6 – тема: Два этапа примирения
Александр Серков 25-03-2024, 11:12 1 179 Духовные размышления » Александр СерковОстальные темы здесь:
Продолжим эту тему с того, что приверженцы группы 1888 года утверждают, будто со смертью Христа всё человечество получило спасение. Конечно, мы не соглашаемся с ними именно вот в такой трактовке. Но мы верим, что смерть Христа имеет всеобщее или вселенское влияние, но в каком смысле? Вот об этом мы и поразмыслим.
В области христианского богословия мы говорим о благодати, как об общей благодати, а также об освящающей благодати. Общая благодать – это деяние Бога для всего человечества без исключения, и эта благодать исходит только от Бога и не требует принятия веры человеком. Когда мы говорим об общей благодати, что мы имеем в виду? Мы имеем в виду заслуги Христа, которые простираются не только на каждого человека, но и на каждый уголок земли. Благодаря заслугам Христа Бог заботится о сотворенных Им существах. Он тщательно следит за Своими творениями, проявляет сострадание ко всему миру. В Своей любви Он посылает дождь на землю, воздух, которым мы дышим, постоянно окружает нас Своей заботой. Это Божья благодать. И наша жизнь поддерживается благодаря этой Божьей милости. И все это благодаря заслугам Христа на кресте. Если бы Христос не умер, мы не могли бы жить, поскольку наказание за грех – смерть, смерть навеки. Но мы живы.
Самая главная цель благодати Божьей – примирить нас с Небом. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о вечной жизни, потому что грех разрушает жизнь, а Христос пришел чтобы даровать нам жизнь. Это результат смерти Христа. Бог, посредством Духа Святого совершает основную работу спасения или восстановления человечества. Вы помните, что сказано в Писании? Я цитирую:
21 Бог изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей (Дан. 2:21).
Бог не оставил мир на произвол судьбы. Жизнь нашего мира не безразлична Ему. Политическая ситуация в нашем мире может быть не до конца опасной. Это благодаря смерти Христа Дух Божий все еще на земле контролирует опасные явления в обществе. И Дух Божий сдерживает проявление злой природы человека, вне зависимости от посвящения веры человека. Бог, таким образом, благословляет всю планету. Все это Он совершает для блага человечества, и все это мы называем благодатью Божьей. Как результат смерти Христа Дух Божий непрерывно работает на нашей земле над сердцами грешников, обращая их внимание на крест Христа, привлекая их к Нему. Иисус сказал:
32 Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Иоан. 12:32).
Петр, проповедуя соотечественникам, заявил:
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (Деян. 2:33).
«Когда Я буду вознесен, Я всех привлеку к Себе». Это очень серьезное заявление Христа. После вознесения Христа эта функция входит в компетенцию Святого Духа – убеждать все человечество и привлекать его взор ко кресту Христа, и это наиболее сложная работа, когда-либо кому-либо порученная. Богу гораздо легче было бы сотворить человека из ничего, чем вернуть изуродованное грехом человеческое существо в прежнее состояние. Глубоко неправы те, кто заявляет, что Бог спас все человечество без участия в этом воли самого человека. Да, Бог сделал со Своей стороны все для примирения с человечеством, но без добровольного принятия, без воли человека, без участия обеих сторон полного примирения не произойдет. Таков характер Бога. Ему в Его вечном царстве не нужны безвольные роботы, которые спасены без их доброй воли. Поэтому функция Духа Божия – показать все ничтожество человека, чтобы человек почувствовал себя виновным. И Дух Божий продолжает работать над его сознанием. И вот когда человек почувствовал это состояние, Дух говорит: «Посмотри туда на крест. Вот там твое спасение». И Дух это делает постоянно независимо от посвящения нашей веры. Это общая благодать или просто благодать как мы ее называем.
Наши друзья из группы 1888 года почему-то не делают этого различия; они верят, что благодать включает в себя и примирение, и оправдание, и спасение всех людей, и что это все произошло со смертью Христа, и все сразу и без участия одной из сторон. Нет и еще раз нет. Примирение происходит только после того, как Дух Божий говорит: «Посмотри туда»! И человек видит Христа. Дух начинает влиять на этого человека, чтобы он почувствовал нужду во Христе, как единственную возможность выйти из этого состояния, в котором он оказался. Он должен осознать, что это единственный путь для него. Человек принимает решение отдать себя Богу. Дух Божий не говорит ему: «Посмотри туда, ты уже спасен, не отвергай это спасение, которое ты уже имеешь». Дух Божий позволяет ему прежде почувствовать себя ничтожным.
Да, проблема человеческой расы в том, что человек думает, что с ним все в порядке. Но Дух Святой побуждает его: если ты не взглянешь туда, то ты погиб и при том навеки. Вот это общая благодать Божия. Она сделала все и продолжает делать все возможное, чтобы примирить человека с Небом. И кто-то уже примирен с Богом, кто-то нет, и это примирение продолжается.
Но и это еще не всё. Нам нужно еще что-то для того, чтобы разделить общение со святым Богом во всю вечность. Мы читаем:
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (Иоан. 1:16).
О какой второй благодати пишет Иоанн? Какую благодать, помимо общей, дарованной нам Господом, нам также необходимо? И Он нам ее дал.
Давайте приведем пример: Когда в 1953 году умер Иосиф Сталин, была проведена большая амнистия. Были освобождены как политические, так и уголовные преступники. Однако, что случилось дальше? Почти все оказались снова за решеткой. Почему? Одной благодати недостаточно для преступника. Его нужно не только освободить, но и научить жить на свободе, что должно было произойти не без его воли.
Человеку недостаточно одной благодати, чтобы простить ему все его грехи и объявить его праведным. После покаяния и примирения с Богом человек продолжает жить на этой грешной земле, и вы думаете, что грех его больше не влечет к себе? Сколько раз падала Мария Магдалина? Сколько раз ей прощались грехи ее? Сколько раз она была оправдана? Но пока она не обратилась к той благодати, которая не только прощает прошлые грехи, но и дарует силу для победы над грехом, она продолжала спотыкаться и падать.
«И дал нам благодать на благодать». На языке богословия первая благодать дает нам возможность быть на небесах, а вторая делает нас пригодными жить на небе. Наше участие в этом акте? Как в первом, так и во втором аспекте спасения нам остается только лишь принять этот дар. Скажите, можно назвать это работой с нашей стороны? Нет. Это наша заслуга? Тоже нет. Но будет ли кто-либо принимать решение за нас? Будет ли Христос принимать решение вместо нас и за нас, отдавать нам сердце Богу и служить Ему или служить дьяволу? Решение – принять дар его любви – только за нами. За нас Христос праведной жизнью жить тоже не будет. Он все сделал для нас, чтобы именно мы жили праведной жизнью. Есть в этом какая-то наша заслуга? Нет. А кто же будет доверять Богу и соблюдать его Закон? Только мы. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14). Но чьей силой? Своей? Нет. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Кто все может? Я. Чьей силой? Не свой, конечно.
Поэтому существует универсальный аспект или всеобщий аспект, связанный со смертью Христа. И нам нужно признать это. Но этот аспект не той природы, который представляют наши друзья из движения 1888 года.
Давайте теперь откроем несколько библейских текстов, которые используются теми, кто представляет движение 1888 года.
2 Кор. 5:14 стих и ниже до конца главы.
14 текст – это ключевой текст. 14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
«Один умер за всех», – это очень легко понять. Но когда говорится: «Все умерли», – тогда мы должны спросить себя: Что значит: «все», и как они умерли? Как умерло все человечество, в каком смысле умер уже тот, кто еще сегодня даже не родился? Наши друзья из движения 1888 года сами затрудняются ответить на этот вопрос. Они предлагают просто принять на веру; мол, так написано, значит, будь как малое дитя и только верь. Одна бабушка, когда ее спросили атеисты: «И ты веришь, что кит проглотил Иону»? – ответила: «Да, верю, и если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверила». Хорошо, что этого в Библии не написано. А вот о том, что Лазарь находится на лоне Авраама – написано; и многие также с детской наивностью верят в это буквально.
Да, вопрос: «В каком смысле все человечество умерло во Христе», – сопряжен с трудностями для его буквального понимания, как и вопрос Лазаря на лоне Авраама. Ответ затруднен также и тем, что для такого толкования нужно понимать, что все человечество было живо, когда Христос умер, иначе как мертвый может снова умереть? А Библия говорит, что люди не живые, а мертвые в своих грехах и преступлениях, поэтому естественное состояние человеческого существа – они духовно мертвы. Как они тогда объяснят, что все умерли? Что ли духовные мертвецы еще раз умерли со Христом? Или мертвые духовно умерли вместе с Христом второй смертью? Христос воскрес от второй смерти. Он единственный, Кто воскрес от второй смерти. От второй смерти никто не воскреснет, ни падшие ангелы, ни люди. Так в каком же тогда смысле все человечество умерло во Христе?
А вы рассмотрите, и при том очень внимательно, этот библейский текст и параллельно посмотрите, что этот же апостол говорит на эту тему в другом месте, и вы найдете ответ: Как человеческие существа умерли в результате смерти Христа, как они умирают во Христе? Цитирую Библейский текст:
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:2-4).
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:2-4).
Вот она оказывается, какова символика нашей смерти. Вот она смерть во Христе Иисусе. Но она отличается от смерти Христа. Христос умер за нас грешников второй смертью. А мы умираем для греха. Вот она развязка-то: мы, принимая крещение, умираем со Христом и во Христе. Мы были живыми для дискотеки, для увеселительных компаний и сжигали свечу своей жизни со всех сторон. Но вот мы узнали о Христе и умерли в Нем. Для чего? Для греха. Христос умер за нас, а мы для греха, но мы умерли для греха не сами, а во Христе. А когда мы умерли? Тогда, когда в смерть Христа крестились. Это слова Павла, комментирующие его же слова: «Во Христе». Принимая крещение, вы участвуете в смерти Христа. Другого пути нет.
Давайте возьмем восьмой текст:
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
«Если мы умираем со Христом…». И вот это умирание со Христом начинается тогда, когда мы крестимся, потому что через крещение мы становимся частью Христа, и мы умираем с Ним, и выходя после крещения, мы начинаем жить новой жизнью. Это умирание и возвращение к жизни. Именно так Библия объясняет феномен: «Во Христе».
А как понять, что мы были в Адаме? По природе мы в Адаме. Это не означает, что мы были в нем внутри каким-то образом, как вестники 1888 года иллюстрируют это нахождение всех людей в Адаме матрешкой. И здесь необходим здравый смысл, а не детская вера. Это означает, что мы в таком же состоянии, в каком был Адам. По природе мы принадлежим роду человеческому, который живет в состоянии, подобном тому, в котором находился Адам. Это состояние греха: мы родились в условиях, в которых жил Адам, разделенные с Богом, наследуемые вечную смерть, мертвые по грехам и преступлениям. Все это обстоятельство жизни в Адаме. Это жизнь в грехах; и мы говорим о старой человеческой природе. И вот теперь приходит Иисус. Да, это новый Адам. Он пришел, чтобы сотворить новый род людей, поскольку природа и потомки Адама, раса Адама, все отделились от Бога. А новая человеческая раса, она объединена с Богом. Почему? Потому что Христос пришел. Он был человеком, Он был Богом, и в Нем объединились Божественное и человеческое.
Если вы хотите объединиться с Богом, есть единственный путь – умереть, и тогда вы вернетесь к жизни как члены нового человеческого рода во Христе. Это то, что мы проповедуем. Это новое рождение. Вы рождаетесь естественно в условиях, в которых жил Адам, но чтобы родиться в нового Адама, вам нужно умереть и вернуться к жизни как новое творение.
Это тема апостола Павла «Новое творение во Христе». В Иисусе вы объединились с Богом. Поэтому мы говорим: «Теперь мы во Христе». И все дары, которые Бог дал Христу – оправдание, прощение грехов, все это во Христе Иисусе; и когда я крестился, все эти дары стали моими. Это единственный путь спасения: я должен умереть. Именно об этом говорит апостол Павел во втором послании, пятой главе, 14 стихе. Он желал, чтобы все умерли. Но только те действительно умершие, кто умер со Христом через крещение. Обратите особое внимание на слова, записанные в 15 стихе: «Он умер за всех, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего».
Именно поэтому вопрос «Во Христе» так важен. Это центр, это сердце Евангелия. Те, кто во Христе, это умершие через крещение, и они вышли из воды как новое творение.
В 17 стихе говорится: «Итак, кто во Христе…», кем он становится? Обратите внимание на деталь, которую Павел вставляет. Не старое творение было завернуто. Вы не можете просто так завернуть, например, практикующего гомосексуалиста в плащ спасения. Нет, он должен умереть для греха, и только тогда новое творение возвращается к жизни и становится единым с Христом или во Христе, и только тогда человек становится соединенным с Богом. И пока он соединен с Богом, он имеет вечную жизнь.
Обратите еще внимание на это выражение: «Если кто во Христе». Здесь не говорится о том, что все уже во Христе. Если кто-то во Христе, тот человек становится новым творением. Все это приходит от Бога, Который примирил нас с Собой Христом Иисусом и дал нам служение примирения. Я хочу, чтобы вы обратили на это внимание. Эта доктрина примирения предполагает, что человеческий род был в состоянии бунта против Бога, и Павел говорит: Христос пришел, чтобы положить конец этой вражде. И Он взял на Себя инициативу спасения. Люди не могут взять на себя инициативу. Они ничего не могли сделать, поэтому Бог взял на Себя инициативу и примирил нас с Собой. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на этот глагол: «примирил». Кто примирил и кого примирил? Если по модели вестников 1888 года, то на кресте все уже произошло. Мы уже там примирены. Кому Бог тогда дал это служение примирения? Кого примирять, если все уже примирены?
Давайте посмотрим, чему учит нас Слово Божье. Примирение подразумевает два элемента, первое действие примирения совершилось на кресте. Без Голгофы мы не имели бы возможности для примирения с Богом, теперь у нас есть такая возможность. Но иметь возможность, например, приобрести автомобиль, – это еще не означает, что я его уже имею. У меня есть деньги на автомобиль, но я могу на них купить автомобиль, а могу их прокутить. Право выбора за мной.
Христос примирил нас там, на кресте. То есть, там Он сделал все со Своей стороны в этом акте примирения, но окончательное примирение там не произошло, потому что примирение требует, чтобы другая сторона прекратила восстание, прекратила бунт. Тогда, когда Христос был вознесен на крест, человеческий род еще не отложил восстание против Бога. Поэтому Павел говорит о том, что на кресте Бог совершил акт примирения. А поскольку Он знал, что человеческий род еще не примирен с Ним окончательно, Он учредил служение примирения, чтобы сейчас мы могли, идя в мир, говорить людям: «Примиритесь с Богом».
Цитата из 2 Коринфянам 5:20:
20 Итак мы – посланники от имени Христа, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христа просим: примиритесь с Богом
.Здесь не говорится о том, что вы были примирены с Богом. Нет, это не весть, которую мы проповедуем о примирении. Весть примирения вот в чем: вы еще не примирены с Богом. Идите и примиритесь с Богом. Вы видите, какая потрясающая разница. Два утверждения не могут быть истинными. Одно, по всей видимости, ложное.
В 18 стихе говорится: Он примирил нас. Для верующих примирение совершено. Но когда? Тогда, когда они оставили свое восстание и бунт против Бога, вот тогда они и примирились с Ним, ведь Он дал нам служение примирения. Если в 18 стихе сказано, что Бог Иисусом Христом примирил нас с Собой, то в 19 стихе сказано, что Бог во Христе примирил с Собою мир. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на эти два стиха. В 18 стихе говорится, что Бог примирил нас христиан с Собой. О ком пишет Павел, говоря: «Он примирил нас»? Он пишет и о себе, как примиренном с Богом, и о коринфских христианах, которые также уже примирены с Богом. Поэтому ничего здесь нет удивительного, что акт примирения описывается прошедшим временем, как совершившимся актом. Да, Павел примирился в Дамаске, а коринфские христиане после проповеди Павла. Наши друзья оппоненты делают упор на прошедшем времени глагола «примирил» и заявляют: вот видите, это Бог все уже совершил: и примирение и оправдание; и снова их ошибка, раз в прошедшем времени, значит на кресте. Нет, это не так.
А вот 19 стих начинается, заметьте, с выражения: «ὅτι - Потому что…».
Когда же речь идет о мире (κόσμος – земля, все человечество), говорится о том, что другого варианта нет для примирения с Богом, кроме как через смерть Христа. Если в 18 стихе говорится, что Бог дал Иисусом Христом дар примирения людям; мы, Павел и Коринфяне в данном случае, примирились с Богом, потому что Бог во Христе дал это преимущество всем людям на земле (не только еврейскому народу, а всем людям, всему человечеству). То в 19 стихе в греческом варианте слово: «примирил» – καταλλάσσω «каталассо» означает, что действие примирения началось и продолжается. Один из современных переводов очень удачно передает суть этого греческого слова в данном тексте:
19 Мы несём послание о том, что Бог через Христа примиряет мир с Собой, не держа грехи людей против них, и о том, что Он поручил нам разнести повсюду послание, которое примиряет людей с Ним (2Кор. 5:19 современный перевод WBTC).
В 18 стихе в случае с верующим человеком мы уже примирены с Богом. В прошедшем времени я уже примирен с Богом, потому что на кресте Бог начал процесс примирения, и Он решил, что Он не будет вменять людям их преступления. Это процесс примирения, который начался на кресте и пришел к полному завершению, когда я призван привести себя в состояние примирения с Богом через служение примирения. В данном случае два момента примирения: Крест и служение примирения. Первое дало мне возможность примирения, второе приглашает меня примириться с Богом. Почему теперь я могу примириться с Богом? Потому что то, что делало невозможным для меня примирение с Богом, было взято и возложено на Христа – мои грехи. Они были возложены на Него, и теперь открылась возможность через жертву Христа по-настоящему завершить этот процесс примирения. Поэтому неверно будет сказать, что на кресте уже все совершилось. Само действие примирения совершилось. Бог разрушил преграды, барьеры, которые мешали моему примирению с Богом, а теперь, когда я слышу весть о примирении, я слышу, как Бог говорит через Своих служителей. И Бог говорит мне: «Я готов сделать для тебя все, пожалуйста, примирись». Покаяние предшествует опыту прощения и оправдания. Оно сопровождается исповеданием грехов и крещением (Деян. 2:38; 1Иоан. 1:9). Это может объяснить такой факт: хотя прощение доступно всем, не все будут просто прощены.
И последний 21 стих: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
Именно это и подразумевает вопрос примирения. Христос, Который не знал греха, стал грехом за нас. Своей заместительной жертвой Он открыл для меня и для вас возможность примирения и единения с Богом. Это добрая весть? Да. Слава Богу за этот бесценный дар.
Пастор Александр Серков
Похожие новости
Два этапа: Примирение и освящение. Тема 7
Продолжим эту тему с того, что приверженцы группы 1888 года утверждают, якобы со смертью Христа все
27.05.14
Духовные размышления » Аудиопроповеди » Александр Серков
Александр Серков - Комитет по изучению вести 1888 года. Истина или заблуждение 7 часть
Начнем мы эту часть темы с того, что приверженцы группы 1888 года утверждают, якобы со смертью
24.11.12
Духовные размышления » Александр Серков
Тема недели «Основание Веры»
Из-за грехопадения одного человека, Адама, все человечество столкнулось с осуждением, отчуждением и
31.07.10
Субботняя школа