывал Аврам, а теперь его внук Иаков с одиннадцатью его праправнуками (не считая Иосифа, который был уже в Египте) переселялся туда. Бог утешил Иакова на пути в Египет. Покинув Хеврон, патриарх первый привал сделал в Вирсавии, где принес жертву Богу отца своего Исаака. В Вирсавии жил раньше Исаак и там же останавливался Иаков, убегая от гнева Исава.

Ночью Бог предстал ему в видении, чтобы повторить Свое обетование: из семьи Иакова Он создаст в Египте народ великий, который Сам же и выведет оттуда. В свое время Исааку Бог не разрешил идти в Египет, а теперь Иакову Он повелел идти туда. Ночное видение, утешившее патриарха, служило впоследствии и ободрению народа израильского, когда Моисей выводил его из Египта и вел назад в Ханаан для принятия Божьих благословений.

Сообщение о переселении Иакова в Египет включает перечисление его потомков. В стихе 26 указанное число их составляет шестьдесят шесть человек, а в стихе 27 – семьдесят. В первом случае учтены те, которые переселились с Иаковом в Египет, а во втором и те дети, и внуки, которые родились там. Это всё надо учитывать.

Таким образом всего Иаков и его потомки составили в Египте число 70. От этих семидесяти (включая Иосифа и его двух сыновей, рожденных в Египте) и произойдет Израильский народ.

Наконец, через двадцать два года разлуки, Иосиф и Иаков снова были вместе. Радость обоих была безгранична и понятна, как и слезы Иосифа, который последний раз видел отца в семнадцатилетнем возрасте. Иаков счастлив был от этой встречи, ведь встретил он сына живым. Его радость заключалась и в том, что видел он в нем своего наследника, назначенного свыше, избранного Богом руководить родом. Так что это было нечто большее, чем воссоединение близких; это являлось подтверждением, что обещанное Богом благословение остается в силе.

Не желая вступать в конфликт с египетскими обычаями, в частности, и с издавна бытовавшим в земледельческом Египте презрительным отношением к пастушеским племенам, Иосиф, тем не менее, советует отцу и братьям не скрывать перед фараоном, что они и отцы их – пастухи овец, скотоводы, чтобы их не рассеяли по городам, но отвели для поселения в изобиловавшую хорошими пастбищами землю Гесем.

II Иаков поселяется в Египте


Читая 47 главу, мы видим, что фараон отделил Иакову лучшую часть земли, а именно Гесем, и даже выразил готовность поручить тем братьям Иосифа, которые способны к этому, смотреть за царским скотом. Эту землю позднее назвали землей Раамсес. Это обстоятельство, как и то, что земля была плодородной, и родственники поселились вблизи Иосифа, служившего при дворе, позволяет думать, что она располагалась где-то в восточной части дельты Нила.

Будучи представлен фараону, Иаков, отвечая на его вопрос, сказал, что прожил он сто тридцать лет, и что жизнь его коротка, по сравнению с прожитой его отцами, и отмечена многими печалями. Примечательно, что патриарх называет ее днями странствования своего. Любопытно и то, что он, придя в страну с чужой ему культурой, благословил ее царя – фараона, т. е. пожелал ему милости и защиты от своего Бога.

Иосиф показал себя мудрым администратором в земле Египетской, потому что в конечном счете он спас египтян от голодной смерти. Казалось бы, достойно было осуждения, что он и деньги, и скот, и землю жителей страны сделал собственностью фараона, а их самих – его рабами, но в той экстремальной ситуации в сущности иного выхода не было: ведь фараон не дал своему министру права даром раздавать голодным хлебные запасы, да и насколько бы их хватило при постоянном даровом распределении? Кроме того, судя по реакции египтян, они не восприняли политику Иосифа как грабительскую и унизительную для себя, а наоборот, благодарили его.

Переведя имущество и земли египтян в собственность фараона, Иосиф снабдил их семенами для сева – с условием выплаты фараону пятой части урожая. Независимой от царя (и это подтверждается историками древности) оставалась лишь жреческая каста, а все жители попали в положение арендаторов у государства.

О пришедших в Египет израильтянах сказано, что они в отведенной им земле Гесем плодились и весьма умножились. Итак, Бог благословил Свой народ соответственно обетованию, которое Он дал Аврааму. Евреи быстро становились великим народом. Более того, Бог благословил и фараона за то, что тот отдал «семени Авраама» лучшие земли в Египте. Позже, во дни Моисея, когда другой фараон стал угнетать израильтян, Бог сурово наказал египтян.

Из долгой жизни Иакова, тысячелетия спустя, автор послания Евреям (Евр. 11:21) изберет – как пример великого акта веры – именно это благословение сыновей Иосифа патриархом. Перед лицом смерти Иаков стремился закрепить Божье обетование в своих потомках. Некогда он стяжал это обетование для себя (Быт. 27), и вот, объектом благословения снова становились младшие в роде, но на этот раз не ценой интриги и горечи, а через благословение, произнесенное с глубокой верой.

Иаков прожил в Египте семнадцать лет, до ста сорока семилетнего возраста. Заметьте, Авраам умер в возрасте 175 лет, а Исаак – в возрасте 180 лет. А Иаков меньше своего отца и дедушки – всего 147 лет.

Перед своим концом Израиль просил Иосифа поклясться, что похоронит его в гробнице отцов его, имея, конечно, в виду пещеру Махпела, купленную Авраамом. Здесь снова прослеживается упоминание об обычае, который сопутствовал принесению клятвы, – «положи руку твою под бедро мое», – просит Иаков сына. Видимо, исполняя этот обычай, клявшийся брал на себя ответственность и перед потомками того, кому клялся, ведь они выходили из чресл его (из области его бедер).

Выразить свое благодарственное чувство Богу, умирающий Иаков мог, лишь склонившись перед Ним на возглавие постели, что он и сделал.

III Иаков благословляет сыновей Иосифа


Больной и ослабевший, Иаков, собрав последние силы, сел на постели, когда ему сказали, что к нему идет Иосиф. Он пересказал сыну, как Бог Всемогущий (Эль Шаддай) явился ему в Лузе, переименованный Иаковом в Вефиль, и пообещал благословить его, произведя от него множество народов и дав его потомству землю ханаанскую в вечное владение. Слова этого обетования были для патриарха источником неиссякавшей надежды в странствиях его, и таковым им предстояло быть и для народа, который произойдет от него, потому что народу этому дано было верное слово Бога.

Иаков благословил первородством Иосифа, возведя в положение первородных юношей Ефрема и Манассию, его сыновей, и тем закрепив за Иосифом двойной удел. Ефрем и Манассия заместили таким образом Рувима, старшего сына Иакова от Лии, лишенного первородства за преступление против отца. Иаков оговорил при этом, что если бы у Иосифа родились в Египте другие сыновья, то им следовало бы присоединиться к коленам Ефрема и Манассии, но, по всей видимости, больше сыновей у Иосифа не было.

Особое признание Ефрема и Манассии было продиктовано Иакову не только исключительным положением их отца Иосифа, в Египте и тем, что Иосиф был любимым сыном патриарха от его любимой жены. Усыновляя Ефрема и Манассию, патриарх как бы увеличивал число сыновей Рахили, но более всего явилось это усыновление результатом Божьего внушения.

Читая дальше, мы видим, что Иосиф подвел к престарелому отцу двух своих сыновей, и тот выразил радость, и, произнося благословение, сказал, что, вот, не думал увидеть я и сына, а увидел и его, и внуков. Как некогда Исаак, благословляя Иакова, был уже слаб зрением, так теперь и сам Иаков. Однако, совершая благословение, Израиль вполне сознательно (и это следует из употребленного тут еврейского слова) «переменил» руки так, чтобы правая его рука оказалась на голове Ефрема, а левая на голове Манассии, хотя Манассия, рожденный первым, должен был быть благословлен возложением правой руки деда.

Таковым было решение Иакова, несмотря на то, что Иосиф правильно поставил своих сыновей. Иосиф, как это свойственно людям, ожидал действия Божьего в согласии с понятиями, казавшимися ему верными и справедливыми, но убедился, что порой Господь благоволит действовать вопреки человеческим обычаям и представлениям.

Осознав это, твердо стоящие в вере принимают, что Божьи пути – не наши пути. Воспитательный процесс, направленный на усвоение этого факта Иаковом, продолжался всю его жизнь, и он усвоил его, потому и благословил теперь младшего, даровав ему преимущество над старшим. На протяжении жизни четырех поколений действовал этот обратный порядок в роду Авраама: Исаак встал над Измаилом, Иаков над Исавом, Иосиф над Рувимом, и Ефрем над Манассией.

Благословляя самого Иосифа, Иаков трижды воззвал к Богу, как к Тому, пред Которым ходили отцы его Авраам и Исаак и Который избавлял его от всякого зла. Бога, Которого Иаков называет здесь «Избавляющим», этого Бога молил Иаков о милостивом благословении отроков.

Однако Иосиф, когда увидел, что отец намерен благословить Ефрема прежде Манассии, запротестовал. «Знаю, сын мой», – возразил патриарх, и благословил внуков соответственно Божьей воле, а не по человеческому обычаю. Он знал, что, вопреки этому обычаю, Богу в свое время угодно было благословить его самого младшего. И этот же принцип должен был действовать теперь, при благословении сыновей Иосифа. Годы спустя Ефрем стал ведушим племенем в Северном царстве, во всех отношениях превосходившем племя Манассии, как и предсказал Иаков.

Основополагающим принципом Божьего домостроительства является непременное воздействие жизни и характера патриархов на судьбу их потомков. Многообразие этих судеб в Его народе определялось и нравственными различиями индивидуумов. Быт. 49 дает именно так воспринять эволюцию Божьего плана. В эту главу входят последние из великих прозрений будущего в книге Бытие – благословения, проклятия и обетования.

Иаков, силою веры, будучи – по завету – орудием Бога, предусматривал будущее завоевание Израилем земли Ханаанской и его расселение в ней, как и славные для народа дни в еще более отдаленные времена. Для семьи Иакова оно простиралось за пределы рабства в Египте, оно неразрывно было связано с землей обетования. Но насладятся ли они исполнением этой надежды, будет зависеть от верности причастников благословения Богу.

IV Иаков благословляет своих сыновей


Призвав сыновей к смертному своему ложу, патриарх говорит о том, что произойдет с ним в грядущие дни, и произносит медленно и взвешенно слова пророчества, ниспосланного ему свыше. Давайте по порядку рассмотрим благословения, которые произнес он в адрес своих сыновей.

Рувим. Мы читаем:

3 Ты, Рувим, мой первенец, твое рождение является первым свидетельством моей зрелой мужской силы; таким образом, ты – первенец по праву и первенец по силе;
4 И все же ты не можешь оставаться первым, потому что в безудержном потоке страстей своих ты взошел на постель отца своего; взойдя на родительскую постель, ты попрал и осквернил ее (Быт.49:3-4 ПС).


Слова, произнесенные в адрес Рувима, первенца его, теряют свою силу, как только он напоминает об осквернении Рувимом ложа отца (подразумевая прелюбодейную связь его с наложницей Валлой). Рувиму полагалось главенство над родом, но из-за буйного нрава его («в безудержном потоке страстей своих») он не получит главенства. Во времена Судей (Суд. 5:15-16) колено Рувима страдало разногласиями и нерешительностью; в истории народа оно никогда не играло существенной роли и первым исчезает из поля зрения.

Симеон и Левий. Мы читаем:

5 Симеон и Левий, братья, чьи мечи – оружие жестокости;
6 Они в тайне сговорились совершить это зло, я не причастен к их сговору. В ярости своей убивали они людей и в гневе подрезали жилы быкам ради забавы;
7 Да будет проклята их дикая ярость, потому что она жестока! Они будут разбросаны среди потомков Иакова и рассеяны по всему Израилю (Быт.49:5-7 ПС).


Симеон и Левий, родные братья; мечи их объявлены отцом орудиями жестокости. Иаков не хочет причастности к их несправедливому совету и неправедному собранию. Над ними он произносит суд Божий за избиение жителей Сихема и животных, находившихся в городе. В глазах Божьих священная война и яростное отмщение – не одно и то же. Оба колена были позже рассеяны.

Колено Симеона в сущности распалось, получив земельный надел на территории Иуды (Иис. Н. 19:1,9). Левий вообще не получил собственной земли при разделе Ханаана, однако, можно полагать, что по причине ревностного служения представителей этого колена Богу, – проклятие рассеяния обратилось для него в благословение священнослужения.

Иуда. Мы читаем:

8 Тебя, Иуда, восхвалят братья твои, рука твоя будет на хребте врагов твоих, склонятся перед тобой сыновья отца твоего.
9 Сын мой, ты словно молодой лев, который никогда не возвращается с охоты пустым; и вот, он ложится рядом со своей добычей, и никто не посмеет потревожить его.
10 Скипетр всегда будет в руке Иуды, и потомки его из рода в род будут держать жезл правителей; и так будет до тех пор, пока не придет Примиритель, Которому станут повиноваться и служить народы.
11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда – сына ослицы; стирает он в вине одежду свою и в крови виноградных гроздей – одеяние свое;
12 Его глаза сверкают от вина, и зубы – белее молока (Быт.49:8-12 ПС).


Четвертый сын Иакова был первым, кто получил богатое и безусловное благословение, которое даровало ему превосходство и власть. Хотя Иаков прямо не заявлял об этом, Иуда получил право первенца на лидерство, утраченное Рувимом из-за эмоциональной нестабильности, а Симеоном и Левием из-за их жестокости. Имя Иуда означает «хваленый». Иаков так и говорит: «Восхвалят тебя братья твои». Иуда проявил благородный характер. Даже в мрачные часы, когда братья Иосифа замышляли убить его, Иуда предложил решение, которое спасло Иосифу жизнь. Кроме того, превосходство его характера проявилось в том, что он пожертвовал своей жизнью в залог жизни Вениамина, а также когда он умолял Иосифа от имени Вениамина спасти его от рабства.

Могущество Иуды Иаков сравнивает в этом прорицании с могуществом молодого льва, потому что не только враги его склонятся под сильную руку его, но и остальные братья поклонятся ему и восхвалят его. Бродя по лесам в поисках добычи, возвращаясь в свое горное логово, когда его добыча была съедена, он лежит там бесстрашный, в тихом величии и спокойно бросая вызов любому существу, которое осмелится потревожить его. В центре прорицания стоит словосочетание «до тех пор, пока…». Царская и законодательная власть не отнимется от Иуды до тех пор, пока не придет Примиритель, Которому станут повиноваться и служить народы.

Завулон. Мы читаем:

13 Жительством Завулона будет морское побережье, где корабли находят свое пристанище в гаванях; земля его будет простираться до Сидона (Быт.49:13 ПС).


Территория, отведенная колену Завулона при Иисусе Навине, не простирается до границ Средиземного моря, возможно, в дальнейшем он расширил свою территорию обитания. Во всяком случае, источником обогащения Завулона станет морская торговля.

Иссахар. Мы читаем:

14 Иссахар – словно крепкий осел, после тяжелого труда прилегший вместе с вьюками отдыхать.
15 И увидел он, что хорошо место отдыха его, и земля, на которой он лежит, приятна, и прогнул спину свою под ношу и покорился подневольному труду (Быт.49:14-15 ПС).


Сравнение Иссахара с костлявым и крепко сложенным ослом, особенно хорошо приспособленным для ношения ноши, указывало на то, что это племя будет довольствоваться материальными благами, посвятит себя земледелию и не будет стремиться к политической власти. Это также указывало на то, что потомки Иссахара будут сильными людьми и получат благоприятное наследство. Это исполнилось в уделе ему нижней Галилеи, включая привлекательную и плодородную равнину Изреель. Хотя племя когда-то приобрело славу героической храбрости вместе с Завулоном во времена судей (Судьи 5:14-15,18), оно обычно было удовлетворено своей участью, что бы ни случилось с народом. Его редко можно встретить доблестно выходящим на передний план и борющимся за угрожаемые права или свободы. Возможно, именно по этой причине Иссахар упоминается последним среди сыновей Лии, хотя он и не был ее последним сыном.

Дан. Мы читаем:

16 Дан будет судить народ свой, подобно другим коленам Израиля;
17 Дан будет словно ядовитая змея, которая подстерегает на обочине дороги. Укусит коня в ногу, так что всадник упадет назад (Быт.49:16-17 ПС)
.

Неприглядна судьба колена Дана. Ему предрекалась роль судьи (имя Дан созвучно еврейскому слову, имеющему это значение) – возможно, в смысле осуществляющего справедливую и независимую политику в своих пределах (в народе своем), но он встал на путь вероломства и предательства (некоторые полагают, что врагов Дан побеждал не столько в открытом бою, как Иуда, сколько всякого рода хитростями), почему и уподобляется отцом змею аспиду. В отношении судьи это частично исполнилось в последнее время судей, когда Самсон, данитянин, судил Израиль в течение 20 лет (Суд.13:2). Известно также, что во времена Судей первыми предались идолопоклонству данитяне (Суд. 18:30). И по этой причине, возможно, одно только имя Дана среди 12 колен опущено из их списка в Откровении седьмой главе.

Гад. Мы читаем:

19 Полчища будут нападать на Гада, но всякий раз придется им спасаться от него бегством (Быт.49:19 ПС).


Эти предсказания, по-видимому, относятся к нападениям, которые племени Гада пришлось терпеливо переносить, но которые они успешно отразили. История показывает, что гадиты проявляли, где была в этом необходимость, храбрость, обещанную им их отцом. Гадиты, пришедшие к Давиду, описываются как львы, и их быстрота сравнивается с быстротой газели (1Пар.12:8-15), сравнения которых доказывают, что они были доблестным племенем.

Асир. Мы читаем:

20 Поля Асира будут обильно плодоносить, самые лучшие плоды с его земли будут доставлять к царскому столу (Быт.49:20 ПС).


Асиру предвещалось плодородие; яства его земли будут поставляться к царским столам (так это впоследствии и происходило). Это колено расселилось на богатой северной низменности Кармила на Средиземном море, вплоть до территории Тира. Это одна из самых плодородных частей Ханаана, изобилующая пшеницей и маслом, которыми Соломон снабжал дом царя Хирама (1Царств 5:11).

Неффалим. Мы читаем:

21 Неффалим подобен свободно бегающей по горам лани, его речь словно резвящиеся ее детеныши (Быт.49:21 ПС).


Это колено поселилось на северо-западе от моря Галилейского. Вместе с Завулоном при Вараке он одержал великую победу над ханаанским царем Иавином, которого пророчица Девора отметила в своей знаменитой песне (Книга Судей).

«Его речь словно резвящиеся ее детеныши». Эти слова должны быть намеком на дар красноречия, проявленный в этом северном племени, хотя никаких исторических записей о такой деятельности о колене Неффалима не сохранилось.

Иосиф. Мы читаем:

22 Иосиф подобен плодоносящей лозе, растущей у ручья, чьи ветви поднимаются по стене.
23 Рассвирепев, пускали в него стрелы из лука; и господин его возненавидел его;
24 Но сокрушены были с силой стрелы их, и ослабли сухожилия мышц рук их. Сила его досталась ему от сильного Иакова, который стал скалой Израиля
25 От Бога отца вашего. Да поможет тебе Бог, да благословит тебя Всемогущий благословениями Своими небесными свыше и благословениями снизу из источника земной глубины. Да благословит Он тебя плодовитостью женщин и приплодом в стадах твоих.
26 Да будут благословения твои превыше древних гор, непоколебимых холмов вечных, потому что ты должен унаследовать благословение, которое когда-то получил я, твой отец; пусть эти благословения будут на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими (Быт.49:22-26 ПС).


Особенно многообещающе звучит прорицание патриарха в отношении Иосифа. Мы видим, что оно произносится вместе с последним и главным отцовским благословением. Обещание «плодоносности» перекликается с именем одного из сыновей Иосифа – Ефрема (которое и означает «плодоносный»). Иаков буквально осыпает оба колена Иосифа обещаниями побед и процветания.

Впоследствии впечатляющие победы в сражениях одерживали ефремляне Иисус Навин, Девора и Самуил, а также Гедеон и Иеффай из колена Манассиина. Иаков столь горячо и поэтично призывает на Иосифа и его сыновей благословения Божьи, потому что старший сын Рахили был не только его любимцем, но и Богом был «избран» между братьями.

Вениамин. Мы читаем:

27 Вениамин – словно прожорливый волк, который утром пожирает свою добычу, а вечером норовит урвать часть добычи у других» (Быт.49:27 ПС).


Воинственный характер, который умирающий отец приписывал здесь своему младшему сыну, позже проявили его потомки. Это было видно в войне, которую его племя вело против всех племен, в войне из-за их собственного нечестия в Гиве (Судьи 20, 21), а также в других случаях (Судьи 5: 14). Вениамитяне были выдающимися лучниками и пращниками (Судьи 20:16). Также из колена Вениамина происходил героический судья Аод (Судьи 3:15), царь Саул и его доблестный и храбрый сын Ионафан (1 Цар. 11,13; 2 Цар. 1: 19-27).

V Надежда на обетованную землю


Заключительная часть книги Бытие состоит из трех событий, исполненных надежды.

Во-первых, это надежда на то, что Израиль возвратится в Обетованную землю. Моисей, автор книги Бытие, описывает смерть и погребение Иакова и Иосифа как события, указывающие на Обетованную землю. Сразу после своего благословения и пророчества о «двенадцати коленах Израилевых» Иаков размышляет о своей смерти и поручает своим сыновьям похоронить его в Ханаане, в пещере на поле Махпела, где была похоронена Сарра. Описание похоронной процессии, направляющейся в Ханаан, предвозвещает Исход из Египта несколько столетий спустя.

Во-вторых, это надежда на то, что Бог обратит зло в добро. После смерти и погребения Иакова братья Иосифа беспокоятся о своем будущем. Они боятся, что теперь Иосиф отомстит. Они приходят к Иосифу и падают перед ним на колени, готовые стать его рабами. Это сценарий, напоминающий пророческие сны Иосифа. Иосиф успокаивает их и говорит им: «Не бойтесь». В свое время братья умышляли против него зло, но Бог обратил это в добро. Иными словами, Божье провидение преодолеет множество человеческих ошибок.

В-третьих, это надежда на то, что Бог спасет падшее человечество. Сообщение в последнем стихе книги Бытие о смерти Иосифа важно. Интересно, что Иосиф не приказывает похоронить его кости, а просто говорит: «Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда» (50:25), что израильтяне и сделали годы спустя, повинуясь этим словам. В конечном счете надежда на Обетованную землю, Ханаан, является символом, предвестником окончательной надежды на спасение, на восстановление, на Новый Иерусалим на новом небе и новой земле – предвестником окончательной надежды для всех нас, дарованной смертью Примирителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, книгу Бытие мы закончили. Мир вам, мои дорогие слушатели и читатели. До следующего урока теперь уже в новом квартале. Нам предлагают рассмотреть тему: «В горниле испытаний – со Христом».

telegram

Похожие новости

Урок №10 - II квартал 2022 - Александр Серков

Мир вам, дорогие мои братья и сестры! Приветствую я вас на очередном уроке субботней школы. На

29.05.22 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
Библейские сказания: Иаков. Сразившийся с Ангелом (1994)

История Иакова излагается в Книге Бытие. Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке,

05.09.10 Христианские фильмы
Эрнст Модерзон. Иаков и Иосиф

Каким бы плохим ни был характер Иакова, Бог не стыдится называться его именем. Бог Иакова! Бог,

26.05.09 Аудиокниги

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть