Регистрация

Урок №3 - II квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 12-04-2022, 10:13 4 716 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Мир вам, братья и сестры. Я приветствую вас на третьем уроке субботней школы в этом втором квартале. Данный урок базируется в основном на четвертой главе книги Бытие. Скажу вам сразу: тема этого урока тоже не из утешительных. Первые люди на земле начинают скатываться всё ниже и ниже. Если на прошлом уроке мы говорили о грехопадении первой пары людей, то сегодня рассмотрим грех первенца Адама и Евы – Каина и деградацию его потомков, особое проявление которой мы проследим в грехе Ламеха, праправнука Каина. Однако во всем этом мы постараемся увидеть наряду со справедливостью Божьей и Его милость. Давайте начнем с Каина и Авеля.

I Каин и Авель


В четвертой главе книги Бытие открывается новая страничка истории. Возвращаясь к Быт. 3:15, мы читали о мессианском пророчестве, точнее – там говорится рождении Семени. Естественно, ничего не было сказано о времени рождения этого обетованного Семени.

Когда Ева родила первенца, они вместе с Адамом радовались; в их сознании всколыхнулась надежда, они вспомнили то обнадеживающее обетование и им казалось, что в рожденном первом сыне исполнилось обетование об Избавителе. Но не тут-то было! Давайте прочитаем текст Писания:

1 И познал Адам Еву, жену свою, и она, забеременев, родила Каина. Родив его, она сказала: «Приобрела я человека от Господа».
2 И еще родила брата его, Авеля (Быт.4:1-2 ПС).


Исходя из этой информации, мы видим, что Каин был старшим, а Авель – младшим. Больше мы ничего не знаем, когда в самом деле родились остальные дети Адама. Мы читаем лишь: «И родились у него еще другие сыновья и дочери» (Быт.5:4). В начале четвертой главы автор описывает только двух сыновей, чтобы заострить внимание на том, что произошло. Не известно, между Каином и Авелем были ли рождены еще дети или нет, во всяком случае минимум одна сестра была у них, так как она стала женой Каина. Когда в описаниях Моисея Авеля не стало, он вводит еще одного персонажа – Сифа, потому что именно он принял статус первенца вместо Каина.

Что означают имена первых двух сыновей Адама и какой вывод мы можем сделать из этого? Каин означает «приобретение», так как Ева, когда носила его, сказала с радостью, благодарением и великими надеждами: «…приобрела я человека от Господа». Обратите внимание: дети – это дар Божий, и мы должны признавать Его главенство, строя свои семьи. Если мы видим, что они приходят к нам из рук Бога, то это удваивает и освящает наши утешения в них, так как Он не оставит дела и плоды рук Своих. Хотя Ева носила своего сына со скорбями, и родила, как было предсказано, «в муках», которые были последствием греха, но она в своих страданиях не потеряла ощущения милости. Даже омраченные утешения – это то, чего мы не заслуживаем, и поэтому наши жалобы не должны заглушать нашу благодарность.

Авель означает «пар» или то, что, «как пришло, так и ушло», какая-то «неуловимая пустота» или «мимолётное дуновение». Ева, думая, что в Каине она получила обещанное семя, была настолько поглощена этим приобретением, что второй сын ушел на второй план, ведь есть же уже сын, обещанный Богом. Этот вывод напрашивается именно из того имени, которое было ему дано.

Здесь сразу же можно сделать еще один вывод. Можно предположить, что первенцу было проявлено больше внимания, что сказалось в итоге на его эгоистичном характере. Авель, возможно, обделенный той ласки и надлежащей заботы со стороны родителей, возложил свое основное упование на Господа и отдался Ему всецело. И результат – очевиден.

Мы порой удивляемся: как могло такое случиться, ведь одни родители, а два сына совершенно разные по характеру. Мы не имеем информации о процессе воспитания этих двух сыновей Адама, но на примере сегодняшних любимчиков в семье, мы, анализируя результат такого воспитания, видим искалеченные судьбы этих любимчиков, которым позволяется всё и поощряются все их прихотливые запросы. Они вырастают строптивыми эгоистами и нередко становятся самыми отъявленными преступниками. Что-то подобное произошло и с Каином.

II Жертвоприношения


Прочитаем текст Писания:

2 И был Авель пастухом овец, а Каин был земледельцем.
3 Прошло какое-то время; и вот, принес Каин от плодов земли жертву Господу.
4 И Авель также принес, но только от первородных овец своих, и от жира их. И с благосклонностью Господь смотрел на Авеля и на дар его;
5 А на Каина и на жертву его не обратил внимания (Быт.4:2-5 ПС).


Прочитав этот текст, прежде всего мы узнаем о профессиональной деятельности двух братьев. В то время, как Каин занимался земледелием, требующим тяжелого физического труда, Авель занимался скотоводством; эта деятельность подразумевала чуткость и сострадательность к животным.

И вот, когда подошло время жертвоприношений, они оба принесли свои жертвы. На первый взгляд кажется, что, кто что имел, тот то и принес. Но случайно ли это произошло именно так? Почему Бог принял жертву Авеля? Почему Он остался доволен тем, что он совершил, в то время, как жертву Каина Бог проигнорировал? О чем это говорит? Библия скудна на информацию, но мы имеем право делать выводы из того сообщения, какое имеем. Есть такой принцип: «Где нет закона, там нет и преступления». Исходя из того факта, что Бог принял жертву Авеля, да и вообще из того, что они принесли свои жертвы, нетрудно догадаться, что повеление о жертвоприношениях они имели, и что жертва должна была быть кровной – они тоже знали.

Оправдание, что, якобы, кто чем располагал, тот тем и воспользовался – отпадает. Мы не можем себе представить, чтобы каждый пользовался продукцией исключительно своего производства. Если сегодня весь мир повязан между собой и происходит взаимовыгодный бартер, я не думаю, что в те времена Авель пользовался только продукцией от своего скотоводства, а Каин – от своего сельскохозяйственного производства. Бартер вполне приемлем был и в их времена. Так что, если бы Каину нужна была овечка для жертвоприношения, он бы ее имел.

Но вопрос стоял здесь гораздо острей. Система жертвоприношений была учреждена Богом, когда человек был изгнан из сада. Здесь не говорится, что Авель и Каин построили жертвенник для своих жертвоприношений, но очевидно, что они должны были это сделать. В следующий раз, когда в Библии говорится о принесении жертвы, упоминается жертвенник. Мы читаем:

20 И построил Ной жертвенник Господу и принес на нем жертву всесожжения от всех видов чистых животных и чистых птиц (Быт.8:20).


Вывод напрашивается однозначный, что Каин знал, что поступает неправильно, принося Богу тот дар, который он предложил. Он был научен, что кровь обещанного Мессии искупит его грехи. Следуя установленному Богом правилу, он проявил бы свою преданность Богу и выразил бы веру в план искупления. Нет, атеистов тогда еще не было. В существовании Бога никто не сомневался, тем более Господь лично являлся людям, но, начиная с Евы, люди стали проявлять недоверие Богу. Ева поверила больше змею и его информации, чем словам Бога. В этом была ее основная проблема. У Каина была своя проблема, но она тоже связана с недоверием Богу.

Что сделало жертву Каина неприемлемой для Бога? Он отчасти, хоть и неохотно, признал притязания Бога на него. Но тайный дух негодования и бунта побуждал его отвечать требованиям Бога по собственному выбору, а не следовать точно установленному Богом плану. Внешне он подчинился, но манера его подчинения выдавала вызывающий дух. Каин намеревался оправдать себя своими делами, заслужить спасение своими заслугами. Отказываясь признать себя грешником, нуждающимся в Спасителе, он принес дар, который не выражал никакого раскаяния в грехе, — бескровную жертву. А ведь «без пролития крови нет прощения», потому что «кровь очищает душу» (Евр. 9:22; Лев. 17:11).

Каин признал власть Бога давать или удерживать земные благословения. Чувствуя, что жить в хороших отношениях с Божеством выгодно, Каин счел целесообразным умилостивить Бога и отвратить Его Божественный гнев даром, хотя он, возможно, был предложен неохотно. Каин не понимал, что частичное формальное соблюдение четких требований Бога не может заслужить Его благосклонность как замену истинного послушания и сокрушения сердца. Сегодня также будет хорошо, если мы будем исследовать свои сердца, чтобы нам, как и Каину, не приносить бесполезные и неприемлемые дары.

В жертве Каина мы видим первые зачатки языческих жертвоприношений, когда жертвы приносились языческим богам не как раскаяние во грехах, а как умилостивление богов, чтобы расположить их благоволение к себе. Жертва же Авеля была проявлением веры в искупительную кровь Агнца Божьего.

Заметьте еще на примере двух братьев два диаметрально разных взгляда на поклонение. В то время, как Каин думает о своем приношении как о своем даре Богу, Авель расценивает свою жертву как напоминание о Божьем даре, принесенном ему, Авелю. В то время, как Каин рассматривает свою религию как восходящее движение к Богу, Авель воспринимает ее как нисходящее движение от Бога.

Обратите внимание еще на один контраст между человеческой одеждой из фиговых листьев от растения, и Божественной одеждой из кож животных. Одна подразумевает самооправдание, покрытие своей наготы листьями из растений, другая подразумевает пролитие крови. Так и жертвы двух братьев олицетворяют, с одной стороны, оправдание своими собственными делами и с другой стороны – оправдание благодаря пролитой крови Агнца Божьего.

III Преступление


Прочитаем текст Писания:

5 А на Каина и на жертву его не обратил внимания. И очень досадно стало Каину, и поникло лицо его.
6 И сказал Господь Бог Каину: «Отчего ты так сильно раздосадован? И что это у тебя такой поникший взор?
7 Если бы ты планировал совершить нечто доброе, то разве не поднимал бы лица своего? Но твой поникший взгляд свидетельствует о том, что грех, словно зверь, притаился у дверей; если ты не будешь над ним господствовать, он возобладает тобой».
8 И сказал Каин Авелю, брату своему: «Пойдем, взглянешь на мои поля». И когда они были в поле, Каин набросился на Авеля и убил его (Быт.4:5-8 ПС).


Реакция на то, что Бог не обратил внимание на жертву Каина, была с его стороны двоякой. Мы читали: «Ему стало очень досадно, и поникло лицо его» (4:5).

Каин заметил отсутствие каких-либо видимых признаков Божьего благоволения и принятия его жертвы. Результатом был глубоко жгучий гнев. Он испытывал зависть к брату и чувствовал глубокую обиду на Бога. По-видимому, не было ни скорби о грехе, ни духа самоанализа, ни молитвы о прощении. Поведение Каина – типичный пример упрямого и нераскаявшегося грешника, чье сердце не тает от исправления и обличения, а становится еще более жестким и мятежным. Каин не пытался скрыть чувства разочарования, неудовлетворенности и гнева. Его лицо выражало негодование.

Гнев и неприязнь – это лишь зачатки крупного преступления. Бог все это предвидел и желал предотвратить его от совершения того поступка, который он впоследствии совершит. Хотя Каин был уже в стадии греха, и грех этот выражался прежде всего в возмущении против Бога, он пытался навязать Господу свою модель поклонения и что? Неужели он мечтал, что Бог пойдет у него на поводу и одобрит его модель поклонения? Отнюдь, нет. Каин так ничего и не понял, и продолжал идти своим путем. Против самого Бога пойти он не мог, он это понимал; и весь свой гнев он перенаправил на брата.

В шестом стихе мы читали два вопроса, поставленные Богом Каину: «Отчего ты так сильно раздосадован? И что это у тебя такой поникший взор?» Обратите внимание: Господь не ставит Каину его грех в укор. Как и в случае с Адамом, Он задает вопросы. Но Он задает их не потому, что не знает на них ответа, не знает его мысли и намерения. Нет, Бог все знает, и замыслы Каина были Ему известны. Желанием Бога было побудить Каина исследовать свое сердце и понять причину собственного состояния.

Это были риторические вопросы, Богу не нужен был его ответ, Ему нужны были положительные действия. Бог Сам раскрывает ему его состояние. Он раскрывает перед ним логический вывод. Он сказал Каину: «Если бы ты планировал что-то доброе, то твое лицо не было бы опущенным вниз». Адам, к примеру, услышав голос Бога в саду, поспешил от Него спрятаться. Почему? Он чувствовал себя виновным. А перед Каином, возможно, Бог предстал внезапно, и он не успел спрятаться, но и открыто смотреть в глаза Бога тоже не мог, он притупил свой взгляд и направил его вниз на землю. И это свидетельствовало о том, что планировал Каин не нечто доброе, а совсем наоборот. Бог не дожидался от него ответа, Он сразу же стал его предостерегать. Мы читали: «Грех, словно зверь, притаился у дверей; если ты не будешь над ним господствовать, он возобладает тобой». Эта фраза вероятно вошла в поговорку, и Петр применил ее в своих наставлениях христианам. Он пишет:

8 Будьте наготове, не теряйте бдительности, потому что враг ваш дьявол подкрадывается незаметно к стаду, как голодный лев; и когда услышите его рычание, может быть уже поздно, он может вас тогда поглотить (1Петр.5:8 ПС).


Порыв чувств ко греху в какой-то момент еще можно обуздать, не своими, конечно, силами. А Бог пока его и не оставил, все можно было решать с Богом и победить грех также с Ним. Но Каин очень крепко уцепился за намеченную цель, все спланировал и убил своего брата. Он хитрым, лукавым, обманчивым способом заманил его на свои поля подольше от свидетелей. Возможно, предложил показать ему, какие у него успехи с выращиванием овощей; возможно, обещал заключить бартерную сделку по обмену товарами, которые предварительно предложил ему осмотреть. Мы не знаем всех деталей, но факт остается фактом – Авель был убит своим родным братом. Каким образом Каин убил Авеля, мы не знаем, ну, не из автомата же расстрелял его, да, это и не важно.

Исследуя грех Каина – первого человекоубийцы – мы приходим к одной причинно-следственной закономерности. Ее очень удачно озвучил апостол Иаков. Мы читаем:

13 В искушении пусть никто не говорит, что это Бог искушает его. Точно так же, как Бога невозможно искусить ко злу, так и Он Сам никого не искушает.
14 Каждого человека искушают разыгравшиеся в нем похотливые страсти, которые засасывают его как в трясину и держат в своем плену;
15 Затем похоть, зачав от страсти, рождает грех, а совершенный грех, созрев и возмужав, непременно породит смерть (Иак.1:13-15 ПС).


Идея о том, что боги ответственны за искушения человека и последующие грехи, была особенно распространена среди греков времен Иакова и, по-видимому, в какой-то степени проникла и в мышление христиан. Именно такое обвинение выдвинули наши прародители против Бога после своего греха. Адам обвинил Бога в том, что Он создал Еву и дал ее ему в жены, а Ева, в свою очередь, обвинила Бога в том, что Он поместил змея в Едемский сад. Предостережение Иакова является своевременным в каждом веке, чтобы человек косвенно и, возможно, невольно не обвинил своего Создателя в том, что Он вызвал соблазны греха, с которыми он сталкивается ежедневно.

Иаков показывает, что немыслимо, чтобы Бог искушал людей ко греху. Он не может быть искушаем желанием искушать людей делать зло. Хотя Бог дарует каждому человеку право свободного выбора, Он не должен быть обвинен в тех злых делах, которые эта свобода делает возможными для человека. Иаков категорически освобождает Бога от того, чтобы быть Ему источником соблазнов любого человека ко греху.

Источником всех искушений является собственная тяга человека к тому, что является злом. У каждого человека есть свои особые пристрастия, которые проистекают из его собственного темперамента и опыта. Однако тот факт, что внутри нас есть эта злая похоть, не отрицает существования и деятельности внешнего искусителя, который стремится воспользоваться нашими слабыми наклонностями. Сатана и его злые воинства являются настоящими агентами. Хотя они могут искушать человека ко греху, их искушения не имели бы силы, если бы в человеке не было желания ответить на это побуждение. Никто не может быть принужден к преступлению. Сначала должно быть получено его собственное согласие; душа должна обдумать греховный поступок, прежде чем страсть сможет одержать верх над разумом или беззаконие восторжествует над совестью. Природа искушения, определенная таким образом, устраняет всякую мысль о том, что Бог предопределяет искушения человека или что сатана на самом деле несет ответственность за моральные ошибки человека. Человек впадает в искушение из-за желания удовлетворить особую жажду, которая противоречит воле Бога.

Как рыба соблазняется на гибель приманкой, которая на крючке, так и люди соблазняются впасть в грех приманкой лживости и лести греха. Сила и могущество греха не могли бы одержать верх, если бы не хитрость и коварство греха. Этот факт становится очевидным при рассмотрении печальной истории грешных мужчин и женщин, начиная с Евы и Адама, это продолжилось и с Каином и продолжается вплоть до нашего времени.

Греховная похоть находит грех привлекательным, и, если заигрывать с грехом, если его подпитывать и лелеять, необузданные желания в конечном итоге порождают греховные поступки. Грех разрушает дружбу между людьми, превращая ее во вражду, и все это приводит к смерти. В расчет даже если не брать убийство друг друга, как случилось с Каином по отношению к его брату, но срабатывает принцип, записанный Павлом в послании римлянам 6:23: «Возмездие за грех – смерть». Речь здесь идет в основном не о временной смерти, а о вечной. Каин стал на путь смерти, который ожидает всех грешников.

IV Наказание Каина


Вопрос Бога Каину перекликается с вопросом, который Он поставил Адаму в Едеме. Если Адаму Господь сказал: «Где ты?» То Каин услышал: «Где Авель, брат твой?» По всей видимости, убив Авеля, Каин скрыл его от глаз людей (возможно закопал); и как ни в чем не бывало, продолжал свою деятельность по выращиванию овощей, считая, что никто не догадается, что именно он виновен в исчезновении его брата.

Но от Бога скрыть ничего невозможно. Господь дал Каину, как в свое время его родителям, шанс добровольного покаяния в соделанном. Но не тут-то было. Если Адам и Ева оправдывались, сваливали вину своего греха друг на друга, и даже на самого Создателя, то Каин пошел еще дальше: он нагло стал лгать Богу, выставляя Его, как мальчишку, ничего не понимающим, ничего не знающим. Это вызов Богу Всесильному, Всеведущему: «Разве я сторож брату моему?» Непослушание привело к убийству; к убийству он теперь добавил ложь и неповиновение, слепо думая скрыть свое преступление от Бога.

Бог задает Каину риторический вопрос: «Что ты сделал?» В этом вопросе нет оттенка распознания что же он именно сделал? Здесь мысль такая: «Что же ты натворил?» Бог не ждет от Каина ответа, Он раскрывает перед ним все, что произошло, давая понять, что Ему все известно. Бог заявляет: «Голос крови Авеля вопиет ко Мне от земли». Этот оборот речи не следует понимать буквально, он означает, что Бог знает об убийстве и реагирует на него. Дрожащий убийца предстал перед фактом того, что Бог Всевидящий и Всезнающий все знает.

Прочитаем текст дальше:

11 Теперь проклят ты от земли, которая пропитана кровью брата твоего, пролитой от руки твоей;
12 Впредь, когда ты будешь возделывать землю, она не будет давать тебе обильный урожай; и ты будешь скитаться по земле, как бездомный беженец».
13 И сказал Каин Господу: «Наказание, вынесенное мне, слишком тяжелое, перенести его сверх моих сил;
14 Вот, теперь Ты прогоняешь меня с этой земли, и я лишусь Твоего присутствия и Твоей защиты; и буду я шатающимся скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мной, убьет меня».
15 И сказал ему Господь: «Нет, так не будет. Всякий, кто убьет Каина, получит семикратное возмездие». И дал Господь знамение Каину, чтобы все знали, что он находится под защитой Господа, и не посмели убить его.
16 И ушел Каин на восток от Едема, прочь от Господа, и поселился в земле Нод.


Божественное проклятие обрушилось уже раньше и на змея, и на землю; теперь оно впервые обрушивается на человека. И изгнал Бог Каина в менее плодородный регион земли; и в результате он приговорен стать скитальцем вдали от Бога. Услышав Божий приговор, Каин признает значение Божьего присутствия, потому что без него опасается за свою жизнь. Но, даже после хладнокровного убийства и строптивости убийцы Господь по-прежнему проявляет к нему милость. Даже несмотря на то, что пошел Каин от лица Господа, Он все же предоставил ему определенную защиту. Библия не сообщает, что это было за знамение, но что бы это ни было, оно появилось лишь по Божьей милости к нему.

Каин отчаялся в собственной жизни, опасаясь, что проклятие Божье означает лишение Божественной сдержанности тех, кто может попытаться отомстить за кровь Авеля. Нечистая совесть предупреждала его, что он заслуживает смерти и что отныне его собственная жизнь в опасности. Но смертная казнь, которую он заслужил, была заменена пожизненным изгнанием. Вместо того, чтобы быть заключенным в тюрьму, он должен был быть отрезан от всякого счастливого, нормального общения со своими собратьями и, по его собственному выбору, от Бога. Тот, кто отнял жизнь у брата, видел в ближних своих будущих потенциальных палачей.

V Два потомка Адама и оба седьмые


Прочитайте текст Писания: Бытие 4:17-24. Это вкратце описанная история допотопного человечества. Что здесь особо примечательно? Начнем с упоминания о жене Каина. Я думаю, что здесь нет никаких проблем. В 5:4 говорится, что у Адама были еще дети – дочки и сыновья. Естественно, первоначально сыновья Адама брали себе в жены своих сестер, другого варианта не было.

В допотопной истории мы имеем два примечательных примера. Один отрицательный – в поколении Каина; и другой положительный – в поколении Сифа. Начнем с Ламеха из поколения Каина. Ламех был седьмым от Адама в поколении Каина. Чем он отличился? Мы читаем:

19 И взял себе Ламех двух жен: одну звали Ада, а другую – Цилла.
23 И сказал Ламех женам своим: «Ада и Цилла! Послушайте меня, что я скажу вам, жены мои; будьте внимательны к словам моим: я убил человека за то, что он ранил меня, и убью даже юношу, если он нанесет мне хотя бы синяк;
24 Если за Каина последует семикратное отмщение, то за Ламеха – в семьдесят раз большее» (Быт.4:19,23-24 ПС).


Во-первых, Ламех был первым, кто извратил брак, установленный Богом. Полигамия была новым злом, которое сохранялось на протяжении долгих веков. Второе зло более изощренное. В отличие от Каина, Ламех продвинулся в идее убийства на шаг вперед. Ламех представил свое убийство как положительный и при том весьма важный поступок, он буквально хвастался этим. В то время, как Каин предпочел молчание, стараясь скрыть свое преступление, Ламех, напротив, написал песню. Каин просил у Бога милости, а Ламех игнорирует Бога, побуждая своих жен к восхвалению его доблести и мастерства в убийстве как подвига, достойного одобрения. Фактически Ламех движется в сторону, противоположную прощению. Он говорит даже о мести, имея дополнительные преступления в будущем, если кто-то вздумает его чем-то оскорбить. Таков был Ламех, седьмой от Адама в поколении Каина.

Вскоре после смерти Авеля родился третий сын, которому мать дала имя Сиф. Ева, видя, что ее благочестивый сын мертв, и понимая, что Божьи слова об обетованном семени не могут найти своего исполнения в проклятом Каине, выразила свою веру в то, что обещанный Избавитель придет через Сифа. Вера ее была вознаграждена, потому что потомки Сифа повиновались Господу. И вот мы читаем удивительные и утешительные слова:

25 В очередной раз познал Адам жену свою; она забеременела и родила сына, которому дала имя Сиф, сказав при этом: «Бог восстановил мне другое семя вместо Авеля, которого убил Каин».
26 У Сифа также родился сын, и он дал ему имя: Енос; тогда начали совершать общественные богослужения (Быт.4:25-26 ПС).


Но и это еще не всё. Вот что мы читаем о седьмом от Адама по линии Сифа:

24 Енох был угоден Богу, и Бог переместил его; и никто не мог больше обнаружить его на земле (Быт.5:24 ПС).


Я думаю, здесь излишни какие-либо комментарии. Какой контраст между седьмым от Адама по линии Каина и седьмым от Адама по линии Сифа. Жизнь Еноха – утешительная надежда. Она показывает, что и среди развращенного мира можно жить в тесном союзе с Богом; и утешительна она тем, что и мы, ходя с Богом и совершая угодные Ему дела, будем приняты Богом в обители, приготовленные всем искупленным Христом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


А теперь мое пожелание вам, мои дорогие читатели и слушатели, да и мне самому вместе с вами: давайте больше размышлять об Енохе. Как приятно читать слова о его характеристике: «Енох был угоден Богу».

telegram

Похожие новости

Александр Серков. Урок 10. Служа народам

Приветствую вас на уроке субботней школы «Служа народам»

09.03.14 Субботняя школа » Александр Серков
Поклонение после изгнания из Едема. Тема недели «Поклонение в Книге Бытие: две группы поклоняющихся»

Каин и Авель представляют собой две образовавшиеся после грехопадения группы верующих. Обе строили

27.06.11 Субботняя школа
Тема недели «Поклонение в Книге Бытие: две группы поклоняющихся...»

Противостояние двух групп поклоняющихся можно найти во всей Библии, начиная с ее первой книги –

25.06.11 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть