Евгений Герасимов. Кто такой Иисус?
Евгений Герасимов 13-04-2015, 14:40 1 874 Субботняя школа3 урок «Кто такой Иисус Христос?»
В этом уроке мы посмотрим на три отрывка из Евангелия от Луки, в которых Иисус Сам объясняет, кто Он такой. И мы сравним реальность с тем не всегда верным представлением об Иисусе, которое сложилось у нас.
Методика проведения:
Главная трудность, которая начинается у наших слушателей с этого урока – это сумбурность при чтении Библии, которую мы собираемся им прививать. Если бы на уроке литературы учитель предложил нам читать сперва первые главы «Капитанской дочки» или первые строчки «Му-му», потом предложил посмотреть на 4 отрывка из 7й и 9й глав, потом заставил читать 4-ю, и три предложения из первой, добавив пару отрывков из «Сказки о Царе Салтане» и «Поднятой целины», какое впечатление о содержании книги и о замысле Пушкина или Тургенева у нас сложилось бы? Бредовое. Именно этим нам предлагают заняться при чтении Евангелия. И именно этой цели достигают уроки СШ, на которых вместо чтения мысли автора мы хватаемся то за одно, то за другое. На практике видно, что после такого прохождения книг на СШ люди перестают понимать и любить Библейские книги, и потом они будут «отдыхать» от этого изучения.
Если же мы планируем подойти к Луке тематически (что странно, т.к. два предыдущих урока шли последовательно), то нам нужно дать говорить именно Библии. Не выискивать в ней подтверждения своим мыслям (в данном случае видно, как мы пытаемся доказать Лукой ту же Троицу или Богочеловечность, и видно, что автор не собирался этого делать, мы приписываем ему свои убеждения), а попытаться задать этот вопрос Библии. И прочитать ответ из нее, а не из своей головы. Это и можно будет назвать настоящим изучением Библии, а не приписыванием Библии своих стереотипов. Лука не собирался доказывать своим Евангелием наши 28 доктрин, он хотел рассказать что-то свое, что мы усиленно отказываемся слушать. Поэтому, раз уж нам приходится перейти на тематическое изучение книги, сегодня мы попытаемся понять, что нам хотят сказать, задав вопрос «Кто такой Иисус?» Ему Самому.
План урока:
Главный вопрос: Кем Иисус желает представить Себя нам? Совпадает ли Евангельский Иисус с нашим представлением о Нем?
Ломка льда: Было ли у Вас в жизни, что Вы сложили неправильное представление о ком-то? И он оказался лучше (или хуже), чем Вы думали? Почему Вы ошиблись?
1. Тот, кто принес освобождение. Текст Лука 4:16-21 (с. 66 НЗ)
Интересно, что в большинстве случаев христианин, вычитавший в Евангелии отрывок из ВЗ, пускается в рассуждения о том, откуда это, как пророчества исполнились в Иисусе и тому подобные второстепенные вещи. На самом деле Иисус словами Исайи пытался рассказать людям, в чем смысл Его прихода, что Он принес людям, и кто, собственно, Он такой. Поэтому центральным для нас текстом из отрывка про первую проповедь Иисуса будут 18 и 19 тексты. В них Иисус говорит, что Он пришел качественно изменить человеческую жизнь. И большей частью в перечисленных действиях, устраняющих недостатки слепых, нищих и заключенных, ключевое действие Христа – освобождение. От неизлечимых болезней, инвалидности, тюрьмы, рабства и бедности. В этом отрывке Иисус Христос – освободитель.
Нужен ли нам такой Иисус? Верующие Его времени сказали, «что не были рабами никогда», что они делают не дела дьявола, а Бога (собираясь убить Иисуса), то есть никакая свобода им не нужна. Времена не поменялись. Максимум, что позволяет сделать Иисусу современный верующий – так это освободить от вины, но не больше. А человеку нужно ровно то же, что и во время Евангелия. Кроме свободы от греха, о которой мы, по-честному, и не мечтаем, мы не свободны еще в двух вещах:
I Ограниченность мышления. «Пророк не даст блуднице коснуться себя», «в субботу не должно носить постели» и т.п. Человек из-за зашоренности, традиционности своих мыслей и сегодня не получает полноты свободной жизни. Предубеждения о благоговении не дают получить радость от богослужения и субботы, предубеждения о других церквях заставляют считать братьев во Христе последователями дьявола. Даже когда Иисус со страниц Евангелия обращается к нам, у нас в голове рамки, что читать Библию нужно, только выискивая в ней подтверждение моим доктринам.
II Система обстоятельств. Из-за нее начальники «верили, но не исповедовали». Из-за нее Петр хотел посмотреть, но предал Господа. Давление, страх, угрозы делают нас не теми людьми, которыми мы хотели бы быть, мы в рабстве обстоятельств. И христианин не вступается за обиженного, не развивается духовно, не живет по совести даже в церкви – он пытается выжить под давлением системы.
Практика: От чего Иисус уже освободил меня? В чем я живу не так, как хотел бы? Есть ли у меня ограничения в мышлении? Я ограничен давлением извне, или живу без оглядки на других? Верю ли я в силу Иисуса что-то изменить?
2. Тот, кто меняет смысл жизни. Текст Лука 9:18-25 (с. 75 ВЗ)
В этом отрывке сложно представить, что стояло за именами или титулами, под которыми воспринимали Иисуса Его ученики. Легче всего попробовать увидеть, как объясняет Свою суть Он Сам. Ключевые тексты здесь с 22 по 25, и в них, во-первых, говорится, что Он не ставит Себя центром вселенной. В центре Его жизни – люди, которым Он пришел послужить, пострадать за них, и даже умереть, чтобы они были спасены. У Иисуса здесь очень интересная, непохожая на нашу позиция: он не начальник и не властитель в привычном нам понимании, Он сознательно убирает Свои интересы из центра жизни, и помещает туда нас.
Интересно, что от последователей он ждет того-же: вторая часть отрывка говорит, что Его ученики – не те, кто как следует заботятся о себе, берегут, как бы чего не случилось с их жизнью, как бы они где-то не понесли ущерба или недостачи. Христиане – это те, кто отвечают Иисусу взаимностью. Он забыл о Своем и стал служить нам, мы же теперь, пренебрегая своим, служим Ему, ставя Его в центр жизни. То есть Иисус – это Тот, кто сделал Смыслом своей жизни нас, чтобы вернуть нам правильный смысл жизни, заключающийся в Нем.
Говоря о практической стороне вопроса, мы с легкостью можем отметить, что смысл нашего существования крутится совсем не вокруг Бога и тем более не вокруг других. Именно вокруг сбережения и улучшения собственной жизни, вокруг приобретения всего мира построены наши интересы. Фарисеи выбирают себе на празднике место поважнее, старший брат недоволен, что ему не выдали и одного барашка, жители Назарета в синагоге готовы убить Христа за то, что он поставил веру язычницы выше их веры. Все в мире крутится вокруг нас любимых. И именно это Господь пришел изменить: сместить наш акцент на других. Своей любовью зародить ответное чувство, направленное на других. Получилось ли это у Него? В жизни Тавифы, шьющей вдовам рубашки, жизни Павла, рискующего жизнью ради проповеди, жизни Иосифа Аримафейского, делящегося недвижимостью – да. У нас – неизвестно.
Практика: В чем смысл моей жизни? Кто в ней самый главный: кто ставит планы, формирует мечты, намечает действия? Может ли Бог хоть где-то вмешаться и пробиться сквозь мои замыслы? Почему мне не хочется думать о других? Когда я делал это в последний раз? Как это поменять?
3. Тот, кто действует не по правилам. Текст Лука 7:16-23 (с. 71 НЗ)
Третий отрывок Евангелия представляет собой интереснейший диссонанс в жизни предшественника Иисуса – Иоанна. Лука рассказывает о том, как Иисус, проходя мимо ничем не примечательного города (7:12-15) воскрешает какого-то безымянного юношу, сына никому не известной вдовы, которых все видят первый и последний раз в жизни. И сразу же показан Иоанн, верный Богу величайший из людей, сидящий в темнице за пророчества. Его Иисус не освободит, не спасет, Он его просто оставит, и жизнь Иоанна закончится на пьянке, где взбудораженный царь по глупости даст приказ отрубить ему голову. Именно из-за непонимания этой несправедливости и ясности в действиях Божьих Иоанн спрашивает – это вообще по Божьему, мы не ошиблись, считая Тебя Спасителем (19)? Бог что, такой? И именно утверждая свое право действовать, как Он хочет, Иисус отвечает в т 22-23, что Он действует в жизни тех, Кого сам желает. А твое дело – не соблазняться, дать право Иисусу действовать по-своему. Наблюдать за Его делами и учиться.
Непредсказуемость Бога – это достаточно серьезная проблема не только для Иоанна и его учеников, но и для нас. Нам хочется наказания нечестивым и награды праведникам (не как в истории Каина и Авеля), хочется, чтобы за соблюдение заповеди награждали, а не сажали в тюрьму и не бросали в печку. Хочется, чтобы Бог действовал, как мы хотим, по представлению, которое мы имеем. А Он - не «дрессированный лев», Он не придет в назначенное нами время, будь то 2 июля 2013 или 22 октября 1844. Он не защитит того, кого надо бы и свяжется с мытарями, блудницами и жителями Ниневии вместо «праведных верующих». Бог, представленный здесь – не подходящий под наши правила и представления о Нем. И поэтому наша задача, отбросив свои стереотипы (освободившись от них – см. п. 1), заняться не укладыванием Его под свои ожидания (как при псевдо «изучении» Библии), а познанием Его, слушанием Того, что Он пытается объяснить нам о Себе.
Практика: Бог всегда совершает ожидаемые поступки в моей жизни? Было ли, что Он не вмешивался, где был должен? Я могу предсказать Его действия? Что бывает, когда Он не вписывается в мои представления? Как научиться «не соблазняться»?
Вывод.
Итак, чтобы принять Иисуса тем, Кто Он есть, нам нужно:
- определить, в чем нам нужно освобождение, и воспользоваться им;
- увидеть, что центром жизни Он сделал нас, и поставить Его в центр своей жизни;
- не разочаровываясь, позволить Богу действовать так, как Он это сам запланировал.
Похожие новости
Евгений Герасимов. Миссионерская природа Бога
1 урок «Миссионерская природа Бога» В этом уроке мы посмотрим на качества нашего Бога, открытые в
15.06.15
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Христос и закон в Нагорной Проповеди
4 урок «Христос и закон в Нагорной Проповеди». Этот урок касается изменений, которые Иисус внес в
20.04.14
Субботняя школа
Субботняя школа 2014. Урок 1. Ученики и Писание
Необычный разбор уроков Субботней Школы от Евгения Герасимова.
31.12.13
Субботняя школа