Александр Серков. Голос мудрости
Александр Серков 2-01-2015, 07:34 2 358 Субботняя школа » Александр СерковОзвученную тему можете посмотреть по этому адресу: ok.ru/video/24055515837
Перед нами все новое: Новый год, новый квартал, новый урок и новая книга Библии, которую мы и будем изучать в этом квартале. Называется эта книга – ПРИТЧИ. Книга Притчей — это собрание поучений и практических наставлений из области морали и этики. У Книги Притчей опытный, экспериментальный подход к жизни. Она смотрит на жизнь, стремясь уяснить ее суть, включая вопросы о смысле жизни вообще и мирской мудрости в частности и о понимании таких ключевых моментов жизни, как дружба, брачные и семейные отношения, и ее цель научить практически воплощать свое понимание этой сути.
Мудрость в книге понимается как образ мыслей и жизнь в соответствии с существующим порядком вещей. Глупость — образ мыслей и жизнь, которые игнорируют существующий порядок вещей.
Попытка сформулировать и собрать изречения мудрости предполагает, что мы не ограничены восприятием лишь своего собственного опыта, но учимся на примере других. На основании опыта и своего собственного, и других народов израильские мудрецы предлагают нам целую сокровищницу мудрости, из которой каждый может почерпнуть необходимые практические знания и поступать в дальнейшем более мудро. Ведь не даром говорят: Умный учится на своих ошибках; а мудрый – на ошибках других. А глупый – ни на своих, ни на чужих. Хотим ли мы быть в числе мудрых? К нашим услугам в этом квартале именно то, что нам надо.
Итак, приступая к изучению этой книги, настроимся на то, чтобы воспринимать и претворять в своей жизни те практические советы в конкретных обстоятельствах, которые предлагает нам эта книга.
Урок – 1. Голос мудрости
Базируется этот урок на первых трех главах книги. Седьмой текст первой главы мы имеем как памятный, потому что он ключевой, эпиграфический. Я цитирую его:
«Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч.1: 7).
Человек всегда сталкивается с выбором, как ему поступить в тех или иных обстоятельствах. Мы лишены того, чтобы на каждый случай жизни Бог нам открывал, поступать ли нам так, а может иначе. Он нас наделил разумом, при том дает познание Своей воли, и мы вправе делать выбор сами.
Первые три главы Притчей иллюстрируют метод воспитания нашего ума в направлении познания мудрости, а затем определив основную идею книги и предостерегая нас от всякой глупости, убеждает ответить на призыв небесной мудрости. Что ж, давайте об этом поговорим подробно:
Воскресенье. Начало мудрости
Возьмем в основание этой мысли текст: Притчи 1:1-7
В этих стихах кратко указаны общее содержание и характер книги, жанр и цель ее написания. Давайте сразу уясним: что такое Притча? Это краткий иносказательный поучительный рассказ. Это более широкая и эмоционально более мощная и выразительная форма, чем простое изречение. В современной светской литературе этот жанр не применяется, он ушел в архаизм, но в Библии он присутствует. А зря этот жанр оставили.
В 6 стихе другими словами описывается содержание книги: «притчи и слова мудрецов и загадки их». То есть, тайный смысл притчей и вопросы, которые ставят мудрецы. Это акцентирует наше внимание еще на двух особенностях поучений в Книге Притчей. Иногда изречения в ней носят даже несколько загадочный характер, мысль выражена не прямо, что побуждает слушателя к размышлению. А задуматься есть над чем, потому что в ней затрагиваются очень глубокие и важные жизненные проблемы.
Начинается книга словами: «Притчи Соломона». Но говорит ли это о том, что Соломон был автором всех изречений? Нет. Хотя многие, прочитав первые слова, приходят именно к этому выводу; да и в Синодальной Библии мы читаем ее заглавие: КНИГА ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ. Скорей в этой книге речь идет о том, что вся книга – образец истинно Соломоновой мудрости, потому что именно Соломон известен как олицетворение мудрости.
Нам не известно, какие именно места в книге принадлежат самому Соломону. Но может это не так и важно. Не главное ли – сама суть той или иной притчи, нежели ее конкретный автор?!
С самых первых слов мы обнаруживаем цель написания книги; и предлагается целый список определений мудрости.
Например, во-втором стихе мудрость прежде всего означает практическое знание и благоразумное поведение.
В третьем стихе связь мудрости с правилами благоразумия вновь подчеркивает ее практический аспект – здравый смысл.
В четвертом стихе слово «смышленость» имеет несколько иной оттенок: оно означает проницательность, хитрость, способность заставить других делать то, чего ты хочешь. Этот термин может рассматриваться как негативное, так и позитивное явление, так как смышленость и рассудительность практичного и находчивого человека может добиться желаемого результата, не уходя от проблем. В позитивном смысле это находчивость, а в негативном – коварство, смотря какая цель стоит у человека.
В стихе 5 слово, переведенное как познания, в оригинале имеет особый оттенок: усилия, предпринимаемые для достижения цели, и восприимчивость как неотъемлемая черта мудрости.
Во вступительной части повествования обозначен даже круг потенциальных читателей, к которым обращается автор. Это простые, неопытные, доверчивые и наивные молодые люди, которых легко сбить с правильного пути. Но эта книга полезна и для людей мудрых и разумных. Мудрые и разумные знают, что большинство людей предпочитают действовать по старинке, а не открывать новые пути. И наоборот, люди становятся глупцами, если не хотят учиться или благодушествуют в своей уверенности, что все как-нибудь обойдется, или если они игнорируют давно известные истины.
Понедельник. Подлинное воспитание
Эта мысль базируется на тексте: Притчи 1:8-10
Поучение здесь начинается с обычного обращения к читателю. Оно призывает молодых людей внимать советам отца и матери, которые совместно руководят взаимоотношениями в семье, отношениями членов семьи с обществом и Богом. Это наставление сопровождается обещанием (9 стих), дополняющим те, которые упомянуты в ст. 2-7; оно подчеркивает не только благодетельную, но и привлекательную сторону мудрости.
Далее речь идет о практическом аспекте. В 10 стихе говорится о том, что может произойти и как надлежит реагировать на это.
Фактически в этих стихах предложены как положительные, так и отрицательные побуждения к мудрости и благочестию. Сказав о страхе Божьем (ст. 7), как начале или основе истинной премудрости, автор на втором месте ставит учительный авторитет родителей, как тех, кто имеет гораздо больший опыт жизни по отношению к их детям.
Вторник. Воззвание мудрости
Эта мысль базируется на тексте: Притчи 1:20-33;
В этом тексте содержится призыв к глупому и самонадеянному человеку, чтобы он не пренебрегал мудростью во избежание несчастья.
В 20-21 стихах премудрость представлена как премудрость-пророк, которая провозглашает свою весть в местах собраний народа – «на улице, на площадях», - как это было принято в Израиле. В стихах 22-33 приводятся ее речи и возникает образ пророка, весть которого не востребована, а позднее, когда народ захочет спросить у нее совета, он уже ее не найдет.
Такое персонифицированное изображение премудрости в образе пророка помогает передать напряженность ситуации, которая требует неотложного обращения к мудрости. Премудрость излагает истины в особой манере: будто уже поздно что-либо изменить. Это обычный для пророков прием, призванный встряхнуть людей, побудить их к немедленному действию, чтобы действительно не было слишком поздно.
Вся эта первая глава – это горькое резюме сетования премудрости, ее предостережений и обетований. Любовь и ненависть (22 стих) здесь предстают как атрибуты единства воли и чувств, и это характерно не только для всей Книги Притчей, но и всего Священного Писания.
Далее в стихах 23-25 мы читаем о сетовании и сожалении людей, которые передаются в форме плача: народ не внял ее советам и лишился неиссякаемых даров премудрости. Люди не хотели слушать ее обличений и советов, негативное (порицания) и позитивное (обетования) тесно связаны между собой. В стихах 26-28 акцент делается на предостережениях, которые, как всегда у пророков, логично вытекают из обличений: людей постигнет внезапное несчастье – беды и напасти захлестнут их, они даже несколько утрируются, чтобы сильнее воздействовать на чувства людей, заставить их проснуться.
В заключительных стихах первой главы оплакиваются люди, которые добровольно отказались посвятить себя справедливому делу и не использовали свою свободу для правильного выбора – послушания и смиренного повиновения Господу.
Вот такая персонификация премудрости в образе пророка помогает уяснить те наставления, которые исходят от нее и которые зиждутся на житейском опыте. Премудрость учит, что главное препятствие на пути познания истины – моральный фактор: нежелание узнать суровую и нелицеприятную правду. Она также учит, что человек, который однажды испытал нравственное воздействие премудрости, открывает для себя путь к успешной и безопасной жизни. В этом и разгадка подлинной безопасности; но необходимо осознать пропасть между упорством и беспечностью, с одной стороны, и безопасностью и спокойствием — с другой.
Среда. Преимущества мудрости
Эта мысль базируется на тексте: Притчи 2 глава.
Продолжая тему родительских наставлений, начатую в 1:8—19, и пророческих предостережений в 1:20-33, в данном разделе Книги Притчей внимание обращается прежде всего на соблюдение неких требований и обетование. В этих текстах нет императивов, категорических требований, но, как и в 1:20-33, речь идет о пророческих предостережениях: о соблюдении определенных условий («если») в стремлении к мудрости и о ее благих последствиях (обетованиях).
Таким образом, многие обетования сами по себе служат побудительной причиной к действию. Через всю главу проходит образ «пути» и «стези». Как важно встать на правильный путь! Призыв к поискам мудрости в ст. 1-4 подан не в такой прямой форме, как в 1:8. Здесь отмечается, что серьезное стремление к мудрости включает четыре важных момента:
Во-первых, это тренировка памяти.
Во-вторых — интеллектуальные усилия.
В-третьих — необходимо обдуманное и сильное желание. Поиски мудрости столь же серьезны, сколь важна и серьезна сама мудрость.
В-четвертых, это требует таких деятельных усилий, которые можно сопоставить с извлечением сокровища (золота) из-под земли.
Упоминание о сокровище и сохранении заповедей уже указывает на обетование, связанное с предметом поисков. Обретение мудрости — целенаправленная деятельность, требующая больших затрат сил.
Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни. Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности.
В ст. 5-11, продолжающих мысль, высказанную в 1:9, рассматриваются благие последствия стремления к мудрости. Целеустремленные поиски мудрости увенчаются успехом, если человек находит Господа и повинуется Ему, соединив свою волю с Его волей. Это как ключ к замку от сокровищницы.
В ст. 16-19 говорится не только о распутных женщинах, но и мужчинах. Здесь обличается прелюбодеяние и, естественно, подчеркивается важность супружеской верности. Но тема прелюбодеяния или разврата женщины активно обсуждается в главах 1-9. Об этом мы еще будем говорить в следующих уроках.
Возможно, супружеская неверность — это аллегория, говорящая о неверности Богу, типичная для языка Ветхого Завета. Здесь же верность Богу выражается с позиций стремления к мудрости. Аморальность женщины в этом отрывке определяется словосочетанием «жена другого», которое предполагает ее приверженность «другим» богам и «другой» мудрости. Такие женщины соблазняют мужчин, совращая их с истинного религиозного пути и ввергая в распутство, в измену Богу.
Призыв со всей серьезностью приобщаться к мудрости и противостоять соблазнам и искусам чужих женщин, которые уведут тебя к чужим богам — это две стороны одной медали. Такой подход позволяет найти верное толкование и последующих отрывков, трактующих тему «прелюбодеяния», хотя в ст. 17, скорее всего, речь идет об израильской женщине, которая бросила своего мужа, нарушив тем самым свои обеты перед Богом Израиля. Вообще здесь переплетается мысль о буквальной неверной жене своему мужу и неверности израильского народа по отношению к Богу.
Здесь преступления рассматриваются с точки зрения их несовместимости с нравственными нормами, но актуальность предостережений заключается в том, что акцент делается на индивидуальном воздаянии за злодеяния. Супружеская неверность, конечно, грех, но, кроме того, еще и большая глупость.
В современном мире сексуальное самовыражение прикрывается ореолом любви, и только по прошествии времени люди открывают для себя, что боль и потери едва ли адекватная плата за испытанное сиюминутное удовольствие. Притчи показывают, что прелюбодеяние ведет к тем же последствиям, что и разбойные действия – в конечном итоге, к потери жизни вечной.
Четверг. Не забывай!
Здесь мы рассмотрим основные моменты 3 главы книги Притчей.
Первые 18 стихов раскрывают более частное изображение свойств истинной мудрости в отношении к Богу и ближним; здесь мудрость выявляется как высеченное благо.
В стихах 19 -26 – мысль о том, что Господь, Премудрый Творец, охраняет и защищает жизнь мудрого и благочестивого.
Текст: 27-35 содержит увещание быть милосердым к ближним и предостережение от подражания насильникам и вообще беззаконным.
Вот это нам следует уяснить и не забывать!
Пятница. Резюме
Итак, премудрость Божия, со всею очевидностью отобразившаяся в творении мира и всегда являющая себя в его сохранении, должна быть вечным образцом, идеалом для всех ищущих мудрости. Она должна быть предметом пристального внимания как юношей, так и девушек; люди среднего и пожилого возраста также должны внимать советам мудрости. Плоды мудрости, даже для одной внешней жизни человека, спасительны и разнообразны: правила мудрости, полагаемые в основу деятельности человека, делаются для него источником духовного питания, нравственной крепости, - словом истинной жизненности мира, спокойствия и успеха во всех делах, безмятежного покоя и безопасности, как от внешних врагов, так и от внутреннего смятения. Это потому, что мудрый во всех отношениях и обстоятельствах жизни возлагает упование свое на Господа, и надежда его никогда не обманет его.
Будем к этому стремиться? Если «да», то мы на верном пути, и это значит, что урок мы прошли не напрасно.
Пастор Александр Серков
Похожие новости
Утренние чтения 2019 - Дорога мудрости и вдохновения
Вдохновение и мудрость. Для полноценной жизни человеку необходимо и то, и другое, иначе жизнь
06.01.19
Чтения
Виталий Олийник. Божественная мудрость
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №4, «Божественная мудрость» (24 января 2015)
24.01.15
Субботняя школа
Жак Дукан. Притчи
В то время как многие книги Библии наполнены глубокими духовными и богословскими истинами, книга
13.12.14
Субботняя школа