Регистрация

Урок №3 - IV квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 4-10-2022, 08:48 1 799 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Приветствую вас, мои дорогие сестры и братья, на очередном уроке субботней школы. Поговорим в рамках этого урока о природе человека. Вот самые первые слова, связанные с человеком, и это будет нашим основным текстом к этому уроку. Я читаю его:

7 И сформировал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и ожил человек и стал живым существом (Быт.2:7 ПС).

На прошлом уроке мы говорили, что противостояние между Божьим Словом: «Смертью умрешь» и ложным обещанием сатаны через змея: «Нет, не умрете!» не ограничилось Едемским садом. Оно продолжается на протяжении всей истории, и в наши дни многие христиане верят его словам. Хотя, учитывая очевидную всем смерть, дьявол продолжает обманывать людей, заявляя: «Да, это же умирает только физическое тело, но душа и дух бессмертны, они не умирают. Отсюда и учение о том, что душа горит и мучится вечно в аду. Ложность этого богословского заблуждения мы начнем разоблачать уже с этого урока.

Сейчас мы рассмотрим, что говорит Священное Писание, в частности Ветхий Завет, о человеческой природе и состоянии людей после смерти.

I Живое существо


Возьмем в этой части в основу наш памятный стих, в котором говорится о том, как Бог создал человека, и выведем из этой констатации некую формулу, используя метод обратного явления; ведь сказано же: «Из праха ты взят и в прах возвратишься» (Еккл.3:20). Чтобы знать, куда и как человек возвращается, давайте проанализируем процесс его сотворения. Нам, если так можно выразиться, читая этот текст, позволено заглянуть в мастерскую Бога и наблюдать, как Он совершает таинственный акт творения. Со стороны Бога происходит всего два действия, описанные двумя глаголами: «сформировал» и «вдунул». Это два активных действия. Со стороны человека произошло два пассивных действия: «ожил» и «стал». Давайте посмотрим, что они означают.

Под глаголом «сформировал» что произошло на самом деле? В синодальном переводе стоит слово «создал». Создать – это слишком обширное и общее слово, Бог в данном случае не просто создавал, как это происходило с животными и другими тварями, Он отнесся к творению человека как-то более непосредственно. В еврейском тексте стоит слово: יצר ятцер. Вот его значение 1. формировать, ваять;
2. создавать, образовывать.

А вот в греческом переводе в основу взят глагол: πλάσσω плассо, означающее «лепить», «формировать», «ваять»: в тексте стоит глагол в прошедшем времени: ἔπλασεν епласен– «сформировал», «вылепил».

Видите, если о сотворении остальных живых существ автор употребил древнееврейское слово: בּרא «бара» – творить, создавать, то человека Он сформировал. Конечно, можно перевести, что Господь «вылепил» человека, «изваял» его, словно какую-то скульптуру, что менее вероятно. Быстрей всего Бог взял все элементы в земле, из которых состоит человек, и сформировал человека таким, какой он становится сразу после смерти: у него сформированное тела вместе его основой: со скелетом, с кровью, со всеми внутренностями, с нервной системой, только все в неподвижном состоянии. То, что человек состоит из материалов, полученных из земли, химических элементов земли, подтверждено наукой. Разложение человеческого тела после смерти свидетельствует о том же факте. Основными элементами, составляющими человеческое тело, являются кислород, углерод, водород и азот. Многие другие существуют в меньших пропорциях. Как верно то, что человек был создан «из праха земного» (из химических элементов, которые находятся в земле), также верно и то, что он «вернется в землю», откуда он был взят (Еккл. 12:7).

И вот теперь происходит второе действие со стороны Бога: Он «вдунул» в ноздри его дыхание жизни. Что Он вдунул? «Душу»? Нет. «Дыхание». Человек совершил первый вдох воздуха, сердце вздрогнуло и начало биться, кровь стала двигаться, и человек ожил. Со стороны человека что произошло после активной деятельности Бога? Произошло то, что он «ожил и стал живым существом». Вот и весь процесс сотворения человека. Заметьте, человек был физическим существом до того, как стал живым. А когда он стал живым существом? Только тогда, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни.

Из Источника жизненной энергии животворная сила вошла в безжизненное тело Адама. Посредником, с помощью которого искра жизни была передана в его тело, является «дыхание» Бога. Та же мысль появляется в книге Иова 33:4: «Дыхание Всемогущего дало мне жизнь». Переданное человеку «дыхание» эквивалентно его жизни; это сама жизнь (Ис. 2:22). После смерти в нем «не остается дыхания» (1 Царств 17:17). Это «дыхание жизни» в человеке ничем не отличается от «дыхания жизни» в животных, ведь все получают свою жизнь от Бога (Быт. 7:21, 22; Еккл. 3:19). Таким образом, этот отрывок можно правильно перевести: «Человек стал живым существом», как в моем переводе и стоит.

Приведу элементарный пример. Завод изготовил электрическую лампочку. Она светит? Нет. Почему? Да, точно так, как первый человек лежал и не двигался, хотя имел все, что человеческому телу необходимо. Лампочка также имеет все: стеклянную колбу, нить накаливания, но она не светит, потому что не подключена к электроэнергии. Как только лампочка присоединяется к электроэнергии, она начинает светить. Формула такая: лампочка + электроэнергия = свет. Теперь в обратном порядке. Здесь может быть два варианта: первый, лампочка испортилась. Либо она разбилась, а может быть перегорела нить накаливания. В таком случае света не будет. Или если доступ электроэнергии будет прекращен. Произойдет то же самое: света не будет. Куда делся свет? Где он после того, как лампочка разбилась или прекращена подача электроэнергии? Света просто нет, он не прячется где-то, его при формуле: лампочка – электроэнергия = просто нет. Для того, чтобы был свет, нужен электроприбор плюс само электричество. Одно плюс другое = свет.

То же самое происходит и с человеком. Человек разбился, допустим при автокатастрофе, либо отказал какой-либо орган в теле, по болезни ли или по старости, а может его пронзила вражеская пуля. Или человек вполне здоровый, но Бог просто отключает его от жизненной энергии, ведь дыхание жизни идет к каждому живому существу непосредственно от источника энергии, от Бога. Ведь имеем же мы такие Библейские примеры, когда человек ни с того, ни с чего умирает, просто он чем-то оскорбил Бога, как Анания и Сапфира. Они просто упали бездыханными и умерли, потому что Бог прекратил доступ к их телам жизненной энергии.

И вот тут сразу же возникает вопрос: «И где остается душа после смерти? Да ее после смерти просто нет, так, как и ответ на вопрос: «А куда делся свет после того, как лампочка разбилась? Как свет, так и душа (жизнь живого существа) могут существовать только при союзе электроприбора с источником электроэнергии или тела живого существа с источником жизни (с Богом). Никакая душа и никакой свет отдельно от тела или электроприбора не существует. Утверждение, что душа является сознательной сущностью, которая может существовать отдельно от человеческого тела, является языческой, а не библейской идеей. Ни одна часть человеческого естества не может существовать как сознательный элемент, будучи отделенной от человека в целом.

Тело, душа и дух функционируют в тесном единстве, что свидетельствует о глубокой неразрывной взаимосвязи между духовными, душевными и умственными способностями человека. Павел подробно останавливается на многомерном аспекте человеческого поведения и объясняет: будучи людьми, мы должны позволить Богу преобразить нас Его благодатью и Духом. Вот что он пишет:

23 Пусть же сам Бог мира освятит вас полностью; чтобы ваш дух, душа и тело в полной мере были сохранены непорочными к приходу Господа нашего Иисуса Христа (1Фесс.5:23 ПС).


II «Душа согрешающая, она умрет»


Иезекииль так буквально и пишет:

20 Душа согрешающая, она умрет (Иез.18:20).


Этот текст говорит однозначно о том, что ничто, зараженное грехом, не может быть вечным по своей природе. Ап. Павел пишет римлянам вполне понятно:

12 Так вот, подобно тому, как грех вошел в мир через одного человека, и с грехом пришла смерть, точно так смерть распространилась на всех людей, и все стали смертными, потому что все согрешили (Рим.5:12 ПС).


Смерть первая, которую Христос назвал сном – естественное последствие греха, влияющее на жизнь по всей Земле.

Рассуждая на эту тему, мы приходим к двум выводам:

1). Вследствие греха человека умирают и люди, и животные. Соломон пишет:

19 Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!
20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах (Еккл.3:19-20).


2). Физическая смерть человека означает прекращение его существования в качестве живой души. Это подтверждает Иезекииль в тексте, который я привел в начале этой части: «Душа согрешающая, умрет». Это утверждение имеет два основных значения:

Во-первых, поскольку все люди являются грешниками, все мы находимся в процессе старения и смерти.

Во-вторых, грешник, не исповедующий свой грех, отпадает от благодати Божьей и умрет второй вечной смертью. Как при первой, так и при второй смерти умирает человек полностью, и никакая субстанция не остается жить в отрыве от тела. Библейское решение проблемы смерти заключается в том, что произойдет по воле Божьей воскресение тех, кто умер во Христе. Сам Христос подтвердил эту концепцию, сказав в Своей проповеди:

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Иоан.6:40).


Здесь Иисус подтвердил заявление, которое Он сделал в ст. 37, о том, что воля Отца – спасать. Теперь Он ясно дал понять, что Отец не только желает, чтобы грешники пришли ко Христу, но и что Его цель также распространяется на завершение плана спасения во время воскресения.

III «Дух возвратится с Богу»


Прочитаем текст Писания:

7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).


Мы уже говорили в этом уроке о том, что живой человек состоит из трех компонентов: тело, душа и дух. То, что человек состоит из материалов, полученных из земли, химических элементов земли, подтверждено наукой. Разложение человеческого тела после смерти свидетельствует о том же факте, и это очевидно, и никто не против этого факта. С душой мы тоже разобрались. Душа – это живой человек, который имеет эмоции: он переживает, волнуется, горюет, радуется и т.д. Когда человек умирает, душа просто перестает существовать точно так, как свет не излучает электролампочка, отделенная от электроснабжения. Мертвый человек не имеет никаких эмоциональных чувств, он не размышляет, не может ни любить, ни ненавидеть, и никакой субстанции после смерти человека не остается до того момента, когда Господь воскресит его вновь к жизни. Екклесиаст так и говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был».

Нам осталось поговорить о духе, одном из компонентов человеческого естества. Екклесиаст говорит, что он возвращается к Богу, Который дал его. Что это значит? И вообще, что такое дух? На древнееврейском это רוּחַ руах. На древнегреческий перевели это слово: πνεῦμα пнеума. Значение этого слова: «дух», «ветер, дуновение», «воздух», «дыхание». «Руах» переводится в Священном Писании как «дыхание тела» 33 раза; «ветер» 117 раз; «дух» 76 раз, в смысле жизненной силы. Например, мы читаем: «Он напился, и возвратился дух его, и он ожил» (Суд.15:19). Или такое место Писания:

11 Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас (И.Нав.2:11).


В этом тексте «дух» означает «мужество». «Руах» также используется для описания жизненного принципа в людях и животных 25 раз, как в Пс. 146:4; вместилище эмоций 3 раза, как в 1 Царств. 1:15; «разум» 9 раз, как в Иез. 11:5; воля или сердце (2 Пар. 29:31) 3 раза; моральный характер 16 раз, как в Иез. 11:19; и Духа Божьего 94 раза, как в Ис. 63:10. Ни в одном из 379 случаев его использования во всем Ветхом Завете «руах» не обозначает разумную сущность, способную существовать отдельно от физического тела, что касается человека, и поэтому должно быть ясно, что такая концепция не имеет под собой оснований, поскольку речь идет об учениях самих Священных Писаний.

Изучаемый нами текст говорит, что и «мертвое тело» «возвращается» и «дух» – тоже возвращается. Но они возвращаются в разные места. Тело возвращается в землю, и оно там пребывает в мертвом состоянии. А дух возвращается к Богу, точно так, как разбитая электролампочка перестает светить, и электроэнергия возвращается или остается в источнике электроснабжения. А любое электроснабжение «оживает» только тогда, когда оно соединено с каким-либо электроприбором. Поэтому, дух, который возвращается к Богу – это общая Божья жизненная сила, которая действует в союзе с живым существом. В Адама Бог вдохнул эту силу, и он стал существом живым. Когда человек умирает, эта сила просто остается у Бога.

Опровергая учение о том, что дух мертвых осознанно существует в присутствии Бога, следует обратить внимание на тот факт, что в тексте Еккл.12:7 описан процесс умирания всех людей, как праведных, так и нечестивых. Если предполагаемые духи всех умерших остаются в присутствии Бога как сознательные существа, то как тогда с беззаконниками? Эта идея не согласуется с общим учением Священного Писания. Тем более, один и тот же процесс умирания происходит не только с людьми, но и с животными. Мы читаем:

19 Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! (Еккл.3:19).


Смерть – это не что иное, как прекращение существования всех живых существ. Именно об этом сказал псалмопевец:

29 Скроешь лицо Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются (Пс.103:29).


В связи с этим прочитаем еще несколько текстов Писания, в которых говорится о состоянии человека после смерти:

4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его (Пс.145:4).


5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,
10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Еккл.9:5,10).


Библейское учение о бессознательном состоянии человека после смерти не должно вызывать у христиан паники. Прежде всего, не существует вечного огненного ада или временного чистилища, приготовленного для тех, кто умер неспасенным. Во-вторых, умерших во Христе впереди ждет удивительная награда при их воскресении в день Пришествия Христа.

Здесь можно выделить по крайней мере два значимых аспекта. Во-первых, рано или поздно наступит время, когда нам нужно будет отдохнуть от собственных утомительных трудов и страданий. Во-вторых, мы не первые и не единственные, кто идет по этому нежелательному для нас пути, ведь наши предки уже прошли по нему впереди нас.

Вопрос открытым остается только для тех, кто остается еще в живых. Хотя надежда на скорое воскресение при пришествии Христа окрыляет и утешает нас, но оставаться одним всегда грустно и нежелательно, хоть при смерти, хоть при длительной командировке, потому что люди привыкают друг ко другу, и расставаться им в любом случае тяжело. Но такова жизнь на земле после грехопадения и остается уповать только на жизнь вечную после Пришествия Христа. И это нас утешает.

IV Откуда пришло учение о бессмертии души?


Вера в бессмертие души взята из греческой философии. Пифагор основывал свои религиозные учения на принципе метемпсихоза (или реинкарнации, переселения душ). Это учение утверждает, что душа никогда не умирает, а, скорее, предназначена для цикла перерождений, пока не сможет освободиться от этого цикла благодаря чистоте своей жизни. Пифагор верил в перевоплощение души снова и снова в тела людей, животных или растений, пока она не станет бессмертной. Идеи Пифагора о реинкарнации находились под влиянием древнегреческой религии.

Платон (современник Малахии, последнего ветхозаветного пророка) расширил это эллинистическое учение, сделав веру в бессмертие человеческой души настолько господствующей, что она стала повсеместно популярной. В межзаветный период учение о вечных муках и практика молитвы за умерших начали проникать в иудаизм. Иосиф Флавий упоминает, что фарисеи верили в бессмертие души.

Тертуллиан (ок. 155–220 гг. н. э.), христианский апологет, был одним из первых среди христиан, заявивших, что у людей есть бессмертная душа. Он написал: «Поэтому я мог бы воспользоваться и мнением Платона, утверждавшего, что всякая душа бессмертна» (Тертуллиан. О воскресении плоти).

Лютеранский богослов Оскар Кульман бросает вызов взглядам Тертуллиана и выступает против них. Кульман написал очень влиятельную книгу, и в ней он утверждает, что идея человеческого бессмертия души имеет греческое происхождение, и теологи не могут одновременно иметь веру в бессмертную душу и бессмертие, полученное в качестве дара во время воскресения.

Американский библеист Бревард Чайлдс поясняет: «Уже давно замечено, что, согласно Ветхому Завету, человек не имеет души, но является душой (Быт.2:7). Иными словами, он — целостная сущность, а не составная из отдельных тела, души и духа».

Некоторые ученые пытаются защитить жизнь после смерти, просто взывая к здравому смыслу, потому что Библия об этом умалчивает. Например, философ и религиовед Стюарт Гетц утверждает: «Писание в целом не учит, что душа существует. Писание просто предполагает существование души, потому что ее существование подтверждается здравым смыслом обычных людей». Однако следует не забывать, что наш человеческий «здравый смысл» может вводить в заблуждение. Все должно иметь под собой основание: «Так говорит Библия».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, вечная жизнь — это Божий дар тем, кто признает Христа Иисуса своим личным Спасителем. Об этом свидетельствует ряд Библейских текстов. (Иоан.3:16; 5:24-25; 10:27-28; 17:3; Рим.2:7; 6:22-23; Гал.6:8). Бессмертие условно и зависит от нашего положительного отклика на Божью благость и от нашего принятия Евангелия. Это бессмертие дастся верующим при Втором Пришествии Христа. Ап. Павел об этом говорит ясно и определенно. Мы читаем:

51 Но позвольте мне открыть вам один секрет: не все мы умрем, но изменимся все.
52 И произойдет это внезапно, в одно мгновение, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Так должно все и произойти, тленному надлежит облечься в нетление, и смертному – в бессмертие.
54 Когда тленное облечется в нетление и смертное – в бессмертие, тогда исполнится Писание, в котором сказано: «Смерть поглощена победой».
55 Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало? (1Кор.15:51-55 ПС).


Желаю вам Божьего благословения, мои дорогие слушатели и читатели. Вникайте в тему смертности и бессмертия, изучая Священное Писание, чтобы никакое ложное учение не поколебало ваше упование на Бога на основе истины, изложенной в Его Слове. До следующего урока субботней школы.

telegram

Похожие новости

Молодежные уроки субботней школы «Братья Мои...» - 3 квартал 2019

Уроки этого квартала будут побуждать задуматься о важны истинах христианской жизни. У каждого

26.06.19 Молодежное служение » Субботняя школа
Богдан Куриляк - Природа человека в Эдеме

Представляем вашему вниманию цикл лекций о природе человека в Эдеме. В передачах будут рассмотрены

05.04.17 Онлайн-проповеди
Александр Серков. Урок 10. Служа народам

Приветствую вас на уроке субботней школы «Служа народам»

09.03.14 Субботняя школа » Александр Серков

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть