Бог открывает Себя через реформаторов — «Только благодатью»
samuil 11-01-2017, 12:11 1 826 РазноеТезис «Sola gratia» — один из фундаментальных постулатов протестантского богословия буквально означающий: «только благодать».
Что означает этот тезис в широком смысле этого слова и по какой причине он появился? Какое значение он имеет для современных христиан? Что означает этот тезис для адвентистов?
ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕЗИСА «SOLA GRATIA»? ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
ТЕЦЕЛЬ И ЛЮТЕР
Собственно не вдаваясь в богословские детали, можно с уверенностью сказать, что отправной точкой для появления этого тезиса, послужили события происходившие в Лейпциге и его пригороде. Иоган Тецель, монах родом из города Пирна, который был настоятелем доминиканского монастыря в Глогау, ревностно взялся за исполнение поручения папы о сборе средств на постройку базилики святого Петра, который к слову является в нынешнее время, самым величественным собором, вмещающим одновременно 60 тысяч человек, наполненным роскошью и драгоценными материалами.
Но вернемся к его постройке. Вот как описывает эти события Елен Вайт в своей книге «Великая Борьба»:
«Католическая церковь вела торговлю благодатью Божьей. Возле ее алтарей стояли столы менял, и воздух оглашался криками продающих и покупающих. Под предлогом сбора средств для постройки храма Святого Петра в Риме папой была открыта всенародная продажа индульгенций. Ценой преступления предстояло воздвигнуть храм для прославления Божьего имени, ценой беззакония — заложить краеугольный камень! Но то, что должно было послужить величию Рима, нанесло его могуществу и великолепию самый сокрушительный удар. Действия папства привели к появлению его самых решительных и сильных врагов, началась борьба, потрясшая папский трон, свергнувшая тиару с папы.
Чиновник по имени Тецель, руководивший продажей индульгенций в Германии, был ранее уличен в самых низких преступлениях против общества и закона Божьего, но избежал заслуженного наказания, более того, ему поручили осуществлять корыстолюбивые и бессовестные замыслы папства. С неподражаемым бесстыдством он рассказывал самые невероятные басни о чудесах, стремясь прельстить невежественный и суеверный народ. Если бы Слово Божье было доступно людям, то их нельзя было бы обмануть так легко. Библию потому и скрывали от народа, чтобы держать его под контролем римской церкви и умножать власть и богатство ее высокомерных вождей.
Впереди Тецеля, вступавшего в город, шел глашатай, восклицавший: «Благодать Божья и святого отца теперь у ваших ворот». И народ приветствовал нечестивого обманщика как Самого Бога, сошедшего к ним с небес. В церкви шла отвратительная торговля, и Тецель с кафедры превозносил индульгенцию как самый драгоценный дар Божий. Он объяснял, что индульгенции отпускают их обладателю грехи, которые тот совершает как в настоящем, так и в будущем, и что даже «нет необходимости в раскаянии». Более того, он уверял своих слушателей, что индульгенции обладают силой спасать не только живых, но и умерших, и стоит только деньгам зазвенеть в его ящике, как душа вылетает из чистилища и попадает на небо.
Когда Симон-волхв предложил апостолам приобрести у них за деньги силу, чтобы совершать чудеса, Петр ответил ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8: 20). Но предложение Тецеля было подхвачено тысячами. Золото и серебро рекой текли в его кассу. Спасение, которое можно было купить за деньги, приобреталось легче, чем спасение, которое требовало от грешника раскаяния, веры и постоянных усилий в борьбе с грехом.»
Тецель преуспевал в своем деле и дошел до того, что назначил разные цены, за отпущение различных грехов: например, по некоторым данным, убийство отпускалось за 7мь золотых монет, убийство родителей за 10. Трудно установить точный эквивалент этих сумм, но приблизительно 1 золотая монета могла быть весом 3.5 грамм, что в переводе на гривны около 4.000 гривен.
Не смотря на немалые «расценки», мужчины и женщины, богатые и бедные сбегались к нему за разрешительными грамотами; даже нищие приносили свои последние гроши, чтобы смыть свои грехи и избавить души близких от мук чистилища.
ЛЮТЕР И РЕФОРМА
Все происходящее не могло оставить равнодушными людей, наблюдавших за этими событиями. К тому времени в Германии сформировалась почва, для восстания против гегемонии католической церкви. Не только в богословских, но и в политических кругах назревали революционные настроения, в связи с пониманием того факта, что основными причинами бедствий и неустройства в обществе была политика, проводимая церковными иерархами. Развитие науки и образования, увеличение благосостояния немецких феодалов, привело к появлению в Германии сильной аппозиции Римской власти. Восстание Мартина Лютера против продажи индульгенций и деятельности Тецеля, было на руку некоторым влиятельным людям, которые поддерживали реформацию.
Общество созрело для перемен, и Лютер и его сотрудники стали лидерами этого движения к изменениям. Важно заметить, что основные изменения принесшие реформы в общество Германии касались не сколько богословия, сколько бытового аспекта жизни простых людей. Кроме того, реформы Лютера затронули такие сферы как экономика и ведение хозяйства. Мартина Лютера даже считают основоположником идей капитализма.
В подведение итогов стоит отметить, что появление тезиса о благодати было обусловлено скорее не проблемами в католическом богословии, а порочной практикой религиозных деятелей того времени. Мартин Лютер, будучи ученым и священником, принадлежащим к католической церкви, не критиковал само католическое богословие. В его тезисах не содержалось критики авторитета церкви или святого престола. Лютер критиковал то, что было сердцем деятельности католической церкви его времени — торговлю благодатью, которая олицетворяла собой нравственную деградацию на всех уровнях общества.
КАКОЙ СМЫСЛ ВЛОЖИЛИ АВТОРЫ В ТЕЗИС «SOLA GRATIA»?
ЛЮТЕР И БЛАГОДАТЬ
Дальнейшее развитие событий, описанных выше привело к тому, что Лютер перевел Библию на немецкий язык и начал проводить реформы, связанные с жизнью его прихожан. Однако, деятельность Тецеля не была причиной для изменения мировоззрений Лютера относительно благодати, у него был собственный опыт «борьбы со грехом».
Вот отрывок из книги «Великая Борьба» описывающий его переживания:
«Каждую свободную минуту, которую удавалось выкроить, он посвящал занятиям, жертвуя даже временем, предназначенным для сна и скромной трапезы. Наибольшее удовлетворение приносило изучение Слова Божьего. Он обнаружил Библию, прикованную цепью к монастырской стене, и часто останавливался у этого места. Чем сильнее возрастало сознание собственной греховности, тем старательнее стремился он своими делами получить прощение и покой. Он вел очень строгий образ жизни, стремясь постом, бдением и бичеванием искоренить свои дурные наклонности, чего не мог достичь монашеским послушанием. Он не останавливался ни перед какой жертвой, чтобы очистить свое сердце и снискать одобрение Господа. «Я и в самом деле был благочестивым монахом, — говорил он впоследствии, — и исполнял предписания ордена точнее, чем даже могу это выразить словами. И если бы кто-либо из монахов своими подвигами мог бы заслужить Царство Небесное, то и я, без сомнения, имел бы на это право». «Если бы такое положение продлилось еще немного времени, то я довел бы себя до могилы». В результате суровых добровольных лишений он потерял много сил, начались судороги и обмороки, от которых он никогда уже не мог вполне избавиться. Но, несмотря на все усилия, его страждущая душа не находила покоя. Наконец он дошел до полного отчаяния.
Когда Лютеру начало казаться, что уже все потеряно, Бог послал ему друга и помощника. Благочестивый Штаупиц помог Лютеру понять Слово Божье; он отвлек его внимание от самого себя, помог освободиться от гнетущего сознания вины за нарушение закона Божьего и направил его взор на Иисуса — на прощающего грехи Спасителя… «Вместо того чтобы терзаться своими грехами, приди в объятия Искупителя. Уповай на Него, полагайся на праведность Его жизни, верь в искупительную силу Его смерти… Повинуйся Сыну Божьему. Он стал Человеком, чтобы дать тебе уверенность в благоволении Господа. Люби Его, ибо Он первый возлюбил тебя». Так говорил этот вестник благодати. Его слова произвели неотразимое впечатление на Лютера. После продолжительной борьбы с укоренившимися пороками он наконец смог познать истину, и в его мятущейся душе воцарился мир.»
Благодаря наставничеству Штаупица, Лютер обратил свой взгляд на Иисуса. Но это был еще не конец его исканиям. Ему предстояло посетить Рим, святой город, сердце христианской религии.
«Наконец вдали он увидел город семи холмов. Тронутый до глубины души, Лютер бросился на землю, восклицая: «Приветствую тебя, священный Рим!» Он ходил по городу, посещал храмы, прислушивался к священникам и монахам, без устали рассказывавшим о различных чудесах, принимал участие во всех религиозных церемониях. Повсюду он видел картины, поражавшие его своим безобразием. Он видел, что беззаконие царит среди духовенства всех рангов. Он слышал непристойные шутки прелатов и приходил в ужас от их отвратительного богохульства, проявлявшегося даже во время богослужения. И среди монахов, и среди жителей города он замечал расточительность и распутство. Повсюду вместо праведности он встречал скверну. «Никто не может поверить, — писал он, — какие грехи и позорные дела совершаются в Риме; для того чтобы поверить, нужно видеть все это. Так что даже поговорки появились: „Если существует ад, то Рим построен на нем. Это пропасть, из которой исходят все грехи!“
В своем постановлении папа обещал отпущение грехов всем тем, кто на коленях поднимется по так называемой Пилатовой лестнице, о которой говорится, что по ней спускался наш Спаситель, выйдя из римского верховного судилища, и она, мол, каким-то чудом была перенесена из Иерусалима в Рим. Однажды, когда Лютер благоговейно на коленях поднимался по ней, вдруг громоподобный голос произнес: „Праведный верой жив будет!“ Он вскочил на ноги и с ужасом и стыдом поспешно удалился. И с тех пор эти слова библейского текста всегда звучали в его душе. Внезапно он увидел всю обманчивость человеческой надежды спастись при помощи собственных дел и понял необходимость постоянной веры в заслуги Христа. Его глазам открылись обольщения папства. Отвратив свое лицо от Рима, он отвратил и сердце, и с того времени началось его удаление от папской церкви, пока наконец он окончательно не порвал всякую связь с ней.»
Пережитое Лютером в путешествии «во святой град», показало ему несостоятельность «парадигмы спасения» исповедуемой христианскими лидерами того времени. Лютер увидел, что существует другой путь в Небо.
Необходимо заметить, что Тезис о благодати — «sola gratia», как и стальные четыре, был принят за основу протестантского мировоззрения уже после смерти Лютера и отразил попытку лидеров движения сделать понятной позицию протестантизма простому человеку, у которого нет ни времени, ни образования для прочтения и понимания богословских трудов. Это своего рода рекламный слоган протестантов того времени.
На деле же, у нескольких отдельных протестантских течений времени формулирования этих 5 тезисов, не было единства в понимании всех деталей вопроса о спасении человека, что собственно можно наблюдать и в современном протестантизме. Богословские выкладки, объясняющие понятие «Sola gratia» были витиеваты и заумны, что неудивительно потому, что богословие тоже переживало реформы и все еще нуждалось в них.
Совершенно точно было понятно одно — возвращаться к практике иерархов католической церкви нельзя.
По сути, для протестантов того времени, этот тезис означал отвержение надежды на спасение, основанной на человеческих усилиях в противовес практике спасения души в католической церкви того времени.
АДВЕНТИЗМ И SOLA GRATIA
Из истории адвентисткого движения, приведшего к образованию всемирной христианской конфессии, мы знаем, что основные постулаты мировоззрения адвентистов появились на почве протестантского образа мышления и в результате пристального и глубокого изучения Библии. В следствие работы, проделанной основателями адвентизма с помощью Святого Духа, родились две доктрины, отражающие взгляд адвентистов на вопрос оправдания по вере. Это, соответственно 10-я доктрина «Спасение во Христе» и 11-я доктрина «Возрастание во Христе».
Основным отличием в понимании адвентистов вопроса об оправдании по вере от других протестантских представлений, является тесная связь благодати с Законом Десяти Заповедей, а по сути, таких понятий, как милость и справедливость. Адвентисты воспринимают спасение в свете крестной смерти Иисуса Христа, полностью отраженной в Ветхозаветной системе жертвоприношений и храмового служения.
Вот некоторые выдержки из описания одной из этих доктрин:
ОПЫТ СПАСЕНИЯ И ПРОШЛОЕ
Знания о Боге, о Его любви и доброте, основанного только на внешних фактах, недостаточно. Попытка развить в себе добродетельный характер независимо от Христа часто приводит к противоположным результатам. Опыт спасения, затрагивающий душу человека, дается только Богом. Об этом опыте Христос сказал: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:3,5).
Только через Иисуса Христа человек может испытать спасение, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6).»
ОПРАВДАНИЕ
По Своей безграничной любви и милости Бог сделал Христа, «не знавшего греха», «жертвою за грех (в оригинале — грехом), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Благодаря вере в Иисуса сердце человека наполняется Его Духом. Посредством той же самой веры, которая является даром Божьей благодати (см. Рим. 12:3; Еф. 2:8), кающиеся грешники оправдываются (см. Рим. 3:28).
Слово «оправдание» переведено с греческого слова «дикайома», что значит «справедливое требование», «судебный приговор», «справедливый поступок». Им также переводится слово «дикайо-сис», означающее «оправдание», «реабилитацию», «освобождение». Глубже понять смысл слова «оправдание» помогает родственный вышеупомянутым греческим словам глагол «дикайоо», означающий: «быть провозглашенным праведным и испытывать к себе соответственное отношение», «быть реабилитированным», «быть оправданным», «быть освобожденным, очищенным», «оправдывать», «восстанавливать справедливость»3.
В богословском смысле оправдание следует понимать, как «Божественное действие, посредством которого Бог провозглашает кающегося грешника праведным и относится к нему как таковому. Оправдание противоположно осуждению (Рим. 5:1б)«4. Основой для оправдания служит не наше послушание, а послушание Христа, ибо «правдою одного — всем человекам оправдание к жизни… послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:18,19). Он вменяет это послушание тем верующим, которые принимают оправдание «даром по благодати Его» (Рим. 3:24). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5).»
ОПЫТ ОПРАВДАНИЯ
Праведность Христа вменяется нам через оправдание по вере во Христа. Мы становимся праведными в очах Бога, потому что Христос занял наше место. Апостол Павел Сказал, что «не знавшего греха» Бог «сделал для нас жертвою за грех (грехом — в оригинале), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Как кающиеся грешники мы испытываем полное и совершенное прощение. Мы примирились с Богом!
Истина об оправдании прекрасно изображена в видении Захарии об Иисусе, великом Иерее. Иисус стоит перед ангелом Господним в запятнанных одеждах, которые символизируют осквернение грехом. Сатана требует его осуждения. Обвинения сатаны справедливы: Иисус не заслуживает оправдания. Но Бог по Своей дивной милости укоряет сатану: «Не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах. 3:2). Не дорог ли он Мне? Не оберегал ли Я его особым образом?
Господь повелевает немедленно снять с него запятнанные одежды и провозглашает: «Смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах. 3:4). Наш любящий и милостивый Бог опровергает все обвинения сатаны, оправдывает испытывающего трепет грешника и облекает его в одежду Христовой праведности. Подобно тому, как запачканная одежда Иисуса символизировала собою грех, его новая одежда была олицетворением нового духовного опыта, который верующий приобретает во Христе. При оправдании исповеданный и прощенный грех переносится на чистого и святого Сына Божьего, на Агнца, понесшего на Себе грех мира. «Кающийся грешник, хотя и незаслуженно, облекается в одежды вмененной ему праведности Христа. Эта перемена одежды, Божественное дело спасения, и представляет собою библейское учение об оправдании»»
Современная адвентистская позиция появилась в результате нелегких борений, происходивших во времена становления церкви, как организации. Появление такого богословского понятия как «небесное святилище» привело к серьезному пересмотру основных протестантских позиций, касающихся спасения человека. Именно вследствие этого пересмотра, в истории адвентистской церкви появились эпизоды крайних взглядов на вопрос «оправдания по вере». Церкви было необходимо увидеть всю красоту, грандиозность и совершенство Божьего плана спасения во взаимодействии таких понятий как: справедливость и милость, что достаточно полно отраженно в описании приведенных выше доктрин.
В нынешнее время понимание Адвентистами Седьмого Дня вопроса о спасении по благодати, существенно отличается от представления многих протестантских конфессий нашего времени. Более того, у некоторых протестантских движений по сути, вообще отсутствует какая-либо внятная позиция по этому вопросу. Это не означает, что адвентисты самые лучшие христиане. К сожалению, даже при наличии ясного и здравого учения о спасении, не все адвентисты его знают и понимают. Предрассудки и человеческие догмы все еще омрачают жизнь современных христиан, как неадвентистов так и адвентистов.
ИТОГ
Современным христианам стоит обратиться к опыту прошлых лет и со всей осторожностью относиться к вопросу оправдания по благодати и не упрощать это понятие, которое играет важнейшую роль в формировании характера современного христианина.
В наше время торговля благодатью в том или ином виде также распространенное явление. Паломничество к святым местам за благодатью, оценка грехов в денежном эквиваленте, сумбурное представление о роли благодати в спасении, все это имеет место и в современном христианском мире и протестантизм в этом не исключение.
Христианский мир все еще нуждается в реформации.
По материалам Полевой Школы
Похожие новости
Дотик. Драматична сага віри (2017)
Люди, которые решились быть другими... Перед стеной религиозных традиций и человеческих
17.11.17
Докум. видео
Sola Scriptura - Не хлебом единым
Да, сегодня важный и замечательный праздник! Нет, я не про Хелоуин. Все дело в том, что именно в
01.11.17
Духовные размышления
Бог открывает себя через реформаторов — Sola Scriptura
2017 год весь христианский мир будет отмечать 500-летие с начала масштабной духовной реформации,
09.01.17
Разное