Александр Серков - Урок 8. Святой Дух и дары Духа
Александр Серков 18-02-2017, 10:23 2 719 Субботняя школа » Александр СерковДары Святого Духа – тоже не маловажный вопрос в практической жизни христианина. Памятный стих свидетельствует, что эти дары различны, но автор один – Дух. Давайте о дарах Духа поговорим подробно.
I Плод Духа и дары Духа
О плоде Духа мы говорили в прошлом уроке, теперь поговорим о дарах Духа и сопоставим плод Духа с дарами Духа, чем они отличаются, и что их связывает. Прочитаем памятный стих:
«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор 12:4-6).
Если кто-то не видит в этом тексте триединого Бога, это печаль. Павел не пишет, что Бог во всем: Он и производит все, и различные действия через Него же, и дары – Его же действие. Нет, Павел разграничивает функции, и Духа, и Господа, Которым в большинстве случаев назван Иисус Христос, и Бога-Отца. Но нас интересует сейчас первая часть стиха: «Дары различны, но Дух один и тот же». Плод Духа и дары Духа имеют одного Автора. Но плод и дары – различные понятия. Если плод Духа проявляется в жизни каждого христианина, водимого Духом; то дары Духа имеют не все в полном объеме, кто-то имеет дар пения, а кто-то дар красноречия и прочие дары.
Но что-то тесно связывает дары с плодом Духа. Вы не догадываетесь, что? Без плода Духа дар пения, например, к чему ведет? К самопрославлению. А имеющий плод Духа кого прославляет? Бога. Так и со всеми другими дарами.
Каково предназначение даров, которыми Дух Святой наделил нас христиан? Чтобы проповедь Евангелия продолжалась вплоть до Второго пришествия Христа. Хотя Дух щедро наделяет дарами каждого члена христианской церкви, сами дары очень сильно отличаются друг от друга. В Библии говорится, что благодаря разным дарам мы сможем служить Богу, выполняя самые разные обязанности всеми возможными способами (см. 1 Кор. 12:6). Но даже в этом случае польза, получаемая нами от даров Духа, должна послужить на благо всей христианской церкви.
Дары Духа, проявившись в нашей жизни, приносят свой плод. Дары помогают нам распространять благую весть о спасении, даруемом через Христа, а благодаря плоду Духа мы становимся настоящими членами христианской церкви, что позволяет дарам еще более преумножаться в нашей жизни. Обладая и дарами, и плодом, мы можем показывать, что наша вера подкрепляется делами, а слова не расходятся с действиями (см. Иак 1:22). Бог уже наделил нас дарами. Нужно только, чтобы Святой Дух помог нам определить эти дары и развивать их, чтобы мы принесли в своей жизни плод Духа.
Какой дар самый важный в деле приобретения людей для Господа? Вы не задумывались? Может красноречие? А может знание Писания и умение незамедлительно процитировать текст Писания, который вмиг повергнет оппонента и сокрушит его еретическую подоплеку? Опыт показал бесполезность такой тактики, особенно если нет любви к инакомыслящему. Впереди всего идет любовь. Если у нас есть основа плода Духа любовь, мы не будем бросаться такими текстами в адрес инаковерующего, как, например,
«Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь» (Ис 66:17).
Вы думаете, таким методом можно приобрести человека и направить его на путь истины? Бесполезно, он только ожесточится. Рассказывайте людям о любви Христа и сами проявляйте любовь, и доктрины со временем он тоже примет.
II Источник духовных даров
Будучи христианами, мы представляем тело Христово, показывая, что Он уже пребывает в каждом из нас. Однако важно, как мы представляем Христа миру. Иисус знает каждого из нас и уже наделил нас духовными дарами в соответствии со Своим выбором. Это подразумевает, что не нам решать, какими духовными дарами нам обладать. Бог уже знает, что для нас лучше. Поэтому не надо стремиться иметь дары, которыми наделены другие верующие. Нам нужно лишь использовать имеющийся у нас дар и взращивать плод его действия в нашей жизни для всеобщей пользы христианского сообщества.
Когда каждый из нас сможет использовать свой духовный дар, люди увидят целостный образ Христа, потому что мы являемся Его представителями. Бог, Источник наших духовных даров, готов довести начатое Им дело в каждом из нас до конца с помощью Своего Сына Иисуса Христа. В Библии говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
Чем лучше мы начинаем осознавать, кто является источником наших духовных даров, тем больше мы способны их развить, чтобы еще больше возвеличить Христа. Он пострадал за нас, чтобы в Нем мы могли обрести спасение. Поэтому все мы во Христе едины, хоть и обладаем разными духовными дарами.
Павел говорит, что благодать Христа обеспечила право даровать нам дары. Однако именно Святой Дух распределяет их среди членов Церкви. Те, кто принял Иисуса Христа своим личным Спасителем и верит в Него, будут исполнены Духом Святым и наделены духовными дарами, «как Ему угодно» (1Кор 12:11). Распределение даров является прерогативой Бога. Видите, как тесно все переплетено и взаимосвязано в Божестве в деле спасения человека. Отец – источник, а Дух Святой, благодаря заслугам Христа, наделяет христиан духовными дарами.
III Цель духовных даров
Нет, только не для развлечения даны дары. И не для того, чтобы ими хвалиться. Они призваны способствовать единству церкви и проповеди Евангелия. После того, как Иисус вознесся, ученикам пришлось исходить вдоль и поперек весь тогдашний мир, распространяя Слово Божье согласно наставлениям, полученным ими от Христа. Без вмешательства Святого Духа они не смогли вы выполнить эту задачу. По сути, Иисус обещал им:
«И Я Отца попрошу, и Он даст вам другого Заступника, чтобы он навеки остался с вами» (Ин 14:16, РБО).
Святой Дух должен был снабдить учеников всем необходимым для дальнейшего распространения Евангелия в то время, пока Иисус физически отсутствовал на земле. Однако не все они были в равной степени одарены способностями, хотя и совершали общий труд, стремясь к достижению единой цели. Некоторые из учеников были хорошими проповедниками, другие превосходно знали Писание. Одним из учеников, испытавших на себе действие Святого Духа, был Филипп. Он был первым, чья проповедь Евангелия привела к созданию общин в Иудее, Самарии, Иерусалиме и на прилегающих к ним территориях. В истории, описывающей его встречу с ефиоплянином, мы видим, как Дух использует его для того, чтобы привести человека к истине (см. Деян 8:29).
Макс Хаттон в своей книге, посвященной теме триединства Божества, пишет: «Мы превозносим и благодарим Святого Духа за то, что Он пребывает с нами и в нас. Мы любим нашего замечательного Советника и Друга и надеемся в вечности познакомиться с Ним еще ближе».
Наставляя учеников в отсутствие Иисуса, Дух наделил их дарами, необходимыми в разных областях служения. Работая с каждым индивидуально, Он распределил между учениками дары согласно их способностям, чтобы помочь им проповедовать Благую весть после вознесения Христа.
?
Какая бы задача перед нами ни стояла, полученный нами дар показывает, что Дух активно действует в нашей жизни. Последнее, что сказал Христос перед возвращением на небо: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Однако Христос не оставил Своих учеников без средств для выполнения данной задачи. Дух Святой и Его дары мы продолжаем получать для служения и сегодня.
А вот, церковь в Коринфе, получив духовные дары, столкнулась с проблемой, касающейся единства церкви. Ап. Павел, узнав эту проблему в церкви, пишет им наставительное письмо. В частности, об единстве церкви он пишет следующее:
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где было бы тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно (1Кор 12:11-20).
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где было бы тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно (1Кор 12:11-20).
Может ли церковь, потеряв внутреннее единство, успешно проповедовать Евангелие? Безусловно, нет. Все время уходит на борьбу между собой внутри церкви. Каждый пытается выставить свой дар на первое место и спешит заявить, что без его дара церковь неэффективна. В самом деле именно разнообразие даров делает церковь сильной и дееспособной. В духовном мире пренебрежение каким-то из духовных даров снижает уровень активности церкви. И наоборот, единство, сплоченность делает церковь сильной и эффективной.
В современной христианской церкви царит такое же разнообразие, какое было в общине Коринфа. Многие верующие удивляются, как люди с разными духовными дарами могут совместно трудиться в одной духовной организации? Павел ответил на этот вопрос, показав, чего может достичь истинная любовь (см. 1 Кор 13:1-13). Каждый член христианской церкви уже наделен своим духовным даром. Однако если мы хотим использовать эти дары с наибольшим эффектом, необходимы усилия всей церкви, чтобы всем пребывать в любви. Каждому верующему следует уважать дары других членов церкви и их участие в служении. Благодаря водительству Святого Духа мы можем быть едины как одно тело во Христе.
IV Дары в прошлом и настоящем
Перед нами самый серьезный вопрос: были ли эти дары даны церкви только на период становления церкви, то есть, только на времена апостолов, живших в первом веке, или эти дары доступны и в наше время? Это интересный вопрос, давайте его разберем. Мы говорили, что духовные дары имеют две основные цели: объединить церковь в единое целое тело, Главой которого является Христос. А для чего нудно это объединение? Для успешной проповеди Евангелия. Точно так, как на войне для успешного ведения военных действий должна быть слаженность и личного состава и слаженность различных родов войск. Неужели слаженность и единство в завоевании людей для Христа имеет меньшее значение? Неужели единство духа и духовные дары были необходимы только членам церкви первого века? А мы что ли без Духа, без даров способны вести военные действия по отвоеванию душ, закабаленных сатаной? Прочитаем текст Писания:
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:11-13).
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:11-13).
А что, в наше время совершенствование святых потеряло свою актуальность? А созидание Тела Христова? А дело служения уже прекратилось? Уже все что ли в этом мире спасены? И члены Тела Христова уже пришли в единство веры и уже можно с уверенностью заявить, что мы все достигли уже меры полного возраста Христова? Если мы так не можем сказать, тогда и дары Духа и в наше время не потеряли своей актуальности, как и в первом веке.
V Святой Дух и дар различения духов
Почему дар различения духов так важен? Это, на мой взгляд, один из актуальных вопросов в наше время. Библия предупреждает, чтобы мы не верили всякому духу и проверяли, насколько та или иная весть соответствует Писанию и превозносит ли она Иисуса как Господа. Сегодня среди христиан харизматического направления особо выпячивается дар говорения на иных языках и акцентируется внимание на том, что говорение на иных языках – это критерий принятия Святого Духа. Что можем мы сказать по этому поводу? Возьмем текст Писания:
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1Кор 14:14-15).
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1Кор 14:14-15).
Интересное и загадочное выражение: «Стану молиться духом, стану молиться и умом». Миллионы христиан пользуются даром говорения на иных языках, не понимая при этом значения произносимых слов. Но они заявляют, что они молятся не только умом, но и духом (на незнакомых языках). Молитва умом нам понятна, это молитва на языке, который мы знаем и понимаем, мы осознаем, что говорим, и наш ум идет впереди высказанных слов, ум фактически формирует набор слов, их морфологическую конструкцию и орфоэпическое произношение. С этим все понятно. Но вот как это молиться духом? Неужели это и есть произношение чего-то непонятного ни говорящему, ни слушателям? А для чего тогда такой дар нужен? Он что, объединяет членов церкви или способствует проповеди Евангелия? Но что тогда хотел сказать Павел этими словами: «Стану молиться духом»? Давайте разберем этот текст и еще один. Оба они являются ключевыми, на которые опираются некоторые современные христиане. Вот второй текст:
«Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор 14:2).
Толкование всей 14 главы 1 Коринфянам зависит от правильного понимания этих двух текстов. Для кого-то эти два текста козырные. Да, действительно, эти места Писания наиболее трудные в толковании вопроса о даре говорения на иных языках, и потому заслуживают особого внимания. Говорящие на иных языках заявляют, что говорение на иных языках является признаком крещения Духом Святым. Но так ли это? Дар Духа также как плод Духа должен иметь каждый христианин или дары различны? А если они различны, а мы так и читаем, то почему каждый должен претендовать на дар именно языка?
Давайте теперь посмотрим, что значит «молиться духом»? Давайте уберем в тексте 1 Кор 14:14 слова, выделенные курсивом, так как они отсутствуют в оригинале, Павел их не писал. Что мы получим? Буквально с оригинала переводится этот текст так: «Если буду молиться наречием (гл`осси), дух (пнэума) мой молится…».
Таким образом, видно, что молитвой духом является такая молитва, во время которой человек использует духовный дар иного языка. Следовательно, наш ответ и мнение харизматов по интересующему нас вопросу внешне совпадают.
Различие, однако, состоит в истолковании слова «духом». Что подразумевал Павел под молитвой духом? Молитву, в которой человек использует дар иного (иностранного) языка, который молящийся обрел сверхъестественным образом, не изучая его. Этот дар получили апостолы в день Пятидесятницы. Христиане-харизматы утверждают, что это первый тип иного языка, полученный сверхъестественным образом, который, как правило, непонятен даже самому молящемуся. Но так ли было у апостолов? Им Духом Святым было сразу загружено в память знание иностранного языка (каждому разный язык). Для чего? Для того, чтобы они могли свободно проповедовать на том языке, который получили, тем, которые пришли на праздник Пятидесятницы в Иерусалим. Это была иудейская диаспора, иудеи, рассеянные по странам, где был другой язык, который они знали уже лучше, чем свой родной. У апостолов не было времени учить годами иностранные языки, им был дан сразу дар говорения на иностранных языках, на одном из реально существующих на земле языков. Это не был непонятный язык. Непонятным он был для тех, кто этот язык не знал. Этот дар был дан человеку на всю жизнь. Но дан он был для пользы, а некоторые Коринфяне стали злоупотреблять этим даром и стали в церкви выставлять себя, выпячивая свой дар, они стали говорить на иностранном языке там, где иностранцев не было. Вот в этом была проблема коринфян.
Сегодня нет нужды давать дар знания иностранного языка сразу и сверхъестественным образом, мы имеем возможность учить иностранные языки естественным образом. Хотя в некоторых странах имеются случаи, когда миссионер получал дар говорения на диалекте того народа, которому он пришел с вестью спасения.
Нам следует рассмотреть и второй текст, который представляет из себя некоторую трудность в понимании и толковании.
«Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор 14:2).
В смысловом отношении трудным является выражение отрицательного местоимения «никто» из этого текста. Если никто не понимает, а значит, и находящиеся рядом люди, да и сам говорящий. И для чего тогда Богу такая молитва, если ее никто не понимает? А может все-таки «никто» не относится ни к говорящему, ни к Богу, а только к очевидцам молящегося на незнакомом языке? Может это все-таки не просто набор никому не понятных звуков, а иностранная речь, которую человек получил как дар Святого Духа? Зная иностранный язык, можно на нем не только проповедовать иностранцам, но и молиться Богу. Но как подтвердить эту версию? Ап. Павел, а верней Бог через апостола Павла позаботился об этой проблеме. В этой же 14 главе Павел дает ключевой текст для понимания этой проблемы. Цитирую:
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу (1 Кор 14:27-28).
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу (1 Кор 14:27-28).
Речь идет об одном и том же языке, на котором человек обращается к Богу (14:2). Я поставлю эти два текста рядом. Сравните их:
«Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор 14:2).
«Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1 Кор 14:27-28).
«Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1 Кор 14:27-28).
Обратите внимание на то, как эти стихи дополняют друг друга. В 1 Кор 14:2 сказано, что молитва на незнакомом языке обращена к Богу, однако в 1 Кор 14:28 дается очень важное дополнение: «говори себе и Богу». Это означает, что, молясь Богу на незнакомом языке, мы обращаемся не только к Богу, но говорим и себе. Итак, объединив эти мысли из упомянутых текстов, нам станет легче понять отрицательное местоимение «никто» из 1 Кор 14:2. Ведь говорить что-то себе можно лишь при условии понимания смысла сказанных слов. Не так ли? Что необходимо для личного назидания, а также для назидания церкви? Назидание, а соответственно и польза, которую получает отдельно взятый слушатель и церковь в целом, находится в прямой зависимости от понимания произносимых слов:
«Теперь, если я приду к вам, братья, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1 Кор 14: 6).
Поэтому апостол Павел напоминает: «Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Ибо он не понимает, что ты говоришь» (1 Кор 14:16-17). Человек, который говорит на ином языке, говорит не только Богу, но и «себе» (1 Кор. 14:28). Если человек не понимает сказанного им самим, то себе он ничего не говорит. Говорить себе означает понимать себя. Именно поэтому, «кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1 Кор. 14:4). Таким образом, у нас нет оснований утверждать, что для назидания церкви понимание речи обязательно, а вот для назидания себя в говорении Богу понимание речи не обязательно. Во всех случаях речь получившего дар иных языков в апостольские времена была понятной для того, кто знал этот язык и непонятной для тех, кто его не знал. И ни в коем случае это не был набор неопределенных слогов, своего рода бормотания, которые мы наблюдаем сегодня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, некоторые сравнивают время, в которое мы живем, с последними страницами земной истории. Если это так, то можно быть уверенными в том, что Бог будет использовать все возможные средства, чтобы передать жителям планеты Земля последнее послание любви. В Великом поручении, записанном в Мф 28:18-20, Бог призывает каждого из нас поделиться благой вестью о спасении с мужчинами и женщинами каждого народа, племени и языка. Иисус не стал бы так смело поручать нам это задание, если бы Бог не подготовил все, что нужно, каждому верующему для выполнения этого потрясающего поручения. В последние часы земной истории христиане должны знать, какими дарами обладают, подчинить их силе Святого Духа и привести дело Божье к завершению.
Пусть нашей задачей будет: использовать тот дар, который мы имеем, для славы Божией и для приобретения людей для Царствия Божия. А если понадобится, Бог наделит нас и сверхъестественным образом через Духа Святого необходимым даром.
Похожие новости
Святой Дух и дары Духа
Центр духовного просвещения, субботняя школа, урок №8, «Святой Дух и дары Духа» (25 февраля 2017)
22.02.17
Субботняя школа
Божественность Святого Духа - субботняя школа
Центр духовного просвещения, субботняя школа, урок №3, «Божественность Святого Духа» (21 января
20.01.17
Субботняя школа
Виталий Олийник. Служение Святого Духа
Цикл проповедей Виталия Олийника «Служение Святого Духа» (2006)
26.09.14
Аудиопроповеди