Евгений Герасимов. Голос мудрости
Евгений Герасимов 28-12-2014, 21:46 2 117 Субботняя школа1 урок нового пособия СШ «Голос мудрости»
В первом уроке по книге Притчей мы посмотрим на наш обычный образ жизни, на то, что предлагает нам Библия, и на то, к чему больше склоняется наше сердце.
Методика проведения:
Сложность изучения книги Притчей заключается в том, что перед нами глубокий Ветхий Завет, очень отличающийся от нашего мира и по культуре, и по времени (3000 лет). Кроме этого, «изучение» этой книги по 2-3 главы затруднено тем, что эти главы неоднородны, чаще всего это будут не последовательные повествования, а набор афоризмов на самые разные темы.
Поэтому учителю нужно сразу оставить мысль о том, что он охватит весь материал предложенных глав или все, записанное в пособие. Даже погнавшись за двумя зайцами, человек не сможет их изловить. Тем более у нас не будет успеха, когда мы погонимся за 30-50 «зайцами», или направлениями мысли, которые будут нам выпадать на каждый урок. Хватаясь за десяток «интересных мест», и говоря «а вот еще немного про воспитание», «смотрите, как Соломон говорит о неверующих», «и еще мне понравилось про здоровье» мы только усилим непонимание слушателями этой книги. Мы лишь добавим во впечатление мешанины в этой книге дополнительный сумбур.
Главное, чем мы можем помочь нашим слушателям за время этих 13 уроков – это безжалостно отбрасывать в сторону лишний материал, который будет говорить не о выбранной вами теме. Объять необъятное невозможно, и лучше, чтобы слушатели полноценно прошли на уроках 13 полезных для их жизни тем книги, чем встретились с миллионом «интересных текстов». В этом смысле к изучению книги подходит выражение «лучше меньше, да лучше».
В этом уроке мы разберем, что такое мудрость и глупость в понимании Соломона, и определим наше отношение к ним.
План урока:
Главный вопрос: Чем лучше образ жизни, который предлагает нам Соломон? Почему жить «мудро» не всегда легко?
Ломка льда: Как вы думаете, нравится ли неверующим христианская жизнь? Что они обычно говорят о христианах? Что вы об этом слышали? Эти вопросы помогут слушателям оценить их образ жизни со стороны и введут в тему.
1. Глупость. Текст Притчей 2:12-19 (с. 641 ВЗ)
Как мы уже определяли в прошлой библейской книге, письме Иакова, - под мудростью Библейские авторы чаще подразумевают «образ жизни», такое определение будет верно и для Соломона. Это выражение более близко нашим слушателям и более практично, в отличие от вызывающего образ седого старца с загадками и прочими атрибутами.
Тексты, прочитанные нами, показывают несколько направлений жизни, противоположной мудрости, в синодальном переводе такая жизнь названа «глупостью». Здесь подчеркнуты способы выжить, которые широко используются любыми людьми, и не стоит относить их только к «неверующим», как мы привыкли делать. Даже в первом аспекте, в «человеке, говорящем ложь» (т.12) с легкостью можно узнать себя, ведь любой строит вокруг себя целое облако изо лжи, потому что это самый лучший способ защитить себя в любом общении и способ избежать или победить в конфликте. Кроме лжи, в этом отрывке Соломон упоминает заведомо неправильное поведение (т.14), и неверность (т 16-17). В первых трех главах, которые мы изучаем, встречаются и другие элементы такого образа жизни, например, использование чужого имущества (1:11-14) или отказ от помощи другому (3:28). Но наша задача – не перечислять все разновидности зла, а вывести принцип, полезный для нас. И этот принцип в том, что человеку надо выжить в недружелюбном мире, защитить свою семью, повысить свой уровень жизни. И для этого человек обычно использует все доступные ему возможности.
Может быть, современный христианин и не собирается никого убивать даже в самом страшном сне, но вопрос выживания для него стоит достаточно остро. И здесь ему ежедневно приходится выбирать между сказанным Богом и собственным жизненным опытом, который противоречит этим правилам. Христианин отлично понимает, что этот мир устроен по-другому, здесь «не подмажешь – не поедешь», здесь «простишь-на шею сядут» и «высунешься – потеряешь свою голову». Поэтому, хоть и с некоторым сожалением, но мы отказываемся от «религиозного фанатизма» и живем, как все. Обманывая, используя слабость других и наживаясь при возможности. А «идеальную жизнь» мы оставляем на после Второго Пришествия.
Практика: Что для меня главнее – выжить или соблюсти правила Библии? Что лучше срабатывает в этом мире – житейский опыт или библейские повеления? Что я использую чаще? Когда в последний раз я хотел поступить лучше, но отказался?
2. Мудрость. Текст Притчей 3:21-26 (с. 642 ВЗ)
Следующим шагом стоит рассмотреть противоположный образ жизни, который у Соломона и называется мудростью. Текст можно было бы взять и из продолжения предыдущего отрывка (2:18-21), но он больше говорит о вечной награде для выбравших добро, а это не очень интересно не любящим «журавля в небе» современным людям. Поэтому мы используем тексты из 3 главы, в которой Соломон говорит о сегодняшних последствиях.
Мы понимаем, что в реальном мире выбирать для существования добрый образ жизни ненормально. Он просто не работает здесь. Прощенный тобой делает тебе зло, выполненная «как для Господа» работа вызывает то, что тебе сваливают работу весь отдел, да и пример Самого Иисуса, делающего добро, показывает, что добро не остается безнаказанным, тебя обязательно потащат на крест. Может быть, крест меньшего масштаба, но потащат. И церковные рассказы о людях, обратившихся и пришедших в церковь от твоего добра рано или поздно оказываются сказкой. Если кто-то и обращается, то это 1 из 10 000. Зачем же тогда придерживаться именно этого, достаточно небезопасного, способа существования?
Тексты говорят, что тут есть ряд преимуществ. Это внутренняя наполненность, в отличие от пустоты (т.22), уверенность в выборе (т.23), спокойствие и мир, в отличие от беспокойства (т.24), и защиту в опасном мире, обещанную Самим Богом (25-26). Конечно, этот защитник не видим, в отличие от тех-же зеленых купюр, но все же Он существует и действует. Кроме этого, можно было бы отметить и самое важное – обретенную вечность (2:21), и преимущество неразрушенных, хороших отношений с Богом (т.3:32), но лучше это упомянуть, а не читать, чтобы не прыгать со слушателями по отрывкам, это отвлекает. Иными словами, 1ый путь идеально работает в наших условиях, но 2й дает внутреннее удовлетворение и отношения с Богом. А разве не этого мы на самом деле ищем больше всего на свете?
Практика: Чего я на самом деле хочу добиться лучшей работой, повышенной пенсией, комфортом и удачным отдыхом? Может быть, счастья, спокойствия и внутреннего мира нужно искать другим способом? Могу ли я на этой неделе попробовать отказаться от привычных поступков в пользу рекомендованных Богом – и оценить результат? Появится ли обещанный мир и лучшие отношения с Ним?
3. Нежелание учиться. Текст Притчей 1:20-25 (с. 640 ВЗ).
Последний библейский текст показывает очень важную картину, практически сводящую на нет все надежды на хорошее. Главное, чего тут нужно бы добиться – чтобы слушатели пожелали перемен. Но наш текст очень пессимистичен в этом отношении. Мы видим в отрывке мудрость, бесплатно предлагающую свои знания любому – и, главное, реакцию на ее проповеди. Никто не собирается даже послушать ее, а тем более применить какие-то из ее советов в жизни.
Принцип, который поднимает здесь Соломон, применим к подавляющему большинству христиан. Мы очень трепетно относимся к своему образу жизни, мы не считаем, что он неправильный, наоборот, оправдываем себя тем, что именно мы – самые мудрые люди на свете (это то, о чем писал Соломон в 3:7, но нам то какое дело). И главное – человек не собирается ни у кого учиться. Он считает себя самодостаточным, и скорее сам научит любого, как надо жить, чем допустит мысль, что он чего-то не знает, и что ему надо меняться. Посмотрите на то, как мы реагируем на упреки, даже тогда, когда мы действительно сделали плохое и сами осознаем вину. Одно из свойств греха – делать нас центром вселенной, и подгонять других под наш образ жизни, а не интересоваться другими и не перенимать хорошее у них. Поэтому мудрость остается на площади одна, без слушателей. Средний христианин закончил свое обучение на евангельской программе, или чуть позже, он уже в курсе всех необходимых ему «истин», и если он чем-то еще и интересуется (что необычная редкость), то только умозрительно-потусторонним, что ни капельки не относится к переменам его образа жизни. Апогеем такого нежелания учиться является страшное явление, затронувшее практически все христианские общины. Это традиции, которые показывают, насколько, на самом деле, мы не хотим перемен.
Практика: Я считаю свой образ жизни самым лучшим, или есть люди, у которых я хотел бы поучиться? У кого, если такие есть? Это касается здоровья, или чего-то еще? Какое последнее хорошее дело я перенял? Когда это было? Моя община тоже учится, или она не собирается меняться?
Вывод:
Итак, чтобы жить «мудро», то есть, по – Божьему, нам нужно:
- понять, что обычно мы откладываем Библейские советы, так как считаем их неприемлемыми для современной ситуации;
- увидеть, что счастье можно получить более легким путем, через послушание Богу;
- открыть разум для обучения и изменений.
Похожие новости
Евгений Герасимов. Под маской
10 урок «Под маской» Этот урок будет посвящен заявленной в заглавии теме лжи. Мы посмотрим на три
02.03.15
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Верой, а не видением
6 урок «Благословения праведника» В этом уроке СШ из 14, 15 и 16 глав Книги Притчей мы читаем те
02.02.15
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Благословения праведника
5 урок «Благословения праведника» В этом уроке мы посмотрим на три самых ярких отрывка 10-13 глав
27.01.15
Субботняя школа