Регистрация

Интервью с Александром Болотниковым

samuil 15-03-2010, 15:49 4 164 Александр Болотников
0

Интервью с Александром Болотниковым

Интервью с Александром Болотниковым, руководителем учебного центра «Шалом», США, Флорида. Основная цель центра - помощь в организации еврейско-адвентистского диалога общинам АСД на территории США

Почему адвентисты сегодня поднимают вопрос о диалоге с еврейскими общинами?

Адвентизм во многом обязан иудейской культуре. Никакой адвентист не может быть до конца адвентистом, если не понимает сути библейских праздников. С другой стороны мы хотим протянуть руку еврейской общине. Мы хотим вести диалог, мы хотим учиться и иметь конструктивный разговор о вечных истинах с теми людьми, с тем народом, с той культурой, из которой адвентизм заимствовал некоторые свои идеи.

Сохранило ли христианство какие-либо ценности иудаизма?

До второго века нашей эры христианство не было отдельной религией, - в Риме на неё смотрели как на партию внутри иудаизма, наподобие фарисеев, саддукеев, зелотов или ессеев. Римская юридическая система относила всех последователей Иисуса из Назарета к иудеям. Когда в 135 году произошла трагедия, рабби Акива назвал Бар Кохбу Мессией, и восстание против Рима захлебнулось, император Андриан очень сильно разгневался на евреев. Под его гонения попали все группы иудаизма, включая и христиан. Тогда, к большому сожалению, среди греческой части движения последователей Иисуса стали появляться тенденции отделять себя от иудеев. Начали вспоминаться преследования со стороны священников в Иерусалиме, да и само распятие Иисуса стало приписываться еврейскому народу. Первым христианским антисемитом можно назвать Юстина Мученика, который очень гневно и злобно отзывался о евреях. Именно он предложил изменить субботу на воскресенье. Его поддержал Игнатий Антиохийский, основатель и духовный вдохновитель православного богословия. Греческая философия стала проникать во все сферы христианской церкви и стала довлеть над истолкованием Библии. Постепенно христианство начало оязычиваться, и апогеем этого процесса стало принятие теологии блаженного Августина, согласно которой христианская церковь заменила собой Израиль. В результате этого пути христианства и иудаизма разошлись. Я вижу в адвентизме попытку вернуться к этому единению.

В своё время Александр Мень высказал идею, что христианство развило и усилило некоторые стороны иудаизма, на которые сам иудаизм не обращал внимания. Как, по-вашему, что нового внесло христианство в понимание Бога?

Александр Мень, даже высказывая подобные идеи, всё-таки исповедовал православную идеологию, - теологию Замещения. В своей книге «Таинство и образ» он говорит, что православие переняло лучшие формы еврейской литургии. Однако всё-таки кое в чём он был прав. Сегодня, после Холокоста, многие религиозные иудеи, такие как Эли Визель, стали задавать вопрос: А где же Бог? Есть ли Он на самом деле? Интересуем ли мы Его? Споры о близости Бога к человеку возникали и раньше. В частности, в Новом Завете можно заметить, как Иисус критикует представления о том, что Бог создал мир, дал Тору и «удалился» от дел. Такие взгляды в раввинистическом иудаизме вылились, прежде всего, в отрицание чудес. Иудаизм называет имя только одного чудотворца - рабби Ханина Бен Доса, который мог исцелять, наступать на змей, после чего они умирали. Но мудрецы, передавая эту Агаду, с большой осторожностью относятся к его действиям, говоря: не слишком ли много он на себя берёт? Система раввинистического иудаизма сделала Бога очень трансцендентным. Творец настолько удалён, что Его уже не интересуют личные проблемы человека. А имманентность Бога ограничена только рамками Торы. Поэтому существует множество историй в Мидрашах и Агаде, в которых Бог предстаёт просто раввином и учителем, и другие мудрецы выигрывают у Него талмудические споры.

Христианство расставило акценты по-иному. В христианстве Мессия является, прежде всего, олицетворением имманентного Бога. Иными словами, учение Иисуса о Боге переставило иудаизм с ног на голову. Если в иудаизме Бога интересуют только наши дискуссии на темы Священного Писания, но никак не личные нужды, то Иисус принёс картину другого Бога: Бога - Творца, который посчитал у человека на голове все волосы.

Т.е. Бог - это Тот, Кто желает общаться с нами, с каждым человеком лично, Он не оставляет нас?

Да. Но в последнее время в иудаизме мало кто затрагивает имманентную сторону Бога. Слабость ортодоксального иудаизма в том, что он всё-таки выродился в религию, а не в веру. В синагогу приходит человек, молится Барух ата… Благословен Ты, воскрешающий мёртвых… Но на самом деле для него эти слова пустой звук, и он не верит в воскресение мёртвых.

То, что происходит в синагоге, не является молитвой. Это литургия. Она не была задумана молитвой. Этим меня отталкивало ортодоксальное служение, где большую часть времени люди молча читают книгу. Молитва - это что-то личное. Когда я впервые стал спорить с Богом, тогда я понял, что такое молитва.
Среди иудеев, пожалуй, самыми набожными являются хасиды. Для них действительно есть реально Живой и Существующий Бог. Однако же хасидизм воспринимает Бога опосредованно через ребе.

А если продолжить эту тему… Есть ли разница для Бога, с кем Он общается? Например, считается, что еврей обретает в субботу дополнительную душу.

Это одна из серьёзных проблем, которые затрагиваются и в иудаизме, и в христианстве. Действительно традиционный ортодоксальный взгляд иудаизма заключается в том, что Бог «лицеприятен», что Тора дана только евреям, и заповеди только для них. Для остальных народов существуют ноахитовы заповеди, их всего семь. Однако давайте помнить, что это не единственная точка зрения в иудаизме. Иудаизм говорит и о необходимости прозелитизма, о том, что Бог определил израильский народ, чтобы приводить прозелитов. И прозелитам ни в коем случае нельзя напоминать, что они некогда принадлежали другой нации. К сожалению, сегодня всё зависит от того, насколько раввин понимает этот вопрос. Прогрессивный иудаизм очень хорошо воспринимает прозелитизм. Но это, пожалуй, единственное движение, которое их принимает. Христианство чётко поставило точки над «i»: «во Христе нет ни иудея, ни еллина, ни раба, ни свободного». Т.е согласно теологии Павла, всякий, кто приходит и принимает Единого Бога во имя Иисуса, становится усыновлённым сыном Авраама. И таким образом стирается граница между иудеем и елином.
Что же касается дополнительных благословений, то Тора однозначно повелевает о субботе, что в субботу ни ты, ни пришелец не должны работать. Пришельцы - эта категория людей, которая заинтересовалась словом Живого Бога и делает шаги в Его познании. Жителей земли Израиля делились на три группы: бней Израэль, геры (пришельцы), нехрим (иноплеменники). Переход между нехрим и герами начинался с субботы. Это говорит о том, что в Торе было чётко установлено равенство всех народов перед соблюдением субботнего дня.

Как по-вашему, роль еврейского народа, как хранителя Торы остаётся актуальной до сих пор, или Всевышний как то изменил Свои планы в связи с появлением христианства?

Я думаю, что сохранение Торы остаётся единственной задачей, которая выделяет сегодня еврейский народ. Сегодня многие христиане стремятся обучаться в еврейских учебных заведениях, понимая, что еврейская традиция поможет им глубже познать Священное Писание. Тот факт, что сохранением Ветхого Завета в Средние века мы обязаны еврейскому народу, я думаю, уже ясно показывает, что имел в виду апостол Павел, когда писал: «Какое преимущество быть иудеем? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Б-жие». Рим.3:1,2

Раввинистический иудаизм во втором веке попытался сохранить фарисейские традиции настолько скрупулёзно и детально, насколько вообще это можно было сделать. Какое значение имеет это для нас? Без понимания иудейской культуры первого века в принципе невозможно понять Новый Завет, не смотря на то, что он написан на греческом языке. Изучая Новый Завет можно двигаться в двух направлениях: или углубляться в еврейскую традицию первого века, или рассматривать культуру языка Нового Завета. Но язык Нового Завета - это койно, искусственный язык. Уже в третьем - четвертом веках у многих отцов церкви появилась тенденция истолковать стихи, написанные на греческом койно, в свете греческой философии. Именно этот путь привёл к возникновению и развитию католицизма и православия. Если бы церковь продолжала помнить и обращаться к своим еврейским корням и традиции, описанной в Ветхом Завете, я думаю, никогда бы не произошло изменения субботы на воскресенье. И никогда бы в церкви не было икон и других языческих символов.

Получив магистерскую степень в области Ветхого Завета и библейских языков в Университете им. Эндрюса, я понял, что мне чего-то не хватает в моём познании Библии. Прежде всего, мне хотелось понять первоисточники библейских комментариев. В адвентистском богословии исследование Ветхого Завета как и Нового очень сильно развито. Поэтому я имел много проблем, особенно связанных с посланиями Павла, и вопросы, на которые не было ответов. Господь распорядился так, что я попал в еврейский религиозный институт. Я пошёл туда изучать Ветхий Завет. Однако, осваивая иудейскую литературу, раннюю и более позднюю, я обнаружил, что не намного углубил своё понимание Ветхого Завета. Но на Новый Завет я посмотрел совсем по-другому.

Не чувствуете ли вы в христианской церкви к себе какого то особого отношения в связи с вашим еврейским происхождением?

Я посетил многие церкви. И всякий раз в какой-нибудь евангелической церкви, баптистской или пятидесятнической, узнавая, что я еврей, люди восхищались и говорили, что я «избранный». Мне становилось неловко. Я чувствовал, что в таком выделении есть что-то неправильное. В адвентистской церкви меня никто не выделял, как «избранного». И я чувствовал себя здесь свободно. Впоследствии мои знания иудейской культуры были востребованы церковью, и я благодарен за это Господу.
telegram

Похожие новости

Газета «Голос Надежды». Ноябрь - декабрь 2011 (№6 (155))

Читайте в номере: 1. Новогоднее обращение директора радиотелецентра "Голос надежды". 2.

02.01.12 Журналы
Александр Болотников - Семинары в аудиоформате

Александр Болотников - эксперт по вопросам иудаизма и христианства, кондидат филосовских наук,

20.10.11 Аудиокниги » Александр Болотников
Реплика с двухлетним стажем

В январе 2008 г. было организовано новое направление в работе Восточно-Днепровской конференции

10.02.10 Новости АСД в СНГ

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть