Евгений Герасимов. Смирение небесной мудрости
Евгений Герасимов 16-11-2014, 22:03 2 783 Субботняя школа8 урок «Смирение небесной мудрости»
Этот урок раскрывает два жизненных мировоззрения, которые могут быть у любого человека, хоть у христиан, хоть у нехристиан. Мы оценим то, что Писание говорит о них, попытаемся определить свой образ жизни, и сделаем соответствующие выводы.
Методика проведения:
Самое первое, что нужно изменить в предстоящем уроке – его название. В предложенном предложении два слова из трех сразу же вызывают неприятие у любого современного человека. И слово «мудрость» и слово «смирение» совсем не привлекательные, и к тому же, ни один из ваших слушателей даже не сможет толком объяснить, что такое мудрость, а тем более захотеть что-то менять ради нее.
По большому счету, наш отрывок письма Иакова, который мы берем для изучения (3:13-4:10) говорит о двух стилях жизни, совершенно противоположных. Один из них предложен Богом, а другой – наш образ жизни. В данном случае именно о них и стоило бы говорить, потому что большая часть адвентистов по всему миру зациклятся именно на слове мудрость, и в соответствии с тем, как их научили читать Библию, будут вспоминать на своих учительских встречах, а затем в классах мудрого Соломона, книгу Притчей и прочие вещи, связанные со словом, на которое им предложено развешать свои мысли. Текст же Писания вообще не сосредоточен на мудрости, мудростью он называет наш способ существования и выживания в этом мире. Иными словами, это модель нашего поведения.
Так, поработав над названием, вы сможете уточнить для умеющих думать людей направление занятия. И вместо обтекаемого «размышления» о невнятной мудрости вы получите урок, в котором человек увидит себя, и сможет оценить свой образ жизни и образ жизни, который предлагается ему в Библии.
План урока:
Главный вопрос: Какое направление для своей жизни выбрал я – мирское или небесное? Что мне нужно изменить?
Ломка льда: Приходилось ли вам сознательно отказаться от хорошей прибыли – лучшей квартиры, путевки, покупки, чего-то еще? Почему вы так сделали?
1. Две модели поведения, которые бывают у людей. Текст Иаков 3:13-18 (с. 171 НЗ)
Первый отрывок урока вводит нас в самое главное – в проблему двух мировоззрений. Эти модели нашей жизни характеризуются ключевыми словами.
Первое – в тестах 14-16 – описывается как земное, душевное или бесовское. Конечно, нам сложно признать наши мысли и поступки навеянными бесами, но на то же самое указал и Иисус, назвав Петра сатаной в случае, когда ученик предложил Ему сосредоточиться на своем благе. Так что, видимо, Иаков не преувеличивает роль этих существ в нашей жизни. Говоря о главном, что характеризует такую жизнь? Это моя выгода в центре моего существования, главное, чего я хочу – получить от всего пользу, прибыль, выиграть везде, где только можно. Сопровождается мое желание получить плюсы непрекращающейся борьбой. Может быть, синодальный перевод не самыми современными словами передает описанное у Иакова в этом отрывке, но вы можете обратить внимание на другие переводы, где подчеркнуты себялюбие, своекорыстие и желание получить выгоду как главное занятие в жизни людей.
Второе – в текстах 17-18- показано противоположное мировоззрение. Вместо выгоды себе упоминаются милосердие, нелицемерие, беспристрастность (в том числе и к себе), добрые плоды, которыми можно попользоваться – то есть, направленность вектора жизни не на себя, а наоборот, во вне, на других. Этот человек занят не выгодой, а затратами. И вместо борьбы за свою пользу тут мы видим мир, скромность и послушание.
Естественно, оценивая эти два подхода к жизни, если мы только не приехали из сказочной страны эльфов, мы выбираем правильное – то есть выгоду, себя, первую модель поведения. В церкви мы живем по той-же схеме. Она позволяет мне выжить, она позволяет прокормить семью, состояться в жизни. В упомянутом выше споре Петра с Иисусом эти две модели идеально проиллюстрированы. Иисус собирается отдать все, и даже жизнь. Петр же говорит, что это – глупость, да не будет такого с тобою никогда.
Практика: Кто находится в центре моего мира? Я или другие? На чьем месте я вижу себя в конфликте Петра и Иисуса? Когда я в последний раз боролся за пользу себе? Когда я в последний раз приложил усилия, чтобы отдать, расточить, принести реальную пользу другому человеку? Почему я чаще выбираю себя? Почему первая модель кажется мне более работающей в этом мире?
2. Результаты мирской модели. Текст Иаков 4:1-6
Следующий отрывок развивает ответ на вопрос – с какой стати это мы должны выбирать смирение и отказ от собственной пользы. Иаков пытается показать результаты, которые не так уж хорошо нам видны, но которые сопровождают инспирированную бесами жизнь во вселенной, где в центре нахожусь Я. В тексте подчеркиваются три характерные результата, которые сводят наши усилия на нет.
Первое, т 4:1, проблемы в отношениях. Вечные конфликты в семье, общине, с соседями и коллегами показывают ни что иное, как столкновение интересов. То, когда каждый хочет оказаться первым, и не уступает другому. Эгоцентричного человека практически всегда сопровождают либо борьба, описанная у Иакова, либо сломленные и растоптанные им люди, когда они уже не пытаются противостоять его власти/манипуляции/слухам/жалобам, испускаемым им для достижения цели.
Второе, т 2-3, это внутреннее ощущения неудовлетворенности, синдром пушкинской старухи у корыта, которой не хватает занятого ей положения. Текст говорит, что человек никак не может достигнуть удовлетворения в своей кипучей деятельности, он не доволен и ничто не приносит ему того, к чему он стремится – покоя. Кстати, в этом тексте дается рецепт получения благ – он в просьбе к Богу, а не в борьбе, но об этом лучше поговорить в третьем пункте урока.
И третье, проблема в отношениях с Богом. Это описано в текстах 4-6. Здесь описана одна истина, которую никак не могут понять христиане с бесовским типом поведения. Бог приносит мир и вступает в отношения не с теми, кто правильно оделся и знает 28 доктрин церкви. Бог дружит с теми, кто слушается Его советов в отношениях с другими. Остальные враждуют против него. Соответственно, настоящая дружба и влияние Духа (которое мы любим называть поздним дождем) получаются не усиленными молитвами в определенное время, а тем, когда я послушаюсь Его, проявлю веру и перестану воевать с другими и заниматься политикой, чтобы удовлетворить свои интересы.
Практика: Есть ли в моей жизни печальные результаты душевной модели поведения? Могу ли я обмануть себя, и убедить, что у меня все нормально, не хуже других? Какой из трех признаков – испорченные отношения, неудовлетворенность, отсутствие связи с Богом – у меня проявляется больше всего?
3. Что можно изменить в своей модели поведения. Текст 4:7-10
Последняя часть отрывка – это предложение Иакова по возвращению нас к тому, чтобы угодить Богу своей жизнью. Точнее, не к возвращению, потому что многие из нас еще ни разу не жили по Божьему. За достаточно жесткими словами ясно видна главная вещь, которой нам не хватает. Это смирение. Именно это качество несколько раз различными словами описывает Иаков. Человеку нужно покориться, смириться, прекратить свое прежнее воинственное поведение. И именно смиренному, то есть сложившему руки в борьбе за выживание, человеку Бог дает благодать (т 6), и именно такого человека Бог вознесет (т 10), то есть Сам доставит к цели прежней жизненной борьбы.
На самом деле это очень сложная вещь, большинство слушателей не только не поймут ее, но и даже не допустят мысли, что их образ жизни, наполненный хождением в церковь, чтением Библии и произнесением молитв чем-то может быть неугоден Богу. В нашей среде не привыкли обсуждать вопрос доверия Богу (единственное исключение – работа в субботу). Наша среда даже одобряет агрессивность людей в евангелизме, свидетельстве, продажах «хороших» книг, борьбе с ересями и иными конфессиями, в стремлении победить на церковных выборах и тп. Поэтому преподавателю нужно подготовить этот урок, понимая самые главные свои проблемы, и проблемы своей общины/своего класса.
И этот урок из Иакова достигнет цели только если человек осознает, что он – не святой, он точно так, как и все, хочет достичь своего силой, властью, победой и одержанием верха в своей борьбе. А Божий путь – путь сложенных рук, когда ты и мог бы что-то сделать, но ты позволяешь своему Небесному Отцу вести твою жизнь.
Практика: Проявляю ли я бесовскую модель в моей церковной жизни? Присутствует ли борьба с другими в моей общине? Есть ли у меня в жизни проблема из сегодняшнего урока? Что я собираюсь сделать на этой неделе, чтобы измениться?
Вывод.
Итак, чтобы захотеть жить по Божьему, нам нужно:
- определить, что я живу по душевной модели, где я борюсь за свою выгоду;
- увидеть проблемы конфликтов, неудовлетворенности и плохих отношений с Богом;
- сложить руки, перестать бороться, и позволить Отцу вести твою жизнь.
Похожие новости
Евгений Герасимов. Смирение мудрого
12 урок «Смирение мудрого» В предпоследнем уроке пособия по предпоследней главе книги Притчей мы
16.03.15
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Божественная мудрость
4 урок «Божественная мудрость» В уроке мы поговорим, как научиться больше ценить образ жизни,
19.01.15
Субботняя школа
Виталий Олийник. Смирение небесной мудрости
Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №8, «Смирение небесной мудрости», 22 ноября 2014
20.11.14
Субботняя школа