Регистрация

Вопросы как основной инструмент учителя

samuil 14-02-2019, 17:26 163 Субботняя школа
0

Вопросы как основной инструмент учителя

При проведении урока роль учителя не должна сводиться к директивным репликам или высказыванию собственных суждений. Основной его инструмент - это вопросы. Именно они в наибольшей степени определяют плодотворность обсуждения и интерес к уроку.

Читайте также: Как составить план урока?

При подготовке к уроку учителю мало найти интересную идею или мысль. Необходимо уделить достаточно времени для обдумывания наилучшей формулировки вопроса. Хороший вопрос - это импульс, который без труда находит отклик в умах слушателей. Он естественным образом вызывает желание поделиться своим мнением. Учителю важно уметь считывать невебральные (т.е. не высказанные) сигналы, показывающие степень заинтересованности слушателей. Но это отдельная тема.

Постановку вопроса можно разделить на несколько этапов:
- введение в вопрос. Это может быть чтение библейского текста. Напоминание о том, как звучат доктринальные положения учения церкви. Цитата или интересное высказывание. Описание жизненной ситуации. Театр начинается с вешалки, дом - с подъезда, кино - с вступительной сцены или экспозиции. Также и вопрос отталкивается от того, что слушателям известно и понятно.

- стимулирование или раскачивание обсуждения. В прошлой теме я писал об этом подробнее. Несложные, простые вопросы как легкая закуска в начале обеда, стимулирующая аппетит. Цель этого этапа - разогреть аудиторию, дать скрытые обещания, что далее последует нечто особенное, вызвать интерес.

- основной вопрос дискуссии. В нем должен быть элемент неожиданности. Он должен удивить и заставить задуматься одновременно. Вы можете показать две противоречивые стороны одного и того же явления. Привести любопытный факт, раскрывающий общеизвестное с новой стороны (например, значение слова на языке оригинала). Предложить найти "хорошее" в "плохом" или наоборот (например, может ли гнев приносить добрые плоды?).

- поддержка обсуждения. Не спешите переходить к следующему вопросу. Чувствуйте и контролируйте как раскрывается тема. Подбрасывайте дрова в разгоревшийся костер (или даже подливайте масла в огонь). На этом этапе очень важно слушать и понимать, что отвечают в классе. Нужно оперативно оценить, в какую сторону движется ответ. Если он не по теме, вы думаете, на каком этапе его остановить и как вернуть обсуждение в нужное вам русло. Важно почувствовать момент, когда тема раскрыта в достаточной мере, начинается пробуксовка и топтание на одном месте, и обсуждение пора сворачивать.

- завершающий вывод. Это ваша привилегия, отличающая вас от "простых смертных" в вашем классе. Иногда ей нужно умело воспользоваться, чтобы дать понять, кто здесь учитель. Но пусть это будет исключением в случае критических ситуаций. В более мирных условиях заключение - это для вас долгожданная возможность показать, какой потрясающий ответ можно было бы дать на ваш чудесный вопрос. Здесь может быть кратковременная площадка для того, чтобы показать на что вы способны как мыслитель и проповедник. Вы ведь размышляли над этим вопросом неделю, а не пять минут, как все прочие. Но если ничего подобного в вашей голове нет, то просто сделайте краткие итоги, расскажите о практической пользе рассмотренной темы и двигайтесь к следующему вопросу.


Существуют различные классификации вопросов. Я бы предложил очень простую, состоящую из трех типов:

- вопросы на проверку знаний (10 глава Откровения и адвентисты - что между ними общего?). Их лучше не делать основным вопросом, а использовать для стимулирования или поддержки дискуссии.

- вопросы на размышление. Это тяжелая артиллерия, которая формирует основное русло урока.

- вопросы, предлагающие поделиться опытом из жизни. Если ими не злоупотреблять и использовать 1-2 таких вопроса на урок, то это внесет разнообразие и, возможно, позволит принять участие тем, кто не откликается на основные вопросы.

В завершении замечу, что учителю нужно развивать вкус в отношении хороших вопросов. Учиться предугадывать, какой вопрос какой вопрос "пойдет" в классе, а какой - вряд ли. Правильно оценивать актуальность для вашего класса той или иной темы - важно ли это для них. Чувствовать степень "остроты" вопроса, т.е. его провокационности, отхода от общепринятых трактовок, неожиданности. Нужно правдоподобно представлять себе атмосферу в классе и, в процессе подготовки, в тестовом режиме погружать в нее свои вопросы, оценивая какова будет реакция участников.

Умение задавать красивые, увлекательные вопросы - главное отличие умелого учителя.



Роман Гейкер
telegram

Похожие новости

Как сделать урок интересным

Несколько мыслей о том, как сделать урок интересным на основании собственного опыта от Романа

18.01.19 Субботняя школа
Как составить план урока?

Классический вариант плана, который известен большинству еще со школьной скамьи - это 1) короткое,

10.01.19 Субботняя школа
Светлана и Виталий Скороход - Тобі Учителю

Треклист: Исполнитель: Светлана и Виталий Скороход Альбом: Тобі Учителю Жанр: Прославление

22.01.12 Музыка

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2019 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть