Регистрация

Притча «Десять дев»

Александр Серков 12-09-2019, 07:14 2 649 Притчи » Александр Серков
0


Что из себя представляет притча о десяти девах? На первый взгляд – да что здесь особенного?! Это же не какие-то там пророчества Даниила или Откровение с их загадочными зверями, цифрами. Здесь, казалось бы, все весьма прозрачно. Но не тут-то было! Оказывается, есть нюансы в комментариях разных толкователей на эту притчу, которые и между собой не согласуются и противоречат контексту самой притчи. Вся эта не состыковка побудила меня обратить особое внимание на эту притчу. Вы скажете: «Ну, вот нашелся еще один комментатор, а почему именно его толкование правильное»? Нет, нет, я не претендую на то, чтобы называть этот комментарий моим. Пусть это толкование будет народным. Я веду мысль по Библейскому пути, нанизываю логическую цепочку, а вы, народ, читающий, мыслящий и правильно анализирующий, приходите сами к выводу. Согласны? Тогда начали.

Начнем с самых первых слов этой притчи:

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху (Матф:25:1).


Дело в том, что самое первое слово «тогда» - это когда? В момент Второго Пришествия Христа? В общем-то это так, но основные события разворачиваются накануне Его Пришествия, а не в сам момент Пришествия; и главная идея опирается на то, что еще до Пришествия следует запастись «маслом». На древнегреческом это слово «тогда» звучит: «тОтэ». Каково его значение? Да, одно из значений этого слова: «в то время, тогда». А вот еще одно значение: «тогда, в таком (этом) случае». И в том и в другом варианте присутствует слово «тогда», но в одном из вариантов характерен оттенок того, что это произойдет в какое-то то (далекое) время. В другом - слово «тогда» имеет смысл «в таком случае». На каком значении остановились бы вы?

Давайте посмотрим контекст. А полный контекст – это 24 и 25 главы Матфея. В 24 главе начинается речь Христа, а в 25 она заканчивается. До 24 и после 25 глав – мысль совершенно иная. В 24 главе Христос отвечает на вопросы учеников. Зацепка этой мысли началась со слов:

1 Когда Иисус, выйдя из храма, стал уходить, ученики остановили Его, чтобы показать Ему храмовые строения.
2 Он же сказал им: «Вы видите все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено».
3 Когда Иисус сидел на Масличной горе, подошли к Нему ученики. Пользуясь моментом, что посторонних рядом нет, они спросили: «Скажи нам, когда это произойдет? И какое знамение предвозвестит пришествие Твое, и когда наступит окончание века?» (Матф. 24:1-3).


И дальше в 24 главе Он рисует картину событий, предшествующих Его возвращению. Хотя в этой главе и затрагивается элемент самого Пришествия, но основная мысль - приготовление к этому дню и коварные замыслы дьявола, которые будут проявляться в период между двумя Его Пришествиями и особенно накануне самого Второго Пришествия.

И вот в 25 главе Иисус начинает некое резюме словами: «Тогда, в таком (этом) случае». Нарисовав картину того, что произойдет перед Пришествием, Он дает рецепт, что же делать в таком случае, если будут такие страшные события, такие обольстительные искушения и обман сатаны? Здесь же присутствует и элемент предостережения. Этому Он посвятил две притчи, о которых мы читаем в 25 главе: «Притча о десяти девах» и «Притча о талантах». Хотя обе притчи подводят нас непосредственно ко Второму Пришествию Христа и к тому, что будет с неверными, но главная идея этих притч – направить внимание людей на то, что к этому событию надо быть всегда готовыми; некую неготовность Он представил в образе беспечных дев и нерадивого раба. Вы согласны с тем, что «тогда» - это «в таком случае», как отклик на события, описанные в 24 главе, а не конкретная какая-то историческая точка во времени. Ждали Второе Пришествие Христа еще первые апостолы. Или это не так? Ап. Павел писал: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс. 4:17). Это прекрасная мысль: Христа ждали от Его вознесения и до сегодняшнего дня, и готовность номер один должна была быть у ожидающих во все времена на высшем уровне.

Хорошо, а что же означает само Царство Небесное, о котором здесь говорится? Цитирую еще раз текст: «Тогда (в таком случае) царство Небесное будет подобно десяти девам». Давайте начнем с того, что из себя представляет «Царство небесное», а потом поговорим и о девах. Заметьте, что о Царстве Небесном говорится, что оно «подобно девам» и оно существует, в таком случае, уже и тогда, когда они вышли встречать жениха. Это Царство продолжалось и тогда, когда они спали. Давайте разберем этот нюанс:

Это выражение, «царство Небесное», употребленное Матфеем, встречается более 30 раз в Новом Завете, вместо более употребительного выражения «царство Божье», которое сам Матфей употребляет пять раз, и оно используется и другими авторами Нового Завета. Подмена слова «Божье» словом «Небесное» соответствует обычаю Иудеев дней Христа избегать произношения имени Божья. Подобным же образом они говорили «имя Неба» вместо «имя Божье», вместо «страх Божий» - «страх Небесный», «слава Небесная» вместо «слава Божья».

«Царство Небесное» или «царство Божье» было темой проповеди Иисуса. Он учил молиться: «Да наступит Царство Твое» (Матф.6:10). Многие из Своих притчей Он начинал словами «Царство Небесное подобно [или уподоблено]» (см. Матф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47). Его Евангелие было благой вестью о Царствии (гл. 4:23); и т. д. Его ученики были «детьми Царствия» (гл. 13:38). Отец благоволил дать им Царство (Лук. 12:32), которое они имели унаследовать (Матф. 25:34). В этой жизни христианин должен сделать это Царство главным предметом своей привязанности и великой целью жизни (гл. 6:33). Когда Он послал двенадцать, то повелел им «проповедовать Царствие Божье». Иоанн провозгласил приближение Царства Божья (Матф. 3:2). Иисус также объявил, что царство «близко при дверях» (гл. 4:17), и повелел Своим ученикам, посылая их на проповедь, нести эту же весть (гл. 10:7).

«Царство Небесное» было создано при первом пришествии Христа, ратифицировано оно было на Голгофе. Иисус Сам был Царем, и верующие в Него становились его гражданами. Территорией царства были сердца и жизни граждан. Очевидно, что весть, приносимая Иисусом, относилась к царству благодати. Но как Сам Иисус пояснил, царство благодати является приготовлением для царства славы. Относительно последнего ученики вопрошали в день вознесения: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6-7). Царство благодати было близко во дни Христа (Матф. 3:2; 4:17; 10:7), царство же славы относилось к будущему (гл. 24:33). Только тогда, когда придет Сын человеческий «во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним», то «сядет на престоле славы Своей» (гл. 25:31).

Царство благодати и царство славы тесно связаны, это как бы две фазы одного и того же. Мы сейчас живем в царстве благодати и имеем вид на жительство в царстве славы, когда же царство славы настанет, мы станем его гражданами.

Вот теперь самый щепетильный, на мой взгляд, вопрос: «Кто же эти девы»? Сколько разных взглядов на то, кем они являются. Одни говорят, что это АСД. Другие – что это те пионеры адвентизма, которые ожидали Христа в 1844 году, третьи – что это 144000. Я тогда ставлю вопрос: «А кто же является Его невестой»? Снова каждый скажет, что это мы. Ну, тогда получается, что мы – это и невеста Христа, и пять разумных дев, и всё мы и мы. Кто-то говорит, что это те, кто крещен Духом Святым и говорит на иных языках. Иоанн Златоуст в девственницах видит буквальных девственниц и девственников, и светильники – это дар девства. Но вот одни, оставаясь девственниками, имели еще добрые дела, а другие добрых дел не имели. И под сном он видит смерть, а под пробуждением – воскресение мертвых http://bible.optina.ru/new:mf:25:01

Иларий Пиктавийский пишет:
«Ибо в пяти мудрых и пяти неразумных девах утверждается полное разделение между верующими и неверными»
http://bible.optina.ru/new:mf:25:01

Я мог бы привести еще немало примеров, как древние христианские мыслители трактовали эту притчу на основании своего богословского мировоззрения. Я не буду их все перечислять. Но на самом-то деле, о чем здесь притча? Я предлагаю не выпячивать здесь кого-то и не тыкать пальцем тоже на кого-то, а просто сказать, что девы из притчи олицетворяют всех христиан, которые ожидали и ожидают Пришествие Христа. Если народ согласен, то да будет так.

Не менее щепетильным оказался вопрос и о масле в светильниках, да и о значении самого светильника. Что нам далеко ходить к Златоусту, к Лопухину, у нас достаточно своих богословов высшей богословской категории, от комментариев которых, ну, как бы мягко выразиться, стыдновато.

Давайте прежде всего посмотрим на принцип толкования притч. Притча чем-то схожа с басней, но в чем-то они совершенно разные. Их разность заключается в том, что в басне роль играют животные и птицы, но олицетворяют они людей; и еще в каждой басне есть в конце резюмирующая мораль. А в притче берется реальная или вымышленная история, и здесь, в отличие от басни, морали нет, она не выявлена, ее надо найти самому, хотя некоторые притчи Христос «разжевал» во всех деталях, но многое еще оставалось до конца непонятным. И еще один принцип толкования притчи: не стремитесь всем деталям притчи дать определенное значение, в каждой притче заложена какая-то концепция, и ее надо уловить и перевести ее в реальную жизнь, и вот тогда вырисуется: «Мораль сей притчи такова…».

Еще одна особенность не только притч, но и любого Библейского иносказания: не следует искать одного шаблонного значения на все случаи. Например, в одном случае Христос представлен образно, как «Агнец» - (Ягненок, Барашек), в другом случае – Он же представлен в образе Льва. Светильники в одном случае могут иметь одно значение, а в другом – другое. А как в отношении масла, в данном случае, того масла, которое девы заливали в свои светильники? Если взять симфонию и выбрать все слова о масле, то мы, естественно столкнемся с Духом Святым. Ну, в общих чертах, это так, но вот формулировку здесь надо подбирать правильно и не торопиться высмеивать тех, кто берет аналогию масла с Духом Святым. Чтобы у нас в голове не заклинило от этой формулировки, я предлагаю ни в коем случае не смешивать символ с его значением. В примере с маслом: не масло – это Дух Святой; и не Дух Святой – это масло, а правильной формулировкой будет словосочетание: масло является символом Духа Святого. Один видный богослов, ну, очень уж эмоционально раскритиковал этот образ, он заявил примерно так: «Мы что, Дух Святой литрами будем измерять»? А другой богослов смачно растолковывал, что Дух Святой – это не что, а Кто; и как можно не чего, а Кого иметь больше или меньше? Я считаю, что это наивысший богословский примитивизм. Это самое элементарное неумение лавировать в лабиринте богословского символизма.

Я приведу самый простой пример словосочетания из обычной нашей жизни. Без зазрения совести мы говорим: «Солнце село», «солнце встало», «солнце закатилось». Это правильно или нет? Народ, ваше мнение. С астрономической точки зрения это полный абсурд, и здесь можно до конца отпустить вожди критики и очень смачно, и эмоционально пустить по ветру критики эти выражения. Ну, разве это не так? Неужели солнце встает? Разве оно садится? Куда на стул, поправив свое платье? Или оно катится, катится, словно мяч на футбольном поле, и вдруг оно закатилось в чьи-то ворота, и у нас наступила ночь. Абсурд, но это с астрономической точки зрения. А вот с точки нормы литературного языка — это совершенно правильные обороты речи, мы к ним привыкли и применяем их в повседневной речи. И дело даже не в том, что раньше считали, что солнце вращается вокруг земли, оно все равно не садилось, не вставало, не заходило, не закатывалось. Ну, давайте призывать народ говорить каждый вечер и каждое утро примерно так: «Земля настолько провернулась на своей оси, что уже не стало видно солнца», или наоборот: «Посмотри, как земля уже достаточно много провернулась на своей оси, что уже видно солнце». А вы попробуйте так заявить, да еще в интернете на весь мир, и что о вас скажут? Да то же самое, что и о тех, кто со своей докторо-богословской высоты на весь мир заявили: «Неужели Дух Святой мы литрами будем измерять»? Или «Дух Святой, Который является не чем, а Кем, как мы можем разложить по частям, и как кто-то имеет Его больше, а кто-то – меньше»? А вы знаете, народ аплодирует в комментариях таким толкованиям и их толкователям. Мне жаль и подобного богослова, и уши слушателей. Да, солнце село, солнце встало, да, Дух Святой изливается, и в малой, и в большей мере. Или я что-то не так сказал? Нет, нет, это не я, так говорит Священное Писание. Приведу некоторые примеры:

«И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28).


«И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог» (Иез. 39:29).


Эти выражения образные и соизвольте и понимать их также образно. А чтобы понимать язык образов и уметь эти образы в голове трансформировать в реальность, надо что? А я процитирую текст Писания:

18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр 3:18).

Кстати, это тоже символ и не только. Подобно тому, как Закон Божий Христос разложил на две основные части: любовь к Богу и любовь к ближнему (Лук. 10:27). Так и Иоанн в вести к Лаодикийской церкви дал ответ в трех компонентах на вопрос, что такое «получить Духа Святого в полной мере». Нужно купить золото, и притом, не тогда, когда жених уже придет, тогда уже поздно будет его покупать. Необходимо одеться в белую одежду, чтобы тебя не выгнали с брачного пира (Матф.22:12); а чтобы понимать небесное, которое дано нам также в символах, что надо? Народ, я вас не слышу. Да, правильно, нужно глазной мазью помазать глаза. И тогда мы притчу, в данном случае, о десяти девах, не будем раскладывать на детали: что означает девственность дев, а почему жених пошел в дом невесты, а кто такая невеста, а почему жених задержался в доме невесты, а кого означает свита, которая его сопровождала? Мы уловим в притче основную концепцию: НАДО ВСЕГДА БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ПРИШЕСТВИЮ ХРИСТА. Аминь? Народ, не слышу ваши голоса. Вы согласны? Тогда воистину Аминь.

telegram

Похожие новости

Александр Серков - Толкование 17 главы Откровение

Предлагаю книгу: "ТОЛКОВАНИЕ 17 ГЛАВЫ ОТКРОВЕНИЕ" Автор Александр Серков

21.03.16 Книги » Александр Серков
Библейские притчи (2009) DVDRip

Четыре библейские притчи изложены в анимационном фильме

24.01.11 Мультфильмы » Притчи
Христианские притчи

Аудиокнига «Христианские притчи» состоит из двух частей. В первую часть вошли библейские истории,

27.07.18 Аудиокниги » Притчи

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть