Регистрация

Александр Серков - Урок 1. Конец

Александр Серков 17-09-2016, 08:57 1 887 Субботняя школа » Александр Серков
0


В начале этого века на уроках субботней школы мы целый квартал изучали книгу Иова. И вот шестнадцать лет спустя мы снова приступаем к изучению этой же книги. Чем она актуальна? Что она дает поучительное человеку, живущему в XXI – веке? Неисчерпаемо извечный вопрос, который волнует не только атеистов, но и нас верующих: «Откуда возникло зло?» Эволюционисты строят свою концепцию на «естественном отборе». А на чем базируется наша позиция? Мы, креационисты, имея на своей стороне логику и твердые основания, всегда ли можем дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос о проблеме зла? Нам в упор ставят конкретный вопрос: «Если благой, любящий и всемогущий Бог существует, тогда почему в мире так много страданий?»

В этом квартале нам предстоит рассмотреть литературный шедевр одной из древнейших исторических книг. В этой книге приоткрывается занавес и в некоторых деталях мы узнаем причину той извечной проблемы, которая волнует человечество на протяжении долгих тысячелетий существования человека на земле. В ней переплетаются два измерения, наше земное и небесное. Сюжет книги погружает нас в сферу, с одной стороны, далекую от нас, и для нас не видимую; а с другой стороны, может не в такой степени, но все же видим мы и наши проблемы: страдания, переживания, болезни, потерю близких, банкротство.

Изучая эту книгу, давайте постараемся увидеть себя в каком-то из действующих в этой книге персонажей. Мы, обычно, чуть что, пытаемся сравнивать себя с Иовом. А может мы в числе четырех друзей Иова, которые пришли наставлять его? Или может наши советы чем-то похожи на советы жены Иова? Во всяком случае, в этой книге раскрыта великая борьба между Христом и сатаной, которая от идеологической и информационной порой перерастает, что ни есть, в самую настоящую буквальную борьбу за души человеческие.

Наш первый урок имеет интригующее название: «Конец». Странно звучит, не правда ли? Первый урок и сразу на тему «Конец». Что ж, иногда надо начинать с конца. Этот метод исследования называется дедукцией, дедуктивный метод расследования. Если индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам, то дедукция – это способ рассуждения от общих положений к частным выводам. Вот этот материал, который мы имеем на целый квартал, по методу дедуктивного исследования и построен. В первой теме мы рассмотрим общее положение или констатацию того, что конец истории Иова, ну, прямо-таки, как в сказке, имеет самую радужную окраску. Мало того, перед нами раскрывается картина будущего, где не будет уже никаких страданий. Изучив первый урок и зная конец этой истории, нам гораздо легче будет воспринимать печальные моменты жизни этого мученика. Хотя в этом уроке мы затронем судьбы и тех праведных людей, которые имели печальный конец, если измерять их судьбу земными мерками благополучия. Но памятный стих, который предложен нам к этому уроку, тоже имеет дедуктивный оттенок. Он дает общий итог праведной жизни во Христе, а остальные детали достижения этого мы будем изучать в следующих уроках. Вот он памятный текст:

25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25).

Итак, давайте подойдем к рассмотрению этого урока в двух аспектах:

I Счастливый конец жизни Иова

Прочитаем текст Писания:

10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
11 Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.
12 И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.
13 И было у него семь сыновей и три дочери.
14 И нарек он имя первой Емима, имя второй - Кассия, а имя третьей - Керенгаппух.
15 И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.
16 После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода;
17 и умер Иов в старости, насыщенный днями (Иов.42:10-17).


Справка по 11 стиху: что такое кесита? קְשִׂיטָה – кэсийтаh денежная единица, род монеты (плитка серебра с изображением овцы).

Прочитав этот утешительный текст, и кажется, что на этом закрыть бы уже этот урочник и не заглядывать в то, что было до этих долгих и счастливых дней нашего героя. Но в том-то и суть этого шедевра, увидеть, как дается это благоденствие. Мы должны увидеть в Иове какую-то аллюзию на жизнь Христа. Памятный стих окрыляет нас, он утешает умирающих в Господе. Но для того, чтобы умершие ожили, Христос претерпел несправедливые Голгофские муки и смерть.

Вам знакома такая поговорка: Конец дело красит? Да, на фоне страданий Иов прожил умиротворенно еще сто сорок лет. Оценивая благосостояние Иова в конце жизни, можно прийти к выводу, что он получил щедрую компенсацию за свои страдания. Было семь тысяч овец – стало четырнадцать тысяч. Поголовье волов и ослов увеличилось с пятисот до тысячи. Фактически, Бог удвоил его состояние. А как обстоит дело с сыновьями и дочерями? Их было десять, а стало? Если рассматривать этот вопрос исключительно материалистическим пониманием последней главы книги Иова, то Бог удвоил его состояние во всем, кроме сыновей и дочерей, количество которых осталось прежним. Но если рассматривать жизнь Иова во свете памятного стиха, который дан к этому уроку, и учесть, что верующий в Искупителя, если и умрет, то оживет, в таком случае и детей у Иова тоже увеличилось вдвое, десять детей были с ним, а десять погибших присоединятся к этим десяти в вечности.

А как насчет жены? Его первая жена родила ему еще десятерых, или она умерла, и он взял другую жену? Автор об этом умалчивает, а значит и мы ничего об этом сказать не можем. Но кое-какие предпосылки для догадки у нас могут быть. Стоит заметить, что после всего, что произошло с Иовом, он прожил еще сто сорок лет. А сколько ему было, когда случилась беда? Библейский текст об этом не свидетельствует, но по еврейскому преданию ему было примерно семьдесят лет. Тогда получается, что сто сорок лет, это тоже удвоенный срок его жизни по сравнению с тем, который он прожил до бедствия. Если учесть предание (70 лет до бедствия) и Библейский текст (140 лет после случившегося), то всех дней жизни Иова было двести десять лет. Могла ли его жена родить двадцать детей? А может она действительно умерла, и Иов женился вторично, как Авраам? Не знаю, как в те времена, но сегодня женщина (в семьях, которые считают грехом предохранение) до двенадцати детей может родить в свою плодотворную жизнь. Может Бог вмешался и дал жене Иова родить двадцать детей, а может Иов женился вторично, и вторая жена родила ему еще десятерых? Мы это не знаем, и у нас могут быть лишь догадки. А о чем говорит факт о его трех дочерях-красавицах (Иов.42:13-15)? Мы даже не знаем имена сыновей, родившихся после, но автор не мог не упомянуть о дочерях-красавицах, и даже их имена описывает. Может они были похожи на свою мать – вторую жену Иова?! Может. Но я не знаю, но о первых дочерях почему-то таких подробностей не было.

Итак, книга Иова, возможно, старейшая из включенных в Библию книг, и ставит она самые животрепещущие для человечества вопросы: вопрос о смысле страдания и вопрос о взаимоотношениях человека с Богом. Духовный опыт Иова свидетельствует: богопоклонение не может быть основано на некоем «деловом контракте», предусматривающем для людей непременное материальное вознаграждение. Господь не несет обязательства «поощрять» человека за каждое его доброе дело.

В основе богопоклонения, которое не может и не должно зависеть от обстоятельств, - доверие людей Богу, Его совершенству; доверие, несмотря на то, что пути Его далеко не всегда понятны людям. Несчастье в жизни верующего не означает, что Бог оставил дитя свое. Оно означает лишь то, что Отец имеет в отношении него какие-то планы, тому неизвестные. Так что пусть он продолжает уповать на то, что судьба его - в надежных руках, что Создатель любит его и заботится о нем. Это-то и постиг из своего духовного опыта Иов.

Четыре оппонента считали, что страдание не имеет никакой другой цели, кроме наказания за злые дела. Сам Иов полагал, что в отношении него у Бога была лишь одна цель – «разрушить» жизнь его. Елиуй, напротив, подчеркивал, что намерением Господа было уберечь Иова от пути, ведущего к погибели. На самом же деле Бог преследовал в этой ситуации две цели: посрамить сатану, доказав несостоятельность его утверждений относительно Иова, и углубить духовное видение Своего праведника.

Вот почему неприемлемы любые попытки обвинять Творца, пытаться «сразиться» с Ним, понуждая Его к ответу, другими словами - бросать Ему вызов (все то, что поначалу совершал Иов). Верующим в Бога необходимо всегда помнить о несоразмеримости Божьего величия, с одной стороны, и ограниченных познаний, и возможностей человека - с другой, в условиях которых протекает его земная жизнь. Помнить об этом, значит сохранить себя от искушения гордыней и чувством самодостаточности.

Бог не дал Иову объяснений, которых тот от Него ожидал, но, вместо этого, он обрел гораздо более глубокое, чем было ему присуще прежде, сознание величия Бога и веру в то, что Он любит его и заботится о нем. И в этом урок на все времена для тех, кто уповают на Бога: планы Его, нередко необъяснимые и таинственные для людей, направлены на благо человечества и вселенной.

Хотя у Иова были счастливые дни земной жизни, благословенные его сто сорок лет, но что это по сравнению с вечностью? Это ничто, в конце концов, он все равно умер. Но, заглядывая в конец Библии, нам рисуется картина действительно долгой и счастливой жизни. Эти последние главы книги Откровение нам дают стимул переносить наши страдания в надежде на ту жизнь в вечности, которая нам обещана.

II Печальные концовки жизни

Да, земная жизнь Иова сложилась так, что он мог видеть детей, внуков, правнуков, и прожил он долгую и спокойную жизнь. Но не у всех все именно так заканчивается, несмотря на их благочестивый образ жизни. О чем это говорит? Поставлено ли земное благополучие в зависимость от благочестивой жизни; и страдания – от бесчинства? Несколько примеров, которые мы рассмотрим, я думаю, ответят нам на возникающие у нас вопросы.

Авель.
«И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт.4:8).


Анализируя эту историю, мы видим, что, совершив убийство брата, Каин отвергает попытки Бога пробудить в нем чувство раскаяния и не выражает намерения принять на себя ответственность за содеянное. Божие наказание (грядущее бесплодие земли и предстоящие ему скитания, стихи 10-12) - слишком сурово в его глазах (стих 13). Характерно, что убийца боится, что с ним поступят так же, как он поступил со своим братом (стих 14).

Но милостивый Бог отметил его неким знамением, которое должно было удержать потенциального мстителя от возмездия (стих 15). Что это был за знак, нигде не уточняется. Бог, однако, обрек Каина на постоянные скитания (стих 12). От лица Бога ему предстояло быть изгнанным (стих 14), и пошел Каин и поселился в земле Нод (буквально значит "странствия"), на восток от Едема (стих 16).

Да, интересный, казалось бы, парадокс вырисовывается в этой истории. Бог допустил праведнику умереть, а беззаконнику даровал гарантию неприкосновенности. Этот пример разбивает теорию о том, что праведники имеют на земле благоденствие, а нечестивые страдают. Нет, в масштабах вечности, все на своих местах. Для чего дана нам эта временная жизнь? Для того, чтобы сформировать характер, достойный жизни вечной. Авель ушел в благочестии своем в мир ожидания Второго пришествия Христа. А для чего Каину Бог дал неприкосновенность и дни жизни? Для того, чтобы он исправил свое отношение с Богом и тоже получил жизнь вечную. Видите, как все становится на свои места, когда мы мыслим не земными, а небесными мерками о проблеме долгоденствия и преждевременной смерти.

Урия.
«И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин» (2Цар.11:17).


Эта история нам хорошо известна. Действия, предпринятые Давидом после того, как он узнал о беременности Вирсавии, по всей видимости, были продиктованы желанием придать ее положению «легитимный характер». Царь призвал Урию из военного лагеря, желая, чтобы тот провел какое-то время наедине с женою. Но ни первая, ни вторая уловки Давида (стих 8, 13) не возымели действия.

Благородный хеттеянин отказался от домашних и семейных радостей на основании того, что его боевые товарищи, стоящие под стенами Раввы, лишены их. Из истории мы знаем, что конец Хеттской империи относят к 1200 г. до Р. Х., отдельные «этнические вкрапления» этого народа продолжали существовать в Сирии и в самом Израиле; Урия был из числа таких хеттеев и один из героев Давидова воинства. Нам стоит лишь удивляться: Давид остается жить, берет себе Вирсавию в жены, а благочестивый Урия погибает, будучи поставленным в самое опасное место сражения. Это справедливо? В масштабах земного благополучия – нет, но в перспективе вечности Бог желал увидеть покаяние Давида, и Он его увидел. Смотрите 50 Псалом, он как раз посвящен покаянию Давида именно в этом грехе.

Илий.
«Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет» (1Цар.4:18).


Илий был судьей Израиля, а судьи были на стороне Бога и поддерживали порядок в народе. И, казалось бы, живи себе, Божий человек, и умри спокойно на ложе своем. Когда Илий, без малого столетний старик, услышал от вестника, что ковчег попал в руки язычников-филистимлян, а оба его сына погибли, то упал с сидения своего и, сломав позвоночник, умер. Вслед за тем невестка Илия, жена Финеесова, умерла при родах. Но сына, которого родила, она успела назвать - соответственно обстоятельствам - Ихаводом (что значит «бесславие»). Она рассудила, раз присутствие ковчега среди евреев означает присутствие Самого Бога в их среде, то пленение ковчега филистимлянами показывает, что и Бог со всею славою Его теперь в их руках. В сознание идолопоклонников вполне вмещалось, что боги могут попадать в плен и даже подвергаться изгнанию, но евреям следовало бы знать, что их вездесущий Бог не может быть отнят от них. Насколько же языческим сделалось восприятие Бога израильтянами! Мы видим и из этого примера, что Бог, если что-то допускает, то не без причины. Что-то нам уже здесь на земле раскрывается, а то, что мы здесь не понимаем, откроется нам вполне в вечности.

Царь Иосия.
«Но Иосия не отстранился от него, а приготовился, чтобы сразиться с ним, и не послушал слов Нехао от лица Божия и выступил на сражение на равнину Мегиддо. И выстрелили стрельцы в царя Иосию, и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен. И свели его слуги его с колесницы, и посадили его в другую повозку, которая была у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея, и Иерусалим оплакали Иосию (2Пар.35:22-24).

Проанализируем эту историю. Нехао, армия которого шла территорией Иудеи, попытался предотвратить столкновение с Иосией. Его слова в начале двадцать первого стиха следует понимать примерно так: «что у нас за счеты с тобой, царь Иудейский?» Он даже сослался на то, что, выступая теперь против Ассирии, исполняет волю Божию, и Иосии не следует противиться ей, чтобы Бог не погубил его.

Тон летописца в стихе 22 свидетельствует о том, что Нехао действительно получил некое повеление свыше, но Иосия - увы! - не отступил от своего намерения. Из стиха 22 в других переводах следует, что «приготовление» иудейского царя к битве выразилось в том, что царское одеяние он сменил на одежду обычного воина, в целях маскировки (так же в свое время поступил царь Ахав; 2Пар. 18:29). Несмотря на это он был тяжело ранен; произошло это на равнине Мегиддо. На протяжении веков это место служило полем битвы. Битва Христа с Его врагами, в свое время, тоже разыграется в Мегиддо: Армагеддон буквально означает «гора Мегиддо». Я не говорю о буквальном месте, но война будет глобальной.

В Иерусалим Иосию доставили еще живым, но там он умер и был похоронен в гробницах отцов своих. Смерть этого благочестивого царя явилась горестным потрясением для всего народа. Сказано, что даже пророк Иеремия оплакал его кончину в сложенной им песне. И много плачевных песен, которые долго жили в еврейском народе, было сложено в те дни (стих 25). Рассказ о царствовании Иосии завершается сообщением о том, что подробно деяния его описаны в книге царей Израильских и Иудейских. Вот так и благочестивые цари умирали, а нечестивые – праздновали победу. Что поделаешь? Тайное, сокрытое от нас сегодня, сделается явным в свое время.

Иоанн Креститель.
«И послал отсечь Иоанну голову в темнице» (Мф.14:10).


Это уже новозаветная история. Молва об Иисусе и чудных делах Его, распространяясь все шире, достигла царя Ирода. Речь тут идет об Ироде Антипе, поставленном римлянами над четвертою частью Палестины (отсюда его титул - четвертовластник); в земли, которыми он управлял, входила и Галилея. Правление Ирода Антипы было долгим: с 4 г. до Р. Х. по 39 г. от Р. Х. Это его отец - Ирод Великий приказал «избить» младенцев в Вифлееме. К Ироду Антипе был позднее приведен на суд Сам Иисус (Лк. 23:7-12).

Ирод пришел к выводу, что Иисус - это воскресший Иоанн Креститель (сравните (Лук. 9:7). Матфей в последний раз упоминал о Крестителе в связи с тем, что тот послал своих учеников к Иисусу с вопросом о Нем (Мф. 11:2-14). И только теперь завершает Матфей рассказ о том, что случилось с Иоанном. Ирод, взяв его, посадил в темницу за Иродиаду. Сделал он это потому, что Иоанн принародно обличал его за сожительство с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Ирод хотел расправиться с Иоанном, однако боялся, потому что в народе его почитали за пророка.

И властитель ограничился тем, что «изолировал» Иоанна от народа, посадив его в темницу. Но вот во время празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады (Саломея) плясала пред собранием. Она настолько угодила Ироду, что тот неразумно пообещал ей исполнить любое ее желание. Она же, по совету матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И хотя царь сильно опечалился (14:9), выбраться из ловушки, в которую попал, дав клятву, он не сумел. И пришлось ему приказать, чтоб Иоанна обезглавили.

Ученики Крестителя взяли тело его и погребли, а затем сообщили о происшедшем Иисусу. Поступок Ирода тоже обернулся отвержением Самого Господа, и это видно из того, в какую тесную взаимосвязь между собой ставит Матфей служение Христа и служение Его Предтечи: первое не могло не сказаться на втором. Так что Ирод, «отвергши» Предтечу Мессии, тем отверг и Самого Мессию.

Но нас волнует главный вопрос: почему Бог допустил смерть этого праведника? Вас это интересует? Меня тоже. Пусть этот вопрос будет одним из первых, которые мы зададим Иисусу, оказавшись с Ним рядом в вечности.

Стефан.
«И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян.7:59-60).

Это история еще одного праведника, который ушел из жизни преждевременно. Почему? Тот же открытый вопрос. Мы можем то же самое сказать и об ап. Павле, да и о всех учениках Христа (кроме Иоанна), которые ушли из жизни раньше времени и при том, закончили ее мученической смертью. Но главное – они ушли из жизни в надежде на воскресение. Вас это утешает? Меня тоже. Иова тоже эта мысль утешала. Он ставит извечно волнующий человека вопрос:

14 Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? (Иов.14:14).


И на этот вопрос он сам же отвечает:

25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию (Иов.19:25).


Это счастливый конец для всех искупленных. Эта же мысль прослеживается и в Новом Завете. Вспомним еще раз наш памятный текст:

25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25).

Это было еще одним из «Я есмь», которое высказал Иисус. Иисус представляет Себя здесь как Жизнедатель. Принявший Его, принял жизнь и имеет гарантию на будущее воскресение для вечной жизни. Утешительные слова для темы «Конец»? Во свете этих слов со следующего урока начнем рассматривать великую борьбу, которая идет за спасение душ человеческих.

telegram

Похожие новости

Уроки субботней школы на 4 квартал 2016 год - Книга Иова

В этом квартале будем размышлять над извечной проблемой существования зла и страданий. Некоторые

26.09.16 Субботняя школа
Молодежный урочник субботней школы «Познавая Бога» - I квартал 2012 года

Отделом Молодежного Служения ЕАД совместно с РТЦ "Голос надежды" были подготовлены аудиоуроки

16.12.11 Молодежное служение » Субботняя школа
Вступительная часть к урокам Субботней школы II квартал 2010 г

Предлагаем вам Вступительную часть к урокам Субботней школы на 2-й квартал 2010 года, которая

02.04.10 Субботняя школа » Здоровье

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть