Александр Серков. Ярмо Иеремии
Александр Серков 23-11-2015, 08:03 3 168 Субботняя школа » Александр СерковЭтот урок о том, как Иеремия был призван наглядно проиллюстрировать весть, которую он должен был донести до людей. Он должен был носить деревянное ярмо. В этом уроке мы рассмотрим также борьбу истины с заблуждением за сердца и умы людей.
Памятный стих гласит:
«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23).
Что ж, у Иеремии был свой крест, у нас – свой. Давайте рассмотрим эту тему в трех аспектах.
I. Деревянное ярмо
Возьмем текст Иер.27:1-18. Я не буду читать весь текст, надеюсь, вы с ним знакомы. Сделаем некоторые выводы. В первых двух стихах мы читаем:
1 В начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было слово сие к Иеремии от Господа:
2 так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю;
События, описанные в этом тексте, произошли в начале царствования Седекии. Да, да, именно Седекии, а не Иоакима, как мы читаем в Синодальном тексте. Перед нами явная ошибка переписчика.
Итак, в этот раз Бог повелел Иеремии возложить себе на шею ярмо, какое надевают на пару волов, чтобы держать их в одной упряжке. И затем Он повелел ему такие же узы отправить царям соседних стран чрез послов их, пришедших в Иерусалим к Седекии. Возникает вопрос: зачем собрались эти послы в иудейскую столицу? Не затем ли, чтобы обсудить с царем Иудеи возможность совместного выступления против Навуходоносора? Предположение представляется логичным. Совещание их могло состояться между маем и августом 593 года до Р. Х. (судя по 28:1).
В пользу такого предположения говорит и запись, обнаруженная в вавилонских хрониках, о том, что за год с небольшим до этого мятеж вспыхнул в самом Вавилоне. По всей видимости, Навуходоносору удалось предотвратить попытку государственного переворота. Но неспокойная обстановка в пределах самой «метрополии» вполне могла побудить зависимые от нее страны еще раз попытать счастья и попробовать освободиться от вавилонского ига. Может быть, делегаты совещались секретно, но публичное выступление Иеремии сорвало с их переговоров покров секретности.
Давая повеление Своему пророку, Господь Сам объясняет символический смысл предписанных ему действий. Он, Господь, сотворивший землю и все, что на ней, вправе распоряжаться ею по Своему усмотрению, в частности, отдать под власть Навуходоносора всю территорию западной Азии, чтобы народы, населяющие ее, служили вавилонским царям, доколе не придет время и их земле и им самим.
В данном контексте фраза эта предполагает лишь продолжительность вавилонского пленения, которое не кончится прежде чем наступит время Божьего суда над самим Вавилоном; только тогда - и не раньше! - смогут другие народы освободиться от власти халдеев. Но трудно не приложить эту грозно и таинственно звучащую фразу к любому периоду человеческой истории, которая осуществляется под неизменным контролем небесного Владыки, следуя Ему лишь известным планам, целям и предначертаниям.
Прочитаем следующие стихи:
8 И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, - этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его.
9 И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: «не будете служить царю Вавилонскому».
10 Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли.
11 Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней (Иер.27:8-11).
В развитие сказанного пророк предупреждает царей через их послов, собравшихся в Иерусалиме, что любой народ, который отказался бы служить Навуходоносору (как это угодно в данный период истории Богу), будет Всевышним жестоко наказан. И лишь подчинившиеся Его воле останутся на земле своей. Хотелось бы, чтобы народ во главе с царем слушал пророка, посылаемого Им, а не своих лжепророков, гадателей, сновидцев, волшебников и звездочетов, которые говорят им то, что они хотят слышать.
И вот, читая дальше, мы видим, как с грозным предупреждением, идентичным по смыслу предыдущему, обращается Иеремия к царю Седекии, предостерегая и его не обольщаться утешениями лжепророков, которых Бог не посылал. Таков же смысл и той части послания, которая адресована была священникам и всему народу. Их внимание Иеремия привлекает к важной для них информации, относительно которой тоже лгали самозваные пророки. Они убеждали иерусалимлян, что священные сосуды, вынесенные халдеями из храма во время депортации царя Иехонии, скоро возвращены будут из Вавилона. Ложь это! - говорил Иеремия.
Иеремии было велено сказать послам, чтобы они сообщили своим правителям, что Господь предал их всех в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и что они «будут служить ему, и сыну его, и сыну сына его, доколе не придет время» (ст .7).
Подчинение всегда ассоциируется с поражением. Поэтому немудрено, что «удивлению послов не было границ, когда Иеремия с ярмом на шее сообщил им волю Божью». Однако победить они могли, только служа Навуходоносору. Точно так же, если мы подчинимся Богу, мы насладимся миром, превосходящим всякое понимание.
Весть Иеремии предназначалась трем различным аудиториям: царям Едома, Моава, Аммона, Тира и Сидона — всем вражеским народам, окружающим Иудею (Иер.27:1–11); царю Седекии (ст. 12–15); священникам и народу (ст. 16–18). Три вести содержали общее предостережение относительно ложных пророков (ст. 9,14 и 16), что говорит о непрестанной борьбе между ложными и истинными пророчествами.
Суть вести была проста: служите царю Вавилона, и вы останетесь живы (ст. 11,12 и 17). Ярмо символизировало вавилонское правление, а служение Вавилону было актом повиновения Богу. Однако Бог четко обозначил, что время Вавилона также пройдет (ст. 7: «Доколе не придет время и его земле»). Рабство должно было прекратиться, поэтому ярмо было деревянным. Фактически, если бы иудеи согласились служить Навуходоносору, и Седекия не восстал против него, то Иерусалим не был бы опустошен (ст. 17).
Незадолго перед распятием Христос завещал Своим ученикам мир. Такой мир не дается тем, кто приспосабливается к этому миру. И Христос никогда не достигал его ценой компромисса со злом. Мир, который Христос оставил ученикам, — это мир в сердце, но не мир вокруг. Надлежало, чтобы мир всегда обитал в сердцах Его верных свидетелей, несмотря на все противодействия и борьбу.
II. Ложные пророчества
Прочитайте Иер.28:1-11 стихи.
Что мы видим здесь? Во время служения Иеремии постоянно существовала проблема ложных пророчеств. Она достигла своей кульминации, когда ложный пророк Анания после провозглашения Иеремией вести, связанной с деревянным ярмом в 27-й главе, открыто восстал против Божьего пророка.
Как и Иеремия, Анания использовал вступительное выражение (ст. 2: «Так говорит Господь») и такой же пророческий прием совершенного действия: «Я сокрушил ярмо», словно пророчество истинно и описывается как уже выполненное. Далее он устанавливает определенные даты (ст. 3: «Через два года») и говорит о конкретных людях (ст. 4: «Иехония»).
Интересно, что в ответ на это пророчество Иеремия сказал: «Да будет так». Он не защищал себя, но лишь указал на различие между популярной вестью и трудной для восприятия. Только через некоторое время стало ясно, какая из них была истинной. В ответ ложный пророк совершает еще одно символическое действие — снимает с Иеремии деревянное ярмо и разбивает его. Невозможно было показать более впечатляющую сцену. Сходство между истинным и ложным пророчествами было потрясающим. Люди услышали то, что хотели, а Иеремия просто отвернулся и ушел. Возможно, это послужило причиной последующего восстания Езекии против Вавилона, которое привело к уничтожению Иерусалима.
Фактически, эта 28 глава продолжает предыдущую. Если точное время, когда Иеремия выступил с этим посланием не указано (27:1), то время выступления его оппонента обозначено годом и месяцем. Пятый месяц четвертого года царствования Седекии соответствовал августу-сентябрю 593 года до Р. Х. Вероятно, эта точность нужна была Иеремии в подтверждение исполнения собственного его пророчества (28:17).
Итак, Иеремии был брошен вызов Ананией, сыном Азура. Родом пророк Анания был из Гаваона. Город этот, находившийся в 8-9 км. на северо-запад от Иерусалима, был одним из тех, что Иисус Навин отдал левитам (Иис. Н. 21:17-18), так что Анания, как и Иеремия, был, возможно, священнического рода. Но его пророческая весть была прямо противоположного свойства.
Господь Саваоф будто бы сказал ему, что «сокрушит ярмо царя Вавилонского» (это повторено было Ананией дважды: стих 2, 4), и через два года возвратит в Иерусалим не только священные сосуды, вывезенные в Вавилон, но и царя Иехонию, а с ним и всех пленных Иудеев. В сущности, своим пророчеством Анания побуждал сограждан к мятежу против Навуходоносора.
Рассмотрим текст: Иер. 28:5-11. Сказанное Иеремией в ответ (стих 6) следует понимать в том смысле, что он очень хотел бы, чтобы предсказываемое Ананией сбылось. Возвещать народу такое куда приятнее, чем предсказывать изгнание, которое продлится 70 лет! Иеремия напоминает далее Анании, что, согласно повелению Моисея, только тот пророк может быть признан действительно говорящим от Бога, чье предсказание сбудется (Втор. 18:20-22). Не придется ли Анании, «вестнику мира», пострадать! Ведь через два года все убедятся, кто из них лжепророк: он, Иеремия, или Анания! Кто знает, о чем подумал бы тогда Анания, когда его слова не сбылись, и как народ отреагировал, вспоминая пророчества одного и другого. К сожалению, а может к счастью Анании, он до этого момента не дожил.
Но сдаваться в тот момент Анания не собирался. Охваченный амбициями, он сорвал с шеи Иеремии ярмо и разбил его, повторив в третий раз (стих 11 сравните со стихом 2, 4), что Господь обещал ему так же разбить ярмо Навуходоносора через два года и освободить от него все народы. Более спорить с ним Иеремия не стал, но пошел своей дорогой.
III. Железное ярмо
Прочитаем текст Писания:
12 И было слово Господне к Иеремии после того, как пророк Анания сокрушил ярмо с выи пророка Иеремии:
13 иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное, и сделаешь вместо него ярмо железное.
14 Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтобы они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему, и даже зверей полевых Я отдал ему.
15 И сказал пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно (Иер. 28:12-15).
Мы видим – Бог вмешивается в этот спор двух пророков, но Бог не становится прямым арбитром, Он заговорил с Иеремией и повелел ему передать Его слова Анании. Сокрушенное им ярмо деревянное Он, Господь, заменит железным, то есть народ понесет не фигуральное ярмо, предвещающее плен, а настоящее, железное и в буквальном плену.
И вот судьба Анании – лжепророка:
16 Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу.
17 И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце (Иер. 28:16-17).
Мы видим, что, не дожидаясь двух лет, в этом же году, Господь лишит Ананию жизни как лжепророка (сравните с Втор. 18:20). Так говорит Господь! Исполнение (или неисполнение) этого пророчества в ближайшее время должно было подтвердить (или подорвать!) статус самого Иеремии как истинно Божьего пророка. И оно исполнилось. Исполнилось через два месяца после того, как было произнесено. И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце, читаем в заключительном стихе 28 главы.
Иеремия выступал не по собственному желанию, и нес он не свою весть, но Божью. Его весть имела два значения. Железное ярмо, которое невозможно разрушить, заменит сокрушенное деревянное ярмо. Это указывает на то, что Иуда не сможет избежать разрушения, произведенного Вавилоном, а последствия будут настолько страшнее, насколько железо прочнее дерева.
Вторая часть вести была обращена к Анании и говорила о его смерти, которая должна была наступить уже через несколько месяцев. Восстание против Бога и Его пророка имеет свою цену. Это печальное утверждение содержалось в вести Иеремии.
Фактически, Иеремия был полной противоположностью миру. Но у него была своя особая специфика его особенной жизни, а у нас – своя специфика. Ап. Павел пишет:
2 И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:2).
Бог хочет, чтобы мы двигались в направлении, противоположном тому, куда идет этот мир. Он просил Иеремию не сетовать с плачущими и не участвовать в пиршествах (Иер.16:5, 8). Он просил Иеремию оставаться в одиночестве. Место, где жил пророк, было недостойно присутствия Сына Божьего. Бог не хочет, чтобы мы приспосабливались к жизни в этом мире (Рим.12:2). Счастье, предлагаемое миром, суетно. Оно не продлится вечно. Но вечно, значимо и надежно счастье, которого хочет для нас Бог. Бог повелел Иеремии не позволять тому, что происходит вокруг, загрязнять его душу. Бог поручил ему проповедовать о справедливости и войне, потому что разгневался на израильтян за их поступки. Бог хотел, чтобы Иеремия открыл людям Его правду, а не то, что они желали услышать. Бог хочет, чтобы и мы так же несли Его истину в этот мир.
Иеремия столкнулся с лжепророком, который говорил совершенно противоположное тому, о чем проповедовал он сам (Иер.28:10, 11). Сатана поступает точно так же. Он искушал Иисуса в пустыне, извращая Божьи слова, преподнося их так, чтобы они соответствовали его планам. Может случиться так, что люди попытаются выставить нас глупцами. Никто не любит плохих вестей. Порой люди предпочитают услышать ложь, а не правду, если это поможет им избежать неприятных ощущений. Всегда легче говорить то, что другие хотят услышать. Однако Иисус желает, чтобы мы не искали легких путей. Он также обещает, что в таких ситуациях Его ангелы будут окружать и охранять нас. Иисус понимает больше, чем кто бы то ни было, каково это — остаться совсем одному, быть загнанным в угол, быть изгоем. Когда бы мы ни чувствовали себя одиноко, будем всегда помнить, что Бог поддержит нас. Он вознаградит нас, когда настанет время. «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23-24). Да! Наше послушание будет вознаграждено самым замечательным образом! Лжепророки были всегда, и они будут существовать до тех пор, пока не вернется Христос. Только единение с Богом в молитве и изучении Его Слова сохранят нас от их хитросплетений лжи.
Повсюду только и говорят о хорошем. Конечно же, мы живём в последнее время. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3-4). Однако по-настоящему Благая весть заключается в том, что Иисус вернется, чтобы вместе с нами войти в вечность.
Бог просил Иеремию совершать много странных поступков. Один из них — сделать ярмо и возложить его себе на шею (Иер.27:2). Можете ли вы представить, как Иеремия с ярмом на шее передавал слова Бога посланникам царя? Но сделал он это не потому, что заслужил, а из-за злых деяний народа израильского. Должно быть, вид Иеремии с хомутом, который надевали на шею вьючным животным, производил сильное впечатление на всех, кто видел и слышал пророка. Иеремия воплощал в своей жизни то, о чем проповедовал. Он хотел, чтобы народ увидел его покорность воле Божьей. Христос хочет, чтобы мы научили людей тому, что лучше для них. Более того, Он ожидает, что мы будем жить согласно тому, о чем говорим.
Размышляя об Иеремии, о ярме, которое он носил, невольно вспоминается обетование Иисуса. Иисус просит нас взять иго Его на себя. Он обещает, что бремя будет легким (Мф.11:29-30). Взять Его бремя — значит научиться от Него, подражать Ему и позволить Ему помогать нам на жизненном пути. Дорога будет долгой, но сбегать — не лучший выход. Наоборот, нужно проявить послушание. Ищите Его правды. Не позволяйте никому обмануть вас. И доверяйте Богу. Иеремия страдал за израильский народ. Бог страдает за каждого грешника. А мы больше всего страдаем, если не следуем за Ним.
Великое обетование дано каждому, кто захочет принять его. Он взывает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Иеремия известен как плачущий пророк из-за того, сколько слез он пролил, оплакивая грехи израильского народа. Это своеобразный индикатор жизни, которую он вел, жизни, полной смятений и проблем.
Так как Израиль из-за своих нечестивых путей и идолопоклонничества потерял расположение Бога, Господь призвал Иеремию произнести для израильтян пророчество о неминуемом уничтожении всей нации и переселении их в Вавилон. Однако народ не стал слушать Иеремию. Люди настолько погрязли в грехе, что перестали бояться Бога. Можно было бы предположить, что после стольких лет бесплодных усилий (Иеремия проповедовал в течение сорока лет) в попытке изменить сердца израильтян Иеремия или перестанет пророчествовать, или начнет сомневаться в слове Божьем.
Да, в жизни пророка было несколько моментов, когда он страдал от неопределенности, но никогда Иеремия не переставал делать то, что ему повелел Бог. Он не только проповедовал слово Божье израильскому народу, но и воплощал это слово в жизнь, поступая так, как приказал Ему Господь. Иеремии было запрещено жениться и заводить детей. Ему не разрешалось скорбеть с плачущими. Ему также нельзя было радоваться с пирующими. Не делая всего этого, пророк, таким образом, мог показать людям, что планировал для них Бог. Скоро Он положит конец их празднованию, и никто не оплачет их, когда они погибнут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иеремия был призван жить в соответствии с вестью, которую Бог поручил ему провозглашать. Даже при лучших обстоятельствах это было тягостное поручение. Но его задачей было помочь людям осознать, что им грозило в наказание за грехи, побудить покаяться и покориться Богу, смягчая таким образом ужасные последствия их греховных деяний. Конечно, Иеремия, должно быть, страшился этого задания, но сделал так, как повелел ему Бог. У нас, дорогие, своя задача и свои обязанности к миру. Будем мы нести весть Евангелия миру безропотно, несмотря на то, что нас порой не понимают и отвергают весть спасения.
Похожие новости
Александр Серков. Призвание Иеремии на пророческое служение
Приветствую вас на уроке субботней школы. В этом квартале мы приступаем к изучению книги пророка
24.09.15
Субботняя школа » Александр Серков
Николай Рынжук - Следуй за Иисусом (2008)
«Кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, возьмет свой крест и последует за Мной...»
09.02.12
Музыка
Писарь Иеремии - Тема недели «Варух: оставляя наследие в гибнущем мире»
Книга пророка Иеремии дает нам уникальную возможность взглянуть на процесс написания Библии. Варух,
20.12.10
Субботняя школа